Зачёт по социологии КубГУ 1 курс 2 семестр. к зачету социология. 1. Предметная область социологической науки, ее специфика и многообразие подходов
Скачать 97.71 Kb.
|
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное обществаНаиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. 11. Общество как социальная система. под социальной системой принято понимать упорядоченную, построенную иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединённых устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующих со средой как единое целое.Понимание, что общество – единое целое, сложилось не сразу. Э. Дюркгейм рассматривал общество как индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Вебер считал, что общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Русские социологи рассматривали общество как мир, как замкнутое пространство (общину), где все друг друга знают, и между ними существуют различные связи и взаимодействия. К. Маркc рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности. Современные российские социологи определяют общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся на основе постоянного изменения форм и отношений их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Общее: подход к обществу как к целостной системе элементов, находящейся в тесной взаимосвязи (системный подход). Всякая социальная среда состоит из компонентов: 1. Ценности – обобщенные представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов. 2. Нормы – ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях, обеспечивающих интеграцию социальной системы. 3. Коллективы – общности, имеющие статусную дифференциацию, ориентируемые на выполнение целеедостиженческих функций. 4. Роли – ожидания относительно поведения личности, выполняющие в социальной системе функции адаптации. 5. Институционализация – процесс образования устойчивого взаимодействия между социальными действиями, которые затем превращаются в элементы социальной структуры, или в совокупность стандартных отношений носителей ролей. 6. Социальная система общества – институционализируемый набор ролей. Основная задача системного подхода – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая может стать теорией общества. Понятие общества включает в себя ряд основных понятий: 1. Социальная структура общества – определение способов связей и взаимодействия элементов: индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статусы) и выполняющих определённые социальные функции (роли) в соответствии с принятой данной системой совокупностью норм и ценностей. Социальная структура предполагает: а) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости и возможность их корреляции для их упрочения б) регулятивность, устойчивость, повторность этих взаимодействий в) наличие уровней, «этажей» согласно значимости элементов, входящих в структуру г) регулирующий, интегрирующий, динамичный контроль за поведением элементов Т.о. под социальной структурой понимается совокупность устойчивых связей и отношений между элементами. 2. Система – определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство, внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу её организации, определённым составом и набором элементов. Социальная система общества – целостное образование, основным элементом которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводящиеся в исторический процесс переходя от поколения к поколению. 3. Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных обществах в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно, установление их диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Их сущность проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Выделяют следующие виды связей: а) взаимодействие б) отношения в) контроль г) институциональные 4. Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает в себя индивидов, их действия, изменения в социальной общности и в обществе в результате этих действий, влияние перемен на конкретных индивидов, составляющих конкретную общность, и обратная реакция индивидов. 5. Социальные отношения – устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Взаимодействия и отношения не проходят на ровном месте, они осуществляются в ряде подсистем социальной системы: а) экономической б) политической в) духовной г) культурной д) социальных общностей е) национальной сфере ж) в процессе социализации Т.о. общество складывается из множества институтов, их социальных связей, взаимодействий, отношений 12. Понятие культуры в социологии. Функции культуры. Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе. Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие: - гуманистическая (развитие творческого потенциала человека); - социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта); - коммуникативная (функция социального общения); - образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию); - регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения); - интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества). В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение. В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов. Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную. Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни. Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. 13. Массовая и элитарная культура. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д. Черты элитарной культуры: 1. Постоянство, то есть продукты элитарной культуры не зависят от исторического времени и пространства. Так, произведения Моцарта с момента их создания являются образцом классики во все времена и в любом государстве. 2. Необходимость в духовной работе. Человек, живущий в среде элитарной культуры, призван к напряжённой духовной работе. 3. Высокие требования к компетентности человека. В данном случае имеется в виду то, что не только творец, но и потребитель продуктов элитарной культуры должен быть способным к интенсивной духовной работе, быть достаточно хорошо подготовленным в искусствоведческом смысле. 4. Стремление к творению абсолютных идеалов совершенства. В элитарной культуре правила чести, состояние духовной чистоты приобретают центральное, ярко выраженное значение. 5. Формирование той системы ценностей, тех установок, которые служат фундаментом для развития культуры и центром консолидации общества. Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей. Черты массовой культуры: 1. Возможность конвейерного производства продукции, относящейся к культуре. 2. Удовлетворение духовных потребностей большинства населения. 3. Возможность привлечения к общественно-культурной жизни многих людей. 4. Отражение тех моделей поведения, стереотипов и принципов, которые преобладают в общественном сознании на данный период времени. 5. Выполнение политического и социального заказа. 6. Инкорпорация в ментальный мир людей определённых образцов и моделей поведения; создание общественных идеалов. 14. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение -лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь. Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет. Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты". 15. Современные социологические концепции личности. Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда Фрейд выделил 2 основные потребности, определяющие психическую деятельность человека: сексуальная и агрессивная. Но только удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны социума, они вытесняются, образуя область бессознательного. В психической структуре личности Фрейд определил 3 компонента: «Ид» - оно - бессознательное. Ид образует наибольший примитивный компонент, иррациональный носитель инстинктов, который подчиняется принципу удовольствия. Требования «ид» часто приходят в столкновения с нуждами других людей. «Эго» - Я - сознающая часть нашего «Я», которая возникает под влиянием окружающей среды и пытается примирить наше "ид" с требованиями окружающей среды. «Суперэго» - «сверх Я» - регулирует наше поведение в обществе, осуществляя нравственную оценочную функцию (стыд, совесть). Суперэго представляет культуру внутри нас, нормы и ценности, интернализованные нами из социальных групп. Структура личности по Фрейду как бы трехслойна и включает в себя бессознательное, сознательное или проявление коллективного сознания. Эта структура делает личность крайне противоречивой. Ее изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, социальные табу, направленные на подавление ее желаний, подчинение социальным нормам. Это противоречивость внутреннего мира - источник психических расстройств и заболеваний. Фрейд с позиции своей теории сексуального и бессознательного обратил внимание на различные сексуальные нарушения у детей и связанные с ними психические травмы. По его мнению, в детские годы формируется так называемый Эдипов комплекс, согласно которому ребенок испытывает любовь и половое влечение к родителям противоположного пола. По мере взросления ребенок начинает понимать ошибочность своих представлений, но это чувство в бессознательном виде надолго остается в нем. Согласно Фрейду до 4-летнего возраста в личности закладываются все основные конфликты, которые позже будут лишь модифицироваться и высвечиваться под влиянием обстоятельств. По Фрейду человек по своей природе антисоциален, общество его приручает и очищает от низменных инстинктов. Он отличал, что цивилизация с ее запретами и санкциями с одной стороны - великое благо и необходимость, иначе человечество полностью подчинилось бы сексуальным и летальным инстинктам, но с другой стороны цивилизация - бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений приводит к развитию неврозов, растущей неудовлетворенности, тревоги, деформации характеров и отчуждения. Теория «зеркального Я» Чарльз Кули Концепция «зеркального Я», отражает специфику общения индивида с разнообразными первичными группами (Кули впервые употребил понятие «первичная группа»: семья, друзья). Именно в этих группах происходит социализация и усваиваются основные общественные ценности, нормы, способы поведения. Непосредственные тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают разнообразные психические реакции. Мнение окружающих его первичных групп становится настолько важным, что под их влиянием у него вырабатывается чувство «Я» которое Кули назвал зеркальным. Другие люди - зеркала, в постоянном общении с ними формируется наше «Я» как сумма зеркальных «Я». Благодаря «зеркальному Я» у ребенка формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих и он приучается осознанно выделять себя из окружающих людей, вырабатывая вместе с тем чувство гордости, уважения и унижения. Таким образом, личность по Кули есть совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. Теория социальной интеракции Джорджа Мида Мид, подобно Кули, придает решающее значение в процессе социализации социальному взаимодействий, но в отличие от Кули, Мид пытается глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействий. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способность использовать символы и адекватно их интерпретировать. Американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания согласованного социального взаимодействия является способность человека, которая формируется еще в детстве, принимать на себя роли других людей. Социальное «Я» по мнению Мида вырастает в социальном процессе только во взаимодействии с другими людьми. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным, поэтому ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному оценивают мир. Главное место формирования способности принимать на себя роли других людей принадлежит детским играм. Выделяют 3 игровые стадии: Имитация - копирование поведения, не понимая его. Игровая - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врач, пожарный). |