пз 2. русская Правда. 1. Русская Правда как один первых источников права 1 Понятие и характеристика источников древнего права
Скачать 46.86 Kb.
|
Содержание Введение 1. Русская Правда – как один первых источников права 1.1 Понятие и характеристика источников древнего права 1.2 Предпосылки и порядок создания Русской Правды 2. Основные положения Русской Правды 2.1 Основные редакции Русской Правды 2.2 Русская Правда – как венец древнерусского права 3. Материальное и процессуальное право по Русской Правде 3.1 Материальное право по Русской Правде 3.2 Нормы процессуального права в Русской Правде Заключение Список использованных источников Введение Актуальность работы связана с тем, что уже давно в литературе было обращено внимание на то, что самые первые законы всегда относились к уголовному праву. Причём уровень правового развития Руси, по мнению историков, является довольно таки высоким. Даже во времена Олега уже имелась особая система права, которая была представлена Законом русским. Хотя, конечно же, тяжело представить, что на всём пространстве Руси имелись княжеские судьи, которые выносили приговоры по возбужденным уголовным делам. Можно полагать, что княжеские судьи имелись лишь в самых крупных центрах и решали они наиболее серьёзные дела, к примеру, по обвинению в убийстве или в разбое. Со временем князья, расширяли объём своей юрисдикции, и начали организовывать многочисленный судебный аппарат, так как они напрямую были заинтересованы в том, чтобы ликвидировать всякого рода самоуправные действия. Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права, Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. Нормы, которые были выработаны княжеской судебной практикой, с учётом норм обычной практики сформировали такой памятник права, как Русская Правда, где отражено поэтапное развитие уголовно-правовых норм с усилением классовой дифференциации в законе. Русская Правда продолжает развитие уголовного права и процесса, в частности именно там возникают нормы об ордалиях, которые являлись испытанием железом, водой и пр. Самый древний памятник русского права это договор Олега 911 года и Игоря 945 г., заключенные с греками. Данные договора, в вопросах относящихся к необходимой обороне, отмечали право хозяина на убийство вора на месте преступления, в случае оказания тем сопротивления. Русская Правда допускала возможность защиты, как личности, так и защиты собственности. Вообще-то древнерусское законодательство имело те же самые отличительные черты, которые имели и законодательства практически всех древнейших народов. Оно также стремилось к тому, чтобы ограничить произвол, ограничить господствующую моду на осуществление кровной мести. Следующий законодательный источник права на территории Древней Руси - это Псковская судная грамота, представляющая Свод законов Псковской феодальной республики, который был составлен в 1467 г. на базе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской Правды и обычаев. Цель данной курсовой работы – комплексное исследование Русской Правды как источника права Древней Руси. Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи: - проанализировать систему Русской Правды – как первого источника права; - охарактеризовать основные положения Русской Правды; - охарактеризовать материальное и процессуальное право по Русской Правде. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования Русской Правды как источника права Древней Руси. Предметом курсовой работы являются нормы Русской Правды. При написании курсовой работы были использованы такие общие и частные научные методы исследования, как исторический, сравнительно-правовой, логический и иные современные методы исследования. Теоретической базой дипломной работы явились труды ученых-юристов и практиков: Агафонова А.В., Ананьевой Н.Г. и др. Нормативную основу курсовой работы составили исторические нормы уголовного законодательства. 1. Русская Правда – как один первых источников права 1.1 Понятие и характеристика источников древнего права Что же стало началом формирования новой, московской государственности? Начало этому процессу было положено ещё в средние века в X-XI вв., когда на территории Северо-Восточной Руси были образованы новые колонизационные центры. Если изучить историю древней Руси, то можно отметить, что вплоть до X в. вся эта территория была занята финно-угорскими племенами и лишь начавшаяся колонизация этих территорий словенами в конце Х в., постепенно приводит к обрусению мери и появлению на Северо-востоке великорусской народности. Данный период отмечен появлением здесь таких городов, как Ростов и Суздаль, а также Ярослав и Муром. Помимо этого необходимо отметить и роль появившегося в 1108 году для защиты Руси с юго-востока города Владимира, основанного на реке Клязьме князем Владимиром. Территории, которые окружали первоначальные колонизационные округа стали политическими границами новых княжеств, а их князья становились вотчинниками новозаселенных земель. Формирование русского государства стало объективным и закономерным процессом в дальнейшем развитии государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности значительное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, которое привело, в частности, к изменениям в органах власти, таким как усиление монархических, единовластных начал в лице князей. Важные причины зарождения и развития новой государственной формы – это экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор, которым являлся постоянная оборона от врагов. Часто здесь отмечается и хронологическая близость образования единого Русского государства в то время, когда происходила централизация монархий в 3ападной Европе. Естественно, складывание единого государства на Руси, также как и во Франции, Испании, приходилось на 2-ю половину XV века. В то же время в социально-экономическом отношении Русь находилась на значительном низшем этапе развития. Западная Европа XV века отмечена сеньориальными отношениями, которые были ослаблены личной зависимостью крестьян. На Руси в это время преобладали государственно-феодальные формы, где отношения личной зависимости крестьян от феодалов только начинали формироваться. Ведущая роль в формировании единого государства принадлежит внешнеполитическому фактору, который был связан с необходимостью противостоять Орде и Литовскому княжеству. Это «опережающий», если сравнивать с социально-экономическим развитием процесс объясняет особенности сформировавшегося к концу XV – XVI вв. государства, которому были присущи такие особенности, как сильная монархическая власть, жесткая зависимость от неё господствующего класса, высокая степень эксплуатации и зависимость крестьян. В историко-правовых исследованиях первым законодательным источником уголовно-процессуального права на земле наших предков называется Русская Правда, или Правда Ярослава (в последней редакции - Пространная Правда), появившаяся в Киевской Руси в 1029 г. Русская Правда ограничивала обычай кровной мести, законодательно устанавливала возможность ее замены денежным вознаграждением потерпевшему, содержала ряд процессуальных норм о доказательствах в судебном споре и об элементарной организации правосудия. Примерно в это же само время создаётся другой памятник русского права – Новгородская судная грамота, которая дошла до нас в редакции 1471 г., со своими представлениями о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. В XV - XVI вв. создаются следующие крупные общероссийские законы: Судебник 1497 г. великого князя Ивана III (княжеский Судебник) и Судебник 1551 г. царя Ивана IV (царский Судебник)1. По Судебнику Ивана III – главным судьей являлся великий князь, но право суда он представлял и боярам, окольничим, наместникам или волостелям, которые, тем не менее, не могли судить без старосты и «лучших людей». В царском Судебнике повторены почти все статьи княжеского Судебника, однако он отличается большей полнотой, так как включает в себя уже 100 статей. Его составление было направлено на укрепление царской власти Ивана IV. Состав судебной власти расширен. В Судебнике 1551 г. появляется понятие «крамолы», т.е. антигосударственного деяния. Судебник 1497 года - это общий русский закон «о суде, как судите, боярам и окольничим и прочим судьям по всему Московскому государству». По преимуществу в Судебнике раскрыты нормы уголовного и уголовно-процессуального права, но также содержатся нормы административного и гражданского права, регулирующего обязательственные отношения, возникающие из различных видов договоров, таких, как продажа, займ, найм, порядок, наследование и др. Впервые о Судебнике упоминается в «Записках о Московии», составленных австрийским историком и писателем Сигизмундом Герберштейном, который служил послом при Василии III. Эти записки были опубликованы в 1556 и описывали содержание только первых глав (3-16) о судебных разбирательствах, судебных поединках при разрешении споров и о наказаниях за совершение тех или иных правонарушений. Сам же подлинник Судебника 1497 года был найден П.М. Строевым, русским археологом и историком, в 1817 году. На сегодняшний день он остаётся единственным списком данного правового памятника. Первостепенными источниками Судебника Ивана III являются Русская Правда, Псковская судная грамота и различные материалы законодательного характера, собранные к концу XV века. К таким материалам относятся указанные грамоты, выдававшиеся князьями и высшими духовными феодалами, а также акты местного самоуправления и жалованные грамоты, при помощи которых центральная власть проводила контроль над органами на местах. К таким грамотам относятся Двинская и Белозерская. В Двинской грамоте предпринята попытка суммировать и систематизировать действующие нормы права в Московском государстве. Например, ст.1 содержит наказания за тяжкие преступления против личности. А ст. 5 интересна тем, что напоминает узаконение Русской Правды о татьбе, но стала первым дошедшим до нас предписанием о применении смертной казни. Упоминание в грамоте о казни очередной раз доказывает нам об укреплении феодального строя в государстве. Белозерская уставная грамота входит в ряд первейших памятников права, в котором законодатель уделяет большое внимание работе государственных органов. К примеру, ст. 2 определяла содержания кормленщиков за исполняемую ими службу. А ст. 10 содержит ряд постановлений об уголовном праве, где раскрываются самые тяжкие преступления, такие, как татьба, душегубство и разбой. Впервые были установлены пошлины, уплачиваемые при вступлении в брак (ст.17). Итак, как мы видим, Двинская и Белозерская судная грамоты сыграли огромную роль в кодификации русского права к моменту становления централизованного государства. Судебная практика и судебные акты сыграли важнейшую роль в создании Судебника. Они раскрывают присущие на тот момент состязательному процессу черты, виды доказательств. В незначительной степени роль источников Судебника 1497 года сыграли нормы обычного права и литовское право. Но стоит заметить, что данный правовой памятник 1497 года не просто обобщил существующее на тот момент законодательство, но ввёл новые правовые нормы, а некоторые из старых в корне переработал. Вдобавок, Судебник имел большое значение в формировании системы судебных органов, их прав и обязанностей, установил их подотчетность и подконтрольность князю. Нормы права в Судебнике излагались казуально, то есть для каждого конкретного случая. Чёткой системы изложения правовых норм в нормативном правовом акте не существовало, хотя первые попытки систематизации правовых норм уже начали намечаться. Анализ указанных памятников русского права показывает, что в Московском государстве единство процесса уже разрушается: возникает различие между «судом» (обвинительным процессом) и «розыском» (следственным процессом). 1.2 Предпосылки и порядок создания Русской Правды «Русская правда» - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси. Известно более 100 списков «Русской правды», которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник «Русской правды» был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции «Русской правды», которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы). Русская Правда продолжает развитие уголовного права и процесса, в частности именно там возникают нормы об ордалиях, которые являлись испытанием железом, водой и пр. Ордалии получили распространение в период наибольшего развития состязательного процесса, который, в свою очередь, падает на период феодальной раздробленности, и уже чуть позже формируются такие структуры как сыск и розыск. Следственный процесс начинает возникать на фоне развития товарно-денежных отношений и ростом классовых противоречий. Постепенно ордалии начинают уступать другим мерам принуждения, к которым относятся показания свидетелей, письменным доказательствам, а в сыске к повальному обыску и пытке. Проведенные исторические исследования показывают высокий уровень правового развития в Киевской Руси, основанный на том, что киевские князья стремились к установлению единой системы наказаний на территории всей Киевской Руси, они пытались ввести единые нормы ответственности за убийство и другие преступления. Русская Правда стала первым юридическим сборником древнерусского государства1. Анализ норм Русской Правды свидетельствует, что они возникли на местной почве и были результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Итак, наши предки были носителями высокой тогда правовой культуры. Русская Правда ощутимо повлияла на развитие права западных и северо-восточных славян, ощутимо повлияла на становление таких памятников права, как Литовские статуты, Псковская судебная грамота, Судебники 1497 и 1550 г., и в определенной степени - Соборное уложение 1649р. Следующий законодательный источник права на территории Древней Руси - это Псковская судная грамота, представляющая Свод законов Псковской феодальной республики, который был составлен в 1467 г. на базе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской Правды и обычаев. Вместе с известными по Русской Правде судебными доказательствами начинают появляться и новые: судебный поединок («поле») и письменные доказательства, которые разделяются на «доски» (частные расписки) и «записи» (официально заверенные документы). В это же время возник институт представительства в судебном поединке («пособничество»), но могли им воспользоваться лишь женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали2. 2. Основные положения Русской Правды 2.1 Основные редакции Русской Правды История Киевской Руси, которая определяется такими хронологическими рамками, как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода, к первому из которых относится время с IX века по середину X в., то есть время первых киевских князей. Второй период представлен второй половиной X – первой половиной XI в., то есть временем Владимира и Ярослава Мудрого. Во время третьего периода со второй половины XI до начала XII в. осуществлен переход к территориально-политической раздробленности. Создание единого русского государства стало возможным вследствие осуществлении консолидации в IX столетии восточнославянских союзов племён (вятичей, кривичей, северян, волынян и др.) в единую древнерусскую народность. Несмотря на общие для ряда стран закономерности процесса образования централизованных государств, этот процесс в России имел некоторые существенные особенности. Его главная особенность связана с тем, что Россия в то время не только ещё не вступила в стадию позднего феодализма, но в ней всё ещё продолжалось поступательное развитие и укрепление феодального способа производства. Образование централизованного государства в России связывали с ростом и укреплением крепостничества в масштабе всего государства. Главной социальной силой в процессе формирования единого Русского государства становится класс землевладельцев (при этом на более раннем этапе это были бояре, на более позднем дворяне). Вторая особенность процесса образования централизованного государства в России связана с более слабым по сравнению со странами Западной Европы развитием городов. Страна сохраняла в основном аграрный облик и роль города в её экономике была менее заметной, чем на Западе. Уровень развития городов в России тогда был значительно ниже, чем в западноевропейских городах. И причин для этого было много, к которым можно отнести и незавершённость процесса феодализации на территории всего государства, и замедленность экономического развития в условиях татаро-монгольского ига, и оторванность от морских торговых путей, и т. д. И, в то же время, без выяснения участия города и горожан в процессе формирования Русского централизованного государства понять данный процесс невозможно. 2.2 Русская Правда – как венец древнерусского права Венец древнерусского права представлен в качестве юридического сборника - Русская Правда. По мнению множества исследователей её прототип – это сборники законов «Устав» и «Закон русский», действующие в начале десятого века – являющиеся тогдашними основами судопроизводства. Оригинала Русской Правды не удалось сохранить. До нас она дошла в 106 списках - летописи и юридические сборники XIII-XVII вв. Списки именуются в зависимости от места нахождения (Синодальная Правда хранится в библиотеке Синода, Академическая находится в библиотеке Академии наук, Троицкую хранят в Троице-Сергиевой Лавре). Списки разделяли и в зависимости от фамилии тех лиц, которые находили данные списки (Карамзинський, Татищевський). При этом, данные списки подразделили на 3-и редакции - Короткая, Расширенная и Сокращенная редакция. Самой древней является Краткая редакция, отражающая порядок государственной организации и древнерусского права во время периода, когда произошло становление феодального строя, состоящая из Правды Ярослава и других источников. Считается, что Правда Ярослава сформировалась в 10-30-х годах XI столетия, а Правда Ярославичей принята в 50-60-е годах XI века и ей были отрегулированы общественные отношения, сформировавшиеся в раннефеодальный период. 1 В Правде Ярослава сохраняется, хотя и со значительным ограничением, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в Краткой редакции выступает жизни и телесная неприкосновенность феодалов и княжеских дружинников; она регулирует вопросы собственности, владения, наследования. Четко прослеживается специфика феодального права как права привилегии господствующих сословий. Изменения и дополнения Правды Ярославичей имели целью защитить княжеские имения и княжескую земельную собственность. Даже замена кровной мести системой денежных взысканий предусматривала увеличение поступлений в государственную казну. Покон вирний касается распределения поступлений от водоворот (уплаты штрафов за преступления) и продажи (натуральной или денежной вознаграждения, которое должен получить вирник при изъятии водовороты). «Урок мостникам» регулирует оплату ремонта городских мостовых. Расширенная редакция Русской Правды отражает эволюцию феодального права в результате дальнейшего социально-экономического и политического развития Киевской государства. Ее создания приходится на период княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. В ней - немало переработанных и дополненных норм Краткой редакции, а также Устав Владимира Мономаха, в котором зафиксированы новые нормы, защищающие интересы феодалов, ограничивают имущественные и личные права феодально зависимого населения. Но в главном Устав был направлен на смягчение классовых противоречий, которые обострились в условиях упадка Киевского государства (его появление вызвало восстание в Киеве в 1113 г.). 3. Процессуальное право по Русской Правде 3.1 Материальное право по Русской Правде Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Особенности Русской Правды заключаются в том, что она закрепила сословное неравенство в уголовном праве, то есть установила право сильного, право господина, а также «кулачное» право. Русская Правда не содержала в себе определенного понятия преступления. Преступление характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо. Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. При этом хозяин холопа имел право безнаказанно убить его или покалечить. Преступные деяния согласно Русской Правды определялись не системно, а казуально, примерами. Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность всегда была одинаковой. Виды преступлений по Русской Правде.1 1. Против личности: - убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание. Чуть позже Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен. Его виды: а) убийство в ссоре или на пиру; б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества); - причинение телесных повреждений (данное преступление могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего). 2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание, влекли за собой большой штраф – 12 гривен. 3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление. Государственных преступлений в те годы не было. Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд. Виды наказаний по Русской Правде: - месть; - поток и разграбление; - штраф: вира; - продажа (в пользу князя); - урок (возмещение потерпевшему); - головничество (возлагался на всю семью). 3.2 Нормы процессуального права в Русской Правде Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в 10-11 вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068 г. и 1113 г. Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт совершения преступления. Процесс делился на 3 этапа (стадии). Первый – заклич – означал объявление о совершившемся преступлении, например, о пропаже имущества. Он производился в людном месте, «на торгу», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).1 Вторая стадия процесса – свод (ст.35-39 ПП) – напоминала очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод. Третья стадия судебного процесса – гонение следа – заключалась в поиске доказательств и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Система доказательств по «Русской Правде» состояла из свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов» - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий»; присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в «Русской Правде». В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах. Заключение Русское государство потребовало создание кодифицированных норм, которые были выработаны княжеской судебной практикой, с учётом норм обычной практики сформировали такой памятник права, как Русская Правда, где отражено поэтапное развитие уголовно-правовых норм с усилением классовой дифференциации в законе. Русская Правда продолжает развитие уголовного права и процесса, в частности именно там возникают нормы об ордалиях, которые являлись испытанием железом, водой и пр. Самый древний памятник русского права это договор Олега 911 года и Игоря 945 г., заключенные с греками. Данные договора, в вопросах относящихся к необходимой обороне, отмечали право хозяина на убийство вора на месте преступления, в случае оказания тем сопротивления. Русская Правда допускала возможность защиты, как личности, так и защиты собственности. Вообще-то древнерусское законодательство имело те же самые отличительные черты, которые имели и законодательства практически всех древнейших народов. Оно также стремилось к тому, чтобы ограничить произвол, ограничить господствующую моду на осуществление кровной мести. Русская Правда была и останется древнейшим русским сборником законов, который был сформирован на протяжении ХI-ХII веков, но отдельные статьи данного «уходят» глубоко в языческую старину. Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, Объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей). Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности. Список использованных источников русский правда древний право Агафонов А.В. О правовых источниках Русской Правды // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. № 26. 20112. С. 19-23. Агафонов А.В. О правовых источниках Русской Правды // Оптим. 2006. № 3. С.27-28. Ананьева Н.Г. Новации в системе судебных органов по Судебнику 1550 г. // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 87-88. Борисов О.В. Первые письменные правовые памятники Руси // Российская юстиция. 2008. №5. С. 64-68. Ветрова Г.Н., Калиновский К.Б. Пути развития российского уголовного процесса. // Государство и право. 2008. № 9. С. 98-104. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М. 2005. – 250 с. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2008. – 744 с. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. - М., 2010. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 336 с. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., История России с древнейших времен до 1917 года. – Москва, издательство «Русское слово», 2010. Кудимов А., Шафиев М. Источники права Древней Руси // История государства и права. 2008.№10. С. 9-11. Марцев А.И., Векленко В.В. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности // Российский юридический журнал. 2008. № 2. Мельник О. История суда России // Вопросы истории. 2011. № 2. С.8-10. 1 Ананьева Н.Г. Новации в системе судебных органов по Судебнику 1550 г. // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 87-88. 1 Ананьева Н.Г. Новации в системе судебных органов по Судебнику 1550 г. // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 87-88. 2 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. - М., 2010. С.165-167. 1 Борисов О.В. Первые письменные правовые памятники Руси // Российская юстиция. – 2008. – №5. – С. 64-68. 1 Агафонов А.В. О правовых источниках Русской Правды. – М.: Оптим, 2006. – № 3. 1 Кудимов А., Шафиев М. Источники права Древней Руси // История государства и права. 2008.№10. С. 9-11. |