Главная страница
Навигация по странице:

  • Ян Сюцину

  • Уравниловка – удел простых тайпинов

  • В 1856 г. усилились противоречия между Хун Сюцюанем и главой его правительства Ян Сюцинем

  • С 1860 по 1864 гг. тайпины все чаще отступают

  • 20. Предпосылки более быстрого развития Японии по сравнению с другими государствами Востока (особенности японского феодализма)

  • 21. Государственное устройство и сословия Японии в эпоху Токугава

  • военную наследственную диктатуру

  • Поводы для недовольства у городских сословий

  • История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание


    Скачать 224.41 Kb.
    Название1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата05.01.2022
    Размер224.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety.docx
    ТипУчебник
    #324207
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Глава - Хун Сюцюань – «Небесный князь» - как император.

    После взятия Нанкина (юж столицы) он занимался только религиозными вопросами. Все военное и гражданское руководство он передал Ян Сюцину.

    Высокие титулы и звания получили и другие руководители восстания.

    Закон преследовал две цели:

    - установить справедливый порядок распределения земли, то есть равное право на минимальное количество продуктов;

    - обеспечить снабжение продуктами армию и пополнение ее рекрутами. И эта цель была главной.

    Тайпинское общество исключало товарно-денежные отношения, деньги как средство обмена. Оно было строго регламентировано: каждая семья могла иметь определенный нормированный участок земли (по едокам), нормированное количество скота, в семье даже ограничивалось число детей.

    Уравниловка – удел простых тайпинов, руководители движения быстро обогащались, строили роскошные дворцы, носили шелковые одежды и т.д. Именно это привело к идейному размежеванию и ослаблению движения в целом.

    В 1856 г. усилились противоречия между Хун Сюцюанем и главой его правительства Ян Сюцинем. Последний убит – заговор.

    Борьба за власть ослабила как тайпинскую армию, так и государство тайпинов.

    Неудачный поход на Север, переход к оборонительной тактике, непоследовательность экономической политики на местах все это предрекало поражение восставших.

    В 1856 г. началась вторая «опиумная» война.

    Англия и Франция навязали Цинам два соглашения: Тяньцзиньский договор (1858) и Пекинские конвенции (1860):

    - Китай открывал новые города-порты,

    - обязался выплачивать контрибуцию и т.д.

    Запад оказывал помощь Цинам.

    С 1860 по 1864 гг. тайпины все чаще отступают, уменьшается численность армии, сокращается контролируемая восставшими территория.

    Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Восставшие терпят поражение.

    Отдельные районы сопротивлялись ещё несколько лет – дата окончания войны 1868.

    Последствия.

    В ходе крестьянской войны погибли десятки миллионов человек.

    Эти трагические обстоятельства уменьшили земельный голод, так как сократилось число претендентов на земельные участки на юге страны.

    Цинское правительство, поставленное в экстремальные условия, с одной стороны, заключало все новые неравноправные договоры со странами Запада, с другой стороны, вынуждено было восстанавливать страну, проводить экономические преобразования, перевооружать свою армию. В Срединной империи начинаются реформы, названные «политикой самоусиления».
    20. Предпосылки более быстрого развития Японии по сравнению с другими государствами Востока (особенности японского феодализма)

    Япония – единственная страна Азии, которая встала на путь империалистического развития и колониальных захватов. До «открытия» уровень её развития не превышал Индию и Китай. Но традиционное общество в Японии подверглось более быстрой революционной реформации. Особо стоит проблема генезиса капитализма в Японии – привнесен или были предпосылки внутри самого общества? Таким образом, Япония имеет свои особенности особенностей Востока.

    Формы собственности на землю в Японии похожи на европейские – широко распространен мелкое крестьянское хозяйство. «Япония дает более ясную картину европейского феодализма, чем сама Европа». В Японии капитал и рынок рабочей силы обнаруживаются с XVI в. Наличествовала и частная собственность на землю. Японские города раньше приобрели самостоятельное экономическое значение. Здесь появились первые на Востоке самоуправляемые города. В начале XVII в. появляется мануфактура (но это не означает того, что наступила мануфактурная эпоха в промышленном производстве).

    Япония не знала опасности набегов кочевников, которые разрушали хозяйство восточных цивилизаций на континенте. До 1945 г. ни одна военная сила не смогла покорить (да и просто добраться) до Японии.

    Монолитность и единство Японии способствовали развитию ранней национальной идентификации – ранней национальной принадлежности. Японцы являются гомогенной нацией. Этому способствовали внешние факторы – соседство с Китаем порождало осознание своей идентичности (отличности) и неполноценности (сначала перед Китаем, затем перед Западом). Национальная идея уходит корнями в культ Синто. Многовековое творчество адаптировало другие доктрины на японский манер. Синто является воплощением национальной самобытности японцев. Сложилось особое отношение к самим себе, к Императору (божественное происхождение) и к самой Японии. Мифы являются не литературным памятником, а историей. Кокутай – тело государства, обозначение сакральной ценности страны, присущей Японии. В Японии нет почвы для революции. Главное здесь – взаимопомощь и верноподданство. Нация – это семья, Император – отец нации. (Идея патернализма; символы императора – зеркало, меч, яшмовое ожерелье).

    В эпоху Токугава официальной идеологией станет чжусианство (неоконфуцианство), а синтоизм будет задвинут на задний план. С 1603 г. Япония окончательно объединена под властью дома Токугава; усобицы были прекращены, а европейцы больше сюда не особо стремились – это сформировало предпосылки для самостоятельного развития Японии.

    Главным заслоном Японии от колониальных захватов стал Китай. Япония не была такой привлекательной для европейцев ни как источник сырья, ни как рынок сбыта. «Открытие» Японии не было таким тяжелым, как это происходило с Китаем. К тому же, в отличие от независимого и великого Китая, в Японии всегда старались изучать того, кто их превосходит.

    Главная причина независимости Японии – получилось в короткое время провести модернизацию страны. Безусловно, что быстрое развитие капитализма обеспечили реформы Мэйдзи. Сорокина: капитализм был привнесен европейцами. Но сами причины Мэйдзи и ликвидация сёгуната кроются не в «открытии», а во внутреннем развитии Японии.
    21. Государственное устройство и сословия Японии в эпоху Токугава

    Япония с конца XII в. существовала в дуалистической форме правления. Тэнно был представителем богов, источником власти; но сам он не должен был править – его нельзя никому видеть. Верховная власть в военной и гражданской сфере принадлежала сёгуну – наместнику императора. Тэнно назначал сёгуна специальным эдиктом. В эпоху Токугава политическая власть Тэнно была низведена. Из всех сёгунов только Иэясу еще держался за Тэнно, чтобы легитимировать власть своего дома. При его приемниках (всего было 15 сёгунов из дома Токугава) участие Тэнно в управлении стало фикцией. Государственное устройство Японии представляет собой военную наследственную диктатуру.

    Токугава Иэясу получил титул сёгуна в 1603 г. из рук Тэнно. Токугава продолжил политику против перемен, которая была заложена в эпоху объединения Японии. Создал шатровое правительство – бакуфу. Режим бакуфу обладал широкими полномочиями. Монопольное военное право на должность сёгуна остается за домом Токугава. В 1605 г. Токугава Иэясу добровольно отказался от титула, с условием что его сын будет назначен сёгуном. В 1615 г. они вдвоем захватили город Осака – центр Хидэёси. После этого Иэясу ушел из жизни в 1616 г., закончив объединение Японии.

    Однако военное могущество не определяет все. Укрепление дома Токугава увеличило их материальное богатство. В собственности клана было около ¼ всех обрабатываемых земель Японии. Рис являлся валютой и мерилом богатства. Измерялся в коку: 1 коку = 150 кг. 1 коку риса хватало 1 мужчине на год. Богатство клана достигало 7 млн коку. Также дом Токугава управлял портами Нагасаки и Осака. Контролировал все серебряные, золотые и медные рудники. Это обеспечивало военную мощь и богатство.

    Также важным условием существования власти было сотрудничество: с буддистским духовенством (кугэ), с Тэнно, с даймё. Киотская знать (вокруг Тэнно) сильно ослабла за период Сэнгоку-дзидай, что и позволило возвыситься дому Токугава.

    Иэясу понимал, что необходимо восстановление престижа трона и знати. Токугава тратились на дворцы и земли Тэнно. За счет этого Токугава мог себе позволить политически ограничивать власть, отделить Тэнно от других элит. Аристократы превращались в хранителей традиционной культуры, участвовали в церемониале Императора. В Киото был назначен сёсидай (чиновник), который всегда находился при дворе Тэнно и контролировал его взаимоотношения с внешним миром. Двор поставлен под жесткий материальный и политический контроль. Будет ограничена личная свобода Императора с 1632 г. Даймё под страхом истребления дома нельзя было приближаться к Киото без разрешения сёгуна. Над буддистской верхушкой также установлен контроль – сёгунат имел право вмешиваться в жизнь монастырей; монахам запрещено участие в чем-либо кроме культа и самого простого ведения сельского хозяйства. Каждый даймё (осталось около 200) приносил клятву верности дому Токугава.

    Реальными административными единицами стали домены даймё, при номинальных провинциях. Верные даймё получали щедрые земельные пожалованья; других же земель лишали. Даймё считали свои владения автономными княжествами – отряды, налоги, свои законы, вмешательство в частную жизнь. При этом их самовластие имело свои границы. Сёгунат подчинял их себе. Сёгуны пытались показать, что власть даймё дается только по их милости. Даймё обязан выполнять распоряжения сёгуна. Сёгунат гарантировал им безопасность друг от друга – актуально после Сэнгоку-дзидай. Взаимные выгоды и интересы скреплялись и обеспечивали мир в стране под властью сёгуната.

    В XVII в. Япония пришла к миру, который будет продолжаться 250 лет (до середины XIX в.). В XVII в. население страны выросло с 17 млн человек до 25 млн человек. Развитию Японии в эпоху Токугава способствовало два ключевых фактора: длительный мир и изоляция. Первый породил определенные противоречия, второй препятствовал их разрешению.

    Сословная система – синокосё.

    Си – самураи; но – крестьяне; ко – ремесленники; сё – торговцы.

    Самураи составляли 10% от населения. Военные дворяне, делились по рангам (по коку риса). Имели привилегированное положение в обществе. Сам сёгун считался главным самураем, он же крупнейший земельный собственник. Сёгунат разбил всех даймё на категории, в зависимости от их близости к дому Токугава – 23 даймё являлись родственниками (в т.ч. усыновленные) сёгуна – симпан. Госанкэ – три дома, которые могли наследовать сёгуну, если в доме Токугава не будет наследников. Земли их находились вокруг Эдо, они являлись частью домов симпан. Остальные родственники имели гораздо меньший доход с земельных владений.

    Фудай дайме – союзные князья, вассалы дома Токугава. Эту категорию составляли те самурайские дома, которые бились за Иэясу при Сэкигахара. Их доход варьировался от 10 тысяч до 100 тысяч коку риса. Это опора власти сёгуна. Из них формировалось бакуфу.

    Тодзана дайме – посторонние (внешние) дайме, получили свой титул не от Токугава. Таких домов около 100. Стали верны только после битвы при Сэкигахара. От них ждали лишь нейтралитета. Сёгунат оставим им их владения.

    Независимо от своего статуса все даймё признавали власть сёгуна. Налогов с них не собирали. Но поставлять солдат на войну, общественные постройки они были обязаны. Вступать в брак, передавать наследство, строить замок даймё мог только с разрешения сёгуна. Центральная власть издавала уставы, предписывающие поведение князей. Чем больше были полномочия даймё, тем больше на него давил сёгунат. Это осуществлялось благодаря системе «чередующегося присутствия», при которой даймё должны были по очереди пребывать в Эдо, ставке сёгуна. Даймё были вынуждены постоянно путешествовать от одной резиденции к другой. По прибытию в Эдо они обязаны были преподносить сёгуну подарки – кони, мечи, доспехи. Эта система обходилась очень дорого для самих даймё – содержать богатую резиденцию в Эдо, подносить регулярно подарки. Эта система заложничества и обеспечивала мир. Также она стимулировала товарное производство в городе и в деревне. Главное последствие – система способствовала развитию столицы. Будучи бедным поселением в начале XVII в., к концу века Эдо станет крупнейшим городом мира.

    Хатамото – «подзнаменные», еще одна самурайская прослойка. Это вассалы Токугава и князей даймё. Их владения – до 10 тыс. коку. Основную массу составляли дружинники сёгуна и даймё.

    Буси – самураи, которые не имеют земельных владений и получают рисовый паек за службу. Самая многочисленная прослойка – их десятки тысяч.

    Госи – это самураи, которые занимаются сельским хозяйством. Занимали привилегированное положение среди хозяйственно занятых членов общества. Ими могли стать купцы и богатые крестьяне. Из госи формировалась сельская администрация.

    Сословие самураев простаивает, т.к. войн больше нет. Токугавская Япония создавалась как военная держава. И теперь она находится в вечном мире. Положение самураев оказалось бессмысленным. Даймё больше не воюют. А заниматься другим делом самурай не имел права – бусидо это запрещало. Единственное что еще было доступно – конфуцианское образование. Ученые критиковали самураев за то, что они не хотят образовывать крестьян, а прожигают свою жизнь в столице. Самураи залезали в дома к купцам, продавали свой паек. Это вызывало недовольства. Некоторые все же шли в интеллигенцию. Но большинство же презирало любые занятия, кроме военного дела, и по уши залезали в долги. Самураи вели паразитический образ жизни. Однако жизнь заставляла буси работать в хозяйствах даймё и вынуждала заниматься презренными занятиями.

    Появилась новая прослойка самураев – ронины. «Самурай без господина». Накануне реставрации Мэйдзи их количество достигнет 400 тысяч человек. Их материальное положение значительно хуже, чем у остальных самураев. Это недовольство взамен используют даймё для свержения сёгуната.

    Сословие Нокрестьянство. Они составляют 80% населения. Единственный постоянный налогоплательщик. «Основа нации». Их прославляли. Но на деле обращались хуже, чем с представителями сословий Ко и Сё. Даймё забирали 60-80% урожая. Часть крестьян работала на своей земле, большая же часть являлась арендаторами земель даймё. Крестьяне платили многочисленные платежи за пользование мостами, мельницами и т.д.; платили налог на дом; имели множество повинностей – общественные работы и т.д. Прибыль крестьянину получить фактически невозможно => и улучшить свою жизнь тоже. На 100 бедных крестьянских семей приходилась 1 зажиточная (мерилом служит наличие циновок на земляном полу). В период объединения Японии крестьяне были лишены права иметь оружие.

    Ко и Сёгорожане. Эпоха Токугава – «золотой век» урбанизации. Рост городов и развитие торговли начинается особенно активно с XVII в., обогнали Европу. Развиваются призамковые города. Ремесленники обслуживают замки. Объединение Японии способствовало росту городов. Политические и экономические процессы здесь были тесно взаимосвязаны. Однако большинство отраслей промышленного производства были сосредоточены в деревне.

    Центральные города – Эдо (ставка сёгуна), Киото (двор Тэнно), Осака, Нагасаки (торговый центр). Эдо развивался как город-потребитель, в первоначально неразвитом районе Канто. Поселились 20 тысяч хатамото – их хозяйства требовали рабочих рук и сюда хлынули переселенцы. Система «чередующегося присутствия» способствовала развитию города – 1/3 млн человек находились здесь. Эдо стал центром чиновничества и самураев. Население к концу XVII в. достигло 1 млн человек – 500 тыс. самураев и 500 тыс. обслуги. Эдо оставался городом-потребителем – вся продукция сюда ввозилась, в основном из Осаки. Но вскоре Эдо и сам смог удовлетворять свои потребности. Стал одним из самых больших городов в мире. Токайдо – дорога от Эдо через Киото в Осаку. Сёгунат уделял большое внимание строительству дорог от Эдо. Местные даймё были обязаны строить постоялые дворы. Придорожные станции получали дотации и право принимать простых людей на постой. Станции могли собирать людей и лошадей с деревень, если им не хватало – гужевая повинность истощала деревни.

    Осака – особый город. Торговый порт на перекресте морских путей. Это личное владение дома Токугава. Играл важную роль в товарообороте. В городе была создана рисовая биржа, где определялись цены на рис. Это всеяпонский рынок. Осака являлся самым богатым городом. Здесь жили самые богатые купцы. Киото – в эпоху Токугава стал городом ремесленного искусства. Производили товары роскоши. Шелковое ткачество, ювелирное дело и др. Это вызвано пребыванием двора Тэнно.

    К концу XVIII в. Япония была одной из самых урбанизированных стран мира. Всего в стране было около 200 городов. В Европе городское население составляло 2% (кроме Англии), в Японии – 5-7%. Насчитывалось более 100 мануфактур, централизованных, принадлежащих сёгуну и даймё. На каждой по 100 рабочих. В XIX в. количество мануфактур увеличится до 400.

    Поводы для недовольства у городских сословий. Единственной мерой, которую сёгунат применял в экономической сфере, была политика ограничительных законов – экономия во всем; против излишеств в быту. Запрещались предметы роскоши. Это ударило по японским ремесленникам. Однако их протест в обществе не воспринимался. Несмотря на то, что ремесленники производили материальные ценности (положительная деятельность), они отождествлялись с сословием торговцев сё – вредны для общества. Самураи считали, что купцы виноваты в их разорении.

    К концу XVIII в. самое презираемое сословие сё становится самым могущественным в материальном отношении. В зависимость от купцов попадают все – крестьяне, самураи, даймё, сёгун. «Гнев осакских купцов вселяет ужас в сердца даймё». Бакуфу пытались ограничить деятельность купцов, но это не работало – купцы становятся элитарными потребителями. К середине XIX в. купцами становится 15% населения. Они начинают скупать землю, несмотря на официальный запрет. Имея материальное могущество, купцы по-прежнему не имели никаких политических прав – самурай мог без суда убить купца. Отягощенные бесправием, купцы вырастают в оппозиционную сёгуну силу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта