Главная страница
Навигация по странице:

  • Сацумская война .Аграрная реформа

  • Сорокина

  • 25. Современники о «японском прогрессе» (А. Пеликан, Е. Спальвин и др.)

  • 26. Историография «революции Мэйдзи» Мэйдзи-исин

  • История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание


    Скачать 224.41 Kb.
    Название1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата05.01.2022
    Размер224.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety.docx
    ТипУчебник
    #324207
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    Сорокина: так закладывался порядок, когда политические проблемы становятся содержанием религиозных обрядов. Клятва также служила источником конституционных идей.

    Это – апрель 1868 г. Эдо еще не взят. После падения Кейки Тэнно переедет в Эдо и город будет переименован в Токио («восточная столица»). Император посетил главный синтоистский храм, где он был провозглашен равным с Амотерасу. Таким образом, пропагандировалась идея, что страна может объединиться только вокруг Тэнно. Он стал символом консолидации японской нации.

    После взятия Эдо издан декрет о государственном устройстве. Сформированы новые органы власти – Государственный совет из семи ведомств (административное, религиозное, финансовое, военное, иностранных дел, юстиции, консультативный совет).

    Это называют первой «конституцией». Парламентскую систему олицетворял Консультативный совет из двух палат. Низшая палата состояла из княжеских самураев – право совещательного голоса. Высшая – из даймё и принцев, имели решающий голос. В этом и состояло все «общественное обсуждение». Этот декрет также лишал даймё право чеканить собственную монету, давать титулы и т.п. После гражданской войны Консультативный совет был упразднен – на этом кончилась все демократия. В итоге это все выльется в недовольства в 1880-е гг. и принятию конституции 1883 г.

    Осенью 1868 г. княжеские самураи возвратились в княжества, их военная мощь выросла. Повсеместно возникали княжеские правительства. Правительство в Токио решило ограничить численность княжеских войск. Это вызвало возмущение даймё. Варианты решения – всю военную власть передать Императору или воевать с Кореей. В 1868 г. были повышены налоги, что повлекло за собой крестьянские восстания.

    Главная проблема и задача объединения Японии – упразднение даймё. Это решалось административной реформой. Это не простая замена на префектуры. Это комплекс мероприятий по упразднению феодальных княжеств – даймё.

    1) В декабре 1868 г. введена новая система управления в княжествах – унификация управления во всех княжествах, устанавливались посты Управителя и Советника, избираемых по способностям. Император назначал Управителя. От княжества же были представители в столице. Через систему управителей и советников был установлен контроль над княжествами.

    2) Тэнно объявил, что даймё должен вернуть все документы с правом на управление доменом – при условии, что все даймё будут оставлены в провинциях на правах губернаторов. Главы четырех княжеств в правительстве подали пример для остальных дайме. К тому же даймё получали большие компенсации.

    3) Реорганизация администрации княжеств. Отменена система рангов княжеств по коку риса. Ввели 3 вида: крупные, средние, мелкие. Устанавливалось жалованье рисом губернатору – 1/10 от местных доходов. Отменялась система деления самураев по рангам. Изменилась система жалованья княжеским самураям – оно было сокращено. Вводилось единство светской и духовной власти.

    4) В 1871 г. произошло окончательное упразднение княжеств и введение префектур. Тэнно просто созвал всех даймё и объявил об этом. 72 префектуры кэн и 3 префектуры фу (столичные – Киото, Токио, Осака) – всего 75. Теперь даймё были смещены с постов губернаторов. Их отозвали в Токио и назначали высокие пенсии (в половину подати). Назначены новые префекты на места – правительственные чиновники. Пенсии даймё опустошали казну. В 1876 г. пенсии принудительно были капитализированы. Правительство предлагало самураям использовать последние большие выплаты как капитал – были вложения в банки и в производство. Но это сделало только верхушка. Большая часть самураев оказалась неспособна к предпринимательской деятельности, и растратили средства. В итоге начнется восстание самураев – САМОСТОЯТЕЛЬНО.

    Административная реформа объединила страну. Сопровождалась массой других мероприятий, создающих условия для модернизации. С ликвидацией княжеств ушли внутренние пошлины и собственность даймё на землю – предпосылки земельной и налоговой реформ.

    Ликвидирован старый сословный строй. Введен новый – нобилитет; самураи; простой народ. Ликвидированы привилегии самураев. Простолюдинам даны права и своды. Снималась регламентация их деятельности.

    Тенденции во всех реформах:

    1. Модернизация по европейскому образцу

    2. Ограждение интересов самурайского сословия

    Все крупные князья добровольно отказывались от владений и привилегий – компромисс.

    Модернизация Японии проводилась ради её сохранения. Выдвинут лозунг: «Богатое государство, сильная армия». Продолжением реформ, объединивших страну, должна стать военная реформа – ликвидировать самурайские дружины и создать единую армию для отпора европейцам – «усмирить мятежников и противостоять врагу».

    Военная реформа была самой тяжелой. Из-за ликвидации привилегий самураев воинская обязанность легла на крестьян. Самураи возмутились, предлагали набирать армию только из числа самураев. Сторонники реформы указывали на боеспособность крестьянских ополчений.

    В создании всенародной армии видели уравнение в правах. Борьба завершилась компромиссом. Армия создана, но все офицерские посты предоставлены самураям. В декабре 1872 г. издан закон о всеобщей воинской повинности (с 20 лет), введена система военных округов.

    Военная реформа была тесно связана с аграрной/налоговой реформой – нужно было сохранить налогоплательщика. Те кто не мог откупиться – шли в армию. Сохранялся всегда единственный кормилец и единственный сын в семье – он ответственный за уплату налога.

    В 1872 – 1873 гг. шли крестьянские восстания против повинности – «восстание бамбуковых копий». Буквально принимали слова «налог кровью». Противники реформ сильно заостряли на этом внимание.

    В 1873 г. в Токио открыта Военная Академия, сюда привлекались французские и английские офицеры. Формально в офицерские школы могли поступать все, фактически – только самураи. Создаваемая по европейскому образцу, армия унаследовала самурайский кастовый дух – сохранился в армии очень широко. Бусидо прославлялось в армии.

    Военная реформа была самой болезненной, вызвала наибольшие возмущения и споры. Позднее вышел указ о запрете ношения мечей для самураев – кроме полицейских, высших чиновников. Старый князь Сацума оказал сопротивление – Сацумская война.

    Аграрная реформа 1872 – 1873 гг. Завершающая. Продиктована крестьянскими выступлениями – 180 случаев за 1868 – 1874 гг. Тесно связана с налоговой (финансовой) реформой – нужно было обеспечить бюджет. В обращении было большое количество различных денежных знаков – на 300 княжеств. В 1871 г. была введена единая валютная единица – йен.

    От сёгуната осталась пустая казна. Бюджетные поступления не покрывали расходов, связанных с гражданской войной и выкупом привилегий даймё и самураев. В первые годы правительство принудительно занимало у купечества. Но главным доходом было обложение крестьянства. От натуральной подати нужно было перейти к денежной, которая бы зависела не от урожая, а от размера владения.

    В феврале 1872 г. отменили запрет на куплю/продажу земли (действовал с 1643 г.). Закрепление частной собственности на землю за теми, кому она фактически принадлежала. По аграрной реформе землю получили все сомо – юридически это крестьяне, сохранившие свои владения. Арендаторы не получали собственности, как и те, кто её заложил.

    По ходу становления кадастра правительство захватывало леса, луга и т.п., которые были раннее во владении сельских общин. Все земли, в отношении которых нельзя определить собственника, переходили государству.

    Японскую аграрную реформу определяют как прусский вариант развития капитализма в сельском хозяйстве. Это обусловит особенности японского империализма. Сорокина: несмотря на феодальные пережитки, реформа удалась. Главное – введена частная собственность на землю, знать была лишена опоры.

    Завершил реформу закон об изменении налога. Правительство не могло допустить уменьшения дохода от налогов. Подати и повинности были заменены единым налогом. Обложению подвергались те, кто записан в кадастре. «Уплата налогов – это привилегия». Арендаторы налогом не облагались – платили натуральную плату собственнику земли в неограниченном объеме. Налог составлял 3% от стоимости земли, независимо от урожая. Новый налог был в итоге на 4-5% меньше старых податей.

    Цена земли определялась размером общего дохода. Хозяин по закону должен был сообщить о количестве земли и доходов с нее. Фактически же цена на землю определялось государством, сверху. Заявление составлялось в форме присяги. Препятствующие сбору налогов объявлялись врагами императора. Налог в итоге составлял половину доходов небольшого крестьянского двора. Но зато были отменены все подати и повинности. Собственник, сдающий землю в аренду за рис, заплатив налоги, продавал рис перед севом – что дорого. Крестьяне же продавали рис по малым ценам, после сбора урожая, чтобы уплатить налог. Крестьяне вынуждены идти к ростовщику, чтобы брать заём и заплатить налог. Это влекло за собой разорение крестьянства.

    Земельный налог составлял 80% бюджета. Но началось переселение из деревни. Избежать волнений от мелких крестьянских собственников не удалось.

    Преобразования коснулись всех сторон жизни японского общества – быт, культура, мода  европеизация. С запретом носить мечи сильно изменился мужской костюм. «Реформа причесок» 1868 г. – один из первых указов – мужчины должны остричь косы (Тэнно Мэйдзи сделал это первым). Даны фамилии и право носить штаны – это перестало быть самурайскими привилегиями. Правительство встало на путь широкого внедрения науки и техники.

    => Реформа образования. Сюда, в основном, привлекались американские специалисты. Статус знания и образования всегда в Японии был высоким. Еще до «открытия» среди мужчин было 43% грамотных. Но нужна была переориентация. В 1872 г. было введено всеобщее начальное образование, в 1886 г. всеобщее среднее. Треть бюджета министерства промышленности и Токийского университета уходило на зарплату иностранцам.

    За 45 лет Мэйдзи (1868 – 1912) население Японии выросло в 2 раза, до 66 млн человек. В сотни и тысячи раз выросли показатели в промышленности. Бурно развивалась связь, транспортная инфраструктура (железная дорога и телеграф). Во много раз выросли доходы государственного бюджета. Это все получилось за жизнь одного поколения и за правление одного Императора.
    25. Современники о «японском прогрессе» (А. Пеликан, Е. Спальвин и др.)

    До середины XIX в. Япония воспринималась как «запретный ларец», ключ от которого утерян. Во время эры Мэйдзи сложилось два образа Японии: «японский прогресс» и «прогрессирующая Япония». Одни с восхищением писали о развитии Японии, её прогрессе – те, кто побывал в Японии в 1880-е – 1890-е гг. «Западники» упивались её прогрессом. В основном такой образ складывался у туристов. Другие – обжившиеся в Японии иностранцы, видели чуть больше.

    Русский дипломат Александр Пеликан оставил очерк «Прогрессирующая Япония». По его мнению, восторги туристов лишены основания. Неблагожелательно отзывается о климатических условиях Японии – тайфуны, землетрясения. Культуру Японии признает любопытной, но её сущность не такова, как многие привыкли видеть. Японцы коварны и лживы. Все зиждется на началах извращенного порядка. Реформы же свидетельствуют о легкомысленности, а не таланте японцев. Относится к ним отрицательно, потому что считает преобразования следствием совершенной подражательности, а не сущностных изменений. Японцы оставались чуждыми к европейским идеям. И вскоре Европа убедится в призрачности японского прогресса.

    Профессор Восточного института Евгений Спальвин издан книгу «Японский прогресс» (1900 г.). В ней он отражает причины японского подражания. Свой доклад строит на основе японской прессы и разговоров с японцами – отношение самих японцев к прогрессу.

    В характере каждого народа найдутся хорошие и дурные черты, которые поднимаются из одного основания. Чувство «патриотизма» у японцев принимает фанатичную форму – дух Ямато. Для него характерно повышенное самомнение: творческая деятельность не развивается, главное не быть хуже других. Желание, стремление добиться того, чтобы другие были хуже японцев.

    Японию Спальвин называет заурядной страной. Прогресс действительно есть, но многие в этой оценке пренебрегают тем, за счет чего этот прогресс был достигнут. Он опирается же на мнение самих японцев. Мэйдзийская Япония не представляла собой нечто определенного цельного; европейское принято, но не воспринято; старое японское снято, но не выброшено. Стремление жить без труда – любви и навыков к труду. До XIX в. пользовались китайским опытом, затем европейским. Конфуцианские принципы (отец – правитель), буддизм так и не были восприняты (претерпели серьезную трансформацию). Древние синтоистские молитвы – действительная твердая основа. Но с «открытием» страны старой мудрости оказалось недостаточно. Теперь нужны науки, изучение языков. То, что могло быть принято, доступно для заимствования – то заимствовано. Но получилось нечто другое. Народ лишился своей руководительницы – китайской мудрости. А взамен ничего не было – только технологии, которые не воспитывали человека. Внешние выразители вытеснили содержание старого. А креативности для выработки чего-либо своего у японцев нет. На уровне министерства предлагалось заменить японский язык английским. С вытеснением китайского языка и преподавания уходила и китайская мудрость, нравственный материал – об этом говорили многие. Было и предложение принять христианство на государственном уровне. => Заимствовать все, чтобы опередить всех.

    Японцы-христиане – многие таковыми становились из любезности, материальной выгоды (бесплатному обучению в миссионерской школе). Крещеные, но не христиане. У японцев нет понимания бессмертной христианской души.

    Одна часть японцев ввозился европейские технологии, другая – европейские идеи. Нравственные принципы начали вырабатываться от примеров, подаваемых властью. Прошлое же примером быть не могло. Собственное, «азиатское» замалчивалось. Примером служил английский опыт. Идейные поиски рубежа веков – превознесение индивидуальных заслуг человека. Нет рецепта для нравственных порядков, зато куча рецептов для использования машин, европейского права, государственного устройства – но внутреннего содержания в этом нет. Умение, любовь к труду – непостижимые для самурая вещи.

    Вывод: пока не получится обуздать фанатичный патриотизм, народ не сможет получить определение. Прогресс – фрак на голое тело. У представителей народа должно быть сознание интересов страны. Внешняя политика не должна быть подчеркиванием статуса и чести. Только на избытки народного богатства можно создавать армию и флот.

    Японцы понимали, что образование не заключается в заучивании слабо понимаемых текстов, понимали, что политика – это не обогащение. Но не знали, что положить нового в основу.

    Вл. Соловьев, 1890 г. Две статьи «Китай и Япония». Китай порядок, Япония прогресс. Затем, спустя три года – японо-китайская война. Япония – агрессор, а Китай – колосс на глиняных ногах.

    Япония продемонстрировала, что обладает мощной армией и имеет империалистические устремления. Претензии на Ляодун. Затем Русско-японская война – может победить цивилизованный мир. Отношение к Японии постепенно перестраивается.

    Во Франции возобладали японофобские настроения. Роман «Душа Востока» К. Фаррера был популярен в 1910-е – 1920-е гг. Посвящен событиям Русско-японской войны. Автор заставляет западнику-японцу говорить традиционалисту о том, что его лицо такое только для чужеземцев. Идут в школу чужеземцев для того, чтобы изгнать чужеземцев. Приобрести европейские знания, чтобы победить европейцев. Сорокина: «Открытие» ради «закрытия».
    26. Историография «революции Мэйдзи»

    Мэйдзи-исин – политический переворот; революция; буржуазная революция без буржуазии; религиозные перемены; консервативная революция. Что же это?

    Японская историография. Революция Мэйдзи является одной из важнейших тем. В 1980-е гг. в СССР издавали работы по японской историографии (Лещенко, Савастеев). Савастеев делит историографию Мэйдзи на направления: монархическое (официальная), буржуазное (либеральное), марксистское.

    Монархическое направление: летопись событий, официальная версия, в духе апологии Императорской власти. Это продолжатели традиций школы Мито (которые выдвинули лозунг Сонно). В 1911 г. создано общество по «составлению истории исин». Не допускалось очернение – прошлое должно служить примером. Главный объект изучения – политическая история. Мэйдзи рассматривается как возвращение к исконному государству, в ходе борьбы между бакуфу и кугэ. Стремятся доказать, что это возвращение к традиции, исконному порядку, и что народ это всецело поддержал; что этому возвращению покровительствовали боги. Это была реставрация – революции в Японии быть не может. «Мэйдзи» - просвещенное правление; «исин» - реставрация.

    Буржуазное направление: представляли мэйдзи-исин как классическую буржуазную революцию, которая произошла вследствие «открытия» Японии. Это считается политическим переворотом, а не следствием социальных изменений. Встречается объяснение как «религиозные перемены». Савастеев считает, что это направление противостояло официальному, но в послевоенный период оно сходит на нет.

    Марксистское направление: появилось в 1920-е гг. «Буржуазная революция без буржуазии». Таяма Сигэки (японский марксист): мэйдзи – это переход к абсолютизму, в рамках феодализма. Основные причины мэйдзи – обострение классовых противоречий – феодалов и крестьян. Лично он не считает это буржуазной революцией. Это было укрепление феодальной власти против крестьянства. От феодальной монархии к абсолютизму – реформа сверху.

    Советские марксисты же эту точку зрения критиковали. По их мнению, мэйдзи – незавершенная буржуазная революция. В первой половине XX в. шли еще метания. С 1939 г. «договорились о термине». Опора идет на высказывания Ленина: есть одна запись, посвященная Японии – он написал, что 1868-1871 гг. это революция, но не написал какая. Тезис о «революции» задан заранее.

    Советская историография критиковала японскую за то, что она не видит революции. Там же не считали это «буржуазной» революцией, т.к. ничего от буржуазии не было. Слоя буржуазии еще не было – он начнет формироваться уже в ходе модернизации. Революция – это вопрос о власти.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта