Психология. Социальная психология отв полностью. 1 Предмет соц психологии. Связь соц психологии с другими науками
Скачать 117.69 Kb.
|
Напомним, какие группы включаются в категорию больших устойчивых групп: - этнические группы (нации, народности и т.д.); - половозрастные группы (молодежь, женщины, пенсионеры); - профессиональные группы; - социальные классы. Исходно социальная психология занималась в основном вопросами стихийных больших групп, однако происходящий в последние годы в мире небывалый взрыв межнациональных конфликтов актуализировал проблемы устойчивых больших групп, и в первую очередь - этнопсихологии. Начиная с 1960-70 гг. в мировом масштабе отмечается всплеск национального самосознания, идущий параллельно с всемирной унификацией духовной и материальной культуры. Это явление даже получило название "этнический парадокс современности". Оно проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков "загадочной народной души" до стремления создать или восстановить свою национальную государственность, которое может приводить к межэтнической напряженности (между валллонами и фламандцами в Бельгии, между англо- и франко-канадцами) или даже к открытым межэтническим конфликтам (между сербами и хорватами в бывшей Югославии, между народностями тутси и хуту в Бурунди и Руанде). 34.Толпа, ее виды и структура. Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы: - повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; - повышение эмоциональности восприятия действительности; - подавление чувства ответственности за собственные поступки; - появление чувства силы и осознания анонимности. Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют». В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, ревбольшой массы людей. Все это воздействует на эмоциональное состояние. Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания: поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей. Различают простую, экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что названные виды толпы во многом условны. Толпа - весьма динамичное социально-психологическое явление. Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служат какое-либо происшествие, как правило, дорожно транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п. В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. Экспрессивная толпа - это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рокмузыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении. Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют, ведут себя так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидным. «Фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Как правило, значительную часть болельщиков составляют не простолюбители спорта, а лица, испытывающие чувства привязанности к какой-либо из команд, преимущественно к местной. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа – это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового стра-ха при мнимой или реальной угрозе). Паника может возникнуть при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей. 35.Способы воздействия толпы на личность. Заражение – можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенных психическим состоянием. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, набюлюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей. Примеры: - религиозные экстазы; - массовые психозы; - паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить; - эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты. Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д. Как это запустить? К сожалению, этот вопрос практически не исследован. Внушение - особый вид воздействия, а именно целенаправленное воздействие одного человека на другого тли на группу. Здесь, в отличие от заражения, передается информация, но она воспринимается некритически. Отличия механизма внушения от механизма заражения: - заражение - сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния ; при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы. - внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, ритмы и др.) Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем. Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; у. происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Примеры внушения мы находим в пропаганде и рекламе. И то, и другое формально апеллирует к логике и сознанию, но метод внушения используется весьма широко. В частности, здесь разработана особая концепция "имиджа"(специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются только определенные стороны объекта).Имидж сгущает нужные рекламодателю краски образа и, тем самым, выполняет функцию механизма внушения. Кроме того, грамотно построенный имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, что облегчает внушение. Подражание – также относится к механизмам, способам воздействия людей др.на др., в том числе в условиях массового поведения, хоть его роль и в инных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточна велика. Имеет ряд общих черт с заражением и внушением, но его специфика в том, что здесь осуществляется не простое приняте внешних черт поведения др. человеком или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Сформулированы следующие законы массового подражания: - внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам; - низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д 36.Социальные движения, их характеристика и психологические черты. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета). Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров. Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные и сиюминутные. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей. В современной, преимущественно социологической, литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения с положением других. Другая теория — мобилизация ресурсов — делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. 37.Общая характеристика мотивационного, ситуативного и когнитивного подходов к исследованию психологии межгрупповых отношений. Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов Так, уже в поздних работах 3 Фрейда (3 Фрейд, 1925) излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешне групповую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотиваиионнойсфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс. Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идеи гифииируя себя с ним, а с другой — испытывал ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей* группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп. Внешне групповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутри личностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности, генершшзаиии агрессии, возникающей в результате фруст-рируюшего воздействия на личность, роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас. Т.Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне. И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общесгвенную жизнь стран Западной Европы и США. С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп. Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодействия в формировании межгрупповых отношений, концепция М Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях {в том числе самого М Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповои враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих, в отсутствие объективного конфликта интересов и вообше предшествующего опыта межгруппового взаимодействия. Экспериментальные исследования я теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации) послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г Тэджфелд и Дж Тернера Ситуативный подход к анализу межгрупповых отношений реализуется втеории реальных конфликтов. М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты — это результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих сторон может стать победительницей, причем в ущерб интересам другой. Конкуренция групп ведет к враждебности, проявляющейся в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессию и враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает сплоченность данной группы и создает новые символы ее идентичности. Таким образом, характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к появлению враждебности. «Естественное средство, способное уменьшить враждебность, — наличие и возможность осуществления высших целей, которые требуют общих усилий со стороны всех членов всех групп в процессе их совместной деятельности» (М. Шериф). Реалистическая теория межгруппового конфликта (Кэмпбелл) гласит: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание действительной угрозы со стороны другой группы, что вызывает враждебность между ними и усиливает внутригрупповую солидарность, т. е. межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов; изменяя их, можно увеличивать или снижать степень межгрупповой напряженности. Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: они склонны переоценивать результаты собственной и недооценивать действия чужой, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования. В рамках когнитивного подхода возникла теория социальной идентичности. А. Тэшфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой враждебности вовсе не обязательно являются несовместимые интересы и цели, порой достаточно просто осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности. Испытуемые при выборе способа распределения денежного вознаграждения анонимным членам своей и чужой группы за участие в эксперименте предпочитали устанавливать преимущества в пользу своей группы, чем просто выделять ее членам максимально возможную сумму денег, когда при этом «чужим» досталось бы еще больше. То есть люди готовы были нести материальные потери, но выиграть в плане социальной идентичности и проявить дискриминацию, враждебность по отношению к «чужакам». Эксперименты показали, что межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности совершенно не затрагиваются и не связаны с актом благоприятствования чужой группе, когда нет никакого межгруппового соревнования и никакой предшествующей или актуальной враждебности между группами. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем это есть на самом деле. Часто культурные и языковые границы между этническими общностями трудноуловимы, но в ситуации конфликта они воспринимаются как четкие, яркие, важные. На протекание этнического конфликта влияет и такая особенность восприятия социальной информации, как феномен иллюзорной корреляции,когда какие-то два события оцениваются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле между ними либо вообще нет никакой связи, либо она намного слабее, чем кажется. Поиск «козлов отпущения» в ходе этнических конфликтов осуществляется с помощью механизма социальной каузальной атрибуции, т. е. виновником всех бед считается чужая группа. |