Главная страница

Шпоры к экзамену по социологии. 1. Предпосылки возния социологии


Скачать 128.7 Kb.
Название1. Предпосылки возния социологии
АнкорШпоры к экзамену по социологии.docx
Дата30.11.2017
Размер128.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпоры к экзамену по социологии.docx
ТипДокументы
#10548
КатегорияСоциология. Политология
страница2 из 5
1   2   3   4   5
1   2   3   4   5

13.Понятие соц. сис-мы. Об-во как сис-ма.

Начиная с О. Конта и К. Маркса общество рассматривается как целостная система, состоящая из взаимосвязанных, относительно самостоятельных подсистем жизнедеятельности людей.

Т.Парсонс, для него соц сис-ма – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, кот образуют опред. целостное единство. Система высшего порядка- общество. Ему как системе присущи следующие свойства и черты: 1.Целостность(несводимость св-в сис-мы к сумме св-в составляющих ее элементов, и не выводимость из свойств элементов – целого) 2.Структурность (об-во как система обладает собственными элементами - подсистемами, связями и отношениями) 3.Иерархичность,( все элементы об-ва зависят друг от друга, находятся в отношениях соподчинения) 4.Самоорганизация(в об-ве как системе имеют место поведенческие процессы управления и саморегулирования. Об-во способно в случае нарушения равновесия восстанавливать его.) 5.Самодостаточность (в об-ве есть всѐ необходимое для сущ-ия (территория, льготы, конкуренция, регуляторы и т.п.). 6.Контроль (об-во – тип соц системы, предполагающий более сильный контроль за действием, чем все другие соц системы).

Для Т. Парсонса социальная система (об-во) – это система мотивированного человеческого поведения.

В отечеств соц-ии выделяют 4 подсис-мы (общ-ые отношения): 1.Материальная – произ-во вещей (здесь чел. – производит. сила) 2.Соц-ая – произ-во и воспроиз-во человеч. коллективной жизни. В этой сфере опред-ся статусы и роли. Чел как личность, соц сущ-во. 3.Политическая – как структура и механизм реализации власти, воли и интересов всех эл-тов об-ва. Установка общ-ого порядка. Чел как политически действующее сущ-во. 4.Духовная – произ-во идей, ценностей, информации, образования. Воспроизводит нормативно-ценностные и коммуникатив. компоненты общ-ой жизни. Чел как нравственное сущ-во.

14. Об-во и его основные типы.

Об-во – совок-сть всех форм взаимодействий индивидов, групп и общностей людей, населяющих определенную территорию, объединенных социальными институтами, организациями и отношениями. Общество является высшей, самой сложной формой организации жизнедеятельности людей.

7 подходов к пониманию об-ва по Штомпке: 1.Демографич 2.Групповой 3.Системный 4.Структур 5.Активистский 6.Культурный 7.Событийный

Признаки об-ва – это наличие: А)многочисл-ых индивидов и групп и осознание их принадлеж. к обществу. Сотрудничество и конкуренция. Б).общей территории В)саморегулир-ия и самопроиз-во В).Центр. власти Г)соц институтов Д)общ-ого сознания, сис-мы ценностей, языка Е)Внешняя идентификация Ж)Широкого спектра взаимод-ий, обмен деят-стью и её продуктами. З)Опред. сис-мы произ-ва и распр-ия матер. Благ И)общей культуры. Функции об-ва:интегративная, удовлетворение потребностей, разделение и специализация труда, статусно-ролевая, управленческая, ценностная, нормативная, защитная, контрольная.

Типы об-в по Спенсеру: военное и промышленное (критерий – способ борьбы за сущ-ие). По Веберу: западный и восточный (по степение рац-сти). По Парсонсу: первобытный, переходный, современный. Самая популярная: доиндустриаль, индустр. и постиндустр. Критерий – технич уровень произ-ва, господство опр технологий, виды используемой энергии, разделение труда, деление произ-ва на секторы: первичный (с/х и прир ресурсы), вторич (обрабатывающая промыш-сть), третичный (сфера услуг).

15.Понятие соц института. Институционализация.

Соц инст-т – способ приспособления индивида к жизни в об-ве. Это любые устойчивые формы чел деят-сти, делающие возможным совместную жизнь людей. Сов-сть соц инст-тов и сеть функц-ых отн-ий м/у ними характеризуют организацию об-ва, определяют каналы взаимод-ия м/у людьми.

Ввел понятие и занялся проблемой Г. Спенсер. Родоначальник институционализма – Веблен: соц инст-т – сов-сть общ-ых обычаев, воплощение привычек, поведения, образа жизни, передаваемых из поколения в пок., кот меняются в зависимости от обст-в и служат орудием приспособления к ним.

Глав инст-т – экономика.

Признаки инст-та – наличие:1. опред сферы общ-ых отн-ий; 2.норм, правил, обычаев, регулирующих отн-ия; 3.законов, управленческих решений, кот. удерживают институц-ые отн-ия в опред параметрах. 4.Сис-мы ценностей, кот. укрепляют институтц-ые отн-ия 5.Сис-мы соц контроля 6. Внешних атрибутов 7.Включенности инст-та в общую стр-ру соц сис-мы.

Институализация – процесс форм-ия соц инст-тов, установление общ-ого порядка. Главная причина – потребности людей. Этапы: 1. наличие потребностей 2.формир-ие общих целей и деят-сть по их реализации и произ-ву.3.фильтрация соц продуктов и выработка общих ценностей, правил, норм. 4.Их распространение. 5.Активное потребление. 6.формир-ие институционных отн-ий, их организационное оформление, выработка статусов, ролей.

16. Функции и типы соц институтов.

Родоначальник институализации Спенсер. Критерий - регулярность взаимод-ий и функц-ая близость институтов. 6 типов: семейные (домашние), обрядовые, политические, церковные, проф-ые, промышленные.

В современ запад соц-ии: инст-ты родства, экономич, политич, стратификации, духовной культуры. Дж. Масионис: экономики, политики, семьи, религии, обр-ия. У Э. Гидденса: родства, брака, семьи, обр-ия, коммуникации и СМИ; религии; труда и экономической жизни.

У Радугиных: 1. Экономическо-соц-ный (собственность, хоз-ые объединения).

2. Политический (государство, партии).

3. Социокультурный (обр-ие,воспитание).

4. Нормативно-ориентирующий (мораль).

5. Нормативно-санкционирующий -право.

6. Церемониально-символический (собрания, заседания, нек организации)

Универсальные критерии- фундаменталь человеческие потребности: И-т семьи и брака; хозяйственно-экономич и-т; политико-правовой и-т; и-т обр-ия и воспитания; и-т духовной жизни; и-т стратификации.

Более простой критерий типологии по основным сферам жизни общества – экономической, социальной, политической, духовной, т.е. 4 типа и-тов – экономический, социальный, политический и духовный. Нек инст-ты вып-ют скрытые ф-ции (латентные). По Мертону: все инст-ты вып-ют положит, созидательную ф-цию (эвфункцию), но могут выполнять и негативную функцию (дисфункцию).Все соц инст-ты вып-ют след ф-ции – 1.удовлетворения потребностей индивидов, 2.целевую (достижение независимости, развитости, самобытности), 3.регулятивную (отношений), 4.статусно-ролевую, 5.стабилизации социальных отношений, 6.интеграции индивидов и социальных групп.

17.Семья как базовый социальный институт общества.

Признаки семьи: это тесное взаимод-ющее объединение людей, имеющее систем хар-р; семье присущ определенный уклад быта, хозяйствования, материаль зависимости; в семье есть взаимная поддержка, юридич и нравственная ответ-сть, опред ценности и нормы; в основе семейных отношений лежит инс-т брака, т.е. исторически обусловленный, юридически узаконенный или получивший признание и одобрение со стороны об-ва союз мужчины и женщины, устанавливающий их права и обязанности, прежде всего в сексуальной сфере. Вступившие в брак становятся родственниками друг другу.

Семья соц инс-т, члены кот связаны браком, родством, родительством, общностью быта и хозяйствования, взаимной моральной и юридической ответ-стью. Критерий, опред-щий форму отнош-ий – брак. Историч формы: 1.Групповой. 2.Полигамный брак (объединял 3> сексуальных партнѐров). Полигиния (многожѐнство), полиандрия (многомужество). 3. Моногамия (единобрачие) .Социологи выделяют их различные виды и разновидности. Если критерий степень самостоятельности, то выделяют нуклеарную(простая) и расширенную семью (родственники 2-3 поколений, проживающих вместе и ведущих совместное хоз-во). Выделяются семьи: бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. Молодѐжная, молодая, среднего супружеского возраста и пожилая семьи. Формальные и неформальные (юр аспект). Функции семьи: 1.урегулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами;2. продолжение рода; 3.хозяйственно-экономич (семья как эк единица); 4.социализации подрастающего поколения;5.соц контроля; 6.защитно-эмоциональная;7.статусно-ролевая 8. Духовная 9.Досуговая 10. Забота о престарелых 11. Ф-ция взаимоотношения и интеграции с др соц институтами и людьми.

18. Наука как соц институт. Этика ученого

Наука – это всеобщий инструмент познания действ-сти, систематизации и упорядочения знаний о ней согласно опр принципам. Это высокоорганизованная и квалифицированная специализированная интеллектуальная деят-сть по произ-ву и обобщению объективных знаний о мире, культуре, об-ве и человеке. Признаки науки: 1. Наличие конкретного объекта, предмета, методов и понятийно-категориального аппарата. Методы науки дают ответ на вопрос: «Как исследуется?»; понятия и категории – «С помощью чего исследуется?». Наука предполагает наличие специального языка – понятий и категорий. 2.Системность знаний. 3. Рациональный хар-р знаний (критерии познания: точность, достоверность, конкретность, логичность, проверяемость, проблемность). 4. Объективный и всеобщий хар-р знаний 5.Индивидуальный и коллективный хар-р науч поиска (наука – яв-ие конвенциональное). 6.Историч хар-р науч знаний. 7.Эвристичность (инновативность) знаний. 8.Преемственность знаний. 9.Относительность достигнутых знаний и бесконечность процесса познания. 10.Самоценность знаний.11.Этический хар-р знаний

Функции науки: 1.Гносеологическая 2.Мировоззренческая.3. Инструментальная (преобразовательная).4.Прогностическая.

5.Образовательно-воспитательная.

2 ур-ня исс-ия и организации знаний – эмпирический и теоретический. Задачи эмпирич познания: наблюдать за объектом, взаимод-ть с ним, изучать его св-ва, обобщать зримый опыт, осущ-ть экспериментальную деят-сть. На теор уровне осущ-ся обобщение и объяснение эмпирич знаний, их сравнение с полученными ранее, систематизация, приведение в теорию, открытие законов.Эмпирич ур-нь менее проблематичный, чем теоретич.

3-ёхуровневая наука: 1.Теоретический или фундаментальный уровень(разработка глобальных теор вопросов). 2. Теории среднего ур-ня (отраслевые или специальные разработки). 3.Эмпирическое или первичное обобщение данных.


19. Образование как соц институт

Признаки института образования:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни; 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правила учащихся; 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование - это соц институт, выполняющий ф-ции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности об-ва, приобщения его к культуре данного об-ва.

Функции обр-ия: * передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры; * генерирование и хранение культуры об-ва; * социализация личности и ее интеграция в общество; * опр-ие статуса личности; * социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспр-во и изменение соц структуры об-ва, индивидуальная мобильность;

* обеспечение проф ориентации и проф отбора молодежи;* социальный контроль.



20. Государство и общество

Гос-во – один из глав инст-тов об-ва. Об-во – совок-сть всех форм взаимодействий индивидов, групп и общностей людей, населяющих определенную территорию, объединенных социальными институтами, организациями и отношениями. Общество яв-ся высшей, самой сложной формой организации жизнедеятельности людей.

Гос-во, по Аристотелю, - разновидность общества, оно яв-ся естественным образованием. В тоже время - механизм, созданный человеком. Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием сущ-ия человека. Гражданское об-во (государство) - это, по Гоббсу, продукт договора м/у людьми. Гос-во внушает страх своим подданным, заставляя их подчиняться себе; умиротворяя их таким образом, оно действует ради их же блага. Гос-во как машина и чел организм, и морское чудовище. На практике гос-во работает ради собств нужд, а не ради блага людей.

В широкой трактовке под гос-вом понимаются объединенные в единое целое народы, проживающие на опр-ой тер-рии, имеющие единые структуры управления и право.

Признаки государства: - наличие разветвлённой системы публичной власти с единым центром; - наличие законов, права; - монопольное право на законное применение силы;-- система налогов, податей, займов

Функции государства: (внутр и внеш)управленческая, интегративная, хозяйственно-организаторская, соц-ая, правовая, культурно-воспитательная.

Правовое гос-во - это организация полит власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Социальное государство хар-ся активной поддержкой социально незащищѐнных слоѐв граждан (пенсионеров, инвалидов, многодетных, тех, кто мало зарабатывает). Ведѐт активную демографическую политику. Одной из главных задач является система здравоохранения в обществе, забота о здоровье людей, охране их труда, экологии, питании. Гражданское общество -совокупность внегосударственных отношений – экономических, социальных, нравственных, религиозных, семейных, корпоративных и других, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов, собственников и их обьединений. Гражданское об-во - посредник м/у гос-вом и личностью. Оно не позволяет первому узурпировать власть над вторым. В подлинно гражданском обществе человек становится полноценной личностью, обладающей и правом и реальными возможностями на полноценную реализацию, личное счастье, частную жизнь.


21. Соц.статусы. Термин ввел англ. историк Генрих Мейн: статус-правовое положение юр. лица. Линтон, Мерилл, Тернер: соц.статус - положение личности в общ-ве в соотв. с возрастом, полом, происхождением, сем. положением, профессией. Сущ-ет множество статусов. Соц.статусы:1. Предписанные. 2. Достигаемые .Предп статус-соц. позиция, унаследованная от рождения, связана с объективной картиной сущ-ия об-ва и отдельного индивида. К предп-ому относят: статусы расовой и этнической принадлежности; демографический статус (3 позиции: возрастная, половая и территор-ая, т.е. поселенческий статус), а также статус по происхождению; религиозный. Достигаемый статус – соц.позиция, кот-ую приобретает индивид благодаря собственным усилиям. Виды: 1.Профессиональный статус 2.Административно-управленческий статус выражает позицию, кот-ую занимает личность в госструктурах, организациях, учебных заведениях в плане выполнения управленческих функций. 3.Образовательный статус. 4. Семейный статус 5. Политический статус (гос-ая и партийная деят-ть). 6. Статус, связанный с худож-ным творчеством 7.Материальный статус. Соц.статус делится на групповой(положение человека, кот-ое он занимает как представитель большой соц. группы), личный(положение человека в первичной группе по своим индивидуальным качествам).Могут не совпадать.Групповой играет большую роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых. Соц.статусы еще бывают – основные и эпизодические (хоккейный болельщик). Статусный набор(человек сочетает много статусов, обладает их совокупностью,но выд-ют главный статус из них) .Сущ-ет проблема несовпадения статусов. Они могут быть формализованными и неформ..


22. Ролевое напряжение и рол-ой конфликт. Роль - предсказуемое, предписанное поведение индивида, кот ожидается от него в об-ве; действия, кот производит субъект для реализации своего статуса. Статус – соц статика, роль – соц динамика. Статус включает неск ролей. Рол.напряжение–трудности, возникающие при выполнении ролевых обяз-ств и несоотв. внутренних установок. Причины:1. Идеальное представление о тех или иных ролях и статусах не соот-ет реальности.2.слабая или неадыкв. подготовка к роли.3слабая псих-ая подготовка к роли. 4.противоречие индив-ых и общ-ых ценностей. 5.первые неудачи с выполнением роли 6. объектив обст-ва(эк,полит), трудности жизни (низкая зар.плата). Ролевой конфликт-внутриличностное раздвоение, когда индивид вынужден выполнять соц роли, предъяв-ляющие к нему противополож требования. Сущ-ет 2 типа:м/у ролями 1 чел-ка и конфликт в пределах 1 роли. Последний имеет неск. видов:1.М/у функциональной целесообразностью и обществ-ми особен-ми ролевых ожиданий (ученый-обществовед в ус-ях тоталитарного режима).2.Вызван различиями в трактовке социальной роли отдельным человеком, который ее исполняет, и об-вом или коллективом. Разные индивиды предъявляют различные, противоречащие друг другу требования к вып-ию одной и той же роли, по-разному оценивают ее значение. Решения: разделение ролей; регулирование ролей(индивид освобожд.от личн.ответств., ее берет орг-ия), рационализация ролей(убеждают с помощью понятий,идей,ценностей,кот персонально и социально желательны).


написать администратору сайта