Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие» Японии

  • Канагавский договор

  • Симодский трактат с Россией

  • 23. Предпосылки Мэйдзи-исин и свержение режима бакуфу («Революция Мэйдзи»)

  • Сонно

  • Кейки

  • 24. Реформы Мэйдзийской Японии 1868-1873 гг.

  • Тэнно Мэйдзи

  • Система управления

  • История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание


    Скачать 224.41 Kb.
    Название1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата05.01.2022
    Размер224.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety.docx
    ТипУчебник
    #324207
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Итоги. Традиционная структура японского общества содержит в себе противоречия, и затрещала по швам в конце XVIII в. Крестьяне беднеют и бегут в города. Самураи находятся в бедственном материальном положении, занимаются презренными занятиями, в т.ч. и торговлей (хуже некуда). В 1840-е гг. становится распространенной практика, когда бакуфу аннулирует долги самураев. Это вызывает резкое недовольство купцов, которые и выдавали самураям кредиты. Однако кредиторам жалуют самурайское звание и политические права. При разрушении сословных перегородок появляется торгово-ростовщический слой сомо. Занимаются и торговлей, и сельским хозяйствам. Выкупают землю в обход всех запретов. Имели собственность, но не имели прав. Поэтому они жаждут изменений. Раздражала и мельчайшая регламентация любой деятельности. Сословный строй разлагался. Решить противоречия мешала политика самоизоляции.
    22. Внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие» Японии

    Можно сказать, что внешней политики Токугава, по сути, не было. Изоляцию Японии начал еще Тоётоми Хидэёси – запретил деятельность христианских миссионеров, однако у него еще не было цели окончательно изолироваться от внешнего мира. «Закрытие» произошло при первых трёх сёгунах из дома Токугава. Сёгунов очень беспокоили христианские даймё на юго-западе – о. Кюсю. Там христианство активно насаждалось среди населения во второй половине XVI в. В 1614 г. был введен указ о запрещении христианской проповеди. В 1630-е гг. после подавления Симабарского восстания на Кюсю (крестьян оружием снабдили португальцы) японцам было запрещено покидать страну под страхом смертной казни, а также строить корабли для дальних плаваний.

    На помощь в подавлении восстания пришли голландцы (кальвинисты). Сёгунат рядом указов запрещает страну от иностранного влияния. За исключением голландцев, все иностранцы (испанцы и португальцы) высылаются из Японии. Голландцы, таким образом, имели монополию на связи с Японией.

    Нагасаки был единственным открытым портом для голландцев и китайцев. Там действовала купеческая организация подконтрольная сёгунату, которая и имела связи с европейцами.

    Сёгунат хотел монополизировать внешние сношения и взять под контроль всю торговлю, а также закрыть Японию от влияния чужеземных религиозных учений.

    Близ Нагасаки японцы создали искусственный остров для чиновников голландской Ост-индской компании. Отсюда голландцы вывозили ремесленные изделия, медь и сахар. Японцы, в целом, покупали больше, чем продавали – драгоценные металлы утекали из страны.

    В 1715 г. были изданы новые правила. В год Нагасаки могли посетить лишь 30 китайских кораблей и 2 голландских. Разрешалось тратить лишь строго фиксированное количество тонн серебра на торговлю. Любые попытки европейцев завязать торговлю с Японией были безуспешны.

    Японию нельзя назвать полностью закрытой страной. Голландцы оказывали существенное влияние. В отличие от китайцев, японцы изучали европейскую цивилизацию. Знали и о выходе русских к Тихому океану. Русским даже было разрешено раз в год входить в Нагасаки – но этим никогда не пользовались.

    «Открывать» Японию будут американцы в середине XIX в. В 1853 г. прибыла американская эскадра во главе с коммодором Мэттью Перри. Он показался в Эдо, на побережье, и демонстративно начал готовиться к битве. Опасаясь за разгром столицы, японцы приняли американцев со всем церемониалом. «Тактика успокоения, основанная на обмане». Отсутствие надежд на победу вынудило японцев идти на уступки. «Открытие» проводилось в духе «закрытия» – японцы рассчитывали успокоить ситуацию, усилиться и дать отпор. Бакуфу вспомнили о Тэнно, что договор заключать должен он. А Тэнно находится в Киото. Американцев отправили в Киото – те обещали вернуться через год. Перри вернулся с 9-ю паровыми кораблями – «Черная эскадра». Японцы сказали, что ответ от Тэнно еще не поступил. Перри пригрозил оружием. Бакуфу подписали Канагавский договор (1854) – японские порты Симода и Хакодате были открыты для американской торговли. Подписывались и новые договоры – американцы получали право на консульство (экстерриториальность), ликвидацию таможенных автономий – Ансэйские договоры 1854 – 1858 гг. (типичные неравноправные договоры).

    Симодский трактат с Россией (1855). В России, с известием о готовящейся экспедиции коммодора Перри, было решено отправить морскую экспедицию к берегам Японии. Перед адмиралом Путятиным была поставлена цель провести границу. Россия не посягала на острова Итуруп, Кунашир и Шикотан. Границу предполагалось установить по проливу Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо. У России не было возможности военного давления на Японию. Экспедиция прибыла в августе 1853 г., почти одновременно с Перри. От предложения о разграничении границ японцы также уклонялись. Однако после подписания Канагавского договора переговоры возобновились. Подписан Симодский трактат. Александр II его одобрил, Путятин был возведен в графы. Современниками договор воспринимался как выгодный для Российской империи. Сахалин оставался неразделенным. Итуруп (как и Шикотан, Кунашир, Хамобаи) был уступлен Японии.

    Итоги. Недовольство сегунатом внутри Японии созревало еще до «открытия». Но послужило только катализатором. Разложение сословного строя порождено вечным миром Японии, установившемся в XVII в.

    23. Предпосылки Мэйдзи-исин и свержение режима бакуфу («Революция Мэйдзи»)

    Реформы годов Тэмпо (1840-е гг.) – время обострения социальных противоречий. Антиправительственные выступления начинаются и в городе, и в деревне. В этот период сложились силы, которые выступят в период Мэйдзи на политической арене.

    В годы Тэмпо был издан ряд указов:

    - Введение режима жесточайшей экономии

    - Наблюдение за нравами общества

    - Указы на запрет переселения в Эдо  Указ о социальных различиях

    - В Эдо создана кредитная контора, чтобы давать ссуды самураям. Самураям правительственным указом простили все долги от частных кредиторов. Горожан обложили новым налогом.

    - Указ о сосредоточении земель в руках бакуфу вокруг Эдо в радиусе 10 ри (40 км) – для концентрации земель дома Токугава. Но даймё воспротивились.

    => Реформы не имели успеха. Правительство бакуфу не смогло сойти с пути к катастрофе.

    Низкоранговое самурайство и ронины были главным двигателям будущей «революции». Они больше всех на себе испытывали противоречия режима. В условиях кризиса самураи стали пробиваться к участию в управлении княжеством. Шла политическая борьба в княжествах между сторонниками и противниками реформ Тэмпо.

    Ситуация показывает глубокие противоречия. Низкоранговое самурайство привлекается к борьбе, вопрос реформ стоит не только для верхушки общества. Самураи выступали за реформы в следствие своего плохого положения. Противоречие заключается в расхождении привилегий (социального положения) и их материального положения.

    Реставраторы императорской власти созрели в годы Тэмпо – до «открытия» Японии. Лозунг «Сонно» - почитание Императора. Знаменем реставрации станут идеи исторической школы Мито и школы Национальной науки. Представители этих школ собирали мифы, исторические сведения и публиковали их. Публикуются и древние письменные памятники. Переиздавались с комментариями – в целях Сонно  подтвердить древность, непрерывность, подлинность прав Императора.

    Оголялась узурпаторская сущность сёгуната. Эти две школы задолго до «открытия» объединились в движение за восстановление Культа Синто – древности. Мито – из территории симпанов, госанкэ. Родственными узами связаны с домом Токугава. Подчеркивали превосходство японского национального культа против иностранного – конфуцианства (западные идеи еще не играют существенной роли). Эти две школы подготовили теоретические обоснование свержения сёгуната – еще в 1750-е – 1780-е гг. Ученых арестовывали, ссылали, приговаривали к сэппуку.

    С конца XVIII в. движение Сонно идейно оформляется – как учение. Открыто это проявится, станет знаменем политического движения как раз после «открытия».

    С 1853 г. на первое место выдвигаются внешнеполитические проблемы для бакуфу. Они стремятся внутренне объединить общество, чтобы отразить внешнюю угрозу. Глава бакуфу впервые стал советоваться с крупнейшими князьями и докладывать императорскому двору о положении в стране – пусть и для того, чтобы тянуть время. Сёгунат хотел укрепить связь между всеми даймё, используя авторитет Тэнно.

    Практика консультаций с Императором привела к вмешательству в политику даймё – они посчитали это бессилием бакуфу. Даймё не хотели соглашений с «варварами». К лозунгу «сонно» добавляется «дзё-и» – изгнание варваров. Началась борьба сторонников и противников «открытия».

    Бакуфу воспринималось как сторонник «открытия», хотя таковыми они не были. Чиновники осознавали бедственное финансовое положение Японии – нет выхода, кроме как заключить мир. Бакуфу лишь избегало войны. Они хотят выиграть время договорами, улучшить вооружение армии, чтобы вновь вернуться к изоляции – «открытие» ради «закрытия».

    Противники «открытия» же считают, что это как раз шанс для войны, шанс для самураев. => Цель у всех одна – изгнать варваров. Тактика разная.

    Это отразилось на положении императорского двора. Теперь у них есть шанс вмешательства в политику. Кугэ (придворная аристократия) накапливают политический опыт. Сложившихся политических взглядов нет. Также делятся на сторонников «передышки» и молодежь, желающих изгнать варваров путем самопожертвования.

    Таким образом:

    - Кугэ желали вернуться к власти

    - Даймё поддерживали лозунг изгнания варваров, чтобы избавиться от бакуфу

    - Бакуфу стремится вернуть былое могущество

    => Все используют для этого авторитет Тэнно. Все переплетается в дворцовых политических интригах, заговорах и коррупции.

    Противоречия между дайме вылились в их борьбе между собой – сложились группировки.

    Сёгун, бакуфу, дайме пользовались ухудшением материального положения Кугэ. В результате влияние кугэ резко возросло. Киото становится вторым политическим центром.

    Ведущую роль играют княжества на Кюсю и Сикоку (юго-западные острова) из числа Тодзама дайме – самые удаленные от центра и самые самостоятельные князья. В советской историографии здесь обнаруживали буржуазию, которая «хотела провести революцию».

    Княжество Сацума. Самое отдаленное от Эдо. Здесь был введен жесткий режим и контроль над промышленностью. Княжество экономически развито – производство сахара, смолы, масла, шафрана. Но все производилось за счет подневольного труда. Дайме уделял особое внимание укреплению военных сил – сюда шли все его доходы. Он также строил корабли и заводы по европейскому образцу. Однако это именно крепкий феодальный режим.

    Самурайское население здесь составляло 30% от общего числа (по стране – 5%). В руках дайме была сахарная монополия. Хотя именно Сацума свергнет сёгунат, они будут против реформ Мэйдзи в дальнейшем – просто боролись за власть.

    Юго-западные княжества противостояли фудай-дайме. Началась борьба за влияние. Толчком послужил вопрос о преемнике старого сёгуна. Первоначально бакуфу провели своего ставленника в сёгуны. Учреждена должность тайро (регента) – из дома фудай-дайме. Подписали договор с американцами в 1858 г. Противники обвинили в пренебрежении Императором. Тем временем с «открытия» в 1854 г. положение Японии в экономическом плане все более ухудшалось. Разрушается мелкая промышленность.

    Теперь политическая борьба захватила низшие слои самурайства. Массово переходят в ронинов. Активизируется лозунг «дзё-и» - начинаются преследования иностранцев. В 1859 г. ронины напали на русских моряков – приезжал Муравьев-Амурский. Переговоры о Сахалине сорвались. Затем изрубили англичанина в Сацуме. Подожгли здание английского консульства и т.д.

    Гораздо более активно патриоты нападают на чиновников бакуфу и купцов. Арестовано и приговорено около 100 человек. В ответ ронины еще больше активизировались. 1860 – 1863 гг. – подъем движения «сонно дзё-и».

    Параллельно идет бурное развитие внешней торговли. Это подрывает традиционную экономику. Бакуфу резко решают встать на путь изгнания варваров – для спасения своего положения

    Экономика Японии приспосабливается к «открытию» - крестьянских выступлений нет. Прослойка сомо получает выгоды. Народу торговля становится тоже выгодной. Патриоты же говорят о развращающемся народе.

    Влияние бакуфу из Киото было вытеснено. Сюда были введены войска из Сацумы. В 1863 г. происходят крупные политические события – разгромлено движение низкорангового самурайства, стоящего за изгнание варваров – патриотов. Дайме же хотели сохранить бакуфу, а не разрушить его. С разгромом патриотов они избавились от экстремистов.

    Император Комэй издал указ об изгнании варваров и наказании бакуфу. Спустя время был издан второй указ, отменяющий первый. Всех патриотов объявили мятежниками – они извратили указ Императора. Сам Тэнно же хотел союза с сёгунатом. Дайме и бакуфу в итоге меняются местами – бакуфу сокращает внешнюю торговлю, а дайме стоят за «открытие», чтобы получать доход.

    Англия же теперь требует от сёгуна и бакуфу компенсации. В 1864 г. англичане начали обстрел города Симоносеки. В движении «сонно дзё-и» наступил перелом. Теперь они отказываются от лозунга «дзё-и» (т.к. за это выступает правительство) и вводят лозунг «тобаку» (свергнуть бакуфу). Англичане сделали ставку на это движение и на даймё.

    Движение «тобаку» также не было однородным. Одни стояли за реставрацию Императорской власти, ликвидацию бакуфу, ликвидацию сословий и за частную собственность. Это прослойка сомо. Здесь и представители княжества Сацума.

    Другие были против насильственного свержения сёгуната – сёгун должен сам отказаться от власти, стать обычным даймё. Установить выборный орган из даймё. В этом лагере было княжество Тоса и сам Император.

    Последний сёгун – Кейки (Токугава Ёсинобу). По всей Японии шли беспорядки. Движение за восстановление власти Императора приобрело чистый характер борьбы даймё с сёгуном. Тэнно Комэй умер. Его сыну, Муцухито, было 16 лет, он не имел собственных политических взглядов. Однако конкретной вооруженной борьбы даймё с сёгуном не было – торговали друг с другом и хотели друг друга перехитрить. В 1867 г. даймё Сацума добился отречения Кейки и указа разгона бакуфу.

    Итоги. «Открытие» Японии не является причиной Мэйдзи. Это послужило лишь катализатором. Кризисная ситуация сложилась во второй половине XVIII в., тогда же рождается идеология движения «сонно». «Открытие» усиливает недовольство сёгунатом. Юго-западные княжества сами провели свои реформы (по инициативе даймё) и перевооружились. Всем политическим силам был нужен авторитет Тэнно. К лозунгу «сонно» добавляется «дзё-и». Правительство после осознания положения начинает проводить «закрытие» - меняются местами с даймё в политической борьбе (раньше те хотели изгнания варваров, теперь наоборот). Даймё провозгласили лозунг «тобаку». Мирный план свержения сёгуна.

    Кейки решил, что уйти будет разумней. Тэнно принял его отставку. Но должность сёгуна оставалась, и Тэнно снова уполномочил Кейки вести дела. Сацума воспользовались несовершенством документа для опровержения этого решения (не было печати). Будет издан указ о каре над бакуфу. Те этому воспротивились – Токугава теряли все земли. В 1868 г. начались вооруженные столкновения. Эдо был осажден, Кейки сложил оружие. Жил мирно и умер в 1913 г.

    Вассалы дома Токугава продолжали сопротивление на севере. Осенью 1868 г. будут разбиты. Сёгунский флот ушел на Хоккайдо, где установил самурайскую республику, которая будет ликвидирована в 1869 г.

    Таким образом, дуалистическая форма правления прекратила свое существование в Японии. В январе 1869 г. будет сформировано новое императорское правительство.

    Периодизация: 1) 1867–1868 – реставрация Императорской власти; 2) 1868 – 1873 – реформы Мэйдзи.
    24. Реформы Мэйдзийской Японии 1868-1873 гг.

    Эпоха Мэйдзи – 1868–1912 гг. (в целом). Время реформ – 1868–1873 гг.

    Первое десятилетие было временем бурных перемен. С 1868 г. по 1945 г. всего было издано 800 императорских указов, из них 200 – в первые десять лет Мэйдзи.

    Каждое действие санкционировалось указом Императора. К концу 1870-х гг. указы все больше касаются моральных устоев, важных событий – отстраняются от каждодневной политики. Престиж Тэнно объяснялся его божественным происхождением, личность императора с трудом поддается изучению. Личное участие Тэнно Мэйдзи (Муцухито) в первое десятилетие реформ создало большой авторитет; он подавал пример подданным – переоделся в европейское платье. Начальные годы Мэйдзи являются «открытием» Японии, началом модернизации. В Японии это называется «отход от Азии». Эти реформы заложили основу современной Японии.

    Система управления. Манифест о восстановлении императорской власти: ликвидация сёгуната, тайро, сёсидая, бакуфу. Был намечен основной курс политики – установленный принцип еще при Дзимму Тэнно – весь народ будет участвовать в общественном обсуждении. Новое правительство состояло из принцев, кугэ и даймё – свергавшие сёгуна – князья, родовая аристократия и придворная знать. Номинально правительство возглавлял Император. Преданность трону была подлинной, это залог будущих успехов – перед лицом внешней угрозы нужно единение.

    Новое правительство провозглашало политику модернизации, а Император (божественное происхождение) санкционировал все эти действия. Реформы, направленные на восстановление культа императора (как человека-бога), доступного для каждого взгляда – сложение нации. Из служителя тайных ритуалов Тэнно превращают в Первосвященника общенациональных церемоний – рекламирование во всех средствах массовой информации. В апреле 1868 г. провозглашен принцип синтоизма, единства власти и культа. Обряд «императорской клятвы»: Тэнно клялся перед богами, что решения будут приниматься только после широкого обсуждения, а старые плохие порядки никогда не вернутся. Клятва в Киото пропагандировалась как символ Мэйдзи.

    «Хартия клятвенных обещаний»:

    1. Все вопросы выносятся на всенародное обсуждение

    2. Все классы будут работать на экономику

    3. Все имеют возможность исполнить свои желания

    4. Все действия власти будут соответствовать принципам международного права

    5. Знания будут собираться по всему миру
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта