Русский театр, общий труд. 1. Русский народный театр
Скачать 272.04 Kb.
|
9. Драматургия Н.В. Гоголя. Взгляды Гоголя на театр.На протяжении всего своего творческого пути Гоголь постоянно обращался к вопросам театра и драматургии, неизменно отстаивая принципы национальной, общественно направленной драматургии. В своих статьях о театре: "Петербургская сцена в 1835/36 г.", "Петербургские записки 1836 года", "О театре, об одностороннем взгляде на театр" (1845) и в особенности в "Театральном разъезде" (1842) - Гоголь создал цельную и глубокую теорию социальной комедии, обосновал эстетику театра жизненной правды. Гоголь решительно порывает с учением о драме и комедии в эстетике классицизма, с ее требованием "правдоподобия", а не правды, искусственной регламентацией "единств". Выдвигая принципы социальной сатиры и жизненной правды в комедии, Гоголь являлся непосредственным продолжателем Пушкина. Принципы гоголевской драматургии складывались в борьбе с той казенно-благонамеренной и художественно неполноценной "продукцией", которая заполняла сцены театров. Основное место в тогдашнем репертуаре занимали переводные, пустопорожние, бессодержательные водевили, или нелепые мелодрамы и их переделки на русский лад, ограничившиеся, впрочем, лишь переменой имен и отдельных подробностей. В "Петербургских записках" Гоголь резко выступил против этого засилья мелодрам и водевилей, видя в них искажение жизненной правды, измену подлинному искусству. Он указывал на вырождение и измельчание современной европейской драматургии, еще недавно представленной такими именами, как Лессинг и Шиллер. Во всех своих высказываниях о театре и драматургии Гоголь настойчиво проводил основное требование - требование жизненной правды, идейности, изображения основных явлений действительности в свете тех прогрессивных и демократических идеалов, которые и определили реалистический и обличительный характер его собственных пьес. Комедия, по мнению Гоголя, должна не забавлять смешными ситуациями, прикрывая этим подлинные, кровоточащие противоречия и язвы общественной жизни, а смело и правдиво их вскрывать, сдергивать маску лицемерия с представителей господствующих классов. Эта общественно-обличительная "идея" комедии, глубина отражения ею действительности и определяют ее художественную структуру: "...правит пьесою, - указывает Гоголь, - идея, мысль: без нее нет в ней единства". Таким образом, настаивая на принципах реализма (комедия- "верный сколок с общества"), Гоголь предостерегает против натуралистического подхода к жизни, против простого "списывания сцен", не освещенного идейной направленностью. Эта глубокая теоретическая осознанность художественных принципов драматургии и позволила Гоголю создать образец "высокой комедии", комедии подлинно идейной и реалистической. В "Театральном разъезде" Гоголь обосновал эстетические принципы комедии как "зеркала общественной жизни", театра жизненной правды. "Если комедия должна быть картиной и зеркалом общественной нашей жизни, - указывает Гоголь, - то она должна отразить ее во всей верности". Борьба Гоголя за театр жизненной правды, за создание "комедии общественной" сочеталась с борьбой за создание русского национального театра. Резко выступая против засилья иностранных мелодрам и водевилей, против переделки и перелицовки бессодержательных развлекательных пьес Скриба, Дюканжа и их подражателей, Гоголь призывает к созданию драматургии, продолжающей национальные традиции русского театра. Гоголь настаивал прежде всего на правдивом изображении жизни, на раскрытии в драматургическом произведении "ран и болезней" общества, на смелой и широкой постановке основных общественных проблем. Тем самым он заложил уже глубокое теоретическое обоснование комедии, основанной на показе общественных конфликтов, определяющих самый характер пьесы, типичность ее образов. Осуществление этих принципов общественной комедии он видел прежде всего в русской драматургии, в пьесах Фонвизина и Грибоедова. "В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, - писал он о "Недоросле" Фонвизина и "Горе от ума" Грибоедова, - но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей". В этой общественной направленности комедии, в ее социальной значимости и видел Гоголь национальную особенность русской драматургии. Этими принципами определялось и понимание Гоголем самого жанра "высокой комедии", как комедии общественной, правдиво отражающей действительность. "Завязка" комедии, по мнению Гоголя, должна быть основана на явлениях общественной жизни, разрешать важнейшие социальные вопросы, которые и придают общественную и художественную типичность и значительность пьесе. С подлинным реализмом драматургии Гоголя тесно связаны и его взгляды на искусство актера, на сценическое воплощение образов пьесы. И здесь Гоголь далеко опередил свое время, наметив те художественные реалистические принципы актерского мастерства, которые полностью осуществлены были лишь в дальнейшем в наше время, прежде всего в деятельности Художественного театра. Гоголь выступал против примитивного, упрощенно бытового или водевильно-фарсового подхода к постановкам комедий на русской сцене начала XIX века, против разностильности и разнобоя в игре актеров, продолжавших или устаревшие условно-классицистические ходульные приемы, или игравших в буффонадно-водевильном духе. В своем "Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора", Гоголь подчеркивает важность глубокого усвоения роли, понимания актером ее идейного смысла, характера действующего лица, его основных особенностей: "Должен рассмотреть, зачем призвана эта роль, должен рассмотреть главную и преимущественную заботу каждого лица, на которую издерживается жизнь его, которая составляет постоянный предмет мыслей, вечный гвоздь, сидящий в голове. - Поймавши эту главную заботу выведенного лица, актер должен в такой силе исполниться ею сам, [чтобы] мысли и стремления взятого им лица как бы усвоились ему самому и пребывали в голове его неотлучно во все время представления пьесы. О частных сценах и мелочах он не должен много заботиться. Они выдут сами собою удачно и ловко, если только он не выбросит ни на минуту из головы этого гвоздя, который засел в голову его героя". Эта формула Гоголя впоследствии была усвоена и развита К. Станиславским. От игры актера Гоголь прежде всего требовал естественности, жизненной правдивости. Драматургия Н.В. Гоголя Первую свою комедию «Владимир 3-ей степени» Гоголь начинает писать еще в начале 1833 года. Замысел "Владимира 3-й степени" тесно связан с циклом петербургских повестей. Гоголь рисует в своей комедии высший бюрократический круг, мир бесчестных карьеристов, бессовестных подлецов и взяточников. Хотя работа над комедией приостановилась, видимо, на втором действии, но по сохранившимся отрывкам и сце-нам можно представить ее общий замысел. В конце пьесы герой ее сходил с ума и воображал, что он сам и есть Владимир 3-й степени. Отдельные эпизоды этой незавершенной комедии были обработаны впоследствии Гоголем в виде самостоятельных сцен. Вынужденный из-за опасения цензурного запрета оставить незаконченной комедию "Владимир 3-й степени", Гоголь почти одновременно с нею, в том же 1833 году, начинает работу над новой пьесой - будущей "Женитьбой" (первоначальная редакция называлась "Женихи"). Сюжет этой пьесы представлялся Гоголю более "безобидным" в цензурном отношении, чем сюжет его первой комедии, будучи основан на событиях частной жизни, так что, казалось бы, и "квартальный не мог бы обидеться". В первоначальном варианте действие "Женитьбы" происходило в деревне в помещичьем доме. Здесь еще отсутствуют Подколесин и Кочкарев. Невеста Авдотья Гавриловна - небогатая помещица. Хозяйственный Яичница, в первой редакции, справляясь о приданом невесты, интересуется количеством даваемых за нею крепостных "душ". Весной 1835 года Гоголь закончил полную редакцию комедии, которая получила новое заглавие "Женитьба" и в основном совпадает по своему сюжету с окончательным текстом. В этом виде Гоголь читал комедию 4 мая 1835 года в Москве у Погодина. Напряженная работа над "Ревизором", занявшая конец 1835 года, заставила писателя отложить свое намерение отдать "Женитьбу" в театр для постановки. Сообщая М. Погодину об окончании "Ревизора" 6 декабря 1835 года, он писал о "Женитьбе": "Той комедии, которую я читал у вас в Москве, давать не намерен на театр". Однако весной 1836 года под влиянием настойчивых просьб Щепкина, желавшего поставить "Женитьбу" в свой бенефис, Гоголь еще раз переделал комедию. Но окончательно завершил он работу над пьесой лишь в 1841 году для четвертого тома собрания сочинений. Таким образом, начатая еще до написания "Ревизора", "Женитьба" была закончена Гоголем уже после создания первого тома "Мертвых душ". Обобщающее, типизующее значение персонажей и всего замысла пьесы превращает "Женитьбу" в острую и глубокую социальную сатиру, правдиво раскрывающую пустоту и моральное ничтожество современного общества и вторжение в него новых буржуазных начал. В "Женитьбе" Гоголь показал сдвиги, произошедшие в окружающем мире, в котором все большую роль начинает играть "денежный капитал", выступает новое соотношение социальных сил. Сам брак становится средством купли-продажи, пародией на чувство. Главные действующие лица комедии Подколесин и Кочкарев наиболее полно выражают моральную и духовную деградацию дворянского общества. При всем их внешнем различии они оба - порождение бессмысленности, пустоты, паразитического существования господствующих верхов. Подколесин в своей бездеятельности, нерешительности, робости - типический представитель той паразитической психологии, которая позже была осознана и разоблачена в понятии "обломовщина". Его боязнь какого-либо активного поступка порождена праздностью, бездельем, сознанием своего привилегированного положения, определяемого не личными заслугами, а принадлежностью к дворянскому сословию. При всей своей лености и бездеятельности Подколесин не лишен честолюбия, он твердо уверен в важности своего чина "надворного советника", с презрением относясь к прочей "канцелярской мелюзге" - "секретарям" и "титулярным. Иной, казалось бы, характер у Кочкарева. Беспринципность, аморальность и духовное ничтожество Кочкарева засвидетельствованы его собственным чистосердечным признанием в том, что нет ничего зазорного, если даже плюнут в глаза. Кочкарев потому и верховодит в этом обществе, что прекрасно знает его нравы и неписанные законы. Благодаря своей изворотливости, нахрапу он почти достигает цели - Подколесину уже некуда отступать, и он готов жениться. Но в мире погони за чинами и "капиталом" все неверно и обманчиво, и Кочкарев, уже, казалось бы, достигший своей цели, оказывается одураченным. Напористость, наглость Кочкарева, его бесцеремонность подчеркнуты отрывистой интонацией, фамильярно-развязным тоном, нарочитой грубостью речи. Галерея женихов своей пустотой и ничтожеством во многом напоминает чиновничий синклит в "Ревизоре". Но показаны они не в служебных отношениях, а в частной, домашней жизни, в которой они проявляют ту же низость своей натуры, эгоизм и алчность. "Положительный" Иван Павлович Яичница при всей своей грубости и тупоголовости весьма практичен и предусмотрителен в деловых отношениях. Женитьба для него прежде всего чисто материальное дело. Поэтому он по-деловому и подходит к ней. Хозяйственный и любящий "основательность", он и изъясняется, применяя к своим матримониальным планам жаргон чиновничьей канцелярии, деловых бумаг. Если для Яичницы невеста лишь неизбежное приложение к приданому, то для отставного офицера Анучкина особенно существенно, говорит ли она по-французски. Однако отнюдь не потому, что сам Анучкин знаток французского языка. Здесь сказалось мелкое тщеславие, стремление почувствовать себя на уровне "высшего общества", в котором все достоинства человека измеряются тем, насколько бойко он болтает по-французски. Анучкин - типичный отставной "питомец Марса", живущий на нищенский "пенсион" где-то "на Песках", в жалкой каморке, единственным украшением которой является длинный чубук. Пожалуй, один лишь Жевакин, помимо материальных выгод, интересуется самой невестой, но и его интерес относится лишь к ее наружности. Для него равно милы все женщины - "лакомые кусочки", "розанчики", невеста же прельщает его пышностью своих форм, так как он, по его признанию, "большой аматер со стороны женской полноты". Жевакин изъясняется витиевато, в сентиментально-карамзинском духе. Его речь испещрена уменьшительными словечками ("суконце", "душенька", "паучок", "красоточки черномазенькие", "балкончики", "розанчик", "тафтица", "шнуровочки", "манишечка", "платочек" и т. п.). Жевакин необычайно словоохотлив, но именно эта словоохотливость еще отчетливее рисует его умственное убожество. Беспощадно обличая дворянскую спесь, Гоголь не щадит и купечество. "Купеческая дочь" - невеста Аграфья Тихоновна лишена какого-либо интеллектуального начала. Унаследовав дикость купеческой среды, она полна лишь одним чувством тщеславия и элементарным желанием выйти замуж. Жениха она выбирает по жребию. В убогом сознании Агафьи Тихоновны собственно нет даже особых доводов в пользу дворянина. Главная побудительная причина-это тщеславие, желание покрасоваться в качестве "дворянки", показаться выше своего звания. Сваха прекрасно разбирается в нравах того общества, в котором вершит свои "дела", знает истинную цену и промотавшимся дворянским женихам, и чиновнику, и купцу. Исполненная особенно ярких и пестрых красок речь Феклы изобилует как меткими народными поговорками и выражениями, так и мещанскими оборотами. Фекла, хотя и наделена этой меткой народной речью и здравым смыслом, однако не является представительницей народного начала в комедии. В ней все же больше трезвого ума и смекалки, чем в остальных персонажах комедии, поглощенных своими матримониальными планами. Гоголь назвал свою комедию "совершенно невероятным событием в двух действиях". Невероятность "события" - бегство Подколесина в последний момент, когда все препятствия к браку были устранены, не является каким-либо фарсовым "трюком". Жизненная рельефность и выразительность образов комедии достигнута прежде всего при помощи точной речевой характеристики каждого персонажа. Языковый комизм у Гоголя восходит к народно-фарсовой традиции, служит разоблачению гнусного и корыстного мира "существователей". Уже самые фамилии, которыми Гоголь наделил своих персонажей, свидетельствуют об этой сатирической традиции - Яичница, Жевакин, Анучкин (первоначально Онучкин, что было признано цензурой неприличным для офицера) - комизмом своих словесных ассоциаций создают тот сатирический аспект, в котором воспринимается фигура персонажа. Реакционная критика отнеслась к "Женитьбе" с не меньшей враждебностью, чем к "Ревизору", почуяв в комедии Гоголя осмеяние "основ" дворянско-буржуазного общества, его лицемерной "морали". «Игроки», трагикомическая история опытного шулера Ихарева, изобретательно обманутого и ограбленного еще более ловкими мошенниками и пройдохами, его же собратьями по ремеслу, вырастает в широкое обобщение. Там, где все отношения между людьми основаны на денежном интересе, на обогащении за счет ближнего, не существует ни морали, ни дружеских чувств, ничего, кроме "чистогана". Заведомые мошенники и шулера отнюдь не являются какими-то отверженцами. Они почтенные члены дворянского и чиновничьего общества. Утешительный в прошлом офицер. Ихарев не только шулер, но и помещик, у которого в Смоленской губернии сто душ да в Калужской восемьдесят. "Ревизор" был начат Гоголем вскоре после того, как он приступил к написанию "Мертвых душ". Сюжет комедии, как впоследствии указывал сам писатель, был дан ему Пушкиным. Основной конфликт, определяющий построение пьесы, заключается не в столкновении отдельных персонажей, не в любовной коллизии, а в общественном, социальном характере "завязки", которая раскрывает наиболее существенные противоречия действительности. Все действие пьесы необычайно целеустремленно и органично сосредоточено вокруг "ревизора". Еще до появления Хлестакова вся атмосфера на сцене насыщена ожиданием "ревизора", а в дальнейшем поведение Хлестакова определяет все перипетии комедии. "Необычайное происшествие" - приезд мнимого "ревизора" в маленький провинциальный городишко приводит в движение самые разнообразные пружины, благодаря чему перед зрителем проходит вся жизнь города. Чиновничество, купечество, городское мещанство выступают во всей жизненной конкретности и вместе с тем типичности своих взаимоотношений, являя собой картину всей страны. Зритель уже в первом действии погружен в самую гущу нечистых и беззаконных плутней и проделок чиновников. Второе действие начинается с монолога Осипа, в котором дана характеристика Хлестакова, не оставляющая сомнений у зрителя в том, кем и чем в действительности является Хлестаков, так что дальнейшее появление самого Хлестакова, его претензии к трактирщику за плохое обслуживание воспринимаются зрителем, уже знающим подлинную цену фанфаронства Хлестакова, комически. Ошибка городничего, принимающего из страха разоблачения своих "грехов" "елистратишку" за наделенного важными полномочиями ревизора, мотивирована как всем первым действием пьесы, так и началом второго акта. То обстоятельство, что Хлестаков принимается всеми за ревизора, объясняется укладом жизни провинциального города, нечистой совестью городничего и чиновников, напуганных неожиданно полученным известием о "ревизоре" из столицы. И чем нелепее и наглее ведет себя Хлестаков, тем тверже убеждаются в его "инкогнито" чиновники. Третье действие, происходящее в доме городничего, заключает сцену безудержного вранья Хлестакова, центральную в пьесе. В ней до конца обнажается характер Хлестакова и доходит до апогея страх чиновников, их уверенность во всемогуществе "ревизора". В четвертом акте события развиваются еще более быстрыми темпами, захватывают все более широкие круги провинциального общества. Прием Хлестаковым чиновников, "подсовывающих" ему взятки, появление купцов, жалующихся на городничего, и, наконец, унтер-офицерской вдовы и слесарши - создают широкую социальную панораму и в то же время способствуют нарастанию сюжетного напряжения. Предложение, сделанное Хлестаковым дочке городничего, снова меняет всю ситуацию. Городничий, Анна Андреевна показаны в новом аспекте, еще глубже, до конца разоблачается и обнажается все наиболее грубое и мерзкое, что таилось в их душах. Резкий сюжетный поворот дает возможность в новом свете показать характеры и вместе с тем подготовить тот неожиданный и в то же время закономерный финал, которым завершается пьеса. "Возвышение" городничего, его честолюбивые планы - делают особенно драматичным последующее его "падение". Пятое действие начинается с изображения торжества и "величия" городничего и завершается разоблачением Хлестакова, являющимся тем самым и катастрофой для городничего. Неожиданное известие о прибытии настоящего ревизора вновь возвращает пьесу к ее началу, к прежней расстановке фигур. Круг замкнулся, и тем резче и беспощаднее сатирический, обличительный смысл комедии, в которой срываются одна за другой маски с представителей господствующих классов. Смелым новаторством Гоголя было то, что он не противопоставил своим отрицательным персонажам - положительного героя. Проблема типизации - одна из основных для понимания художественного метода Гоголя. Его образы наделены огромной типической обобщенностью, и в этом причина силы и длительности их воздействия. Комизм пьесы для Гоголя не столько в смешных ситуациях, сколько в том, что действующие лица сами не замечают комизма положений, в которые они попадают. Ирония и юмор у Гоголя служат основной цели - разоблачению враждебной человеку действительности, являются средством сатирического развенчивания лицемерия и показного благополучия господствующих классов. Несоответствие речей и реплик персонажей с их мыслями и поступками - один из наиболее распространенных приемов комического у Гоголя. Городничий, аттестующий себя перед Хлестаковым в качестве рачительного и неусыпного благодетеля беззастенчиво ограбляемого им города, смешон, потому что зритель прекрасно понимает цену его красноречия. Герои "Ревизора" на каждом шагу лгут и в то же время беспрерывно разоблачают себя. Уже с самого начала комедии Городничий представлен как взяточник и плут, но в дальнейшем он вырастает в грозную фигуру деспота и честолюбца, грубого и дерзкого хищника, забравшего в свои лапы весь город. Подхалим и хитрец Земляника не только умеет ловко устраивать свои делишки, но он и доносчик и клеветник. Провинциальная кокетка Анна Андреевна обнаруживает в последнем действии свое ненасытное честолюбие. Речевая характеристика персонажей "Ревизора" свидетельствует об их социальной типичности и вместе с тем передает индивидуальный облик каждого из них. Начиная от городничего и кончая Держимордой, весь чиновничий синклит знает лишь один закон: брать взятки, грабить всеми "законными", а чаще всего беззаконными способами, соблюдая лишь должностную иерархию. В пьесах Гоголя большую роль играют второстепенные лица. Гоголь с их помощью раскрывает среду, показывает социальную типичность явлений, изображает своих основных героев не изолированно, а в жизненной, реальной обстановке. Хороший разбор персонажей есть здесь: http://n-v-gogol.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st032.shtml Хлестаков представитель той дворянской молодежи, которая наводняла петербургские канцелярии и департаменты, с полным пренебрежением относясь к своим обязанностям, видя в службе лишь возможность быстрой карьеры. Этот "трактирный дэнди" сочетает тщеславие с невежеством, глупость с наглостью и жаждой "покрасоваться", казаться чином повыше. Его желания и стремления не выходят за пределы удовлетворения эгоистических потребностей, чем и исчерпывается для него смысл происходящего. Ложь Хлестакова прежде всего результат его легкомыслия, она есть естественное выражение его ничтожной натуры. В языке Хлестакова легко обнаружить по крайней мере четыре различных стилевых пласта: галантной "светской" болтовни, чиновничье-канцелярский жаргон, элементы книжного сентиментально-карамзинского стиля и разговорно-бытового просторечия. Все эти элементы оттеняют разные стороны характера Хлестакова, его социальную типичность и в то же время образуют неразрывное единство. "Смех", по словам Гоголя, и есть то "честное лицо", тот положительный герой пьесы, который определяет ее подлинное идейное звучание. В 1846-1847 годы Гоголь, под влиянием охвативших его реакционных религиозно-охранительских настроений, пытался заново переосмыслить обличительно-сатирическое значение "Ревизора", написав "Развязку "Ревизора" и "Дополнение к "Развязке "Ревизора". В этих драматизированных рассуждениях Гоголь пробовал объяснить смысл "Ревизора" не как социальной комедии, а как отражение в ней "душевной" жизни, моральных общечеловеческих недостатков общества. Однако превратить свою комедию в аллегорическое изображение "обитающих в душе нашей страстей", Гоголь естественно не смог. После представления «Ревизора»(1836) «избранная» публика и критика сошлась на том, что произведение Гоголя есть низкий фарс, пасквиль и наглая, циничная клевета на отечество. В то же время демократические круги приняли комедию Гоголя восторженно. |