1 Рабовладельческие государства и право на территории нашей страны государство Урарту, государственные образования в Причерноморье
Скачать 226 Kb.
|
8 Государственность и право Золотой Орды. Великая Яса. Восприятие русскими княжествами элементов татарской политической культуры и практики. В конце 13 века из империи Чингисхана выделилось государственное образование получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в непосредственной близости от русских княжеств до конца 14 века.Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли здесь племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на десятичной системе, - темники, тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья; Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии - Курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства - визирь. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии – бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников. После разгрома монголами русских княжеств в первой половине 13 века последние попали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка», который как бы давал право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая. Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки. Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 год), содержавшая в основном нормы уголовного права, обычного права и позже нормы шариата. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией(многоженство, власть отца, минорат, т. е. приоритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь назначалась за разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность. В судебном процессе кроме свидетельских показаний и клятвы применялась пытка, использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением исламизации Орды возникли суды казиев и иргучи, действовавшие на основе Корана. Куликовской битве 1380г.) причин Золотая Орда распадается в 15 веке.На территории бывшей империи Чингисхана возник ряд государственных образований: Сибирское , Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказывались во враждебных отношениях друг с другом и в 16 веке поочередно покоряются Московским государством. Несомненно огромное влияние татарской политической культуры на Русь. Именно благодаря Золотой Орде началось объединение русских земель, была предотвращена опустошительная усобица между удельными княжествами, вечно враждующими между собой.Государственная система, которая была введена татарами на Руси, была очень обдуманной и разработанной. В ее основе была строгая дисциплина, обеспечивающаяся грозой ханского гнева, сдерживающего стремившихся к завоеванию власти.Новой государственной системе были присущи неизвестные до этого русской системе были присущи неизвестные до этого русской системе элементы, такие как перепись населения и принудительная система податей, налогов и пошлин. Была скопирована курьерская служба, военная организация, а также сама верховная власть, которая ужесточается. 9 Государство и право Молдавии(XIV - нач. XIX вв.) Образование Молдавского государства. Процесс формирования молдавской народности протекал в условиях тесного хозяйственного и культурного общения с восточными славянами. Социально-экономические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства. В середине ХIII в. власть над краем захватили монголы, а в XIV в.— венгерские феодалы. Однако зависимость от Венгрии была непродолжительной. В 1359 г. в Трансильвании поднял восстание молдавский феодал Богдан. После неудачных попыток подавить восстание венгерский король вынужден был признать существование независимого княжества. Так возникло самостоятельное Молдавское государство Его столицей стал город Сирет, потом Байя и затем Сучава. Международное положение Молдавии в XIV — XV вв. было очень сложным. Особенно велика была угроза со стороны Турции. В 1456 г. Молдавия оказалась вынужденной платить султану дань (харач) и поставлять продовольствие, лошадей, скот. С начала XVI в. в Молдавии на долгое время установилось господство турок, чему способствовал целый ряд причин, как внешнеполитических, так и внутренних. В этих условиях молдавский народ, как и порабощенные народы Балканского полуострова, видел возможность избавления от турецкого ига только при помощи России. В 1711 г. молдавский господарь Дмитрий Кантемир вступил в союзные отношения с Россией и заключил договор с Петром I. По договору Кантемир делался вассалом Петра, а последний обязывался восстановить Молдавию в прежних ее границах. Однако неудача Прутского похода Петра I помешала реализовать этот договор. Победы, одержанные Россией в войнах второй половины XVIII — начала XIX в. дали могучий толчок национально-освободительному движению народов, угнетаемых султанской Турцией, и явились важной вехой на пути дальнейшего укрепления дружественных отношений между молдавским народом и народами России. Вхождение Молдавии, как и других национальных районов, в состав России имело исторически прогрессивное значение. Оно спасло страну от многовекового гнета отсталой Турции и обусловило быстрый подъем экономики края. Общественный строй. Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или панами. Среди них самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии. Верхушку класса феодалов составляли бояре. Им принадлежали большие земельные владения с населением, которое попало в феодальную зависимость. Большое значение для имущественного роста боярства имело их право на монополии. Бояре делились на “великих” и “малых”. Великие бояре составляли разряд крупных землевладельцев, малые бояре были средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. К классу феодалов относились и “слуги”. Так назывались в Молдавии дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За свою службу они жаловались господарем земельными владениями на праве поместья. Начиная с XVI в. они получили новое название — куртяне. Духовенство имело важное значение в феодальном обществе Молдавии, будучи не только служителями культа, но и принимая участие в государственном управлении. Верхушка духовенства (митрополиты, архиепископы, епископы, игумены) заседала в боярской раде. Представители духовенства имели обширные земельные владения и большое количество феодально-зависимых крестьян. Крестьяне в XIV — XV вв. делились на две группы: государственных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т. е. зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа крестьян, в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права. Вторая же, хотя номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало для зависимых крестьян положение, близкое к полному закрепощению. В XVI — XVIII вв. существовала еще небольшая категория юридически свободных крестьян общинников — резешей. Резеши пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общины. Члены общины пользовались преимущественным правом приобретения продаваемого тем или иным резешем земельного участка. Во второй половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, называемых вечинами.Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение крепостных и холопов против молдавских феодалов и иноземных угнетателей. Начиная с 17 века классовая борьба часто приобретала форму гайдукского движения. Небольшими отрядами гайдуки нападали на боярские усадьбы, на сборщиков податей. Несмотря на жестокие меры не удалось подавить это движение. Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправные должники, цыгане. Жили холопы по “татарскому”, или холопскому, праву, лишавшему их по существу всех гражданских прав. Государственный строй. Образовавшееся в середине XIV в. Молдавское феодальное государство не было централизованным. По форме Молдавское государство было раннефеодальной монархией. Все должности в государственном аппарате замещались представителями господствующего класса феодалов. Государственный аппарат управления страной содержался за счет населения. Господарь. Власть господаря до начала XVI в. формально была не ограничена. Он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными государствами. Ему принадлежала высшая судебная власть. Он же был верховным главнокомандующим. С 1552 г. стали избираться боярством и утверждаться турецкими султанами. С 1711 г. Турецкое правительство стало назначать через каждые три года господарями людей, чуждых Молдавии, из числа греческой аристократии, перешедшей на службу к туркам. При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом. Он был хранителем большой государственной печати, выполнял личные поручения господаря, как доверенное лицо последнего в его отсутствие руководил радой. Боярская рада. Без участия бояр не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. В совещаниях рады принимали участие представители крупнейших феодалов, как светских, так и духовных. Во главе Боярской рады официально стоял господарь, но он мог поручать в отдельных случаях руководство радой кому-либо из двух своих ближайших помощников — светскому или духовному. Органы центрального управления. Непосредственным помощником господаря был ворник (дворецкий) — управляющий всем двором господаря. В XV в. в Молдавии было два ворника: один для северной, а другой для южной части страны. Ворнику подчинялись все остальные дворцовые слуги, и он фактически был первой фигурой в управлении государством. Местное управление. Молдавия делилась на округа (обычно их называли волости или цинуты), число которых колебалось от 18 до 22. Во главе округов стояли наместники господаря, называвшиеся пыркалабами, или старостами. Они обладали административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах цинута. Резешские общины пользовались самоуправлением. Внутри общины существовала круговая порука в выплате податей и выполнении различного вида повинностей, которьми государство облагало общину в целом. Организация правосудия. Суд в Молдавии, как и в других раннефеодальных государствах, не был отделен от администрации. Несвободное крестьянство и холопы судились своим владельцем, однако он не имел права приговаривать крестьян к смертной казни. В сферу вотчинного суда иногда входили и так называемые великие дела: душегубство (убийство и прелюбодеяние), татьба (кража имущества), дивковолочение (увод женщин) и т. д. Вся судебная организация в конечном счете была подчинена господарю — верховному носителю высшей судебной власти. В большинстве случаев правосудие осуществлял отимени господаря ворник. Право. Источники права: обычаи, господарские грамоты, договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии, нормы византийского права.Первый свод молдавских феодальных законов был составлен и утвержден в 1646 г. при господаре Василии Лупу. Это был не только правовой памятник Молдавии, но также одно из первых печатных произведений на молдавском языке. Уложение Василия Лупу представляло собой цельную систему феодального законодательства, направленного на укрепление и охрану феодально-крепостнического строя в Молдавии. Строгого разделения различных правовых институтов оно не знало. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным кодексом до середины XVIII в. Гражданское право. К концу XV в. в Молдавии уже сложились такие формы землевладения, как вотчина(отчина), которая обозначала первоначально всякое имущество, доставшееся по наследству от отца. Дединой называлось имущество, принадлежавшее отцу, деду, прадеду и переходившее от них по наследству последовательно к сыну, внуку, правнуку и т. д. Отчиной, или дединой, как правило, владело боярство. Кроме того, существовала и такая форма землевладения, как поместье, пожалование которого было связано с условием несения службы. Обязательственное право. Довольно развитой была практика договорных отношений. Особенно часто встречались договоры купли-продажи, мены, займа, имущественного и личного найма. Наследственное право было мало разработано. Вотчина полностью или по частям переходила к ближайшим наследникам землевладельца в зависимости от степени родства с последним, в первую очередь к его детям обоего пола. Сестры наследовали вотчину или ее часть наравне с братьями. Семейное право. В основном брачно-семейные отношения регулировались каноническим правом. Классовый принцип в области семейного права был выражен очень ярко. Так, если феодально зависимая девушка — крестьянка выходила замуж в другое село, то за нее платили выкуп князю — главе общины. Уголовное право. Основной принцип феодального права как права-привилегии проводился в Уложении ярко и откровенно. Нормы уголовного права Уложения носили открыто классовый характер, выражая интересы правящего класса молдавских феодалов. Закон давал понятие преступления, умысла, рецидива, соучастия, подстрекательства, недоносительства, невменяемости, давности, необходимой обороны, крайней необходимости и др. Он различал одиночное и групповое преступление, указывал на обстоятельства, смягчающие ответственность, выделял причинную зависимость между противоправным действием и наступившим результатом. Система наказаний по Уложению была направлена на усиление уголовной репрессии за действия против господствующего класса. Наказание преследовало цель не только возмездие, но главным образом устрашения. Об этом свидетельствовали такие виды квалифицированной смертной казни, как сожжение и погребение заживо, сажание на кол, залитие горла расплавленным металлом, или такие членовредительные наказания, как отсечение руки, носа, языка, ослепление, кастрация. Наказание было тем выше, чем выше по общественному положению был потерпевший и чем ниже преступник. Виды преступлений: против феодально-крепостнического строя, против господаря, против финансовых прав государства, против земельной собственности. Уголовный процесс в феодальной Молдавии носил инквизиционный характер. Уложение предусматривало пытки в стадии разбирательства дела, но специально оговаривало, что людей именитых, т. е. принадлежащих к классу феодалов, пытать было нельзя. 10 Государство и право Казахстана (XV-XIX вв.) Казахское ханство возникло в 15 веке в ходе феодального распада Белой и Золотой Орды и окрепло к концу 16 века. Предпосылки: Формирование казахской народности, укрепление местной казахской феодальной аристократии. Около 1454 г. султаны Джанибек и Гирей — потомки Джучи — откочевали с подвластными им племенами из пределов Узбекского ханства на территорию Семиречья и вступили в вассальные отношения с Моголистанским ханством. Тем самым было положено основание новому Казахскому ханству. Первоначально на территорию, занятую казахскими племенами и родами, образовавшими свою государственность, распространялась власть моголистанских ханов. По мере укрепления казахской государственности, происходившего в ожесточенной борьбе с соседним сильным Узбекским ханством, Казахское ханство превращалось в самостоятельное государство. В XVI в. хан Касым порвал связи вассальной зависимости от Моголистана. Казахское ханство никогда не представляло собой единого экономического и политического целого. В первой половине XVII в. оно вообще распалось на три самостоятельных ханства: Старшую, Среднюю и Младшую орды, в основе которых находились так называемые жузы. Жуз представлял собой отдельный обширный район, по которому в течение всего года могли кочевать, сменяя по сезонам свои пастбища и стоянки, сразу несколько больших племенных объединений.Распад Казахского ханства на три орды (жуза) был закономерным. Младший и Средний жузы и меньшая часть Большого жуза в XVIII в. добровольно присоединились к России. Во второй половине XIX столетия в состав России вошел весь Казахстан. Общественный строй. Казахское общество делилось на два основных класса: феодалов (ханы, султаны, бии — родовая феодальная знать, баи, мусульманское духовенство) и крестьян-скотоводов — шаруа.Феодалы имели политическую власть, пользовались многочисленными правами и привилегиями. Высшую феодальную аристократию составляли ханы и султаны. Другую и самую многочисленную часть феодалов составляли бии. Постепенно они превратились в наследственную аристократию.Байство — богатые скотовладельцы незнатного происхождения. Наиболее богатые баи часто добивались почетного звания бия, переходили в состав аристократии и получали право занимать должности родоначальников, аульных старшин и судей. Военная знать — батыры. Нередко батыры оказывали сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику ханства. Основную массу трудящихся в Казахстане составляли шаруа — крестьяне, главным занятием которых было скотоводство. Шаруа несли ряд повинностей перед родовой и аульной общиной, являющихся по существу повинностями перед своими феодалами. Шаруа по своему составу не были однородными. Кроме мелких хозяев-скотоводов — рядовых шаруа в казахском обществе имелись бедняки, совсем не имевшие скота и бедняки-земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в своеобразную аренду от богатых феодалов-землевладельцев. Казахское государство представляло собой своеобразную раннефеодальную монархию с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями: 1) почти полное отсутствие организации населения по территориальному признаку; 2) наличие функции распределения пастбищ и организации кочевого скотоводческого хозяйства. Хан. Ханы выбирались съездом феодальной знати (султанов, биев) из числа братьев хана или других его близких родственников. Власть хана не регламентировалась каким-либо законом. Хан осуществлял верховную судебную власть. Вместе со своими высшими вассалами он устанавливал различные налоги и поборы с населения. Совет биев был постоянным совещательным органом при хане. Для решения вопросов о новых законах, военных, наиболее важных судебных и других делах. Съезды казахской знати. На них решались наиболее значительные вопросы государственной жизни, и в первую очередь о распределении кочевий и зимовок, о войне и мире. Султаны. Прямыми вассалами ханов были их родственники по принадлежности к одному и тому же господствующему роду — султаны. Свои владения в виде определенного количества родов султаны получали непосредственно от хана. Бии — старшины родов и аулов. Судебные функции в Казахстане осуществляли ханы, султаны и бии. Ханы и султаны разбирали наиболее важные уголовные и гражданские дела, крупные дела рассматривались с участием наиболее знатных биев. Право. Главным источником казахского феодального права был веками создававшийся устный обычай — адат. Гражданское право. Право собственности. Пастбища по обычному праву казахов считались общей собственностью. Фактически же вся земля в казахских ханствах были собственностью хана и султанов Обязательственное право. Большинство договорных и деликтных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг перед другом и перед самой общиной. Договоры по обычному праву казахов заключались исключительно устно. Наиболее распространенными видами договоров у казахов были мена, заем, ссуда скотом. Семейное и наследственное право. Обычное право, определяя круг родственников, исходило из принципа экзогамии* до седьмого колена родства. Семьи, входившие в круг экзогамного родства, сохраняли хозяйственное и общественное единство. Имущественные и иные споры внутри этой семьи не были подсудны бийскому суду. Главой семьи считался отец, муж; жена (жены), дочери и даже матери были ограничены в правах. Муж и отец распоряжался всем имуществом семьи, но не в ущерб интересам семьи, рода. Глава семьи не имел права завещать имущество членам другого рода. При жизни мужа наравне с ним могла распоряжаться имуществом и жена, но не в ущерб детям и мужним родичам. Вдова распоряжалась имуществом до достижения сыновьями совершеннолетия и при условии проживания среди родичей мужа. Нормами обычного права не ущемлялись имущественные права второй жены и ее детей. Разграничивались права сыновей и дочерей, законнорожденных, усыновленных и детей, рожденных от рабынь. Дочь, выданная замуж, не могла претендовать на наследство родителей и родственников; родители могли засватать дочь, не спрашивая ее согласия; незамужней дочери причиталась половина наследственной части, полагающейся сыну. Незаконнорожденными обычное право считало детей невест, рабынь, наложниц, вдов и замужних женщин, родивших в результате связи с посторонними лицами. Незаконнорожденные дети были бесправны, после смерти матери переходили в ее отцовский род, где также были отверженными. Обычное право знало древний институт тамырства.* Люди из разных родов заключали договор тамырства, по которому они становились друзьями-братьями, обязывались взаимно помогать, считались как бы членами семейства. Договор о браке заключался родителями, нарушение их воли со стороны невесты или жениха каралось сурово, вплоть до “предания смерти”. Брак считался юридически состоявшимся после уплаты калыма— вознаграждения, выкупа за невесту. Смерть невесты или жениха не освобождала стороны от выполнения договора — выдавалась замуж другая дочь или женихом выступал брат покойного. Бесправие женщин ярко проявлялось в институте аменгерства. По этому пережитку левирата* вдова по истечении года после смерти мужа могла выйти замуж за одного из братьев мужа, именовавшихся аменгерами. Норма адата считала аменгером старшего брата покойного, но если вдова предпочитала младшего, то последний платил выкуп обойденному брату. Наследования по завещанию и усмотрению наследодателя казахское обычное право не знало.* Имущество и скот наследовали дети, братья, родители, ближайшие родственники, а также жены. Уголовное право. Почти до XIX в. у казахов вместо понятия “преступление” употреблялись понятия “дурное дело”. Виды преступлений: убийство, особенно феодалов, похищение и изнасилование женщины, изобличенное прелюбодеяние (особенно со стороны жены), повторная кража скота. Однако целый ряд деяний против жизни, здоровья, имущества представителей трудящихся классов в казахском адате почти до середины XIX в. не признавался преступным. Виды наказаний: смертная казнь, выкуп за убийство, штраф, отдача в рабство, телесные и позорящие наказания. Выкупы и штрафы носили откровенно классовыйПроцессуальное право. Процесс в Казахстане следует признать, очевидно, состязательным, причем рассмотрение гражданских и уголовных дел не различалось. Процесс начинался по инициативе жалобщика — потерпевшей стороны или истца. Стороны могли примириться в самом судоговорении или до него. Сторона, не явившаяся на судоговорение после третьего вызова, считалась проигравшей дело. Сам процесс проходил устно. В качестве доказательств в суде применялись показания свидетелей, клятвы на священном месте — кладбище или на Коране, вещественные доказательства. |