Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Социальная стратификация современного общества. Модели стратификации. Особенности стратификации российского общества. Модели социальной стратификации

  • 29. Социальная мобильность

  • 30. Понятие и процесс социализации как интеграции индивидов и групп в обществе

  • 31. Возрастные этапы социализации, ее критические периоды

  • 32. Механизмы и институты социализации

  • Институты (агенты) социализации

  • Зачёт по социологии КубГУ 1 курс 2 семестр. к зачету социология. 1. Предметная область социологической науки, ее специфика и многообразие подходов


    Скачать 97.71 Kb.
    Название1. Предметная область социологической науки, ее специфика и многообразие подходов
    АнкорЗачёт по социологии КубГУ 1 курс 2 семестр
    Дата15.06.2022
    Размер97.71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлак зачету социология.doc
    ТипДокументы
    #594182
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    27. Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества

    Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е.закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковы исторические типы стратификации. Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

    Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X—XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

    Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

    Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность.

    Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.

    Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость.

    К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов.

    28. Социальная стратификация современного общества. Модели стратификации. Особенности стратификации российского общества.

    Модели социальной стратификации

    Обычно в социальной стратификации выделяются три наиболее крупные страты -низшие, средние и высшие слои общества. Каждая из них также может быть разделена еще на три. По численности принадлежащих к этим слоям людей мы можем построить и стратификационные модели, дающие нам общее представление о реальном обществе.
    Из всех известных нам обществ верхние слои всегда составляли меньшинство. Как сказал один древнегреческий философ, худших всегда большинство. Соответственно " лучших" ( богатых) не может быть больше, чем средних и низших. Что касается "размеров" средних и нижних слоев, то они могут быть в разных соотношениях (больше или в нижних, или в средних слоях). Исходя из этого, можно построить формальные модели стратификации общества, которые условно назовем как "пирамида" и "ромб". В пирамидальной модели стратификации большинство населения относится к социальным низам, а в ромбовидной модели стратификации- к средним слоям общества, но в обеих моделях верхи составляют меньшинство.

    Высший класс современной России представляют те, кто имеет большую власть и (или) собственность и деньги. Сюда входят три группы.

    Правящая элита. Это высокопоставленные чиновники президентских, парламентских, правительственных структур как федерального, так и регионального уровней.

    Другая часть - крупные бизнесмены.

    Это наиболее яркие и преуспевающие представители творческой интеллигенции (писатели, артисты, ученые и т.д.). а также именитые, известные специалисты в различных областях.

    Условно-средний класс назван так с тем, чтобы отличить его от более однородного благополучного среднего класса развитых обществ. В отличие от «цивилизованных» западных обществ, российское пока заметно пестрит представителями разного уровня жизни - от удовлетворительного до относительно высокого.

    Другая часть современных «середняков» - это люди самых разных профессий с невысоким и низким, но терпимым уровнем жизнеобеспечения. Известно, что формирование нормального среднего класса - это основа стабильности и процветания общества. Проблема среднего класса в России будет рассмотрена отдельно.

    Низший класс охватывает все те слои россиян, уровень обеспеченности жизни которых концентрируется вокруг и ниже черты бедности. Главная забота многих из них - это обеспечить свое физическое выживание в этот тяжелый период российского неустройства, «дикого капитализма» и нежелания государства защитить своих граждан.

    По расчетам российских исследователей, население страны по размерам доходов можно примерно разделить на четыре группы:

    1. Богатые - примерно 2% населения;

    2. Средний слой (преуспевающие) - 29%;

    3. Средний слой (живущие терпимо) 44%;

    Бедные 25%.

    Чаще всего за основу берется материальное благосостояние или власть. Множество критериев дифференциации объясняется тем, что в любом обществе существует неравенство, как основа социального деления, но неравенство разное. Социальные группы могут различаться и ранжироваться по уровню образования, доходов, стилю жизни, структуре потребления, владению собственностью и т.д.

    Самым важным критерием, определяющим социальный статус человека, является душевой доход, а экономическая дифференциация, равно как и стратификация соответственно становится наиболее значимой для исследования социальной структуры. Нужно заметить, что для определения своего места в социальном пространстве основными для граждан являются те критерии, которые они выбирают для выделения групп.

    29. Социальная мобильность

    Ее автором является Питирим Сорокин, который в 1927 году ввел в социологическую науку понятие социальная мобильность. В самом общем смысле под социальной мобильностью понимается изменение статуса индивида или социальной группы, вследствие чего он (она) изменяет свое положение в социальной структуре, приобретает новые ролевые наборы, изменяет свои характеристики на основных шкалах стратификации. Сам П. Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

    30. Понятие и процесс социализации как интеграции индивидов и групп в обществе

    социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации.

    Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше). Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

    Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации:

    первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;

    вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

    Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

    Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, например Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.

    Сторонники интеракционизма видят в индивиде равноправного участника социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид при необходимости может решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности. В социологии представителями такого подхода стали Дж. Мид и А. Першерон.

    31. Возрастные этапы социализации, ее критические периоды

    В работе "Стадии социализации индивида" видный отечественный психолог Я. Гелинский отмечает, что личность проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.

    Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно. Третья точка зрения — самая крайняя — представляет пенсионный статус человека как этап де-социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

    Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

    В структуре внутренних факторов определяющее значение приобретает возраст субъекта социализации — индивида и связанные с ним биопсихологические особенности. В частности, американский психолог и психоаналитик Э. Эриксон (1902-1976) выдвинул теорию "кризисного развития" или "критических периодов", объясняющую изменение отношения человека к социальной среде с точки зрения возрастных этапов. Итак, человеческую жизнь принято делить на три больших периода: становление личности, ее зрелость (взрослость) и старость. В свою очередь, в период становления личности обычно различают детство, отрочество (подростковый возраст) и юность. Эти периоды характеризуются прежде всего быстротой возрастных изменений, сочетающихся с систематическим увеличением контактов индивида с внешним миром, что создает своего рода привычку к подвижности интересов, установок и ценностных ориентации.

    По мере того как ребенок приближается к рубежам юности в первичной социализации, все большее значение приобретают не дидактические моменты, а сама жизнь семьи, то место, которое занимают в ней общесоциальные ценности и отношения. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное "Я", и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере находятся в зависимости и от сверстников, и от так называемых референтных групп, и от моды, и от общественного мнения.

    Разумеется, эта кризисность переходного периода от детства к взрослости чрезвычайно усложняет определение временных границ третьего периода становления личности — юности, когда усиливается потребность не только в познании, но и в освоении окружающего мира, в поисках оптимальных образов поведения и отношения с другими людьми, изменяется сама форма самоопределения развивающейся личности: в ней все в большей степени проявляется стремление к самоутверждению и самореализации, возрастает активность поведения, а значит, и необходимость в его социальном регулировании.

    Окончание юношеского периода совпадает с завершением становления личности, обретением ею определенной психической и социально-нравственной стабильности, выявлением своих склонностей и возможностей, с началом нового этапа ее развития в рамках взрослого состояния. Этим этапом и является молодость, которую, следовательно, надо рассматривать не как простое продолжение детства, отрочества, юности, а как расширение и углубление социальной, психологической зрелости, составляющей сущность понятия "взрослость".

    В свою очередь, в период молодости различаются ранний и поздний этапы (по Б.Г. Ананьеву (1907-1972) 21—25 лет и 26—34 года), предшествующие наступлению полной зрелости. Данная периодизация может быть подтверждена и таким критерием, как возникновение оптимальной возможности гармонизации физических, социальных и психических характеристик индивида. Это происходит примерно в 25—26 лет, поскольку именно к этому времени даже та часть молодежи, которая получает высшее образование, включается в профессиональную деятельность (длительность включения, по мнению специалистов, равна в зависимости от обстоятельств трем-четырем годам) и, кроме того, большинство людей определяет свой личностный статус, создает семью, формирует индивидуальный стиль повседневной жизни в соответствии с социальными структурами, в которые они включены.

    32. Механизмы и институты социализации

    Механизмы социализации

    По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:

    - Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

    - Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

    - Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

    Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

    По П. А. Сорокинумеханизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

    Институты (агенты) социализации

    Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

    Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

    Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

    Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

    Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

    Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта