1.Предпосылки возн-ия социологии
1) Развитие западно-европейского общ-ва. Обострение противоречий между классом феодалов и буржуа. Революционеры хотят разрушить всё старое, создав новое. Фр.революция показала, что нужна новая наука (основательные трансформации в общественной жизни, произошедшие в западноевропейских странах в XVII – первой половине XIX века, а также глубокий кризис, возникший в связи с переходом общества к индустриальной фазе развития).
2)Многовековой интерес к проблемам общ-ва, гос-ву, морали со стороны философов, историков, юристов и др. =>наработка ими многих позитивных идей =>необходимость их системат-ть.
Первые «социологи»: Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант
3)Успехи в достижениях естественных наук (Коперник, Галилей, Бруно, Кеплер, Декарт, Ньютон, Вольт, Галлер, Ламарк, Линней, Франклин, Лейбниц). Естественные науки стали примером подражания и для обществоведов, т.к. наглядно показали возможности систематизации науч опыта, необх-сти исп-ия продуктивных методов познания) =>сильнейшее влияние на социологию(О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Г. Тард)
4)Субъективный фактор-появление молодых, честолюбивых ученых, которые взяли на себя переделку общ-ва.
К 40-м гг. XIX в. назрела потребность в социологической науке. А раз имеется потребность, то она, как правило, удовлетворяется. Первым крупным социологом, с некоторыми оговорками – родоначальником социологии, стал О. Конт
| 2.Социология Конта(1798 – 1857). «Курс позитивной социологии».Он впервые вводит термин «социология» (1839), показывает причины ее зарождения, специфику, структуру, применяет новые методы анализа, намечает программные цели и задачи социологической науки. По Конту:1.соц явления качественно такие же, как и природные. 2.методы естественных наук применимы к анализу соц явлений3.на основе полученного знания возможен прогноз будущего соц развития. Согласно О. Конту соц-ия – наука об об-ве, его порядке и прогрессе. Она опирается на два метода (объективный восходит от мира к человеку, от объекта исследования к исследователю - наблюдение, сравнение, эксперимент; а субъективный от чел к миру, т.е. от ученого к объекту исследования). Историч метод - основа соц-ии (сопоставление различ фаз эволюции челов-ва, последовательная оценка состояний чел-ва и составление «социальных рядов»).
Структура соц-ии –соц статика (факторы, кот стабилизируют соц сис-му, упорядочивают соц отношения – семья, собственность, разделение труда) и соц динамика.
Прогресс чел разума, 3 стадии: теологич, метафизич, позитивная(Позитивное мышление - высшая ступень развития человеческой мысли).Из истории развития науки вытекает закономерность появ-ия соц-ии. Клас-ия наук: математика, астрономия, физика, химия, биология (психология, физиология), социология (мораль, психология). Все науки (и соц-ия) должны отвечать на вопрос: «Как проте-
кают явления?». «Знать, чтобы предвидеть, а предвидеть, чтобы мочь». Не «почему?», а«как?».Все эти науки- «позитивные» т.е. положительные. Позитивное – это знание, кот точно,достоверно, реально, полезно, беспристрастно. Родоначальник позитивизма, течения в науке. Признание всех яв-ий подчиненным естеств. законам, без искания первопричин. Об-во – это орг-м, в кот имеются статичные явления (порядок) и динамичные, изменяющиеся процессы (прогресс).
| 3.Взгляды К.Маркса(1818-1883) Открыл материалистическое понимание истории: в общ-ном произ-ве люди вступают в объективные, от их воли не зависящие отн-ия, кот соотв-ют производит. силам об-ва.Структура об-ва по М.: произв-ые отн-ия (обмен, произ-во, распределение и потребление, основ роль у отн-ий собств-сти). Производит. силы: чел+предмет труда+ср-ва труда. Всё это способ произ-ва и базис. Надстройка: формы общ-ого сознания (наука, мораль, ис-во, религия, право, гос-во). Надстройка работает на базис. Если производственные отн-ия не соотв-ют производит. силам, идёт смена способа произ-ва. Основные законы разв-ия об-ва: з. соответствия, з. произв. отн-ий, з. Типы об-в: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. Источники развития общества лежат в экономике, развитии производит .сил, их конфликте с устаревшими произв-ми отн-ями, в нерав-ве, эксплуатации, отчуждении. Он приводит к классовой борьбе, а она - к смене старого способа произ-ва и обр-ию нового типа об-ва. Смена путем соц революций.Субъекты, осуществляющие развитие об-ва и смену формаций – соц группы - классы, находятся в конфликте друг с другом. Это крупные группы людей, имеющие общие экономические интересы, взгляды, ценностные ориентации, определяемые эк. положением.
| 4. Социология Эмиля Дюркгейма(1858-1917) создатель социологии как науки, как учебной дисциплины. Предмет соц-ии – соц факты (общезначимые явления соц жизни, коллективные представления, исходящие от об-ва и влияющие на индивида с довлеющей силой, т.е. принудительно).Факты морфологич, духовные, нормальные и патологич.
Метод, правила: Исследовать соц факты как вещи, реальные, но не материальные;
Избегать предвзятости при исс-ии соц фактов; Соблюдать принцип примата общего (коллективного) над индивидуальным.
Структура соц: морфология (изучает основы и стр-ру об-ва), физиология (исследует течение общ-ной жизни); общая социология (устанавливает общие законы функц-ия об-ва). Социологизм - принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее примата и превосходства над индивидами.В противоположность ндивидуалистическим концепциям (соц-ому номинализму М. Вебера: любое соц обр-ие как сис-ма специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл).
Механическая солидарность – хар-ка историч типов об-ва. Этот тип господствует в неразвитых архаичных обществах; как связь между молекулами неорганического вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Поглощение личности коллективом.
Органическая солидарность –тип общества, возникающий с развитием разделения труда как фактора, растворяющего единое коллективное сознание. Это общество (живой организм), в кот каждый индивид вып-ет спец функцию в соотв-ии с общ разделением труда. Разделение труда обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов.
Аномия – означает ценностно-нормативный вакуум, возникающий в переходные и кризисные периоды в развитии общества, когда прежние доминирующие социальные ценности и нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к состоянию дезорганизации общества и социальным отклонениям (девиациям).
Самоубийство как соц факт – эгоистич, альтруистич, аномич.
| 5. Вебер(1864-1920) Германия Цель соц-ии - изучение и объяснение соц действий индивида, его поведения как культурного, цивилизованного существа. Предмет - индивид и его разумные осмысленные действия. Метод – понимание (отказ от методов естеств наук) - Переживая и познавая себя, социолог постигает об-во изнутри, осущ-ет его толкование. 1.Понимание через наблюдение 2.Понимание через объяснение мотивов действия индивидов. Соц-ия дает ответ на вопрос «почему?»,а не «как?».
В истории об-ва имеют значение случайности или стечение обстоятельств. Соц-ия должна быть свободной от оценки.
Идеальный тип- мысленная конструкция, в кот подчеркиваются основ черты рассматриваемого соц об., не обязательно сущ-его в реальности..
Принцип рацион-сти – характ-ет переход от субъективных традиционных способов поведения к орг-ии деят-сти согласно рац установ-ным правилам. Соц дей-вие – действие чел , кот носит субъектив смысл и направлено на др чел. Действие – личностно и осмысленно.Не все дей-вия соц-ны. 4 типа соц дей-вий(по убыванию рац-сти):целерациональное(в экономике), ценностно-рац.(вера в ценность поведения без учета посл-ий),аффективное(удовлетвор страсти), традиц-ое(привычка к опред поведению). Типы об-в: запад(рац), восточ(нерац). Зап- идеальный тип, тк разумность, эффек-сть, ясность, свобода, рац-сть во всех сферах. Без науки нет умственного прогресса. Ей занимаются ради практич целей и ради неё самой. Идеальный тип ученого. Условие строгой специализации. Науки естеств-ые и гуманитар общезначимы. Наука должна быть этически нейтральной.
| 6.Социология в России. Работа Сорокина «О русской общественной мысли». Школы и направления:Марксистская;Русскаясубъективнаясоциология;Психологическая социология Петражицкого;Русская бихевиористкая школа;Школы формальной социологии и механистической социологии;«Социологизации» юриспруденции, политической науки и экономики;Социологической методологии;Школы общей социологии;Социальной философии и философии истории.
П.Л.Лавров(1828-1900)-родоначальник соц.
Предмет соц – солидарность. «Общественная солидарность есть сознание того, что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солид обычая, общего аффектив поведения, сознательная (носители – интеллигенция). Деление соц на теоретич и практич.Ведущая сила прогресса – личность с критич сознанием (субъектив соц-ия).
М.М.Ковалевский (1851-1916)-открыл первую в Россию каф соц-ии. Соц – наука об об-ве, его порядке и прогрессе (как и у Маркса).Историко-сравнительный(собств) и генетический методы. Цель соц -установление законов и тенденций общ-ого развития. Схема прогресса:Первобытность – родовые порядки – феодальные порядки – буржуазный порядок. Вклад в теорию факторов: фак-р как независимая методолог переменная.
Прогресс- последовательная смена опр общ-ых и политич состояний. Революция – патология.
Сорокин. Предмет теор соц-ии: – изучение социокультур сил чел. Структура: 1.Теоретич соц-ия (соц аналитика, соц механика, соц генетика), 2.практич соц-ия. «Если имеется «n» разных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социология, кот будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам»
| 7.Предмет и методы теор социологии
Предмет –объектив процессы(имеют место во всех об-вах), общественное мнение.
Конт – об-во в его статике и динамике. Маркс – общие законы раз-тия об-ва и чел, конфликтов. Дюркгейм – соц факты и соц институты.Вебер – соц действия индивидов. Сорокин – изучение социокультур сил чел.
Соврем исс-ли:открытие общих принципов орг-ции повседнев жизни людей, получ знания о соц реальности. «Имеет место столько соц-ии, сколько есть соц-гов» Сорокин.
Метод-способ поискового д-ия, распознавания и толкования объекта исс-ия. Одновременное применение неск методов науч анализа по Гидденсу – триангуляция. Сравнительно-исторический, функциональный(исс-ие внутренних, причинно-функциональных, повторяющихся, типовых явлений и связи м/у ними); типологический, генетический, эволюционный.
Дюркгейм: метод эмпирического и рационального методического исследования или метод социальных фактов.
Вебер: метод «понимающей соц-ии» - познавая себя, социолог познает и др части об-ва, постигает его изнутри. Понимание через наблюдение и через объяснение мотивов д-ия индивидов.
Маркс: диалектический метод – об-во и др объекты рассматриваются как историч, логич, взаимосвязанные и развивающиеся.
Конт: объективный (от мира к чел), субъективный («Я так чувствую»), исторический.
| 8.Уровни и структуры социологического знания
Конт: 2 раздела – статика и динамика.
Дюркгейм: соц морфология, физиология и общая соц-ия. Вебер: структура не выражена.
Маркс: специфические, универсальные, частные проблемы.
Сорокин: 1.Теоретич соц-ия (соц аналитика, соц механика, соц генетика), 2.практич соц-ия
Гидденс: 4 группы вопр: 1.фактологич 2.сравнит 3.вопр развития 4.теоретич
3 уровня социологии: I.Макросоциология (теоретич, фундаменталь). Разработка теоретич вопросов, задача изучать и обобщать яв-ия и процессы, выявлять закономерности и т.д.
II.Отраслевая соц-ия. Это социологич. наработки, кот. находятся м/у общими и частными исс-ями. По мнению америк соц-гов, она наиболее продуктивна и эффективна.
III.Микросоциология(эмпирическая)Первые шаги были сделаны Марксом, Вебером, Дюркгеймом («Самоубийство») Это первичное обобщение эмпирических данных.
| 9.Эмирическое социологическое исс-ие
Необходимо наличие важной соц проблемы, субъектов, заинтересованных в её решении(гос-во, ВУЗ), социологи, заинтересованные в её исс-ии.
Этапы исс-ия:
1.Обоснование программной установки:а) концептуальная оценка имеющейся соц проблемы;
б) формулировка темы исследования;
в) опр-ие целей и задач исс-ия.
2.Четкое опр-ие объекта и предмета исс-ия:
а) опр-ие генеральной совокупности;
б) опр-ие параметров репрезентативности.
3.Разработка методологических аспектов программы: а) подбор основных понятий и их интерпретация; б) выдвижение гипотез и способов их верификации.
4. Определение методов исполнителем, с помощью которых социолог будет проводить изучение проблемы: а) выбор метода социологического исследования;б) подбор исполнителей (социологов), их подготовка;
в) определение времени проведения исследования. 5. Пилотажное исследование:
а) апробация анкеты, опросника; б) внесение коррективов, доработка анкеты или опросника.
6. Сбор информации по выбранной методике:
а) выбор времени;б) проведение самого исс-ия.
7. Подготовка отчета: а) обработка информации;
б) оценка и верификация гипотез; в) составление отчета; г) формулировка выводов, рекомендаций, прогноз ситуации.
| 10.Понятие и структура соц действия Исходным началом общ-ых отношений яв-ся соц действия индивидов и групп. Действие по Веберу: наиболее общее понятие – поведение, оно характеризует бытие человека во взаимосвязи с окр. миром. Действие – один из случаев поведения, но более рац-но и осмысленно. Не все д-ия социальны. Соц дей-вие – действие чел , кот носит субъектив смысл и направлено на др чел. 4 типа соц дей-вий(по убыванию рац-сти):целерациональное(в экономике), ценностно-рац.(вера в ценность поведения без учета посл-ий), аффективное (удовлетвор страсти), традиц-ое(привычка к опред поведению).
В соц действиях реализуются установки данного об-ва. Благодаря соц действиям формируются социокультурные системы (отношения, личности). По Парсонсу д-ия бывают: интеллектуальные, эмоциональные, нормативные, инструментальные.
Модель соц действия Т. Парсонса
Чел д-ие – это мотивированное поведение актора, сеть взаимод-ий и отношений акторов. Д-ие состоит из 4ёх систем, отражающих ту или иную сторону чел бытия: 1.поведенческий организм(чел как биологич сущ-во с особым генотипом –экономика; адаптация). 2.Культурная сис-ма(чел как продукт обучения и воспитания, рез-т культурных стандартов; культура, воспроиз-во структуры). 3.Личностная сис-ма(чел – уникальное существо с индивид поведением;политика,целедостижение) 4.Соц сис-ма (чел – соц деятель, выполняющий комплекс ролей; соц община, интеграции). Каждая из сис-м яв-ся окружением соц сис-мы и все эти сис-мы окружают чел. действие. Они включены в физико-органическую среду (природу) и предельную Высшую реальность. У каждой из сис-м 2 оси ориентации: внутренне-внешняя (решаются проблемы свои и окр среды) и инструментально-консуматорная (ориентация на сиюминутные и долговрем. цели и потребности). Все сис-мы равнозначны. Чел д-ие хар-ся:символичностью (выражается в языках), нормативностью, субъективностью.
| 11.Соц взаимод-ия и соц отношения.
Об-во – это сис-ма взаимод-ий людей. В ходе дей-ия субъекта и объекта происходит взаимод-ие. Оно может быть прямым и опосредованным, целенаправленным и случайным, единичным, эпизодическим, регулярным. В процессе регулярных взаимод-ий форм-ся соц группы, институты, личности. Регулярные взаимод-ия приводят к созданию устойчивых общ-ых отношений (экономич, политич, духовных). Взаимодействия по Сорокину: односторонние, двусторонние. Вся жизнь человека – это влияние на других и испытание их влияния на себе. Степень такого взаимодействия может быть полной, безграничной, абсолютной. По направленности соц взаимод-ие может быть солидарным, антагонистичным, смешанным. Взаимодействия в зависимости от отношения сторон могут быть организованными и неорганизованными. Ещё бывает 1.Организованно-антагонистическое вз-ие, основа – сила и принуждение (тюрьма). 2.Организованно-солидарное (семья, ассоциация). 3.Организован. солидарно-антагонистич. (гос-во, церковь).
По Веберу: 1.соц взаимод-ия людей базируются на компромиссе, а не на абсолют единстве.
2.Хар-р взаимод-ий может быть стабильным и быстро меняющимся.
| 12.Структурно-функциональ подход в социологии.
Структурно-функциональный анализ – теоретич направление в соц-ии, связанное с именем Т.Парсонса. Основано на представлении, что соц яв-ия, структуры могут быть наилучшим образом объяснены с точки зрения их функций, т.е. их влияния, воздействия на общ-ые процессы. Применил к изучению об-ва как соц. сис-мы. Суть функционального метода: социологи исследуют внутренние, причинно-функц-ые, повторяющиеся, стандартизированные, типовые яв-ия и связи между различными составляющими. Исследуются как общества, так и отдельные их части. В обществе выделяются мельчайшие структуры, выявляются их особенности, взаимосвязи с другими составляющими и их влияние друг на друга, их интеграция, дифференциация, взаимодействия, противоречия. Показывается, как они воздействуют друг на друга. Например, государство на экономику, экономика на право, право на религию, религия на государство и т. д.
| |