Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.Преобразования Селима

  • 5. Внутренняя и внешняя политика Мухаммеда-Али в Египте.

  • 6. Политика европейских держав в Иране в конце

  • История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание


    Скачать 224.41 Kb.
    Название1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата05.01.2022
    Размер224.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety.docx
    ТипУчебник
    #324207
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    2.В эпоху промышленного капитализма страны востока оказались насильственно втянуты в мировой рынок и в производство товаров. Это произошло НЕ путем естественной эволюции. Они втягиваются в отношения, участвуют в торговле. Но. Они просто сырьевые придатки. И зависят от промышленных держав. И отстают поэтому. А Европа на их шкуре вперед скачет. Утверждается неравноправное разделение труда. Промышленность индустриальных развивается. А сырьевые так и тормозят, оставаясь как бы эксплуатируемыми. 

    В метрополии дает отчетливо о себе знать разное развитие колониальных стран. Новые хищники - США Германия Япония тоже хотят присосаться к сырью. И появляются серьезные противоречия меж державами. И они в итоге выливаются в Первую Мировую войну 20 века. 

    Следствием колонизации стало разорение ремесленников, ограбление крестьянства, голод и болезни, упадок древней самобытной культуры.

    С другой стороны. Сам процесс втягивания востока в мировое капиталистическое производство привел к глубоким сдвигам. Ускорилось развитие товарно-денежных отношений, ускорился распад феодализма. Свобода конкуренции и дешевые цены разрушили базис восточной общины. Удар по натуральным формам хозяйства, по замкнутости общины. Восток становится на дорогу запада. Но это путь, который запад прошел более 2 веков назад. Первая фабрика в Индии заработала в 1854. Покончено с усобицами, развита инфраструктура, построены дороги и порты. 

    Проблема последствий колониализма не решена. За или против? Цивилизация и прогресс или ограбление и уничтожение самобытности?

    Оппоненты цивилизаторов говорят, что на востоке началась вся цивилизация. Что именно там все высочайшие достижение и изобретения. А колониализм принес гибель и разрушение, исказил ход исторической эволюции. Затормозил прогрессивное развитие. Колониальное прошлое накладывает отпечаток на развитие. 

    Теория застоя. Колониализм ослабил слабого и укрепил сильного. Пример - Япония. Открыта в одно время с Китаем. Навязаны им одинаково неравноправные договоры. Но Япония провела реформы по западному образцу и не стала сырьевым придатком. Избежала участи Китая. И сама вступила на путь колониальных захватов. 
    4.Преобразования Селима III и Махмуда II и Танзимат (причины, содержание и итоги реформ).

    К концу XVIII в. государство турок-османов утратило свою былую военно-политическую мощь. Османская империя в состоянии глубочайшего социально-экономического и политического кризиса.

    Селим III (1789-1807 )-противоборство старого и нового. В первой половине 1793 г. -указ о создании нового пехотного корпуса, сформированного и обученного по европейскому образцу. Указы об учреждении специальной военной кассы на финансирование обновленных вооруженных сил. Улучшение положения феодального военного ополчения и янычарского пехотного войска. Создание нового войска. Открыл Сухопутное инженерное училище.

    В связи с возрождением флота начались разработки на медных рудниках; для нужд совершенствовавшихся пороховых заводов увеличили добычу селитры, построили мануфактуры и оружейные заводы с целью поставить обмундирование для новых воинских подразделений и перевооружить их.

    Реформы стоили больших денег. Средств не хватало, их начали искать путем обложения населения дополнительными налогами. Новые налоги введены на – шелковицу, хлопчатник, табак и т.д. Все эти налоговые отчисления поступали в «казну новых доходов». Из нее финансировались военные реформы, фонд на случай войны. Налоги вызвали сильное недовольство населения, выливавшееся иногда в восстания.

    Селим III стремился добиться контроля над провинциальными властями. Султан издал специальный указ, определявший порядок управления провинциями, назначения губернаторов и их обязанности. Состояние Османской империи было осложнено франко-турецкой войной 1798-1802 гг.

    Тяжёлое внутриполитическое положение дало возможность противникам реформ Селима III активизировать свою деятельность. Они организовали выступления против властей, в частности бунт янычар в Адрианополе. Султан пошел на уступки реакционеров. Проявленную султаном слабость использовали противники реформ. Группа реакционно настроенных сановников составила заговор против султана. 25 мая 1807 г. началось восстание. 29 мая Селим III отрекся от престола, на трон был возведен султан Мустафа IV (1807-1808), вполне устраивавший реакционеров консервативностью своих взглядов. Между тем сторонники идей и реформ низложенного султана не потеряли надежды восстановить утраченные позиции и вернуть трон Селиму III. Мустафе IV и его приближенным удалось убить Селима — он был задушен. Когда войска ворвались во дворец, им оставалось только одно — возвести на престол принца Махмуда (1808-1839), которому суждено было не только продолжить дело Селима III, но и войти в историю своей страны в качестве крупного преобразователя.

    Несмотря на то что реформы Селима III оказались безуспешными, прежде всего из-за предельной узости социальной базы реформаторов, этими мерами были заложены первые камни в фундамент последующих реформ государственного устройства и быта.

    Решение об упразднении янычарского корпуса. Отныне не только в военно-административной, но и в общественно-политической и культурной жизни страны складывались более благоприятные условия для осуществления преобразований. Ликвидация янычар позволила пойти на уничтожение могущественного мусульманского дервишского ордена бекташи, с которым янычарский корпус был связан. Махмуд II распорядился сформировать восемь полков нового войска, привлекались иностранные военные инструкторы, в особенности французские офицеры. Махмуд II направил большую группу турецкой молодежи для обучения в военных инженерных и медицинских учебных заведениях Франции.

    В сентябре 1829 г. в Адрианополе между Россией и Турцией был подписан мирный договор по рус-тур войны. К России был присоединен ряд грузинских и армянских земель, освобожденных русскими войсками. Греции и Сербии-автономный статус.

    Махмуд II довольно энергично проводил военные реформы: в середине 30-х годов постепенно стала формироваться регулярная конница, в 1836 г. общая численность турецкой регулярной армии достигла 60—70 тыс. человек. Однако эти реформы носили верхушечный характер и оказались малоэффективными. Причина такого положения заключалась в том, что основные социальные и государственные институты Османской империи продолжали функционировать по-прежнему. И все же некоторые реформаторские мероприятия Махмуда II создавали определенные предпосылки для строительства нового фундамента государственной и социальной жизни Османской империи: ликвидации тимарной системы, которая в конце XVIII — начале XIX в. находилась в состоянии полного упадка и была одним из существенных тормозов прогрессивного развития страны. По указу султана реформу системы землевладения, лишившую военных ленников их наделов — тимаров и зиаметов, начали осуществлять в 1831 г. Она проводилась в несколько этапов и в основном была завершена в конце 30-х годов XIX в. Право на управление тимарами и зиаметами и на сбор налогов в этих владениях по откупной системе перешло в руки государства.

    В 1834 г. созданы новые провинциальные административные единицы, несколько упорядочены взаимоотношения центральных и провинциальных властей. Однако Махмуду II не удалось ликвидировать ни произвол провинциальных властей, ни практику покупки государственных должностей. Стремясь укрепить управление страной. Впервые были образованы министерства— внутренних и иностранных дел, финансов. В 1837 г. Махмуд II создал Совет министров, Высший совет юридических решений.

    При Махмуде II стали издаваться первые турецкие правительственные газеты, вначале на французском, а затем и на турецком языке. Идеи европеизации проявились также в некоторых чертах быта городов страны, в частности в появлении первых больниц европейского типа, почтовой службы.

    Реформы султана Махмуда II явились важным этапом в процессе «европеизации» Османской империи, ее экономического и культурного прогресса. Их логическим и естественным продолжением стали начавшиеся на рубеже 30-40-х годов XIX в. реформаторские мероприятия, вошедшие в историю Турции под названием Танзимат. Отправной точкой реформ 40-50-х годов стал султанский Гюльханейский хатт-и шериф 1839 г., с подготовкой и провозглашением которого связано имя Мустафы Решид-паши. Он был представителем новой прослойки османской бюрократии, которая все глубже осознавала необходимость проведения реформ ради спасения и упрочения империи. В формировании его личности и взглядов особую роль сыграло пребывание в середине 1830-х годов в Европе, где он много внимания уделял изучению государственного устройства и политической жизни европейских стран. Подготовка новой серии реформ была обусловлена внешнеполитическими обстоятельствами: усилившейся зависимостью Османской империи от политики европейских держав после ее тяжелого поражения в конфликте с Египтом. Решид-паша и его сторонники полагали, что нужно предпринять такие реформаторские шаги, которые показали бы всей Европе, что в империи может быть установлен «либеральный режим», и тем самым ослабить политическое давление держав. Было объявлено об отмене откупной системы при взимании налогов. Однако эти новшества вызвали сопротивление в среде мусульманского духовенства. В 1845-1854 гг. последовало издание ряда законов, регулировавших вопросы землевладения и судопроизводства. В 1847 г. создан уголовный суд, действовавший уже не по шариатским установлениям, а на основе нового уголовного законодательства, в 1850 г. был принят Коммерческий кодекс,

    Закон о начальном и среднем светском образовании, принято решение о создании университета. Но реформирование системы образования проходило медленно - не было кадров учителей и учебных пособий для светской школы.

    Развитие реформаторского движения приостановила Крымская война. После её окончания -султанский указ 18 февраля 1856 г. (хатт-и хумаюн), в котором была вновь провозглашена гарантия равных прав османских подданных всех вероисповеданий, а также было объявлено о намерении Порты провести ряд экономических реформ, в частности ликвидировать злоупотребления при сборе налогов.

    В 60-х годах реформаторы осуществили ряд мероприятий, направленных на централизацию власти. Закон о вилайетах, принятый в ноябре 1864 г., предусматривал обеспечение принципа централизации власти, контроль Порты за деятельностью провинциальных властей. В этот период указом султана были утверждены специальные регламенты, определившие статус немусульманских религиозных общин. Согласно регламентам, светские дела общин, находившиеся в ведении их религиозных иерархов, переходили в компетенцию создававшихся при них гражданских советов. Но советы практически ставились под контроль султанской администрации.

    Танзиматские преобразования этого времени затронули и центральные органы власти. В 1868 г. был создан Государственный совет, на который была возложена задача подготовки государственных законов и важнейших правительственных постановлений. В 60-х годах были созданы министерства — юстиции, просвещения, общественных работ, по делам вакфов.

    После Крымской войны начались новые реформы в армии, которая реорганизовывалась по французскому образцу. Продолжались преобразования в области просвещения и культуры. «Органический закон о всеобщем образовании», изданный в 1869 г., свидетельствовал о сдвигах, происходивших в развитии светской школы всех ступеней, — росте числа средних светских школ, открытии ряда новых гражданских средних учебных заведений.

    Были причины, мешавшие развитию сельского хозяйства, - недостаток путей сообщения, наличие внутренних таможенных барьеров, сохранение натурального характера хозяйства. Османская империя в середине XIX в. покупала в Европе большинство товаров фабричного производства. В жалком состоянии были немногочисленные предприятия добывающей промышленности.

    В результате конкуренции с иностранными товарами пришли в упадок центры производства шелковых и шерстяных тканей. Иностранные товары облагались крайне низкими ввозными пошлинами. Они были свободны от внутренних пошлин. В таких условиях местное преимущественно ремесленное производство оставалось беззащитным перед фабричными европейскими товарами. Среди возникших банков важнейшим был учрежденный в 1856 г. Оттоманский банк, созданный англофранцузским капиталом. В 1863 г. этот банк получил все права и преимущества государственного банка Османской империи.

    В 60-х годах XIX в. были учреждены так называемые национальные конституции — новые регламенты жизнедеятельности немусульманских религиозных общин. Реформа статуса миллетов, в основе которой было освобождение светских сфер жизни общины от религиозного контроля (что соответствовало духу Танзимата), привела к обострению борьбы между различными группами духовенства и национальной буржуазии за влияние на общину единоверцев. Порта обосновывала реформы желанием развить принцип самоуправления общин. Новые регламенты пышно именовались «конституциями», а советы общин, призванные руководить их гражданскими делами, — «национальными собраниями». Между тем главной функцией «национальных собраний» было обеспечение выполнения членами общины фискальных обязанностей, а гражданские дела общин оказались под контролем Порты. Впрочем, эти шаги соответствовали общеполитическому курсу правительства на централизацию управления империей.

    В целом танзиматские реформы привели к переменам в политико-административной, экономической и культурной жизни страны, но они мало соответствовали потребностям развития огромного государства. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление компрадорской буржуазии лишь отражало усиление зависимости Османской империи от западного капитала.


    5. Внутренняя и внешняя политика Мухаммеда-Али в Египте.

    В декабре 1797 г. Наполеон предложил Директории проект военной экспедиции в Египет. В марте 1798 г. он был назначен главнокомандующим восточной армии. Роль играло стремление утвердить французское господство в левантийской торговле, оттеснив Великобританию на задний план. События развивались стремительно. 19 мая 1798 г. в глубочайшей тайне относительно цели похода французская армия отплыла из Тулона и других средиземноморских портов. Несмотря на предупреждение британского адмирала Нельсона о приближении французов, мамлюки не приняли никаких мер. Они были убеждены в безусловном превосходстве своих вооруженных сил над европейскими, и последствия были предрешены. 2 июня французские войска, высадившиеся возле Александрии, за несколько часов сломили сопротивление местного гарнизона. А 21 июля 1798 г. мамлюкское войско потерпело сокрушительное поражение в сражении под Каиром, в полутора десятках километров от египетских пирамид. Однако торжество Наполеона было омрачено событиями, имевшими долговременные последствия: в августе адмирал Нельсон разгромил французскую эскадру при Абукире вблизи Александрии и установил морскую блокаду Египта, осложнив связь французской экспедиции с родиной. В сентябре 1798 г. Порта объявила войну Франции. Победу французов египетское общество восприняло как «крушение устоев». Большинством египтян французская армия была встречена враждебно.

    Население не только не было освобождено от податных злоупотреблений, но страдало от новых обложений, незаконных конфискаций и реквизиций, а главное — от по-европейски четко налаженной системы взыскания налогов: перед французским командованием стояла задача покрыть огромные издержки, причиненные государственной казне экспедицией, и обеспечить армию продовольствием. Захват французами собственности мамлюков представлялся нарушением шариатских установлений. Между тем французы, ликвидировав мамлюкское землевладение, провели регистрацию сельскохозяйственных земель, попытались ввести налоговую систему, ориентированную на частное, а не общинное землевладение, готовясь заменить совокупность повинностей единым налогом. (Именно это впоследствии осуществил Мухаммед Али.) В итоге не прошло и трех месяцев с начала французской оккупации, как по стране прошла волна антифранцузских выступлений, а 21 октября 1798 г. в Каире вспыхнуло вооруженное восстание.

    Готовя египетскую экспедицию, Наполеон Бонапарт отдавал себе отчет в том, что в Египте «наибольшие препятствия, с которыми столкнутся французы, будут проистекать из религиозных идей». Демонстрация уважения к Корану и исламским святыням вплоть до заявлений о готовности принять ислам, сохранение ряда привилегий мусульманского духовенства были очевидными признаками этой политики. Религиозная политика Наполеона была важной вехой на пути устранения религиозного фактора из сферы политических противостояний. Наполеон имел намерение осуществлять в Египте мероприятия, направленные на просвещение египтян и «исправление их нравов». С Мальты были доставлены типография с арабским шрифтом и переводчики. Традиционную практику оповещения населения о важных политических событиях через глашатаев французы заменили обычаем вывешивать на многолюдных перекрестках дорог обращения командования или важную политическую информацию, конечно во французской интерпретации.

    Своей социально-политической опорой французское командование избрало улемов — образованный слой населения, традиционно исполнявший посреднические функции между мамлюками и египтянами. Видные улемы, принявшие на себя ответственность за взаимодействие оккупационной армии и населения, составляли ядро диванов. Наполеон сохранил традиционную мусульманскую судебно-юридическую систему, лишь постепенно заменив на высших судейских должностях представителей Порты египтянами. Безусловным новшеством для Египта стало включение в состав судов по рассмотрению коммерческих исков представителей арабов-христиан и коптов, а также назначение жалованья членам советов. Наполеон не стал тратить усилия на военное подчинение Верхнего Египта, позже его правителем был утвержден Мурад-бей.

    29 марта 1800г. вспыхнуло восстание в Каире. Оно продолжалось более месяца. Это был взрыв всеобщего политического протеста против французской оккупации. В нем участвовали солдаты разбитой турецкой армии и мамлюкские группировки. В апреле французская армия предприняла многодневный штурм города, наполовину его разрушив. В сентябре 1801 г. французская армия принуждена была капитулировать, а затем и покинуть Египет.

    По Амьенскому мирному договору Египет должен был быть возвращен под сюзеренитет турецкого султана. Но вспышка всеобщего политического возбуждения не позволила ни туркам, ни мамлюкам восстановить прежние порядки. Поскольку со времени французской оккупации наибольшим влиянием в Египте пользовались улемы, они и решили дальнейшую судьбу страны, сделав ставку Мухаммеда-Али. Выходец из Македонии, Мухаммед-Али прибыл в Египет в составе албанского подразделения турецких войск и сделал здесь карьеру благодаря искусному лавированию между основными политическими силами Египта. В критических ситуациях он поддерживал народные волнения и блокировался с улемами, постепенно терявшими влияние на массовое движение. В результате улемская верхушка аль-Азхара вступила в тайное соглашение с Мухаммедом Али и обратилась к султану с прошением о назначении того османским вали Египта. Некоторые улемы рассчитывали использовать власть Мухаммеда Али, подкрепленную вооруженной поддержкой верных ему албанцев, в целях умиротворения страны. Придя к власти (1805 г.), Мухаммед Али оказался перед необходимостью реорганизации управления Египтом. Он предпослал своей реформаторской деятельности разгром политических противников — мамлюков, вероломно учинив им резню в 1811 г. Одновременно он нанес упреждающий удар по своим потенциальным оппонентам — улемам, лишив постов и отправив в ссылку оппозиционно настроенных шейхов. Этим актом он положил начало политике подчинения мусульманских религиозных институтов государственной власти.

    Преобразовательную деятельность Мухаммед Али начал с земельной реформы. Первый этап реформы (1809-1815) не затронул крестьянского общинного землевладения, но были ликвидированы илыпизамы, обложены налогами и поставлены под контроль государства значительная часть вакфов, т.е. те формы землевладения, которые составляли фундамент материального обеспечения и власти на местах мамлюков и улемов. Отмену условного феодального землевладения он осуществлял поэтапно, частично возмещая потери их владельцев сохранением домениальных земель, назначением пожизненных пенсий, возложив на государство содержание богоугодных заведений, которым были приписаны вакфы. Подготовка реформ сопровождалась проведением различных правовых мероприятий — переписью тех ильтизамов, с которых в казну перестали поступать налоги, регистрациями владельческих документов, судебными рассмотрениями жалоб обиженных и др. На следующем этапе земельная реформа затронула крестьянское землевладение. Между 1813 и 1818 гг. при участии иностранных специалистов и деревенских шейхов были составлены кадастры всех обрабатываемых земель, введена единая мера измерения земли, взамен прежних многочисленных податей установлен единый поземельный налог. Там, где ранее происходили общинные переделы, за земледельцем закреплялся традиционный надел в 3-5 федданов. В Нижнем Египте было зафиксировано сложившееся крестьянское землевладение и размер налога записан не за общиной, как в остальном Египте, а за каждым хозяйством. Владельческие права крестьян по-прежнему обусловливались уплатой налога, и крестьянин не имел права покинуть деревню. Общинная организация преобразовывалась в государственную, староста взамен жалованья получал не облагаемый налогами участок земли. Иными словами, подрывая общинную организацию, Мухаммед Али поначалу вовсе не укреплял в деревне частную собственность на землю. Все земли, не вошедшие в кадастр, — многочисленные заброшенные деревни, часть общинных угодий, неорошенные территории — становились безраздельной собственностью государства. Мухаммед Али заботился о введении их в сельскохозяйственный оборот через выращивание на них высокосортных экспортных культур (хлопок, индиго, сахарный тростник). Эти земли превращались в государственные имения — чифтлики, продукция с которых реализовывалась государством на внешнем и внутреннем рынках через систему монополий. Со своей стороны, государство было готово поддержать феллахов кредитами. С отменой илътизамов земледельцы оказались под непосредственным управлением государства. Теперь на любые требования своих бывших мультазимов они отвечали отказом, объясняя, что больше не являются «их феллахами», ибо стали «феллахами паши». В свою очередь, Мухаммед Али предписал жестоко взыскивать с должностных лиц за все незаконные поборы с населения. Был установлен строгий контроль за выплатой налогов и взысканием недоимок, мало кому удавалось уклониться от предписаний монополий, а власть обрела возможность мобилизовывать земледельцев на низкооплачиваемые государственные работы. В стране были развернуты невиданные по широте ирригационные работы — сооружение каналов, дамб, плотин, обеспечивших в Нижнем Египте круглогодичное орошение. В итоге по окончании двух этапов аграрной реформы объем обрабатываемых земель увеличился. Однако принудительное возделывание трудоемких экспортных культур истощало землю, низкие закупочные и произвольно завышенные продажные цены на сельскохозяйственное сырье при строгом регулировании цен на мануфактурно-ремесленные товары способствовали развитию черного рынка, дестабилизации цен; отвлечение земледельцев на государственные работы и военную службу, круговая порука в уплате налога, дополнительные налоговые требования вели к разорению земледельцев, участилось бегство феллахов из деревень, в 1820-е годы начались крестьянские волнения, а в 1830-е годы обнаружились признаки экономического спада. С 1830-х годов происходит изменение направления государственных поземельных мероприятий в сторону становления частнособственнических отношений, которые сначала распространились на привилегированное крупное землевладение. Началась приватизация государственных земель — раздача обрабатываемых чифтликов в пожалование членам семьи Мухаммеда Али, его ближайшему окружению на условиях их дальнейшего хозяйственного использования. В ходе этих мероприятий самым крупным землевладельцем стал Мухаммед Али. Поначалу земли передавались без права отчуждения и наследования, но указами 1837 и 1842 гг. эти ограничения отменялись.

    Растущие поступления в казну позволили Мухаммеду Али приступить к реформированию армии, ядро которой поначалу составляли албанские и турецкие подразделения. Мухаммед Али продолжил комплектование армии из рабов, на этот раз преимущественно суданцев. С 1816 г. по совету Сулейман-паши Мухаммед Али приступил к набору солдат из числа египтян. Для подготовки новых подразделений в 1820 г. был организован военный лагерь под Асуаном, обучение в котором осуществлялось под руководством европейских инструкторов по французскому образцу. Несовместимость архаичной системы комплектования войска с европейскими методами его организации привела Мухаммеда Али в 1823 г. к решению ввести в стране рекрутский набор. Несмотря на сопротивление населения, опыт оказался удачным: это продемонстрировала совместная с турками кампания по подавлению греческого восстания 1824-1827 гг. Офицерский состав армии проходил подготовку в открытых Мухаммедом Али специализированных училищах. Одновременно Мухаммед Али приступил к строительству египетского флота. Реорганизация армии и создание флота послужили важным импульсом для развития государственного предпринимательства в промышленности — сооружения в 1830г. Александрийского арсенала. Казна выступила инициатором создания крупных мануфактур, а затем перешла к строительству фабрик, оснащенных механической тягой и европейскими станками. Технический персонал этих предприятий состоял из иностранных специалистов.

    В условиях государственного вмешательства в экономику частный египетский торговый капитал переживал не лучшие времена, в новой системе ему отводилось место агента или посредника в экономических мероприятиях казны. Накопление торгового капитала было едва ли не заблокировано.

    Активная политика Мухаммеда Али в различных сферах египетской жизни потребовала усовершенствования государственного аппарата и системы провинциального управления. Собственно, Мухаммед Али не предполагал провозглашать свое отделение от Османской империи: он исправно направлял в Стамбул дань, султан продолжал ежегодно подтверждать законность пребывания Мухаммеда Али на его посту. Мухаммед Али вместе с тем действовал в направлении утверждения Египта как самостоятельного государственного образования. Сам он говорил, что его помыслы направлены на деятельность «в Египте и для Египта». Он вел войну в Аравии, помогал султану подавить греческое восстание и, не получив обещанной инвеституры, предпринял успешную военную операцию по завоеванию Сирии (1831-1840). Сам Мухаммед Али и его окружение, состоявшее из турок, «черкесов» и албанцев, были людьми османской культуры, турецкий язык господствовал при дворе правителя и в деловой переписке. На высокие должности Мухаммед Али традиционно назначал своих родственников и людей из ближайшего окружения. В нарушение религиозных установлений приглашал в качестве государственных советников европейцев, а на высокие посты – восточных христиан.

    Мухаммед Али проявлял в политике религиозный прагматизм. Будучи по духу реформатором, он преобразовал османский провинциальный малоэффективный аппарат управления в целостную систему государственной власти, отмеченную печатью модернизации, опередив тем самым политические реформы в самой империи. В середине 1830-х годов Египет располагал широким для своего времени спектром специализированных центральных ведомств-диванов (прообраз министерств) — военным, внутренних дел, финансов, народного просвещения, иностранных дел и торговли, при которых существовали комиссии и коллегии по морскому делу, сельскому хозяйству, здравоохранению и т.п. Несмотря на то что вся полнота верховной власти принадлежала Мухаммеду Али, при нем в 1838 г. был создан Государственный совет— совещательный орган, в деятельности которого участвовали главы провинциальных управлений, съезжавшиеся со всего Египта. Совет совмещал функции законодательной и исполнительной власти, а возможно, был и высшей судебной инстанцией по уголовным преступлениям. Мухаммед Али создал четкую организацию провинциальной и местной власти, распространив ее на всю территорию страны — от Нижнего до полунезависимого при мамлюках Верхнего Египта. Страна была разделена на провинции во главе с губернаторами (мудирами), мудирии, в свою очередь, подразделялись на округа и уезды. Низшим звеном управления стала деревня, аппарат самоуправления которой превратился в государственный орган во главе с омдой, в ведении которого были вопросы налогообложения и разбор конфликтов между феллахами. На глав округов (маамуров) ложилась ответственность за сбор налогов, набор феллахов в рекруты и для общественных работ, как и контроль за работой государственных фабрик, расположенных в округе, ибо экономическая система основывалась на полицейском надзоре чиновников. Мудир, в свою очередь, отвечал за состояние каналов, мостов, дорог. И маамур и мудир были обязаны еженедельно письменно отчитываться в своей деятельности перед министром внутренних дел.

    Претворение в жизнь нововведений Мухаммеда Али потребовало подготовки кадров, имевших современное светское образование. С этой целью Мухаммед Али основывает специальные, преимущественно военные, учебные заведения: пехотное и военно-морское училища и офицерскую школу (1822-1828), в 1844 г. в Париже учреждается Мадраса харбийя (Высшие военные курсы). Но еще раньше, в 1816г., основывается Мухандис-хане — политехническая школа инженеров-математиков. Мухаммед Али лично поощряет всякое проявление изобретательской мысли среди египтян. Первоначально преподавание специальных наук осуществляли европейские специалисты, они же помогли учредить в 1821 г. государственную типографию (вскоре были открыты и частные), с 1822 г. началось издание правительственной газеты «Египетские ведомости». С 1826 г. молодые египтяне направляются во Францию для получения европейского образования. Наконец, в 1836 г. основывается Школа иностранных языков и переводчиков. К 1830-м годам в Египте создается ведомство народного просвещения, которое при сохранении религиозных и начальных школ вводит светское государственное бесплатное образование трех ступеней — первоначальное, подготовительное и специальное (к уже перечисленным училищам прибавляются школа живописи, музыки и других искусств и ремесел). В политической жизни начинает утверждаться арабский язык.

    В переговорах с Портой Мухаммед Али продолжал настаивать на утверждении за ним наследственного права управления Египтом, Сирией, Аравией и Кипром, но в спор вмешались европейские державы: Франция в своих интересах поддерживала притязания Мухаммеда Али, Англия — султана. Конфликт обрел международный характер и завершился вооруженными столкновениями совместных морских и сухопутных сил Англии, Австрии и Порты у сирийских берегов и капитуляцией Мухаммеда Али. Согласно указам султана Абдул-Меджида от 13 февраля и 23 мая 1841 г., в наследственном управлении Мухаммеда Али оставались Египет и Восточный Судан; египетский правитель признавался вассалом султана и по своему рангу приравнивался к министрам Порты; остальные территории, находившиеся под его управлением должны были быть возвращены под власть султана. На Египет распространялись положения Гюльханейского хатт-и шерифа и все международные соглашения, заключенные Портой. Египет был обложен большой данью в пользу османской казны и был обязан сократить свою армию до 18 тыс. человек. Если положения Гюльханейского хатт-и шерифа в основном придали законное оформление многим установлениям Мухаммеда Али, то англо-турецкий договор 1838 г., открывший свободный доступ иностранному капиталу в Египет и лишивший египетскую казну доходов от системы монополий, нанес тяжелый удар по его экономическим мероприятиям. В конце 1840-х годов Мухаммед Али передал бразды правления своему сыну и единомышленнику Ибрахим-паше, который, однако, умер через три месяца. В 1849 г. последовала и кончина самого реформатора, во многом предопределившего последующую историю Египта и, безусловно, оказавшего влияние на течение реформаторских процессов на Востоке.
    6. Политика европейских держав в Иране в конце XVIII – первой половине XIX в.
    7. Религиозно-политическое движение бабидов в Иране в середине XIX в.( учение + лекции)

    Два важнейших явления внутриполитической жизни Ирана середины XIX в. — движение бабидов и осознание правительством необходимости преобразований в стране — были результатом глубокого социально-экономического и политического кризиса, затронувшего все слои населения и все сферы экономической и политической деятельности. Они знаменовали переломный период в истории Ирана. В Иране, где религиозность была неотъемлемой частью социальной психологии всего населения, поиск протекал в русле религиозных сектантских учений — бабизма и бехаизма.

    Религиозное движение началось в 40-х годах XIX в. Оно связано с именем сайида Али Мохаммада, объявившего себя Бабом, т.е. «дверью» в постижение Бога. Последователи Баба стали называться баби— бабидами, а вооруженные выступления 1848-1852 гг. вошли в историю под названием бабидских восстаний. В Иране этого учения придерживались многие духовные лица, хотя ортодоксальное шиитское духовенство отнеслось враждебно к проповедям шейхитов.

    В 1844 г. Баб объявил, что уже настало время пришествия имама Махди, потому что из-за притеснений властей, людской несправедливости и небесных кар за неправедное поведение — неурожаев и эпидемий — жизнь на земле стала невыносимой. Основными виновниками всех несчастий, постигших иранский народ в то время, его жестокими угнетателями Баб называл каджарских правителей и высшее шиитское духовенство. И вот он, сайид Али Мохаммад, призван Богом стать «Бабом», посредником между Махди и народом, чтобы подготовить людей к скорому его появлению. Не все шейхиты приняли проповедь Баба, но у Али Мохаммада нашлись последователи, которые разнесли по Ирану весть о появлении в Ширазе Баба. В Шираз началось паломничество.

    Этот Мохаммад был торговцем тканями, а потом он начал по святыням шиитским ходить. Он объявил, что пришло время для прихода имама Махди, потому что жизнь на земле уже невыносимая просто в этом виновато шиитское духовенство и каджарские правители. А он Али Мохаммад должен стать Бабом – посредником м-у народом и вот этим имамом, чтобы подготовить людей к его появлению. Естественно, люди его поддержали. Учение его складывалось постепенно, в итоге оно описано в его книге «Беян».

    Там он говорил, что чел проживает кучу эпох. Одна эпоха сменяется другой, когда в прежней эпохе торжествует несправедливость, вот и сейчас пришло время. Новая эпоха – новые установления. Коран и шариат хорошие, конечно, но они принадлежат к старой эпохе, посему устарели – он отменяет все догматы исламские, торговлю объявил благим делом. Баб придавал большое значение просвещению.

    Его посадили в тюрьму, но он оттуда сбежал в Исфаган, там он нашел много последователей из разных слоев (его даже губернатор Исфагана поддержал и некоторое духовенство). Когда этот губернатор умер, Баба начинают преследовать, в итоге на суде его приговаривают к суду, но тут он объявляет, что он и есть Махди, все обомлели и не убили.

    Восстания потом идут по всей стране, крупные в Мазедеране и Зенджане (15 тыс людей), все они жестоко подавляются. Шиитское духовенство объявляет бабизм ересью и ведет против него пропаганду. Правительство решило убить Баба и его расстреляли солдаты-христиане, потому что им всё равно какой он там Мехди. Правительство принимало различные меры для подавления движения бабидов. Первый министр Тагихан и шахский двор не без основания считали, что только военной силой с бабидами не справиться. Антибабидскую пропаганду развернуло шиитское духовенство, призывая в мечетях отказаться от еретического учения. Мирза Таги-хан настаивал на казни Баба. 19 июля 1850 г. Баб был расстрелян солдатами из христианского полка Самсон-хана. Казнь Баба потрясла бабидов. Потеря идейного лидера усилила разногласия между руководителями бабидов и борьбу за влияние на повстанцев. Не было и единого взгляда на дальнейшую деятельность бабидов. В 1852 г., после покушения на шаха, были казнены все бабиды, участвовавшие или подозреваемые в заговоре. Начались массовые казни бабидов и их сторонников по всей стране. Выступление бабидов оказало значительное воздействие на политику шахского правительства, заставив правящие круги признать как одну из первостепенных задач необходимость развития экономики, модернизации армии и государственного управления. Тем не менее, бабизм не нанес удара по ортодоксальному шиизму.

    После потери главаря бабиды начали ссориться му собой, не знали, что им делать, правительство разбивала эти мелкие группировки бабидов, особенно хорошо их почистили после того, как на султана покушение совершили (возможно, это были не бабиды, но всем пофиг). Постепенно движение это шло на нет.

    Итог: движение оказало влияние на правительство, которое поняло наконец, что нужны реформы, также повлияло на воззрения Джемаль-ад-дина-аль-Афгани и на ортодоксальный ислам, соотвтественно.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта