Главная страница
Навигация по странице:

  • 51.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

  • 52.Психодинамическая теория личности З. Фрейда.

  • Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности

  • 53.Понятие социализации и адаптации личности.

  • 54.Характеристика институтов и механизмов социализации Важный механизм социализации – идентификация.

  • Традиционный механизм

  • Межличностный механизм

  • Психология. Социальная психология отв полностью. 1 Предмет соц психологии. Связь соц психологии с другими науками


    Скачать 117.69 Kb.
    Название1 Предмет соц психологии. Связь соц психологии с другими науками
    АнкорПсихология
    Дата28.06.2022
    Размер117.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная психология отв полностью.docx
    ТипЗакон
    #619384
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    50.Интерперсональная теория развития личности Г. Салливена.

    Свою теорию Г. Салливен, назвал интерперсональной теорией психиатрии. Он, считал, что личность человека является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. ≪личность —это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений≫.

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов —от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель.

    В детстве эта модель появляется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве —на основе общения с представителями другого пола и т.п. Хотя ребенок и не рождается с определенными социальными чувствами, однако они формируются у него в первые дни жизни и процесс их развития связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

    Главными, ведущими для всех потребностями Салливен считал:
    · потребность в нежности и

    · потребность в избежании тревоги.

    Однако возможности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необходимую нежность и ласку близких. В то же время источники тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что фактически невозможно полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека.

    Таким образом, эта потребность —в избегании тревоги —становится ведущей для личности и определяет формирование Я-системы, лежащей в основе личности человека.

    Говоря о Я-системе Салливен выделяет три ее структуры —

    · хорошее Я,

    · плохое Я и

    · не-Я.

    Описывая их роль в психическом развитии, он доказывает, что стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги человека.

    Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен называет ≪избирательным вниманием≫. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то ≪избирательное внимание≫ регулирует не только собственную персонификацию, но и персонификации (образы) других людей.

    Таким образом, он писал о том, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.
    51.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

    Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

    В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

    Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживаний.
    52.Психодинамическая теория личности З. Фрейда.

    Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее - общую биологическую энергию - либидо (влечение, желание по латински).

    Эта энергия направлена на:

    - продолжение рода (сексуальное влечение)

    - разрушение (агрессивное влечение).

    Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

    Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

    Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

    На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.

    На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

    На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

    Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

    1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

    2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

    3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

    Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболе-ваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них:

    вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания);

    проекция(процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи);

    замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему);

    реактивное образование(подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения);

    сублимация(замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

    У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

    Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть, с одной стороны, система сексуальных и агрессивных мотивов, и, с другой стороны, защитных механизмов - а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
    53.Понятие социализации и адаптации личности.

    Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

    Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

    Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

    а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

    б) культура труда производственной и других видов деятельности.

    Становление и развитие личности может быть представлен двумя ус­ловными этапами.

    Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, эколо­гических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.

    Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Это этап профес­сиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Про­цесс социализации не завершается по достижении человеком взрослого возраста. Продолжается этот процесс не­прерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Социализация личности осуществляется в процессе адапта­ции к окружающей среде и к социальным отношениям.

    Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности — приспособление организма к устойчивым и меняющимся усло­виям среды (температуре, атмосферному давлению, влажнос­ти, освещению и др. внешним физическим условиям и воздей­ствиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адапта­ционные возможности.

    Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности; личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

    Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сферы, жизнедеятельности человека, то и в его психологической адап­тации присутствует социальная и экологическая составляющие.

    Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею соци­альными нормами, правилами, ценностями, социальным опы­том, социальными отношениями и действиями.

    Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

    • социально-психологической сфере жизнедеятельности личности — системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

    • сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

    В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях — становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

    Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
    54.Характеристика институтов и механизмов социализации
    Важный механизм социализации – идентификация. Для детей раннего возраста важнейшей моделью иденитификации выступают родители. В общении и взаимодействии с родителями, ребенок усваивает ценности, установки, социальные навыки и нормы поведения родителей. В более позднем возрасте образцом для идентификации могут выступать сверстники, значимые взрослые, представители различных социальных групп, несущие в себе ценные качества и формы поведения. Идентификация продолжается на протяжении всего жизненного пути человека.

     

    Подражание – еще один механизм социализации, который является врожденным. Подражание существует и в мире животных. Подражание – это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта и особенностей поведения других людей. Важнейшую роль подражание играет в младенческом и дошкольном возрасте. По мере взросления п. теряет свою ведущую роль. У взрослых людей по сравнению с другими механизмами с. п. играет второстепенную роль.

     

    Внушение– это механизм социализации, посредством которого ребенок неосознанно воспроизводит образцы поведения, образ мыслей, усваивает родительские сценарии. Особой внушающей силой обладают послания, идущие от авторитетных для ребенка людей.

    Конформность в социальной психологии рассматривается как важнейший механизм социализации и адаптации человека к условиям социальной среды. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее, внешне соглашается с ними. От других социально-психологических механизмов социализации конформность отличается наличием у человека внутреннего конфликта между тем, что он думает, и тем, как он ведет себя на самом деле, тем, во что он реально верит и ценит.

     

    Социальная фасилитация – это механизм социализации, благодаря которому окружающие люди оказывают развивающее и стимулирующее влияние на индивида. Социальная фасилитация обычно сопровождается подражанием и внушением и происходит в кругу близких людей, с которыми ребенок чувствует себя комфортно. В обстановке напряженности, при общении с незнакомыми враждебными людьми, у ребенка может наблюдаться противоположное явление - социальная ингибиция (ингибиция - торможение). Социальная ингибиция препятствует приобретению нового социального опыта и замедляет процесс социализации.( по Фрейду)

    Л. Столяренко имеет собственный взгляд на механизмы социализации. Фактически, в ее подходе также соединены механизмы и институты социализации. Соответственно, она выделяет следующие социальные образования, именуя их, впрочем, механизмами социализации.

     

    1. Традиционный механизм. Сюда включается усвоение норм и ценностей в семье и в ближайшей контактной группе.

     

    2. Институциональный механизм. Здесь Столяренко размещает процесс взаимодействия с такими институтами общества как школа, клубы, СМИ, армия.

     

    3. Стилизованный механизм. Он включает в себя процесс взаимодействия с представителями различных субкультур. Субкультура может быть возрастной, профессиональной, досуговой.

     

    4. Межличностный механизм. Он действует в процессе контактов со значимыми лицами.

     

    5. Рефлексивный механизм, представленный в виде внутреннего диалога.

     

    Институты социализации (агенты, средства социализации) – это конкретные социальные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта. Термин «институт» в данном случае используется как социологическое понятие – как естественная форма отношений между людьми, сложившаяся в ходе развития общества. Что касается опыта, то он может быть горизонтальным – внутрипоколенным – опытом и вертикальным – межпоколенным опытом. В качестве основных источников социализации выступают семья, школа, общественные институты и организации, различные официальные учреждения печать, радио, телевидение, система образования.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта