Русский театр, общий труд. 1. Русский народный театр
Скачать 272.04 Kb.
|
12. Творчество А.Н. Островского.Александр Николаевич Островский (1823—1886). Родился в самом центре того Замоскворечья, бытописателем которого ему суждено было сделаться. Да, первое, что важно, это то, что Островский начал новое направление - бытовой театр. Превыше всего он ставил точность воспроизводства бытовой жизни. В языке, в среде вообще во всём. Ибо увлечение бытом было всеобщей установкой (см. про “Москвитянина”). И 19 век теперь у нас делится на Пушкинское, Гоголевское и Островское (50-80-е) время. Второе - Островский использует характеры (до этого был театр амплуа). Ну как характеры, он берет амплуа типа бедной/богатой невесты, богатого купца, бедного жениха, но стремится к индивидуализации, чтобы персонаж был уникальным, не напоминал другого. У него огромные разнообразие женских характеров. Островский принадлежал к поколению “людей 40-х годов”. Воспитанных на идеалистической философии, романтических, благодаря театру, на излете Мочаловского десятилетия. Эти люди видели в спектаклях, которые тогда были прям событием не только сплошные плюсы, но и опасность: “бытовая шекспиромания” или “русский Гамлетизм”. За модель молодое поколение брало образ Гамлета. Первая пьеса Островского - “Банкрот” или “Свои люди - сочтёмся”. Это финансовая комедия. Название не подтверждается сюжетом (сочлись по-своему - обманщик обманул обманщика). Островский всю зиму 1849-го читал её разным князьям и поэтам и пьеса везде производила сильное впечатление. Слава об Островском быстро распространялась по Москве. Что логично - Островский (как и Пушкин и Гоголь) был отличным чтецом. При этом на сцену пьеса не была пропущена цензурой из-за нелестного изображения купечества, а самого автора московский генерал-губернатор граф А. А. Закревский занес в списки неблагонадежных. Зато литераторы оценили. Островский мог взять сюжет из своего жизненного опыта. Он не закончил юридический и пошёл работать в Совестный суд (проблемы гражданского права, много дел о банкротстве) и просто переписывал бумаги. Отсюда миф №1 - Островский калькирует жизнь. Он просто считал, что есть вечные сюжеты, темы, типы и не обязательно искать оригинальный сюжет, чтобы сделать современную пьесу. Миф №2 - Островский малообразованный. Юридический он, конечно, не закончил, но знал много языков (латынь, французский, немецкий, польский, чешский, итальянский, испанский), переводил и занимался самообразованием. Он вполне мог читать пьесу для театра Герарди (17 века), которая называлась “Банкрот”. В 18 веке еще один драматург написал подобную пьесу. Островский продолжил сюжет обмана обманщика. При этом у всех трёх пьес разные финалы (время меняется, одна ситуация, разное отношение). Островский стилизирует язык - в обычном русском так не говорят, он сгущает краски. (Но это с моего говноконспекта и не точно). Классный парень Погодин создал свой журнал “Москвитянин”. Где как раз собрались другие классные парни (Писемский, Григорьев, Максимов), обожающие русский быт. Слово “москвитянин” архаическое, из допетровской Руси. Это увлечение, носившее по преимуществу художественный характер, соответствовало вообще духу того времени, отмеченного пробуждением интереса к наблюдению и изучению народной жизни. В то время стали производиться этнографические и исторические изучения, появлялись ревностные собиратели народной поэзии. Островский, кстати пытался исправить и дополнить словарь Даля. Под влиянием Погодина и других у Островского начинается короткий славянофильский период. И заканчивается он пьесой “Бедность - не порок”. Постановка этой пьесы стала театральным событием, которое определило поколение (как Гамлет Мочалова). Действие происходит в идиллическом топосе, но об этом позже. Есть тут у него такой герой - Любим Карпыч. Он нежный, не особо бережливый, не лишенный чувств, чувствительный и с широкой душой (играл Садовский). У Островского он не был главным (хотя благодаря ему решился конфликт), но после спектакля стал символом и образом. Кстати, чем дальше по Островскому, тем больше страдают во такие Любимы. В начале 50-х появилось пароходства и писателей отправили писать заметки в форме очерков. Путь - от истоков Волги до Ярославля. Но Островскому не повезло - он повредил ногу и вернулся домой. У него нет Петербургский пьес, с экспедицией не сложилось, но он решил понтоваться другим. Он создаёт искусственную карту городов на Волге, которых на самом деле нет. Это уездный город Калинов (“Гроза”), усадьба Пеньки (“Лес”), Бряхимов (“Бесприданница”). Бряхимов, например, на самом деле историческая столица Булгар, Калинов (от Калинова моста - соединяет два мира, говорит о смерти) - не идиллистический, а Пеньки - это реальное название, которое Островский просто сделал метафорическим. Это всё опровергает миф №3 - Островский изображает только Замоскворчье. Вообще Островский не только классный драматург (писал еще исторические драмы, сказки, фантастику), а еще и классный деятель. В то время установлена театральная монополия и система бенефисов, что немного тормозит (спасибо Екатерине). С помощью Островского было создано “Общество русский драматических писателей”, он добился драматургического гонорара, стал директором Малого театра, вошел в комиссию по улучшению театрального дела, опять же много переводил. Особенно Шекспира. Все любили Шекспира, но переводили через фр. (не буквально, а по сути) или нем. (слово в слово) переводы, ибо эти языки знали все. Еще думали может аналогии проводить в переводе. Типа не “Пэк”, а “Леший”. Островский вовлекался в споры, но отвечал хитро - в своих пьесах. У Островского герои сами выбирают свою судьбу. Это вам не Метерлинк, где всем правит смерть. У Островского драма с гибельным концом. Немного из файла: Впервые его пьеса была поставлена в Москве 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л. П. Косицкой, выбравшей для себя роль Авдотьи Максимовны в комедии «Не в свои сани не садись». Все пьесы Островского, в зависимости от изображенных в них классов общества, можно разделить на четыре группы. Первую, наиболее значительную, составляют пьесы из купеческого быта. Сюда относятся: «Семейная картина» (1847), «Свои люди — сочтемся (1850), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Праздничный сон до обеда» (1857), «Гроза» (I860), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» (1861), «Грех да беда, на кого ие живет» (1863), «Тяжелые дни» (1863), «Шутники» (1864), «Горячее сердце» (1869), «Не все коту масляница» (1871), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880). Главнейшее достоинство пьес состоит в удивительно тонком жанровом рисунке, благодаря которому в них открылся неведомый дотоле для большинства читателей мир, поразивший их своеобразием форм и внутреннего устройства. Вторая группа состоит из пьес, изображающих «народный быт». Сюда относятся: «Не так живи, как хочется» (1854) и «На бойком месте» (1865). Здесь показан, однако, тот слой крестьянства, который стоит как бы на переходе к мещанству и мелкому купечеству. Первая из этих пьес очень близка по своим типам, — особенно облик прекрасно удавшейся Груни, — к народному песенному творчеству и изображает, старинные масленичные забавы. Более значительную, третью группу составляют пьесы из мира мелких чиновников. Сюда входят: «Бедная невеста» (1852), «Доходное место» (1857), «Пучина» (1866), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), «Богатая невеста» (1876). Действие четвертой группы пьес Островского происходит среди представителей так называемого «общества». Сюда входят пьесы: «Неожиданный случай» (1851), «Воспитанница» (1851), «Не сошлись характерами» (1858), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875), «Бесприданница» (1879), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884), «Не от мира сего» (1885). Необходимо отметить небольшую группу пьес Островского, изображающих своеобразный быт актеров. Сюда относятся прежде всего его комедии «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и отчасти «Бесприданница», в которой встречаемся со знакомым уже из «Леса» Аркашкой Счастливцевым, появляющимся здесь под именем Робинзона. При постоянных сношениях с театральным миром Островский имел полную возможность узнать короче его представителей. Тончайшее знание сцены позволяло ему создавать роли, вполне доступные для способных актеров. Зачастую вводил он в их роли слова и дополнения, сделанные самими актерами; так поступил он с ролью Аркашки в «Лесе», а в «Грозу» вставил для Катерины монолог, построенный на рассказе первой исполнительницы этой роли Никулиной-Косицкой. Свои взгляды на театр он изложил в записке 1881 года о театральных школах. Боясь гибели театра от засилья в нем любителей, недостаток последних он видит в том, что в глазах зрителя на сцене творится что-то не похожее на жизнь. Чтобы зритель остался удовлетворенным, нужно, чтобы он забыл, что он в театре. Нужно, чтобы актеры умели жить на сцене, а это достигается только школой и «упорным трудом, строгой выработкой техники. Таким образом, взгляды Островского на игру вполне совпадают co взглядами Добролюбова, который признавал «главным достоинством художественного произведения жизненную правду его». |