Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава №1. «Серебряный век» русская культура

  • 1.2. Литература

  • 1.3. Театр и музыка

  • 1.4. Архитектура и скульптура

  • 1.5. Живопись

  • Глава № 2. «Ренессанс»

  • Список используемой литературы

  • Реферат. реферат. 1. Серебряный век русская культура


    Скачать 39.81 Kb.
    Название1. Серебряный век русская культура
    АнкорРеферат
    Дата09.05.2021
    Размер39.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #203053



    Введение

    Почему же актуальна тема «серебряного века» в русской культуре? Я считаю, что это из-за того, что «серебряный век» вывел культуру на высокой уровень. За такой короткий срок произошло множество открытий, были совершены некие прорывы и большое развитие культуры. И русская культура стала обретать европейский характер.

    Какова цель моего реферата? Я должен полностью изучить этот период. Передо мной стоит несколько серьёзных задач. Мне необходимо раскрыть эту тему очень широко и максимально подробно, чтобы люди, читающие это, смогли прочувствовать это время и понять насколько оно интересное. Для этого мне необходимо рассмотреть все события произошедшие в этот период: все достижения, прорывы и тд. Например научные прорывы, ещё такие разделы как литература, архитектура, живопись, театры и многое другое.

    Для выполнения своих задач я буду использовать различные источники.

    Глава №1. «Серебряный век» русская культура

    Наша культура в это время обрела множество традиций разных сфер и идеалы «золотого века» предшествующего времени. В конце 19 в. в духовно-моральной жизни Российского и Европейского народа появились направления, связанные с мировозрением человека. Народ требовал переосмысления таких проблем как: социальные проблемы и нравственные. Например, личность и общество, искусство и жизнь. Это привело к поиску новых изобразительных методов. Тем самым у нас сложился исторический период, творческий период. И его как раз и назвали «серебряным веком». Название «серебряный век» своеобразно, потому что является не строгим и литературным. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала 20 века. Культура в России начала расцветать, начали появляться новые направления. Произошел рост в сфере образования. А точнее увеличивалось количество университетов, школ и академий, стало больше толковых преподавателей. Так же развивалась так называемая «журналистика», издательства. А сейчас можно рассмотреть, что происходило в это время в других различных сферах.

    1.1.Наука

    В начале 20 века наука начала разделяться на фундаментальную и прикладную. На естественных и гуманитарных науках большой след оставили попытки переосмысления понятий человек и природа и многие другие.

    Большим вкладом в естественную науку было открытие периодического закона химических элементов, а открыта она была Д.И. Менделеевым. Теорию строения органических тел обосновал А.М. Бутлеров. А большим вкладом в фундаментальные и прикладные науки стало исследование математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области чисел, их теории и в разделе математической физики. Крупные открытия были сделаны в области физики и механики. Например, для получения современной электронной техники, положили начало работы А.Г Столетова. Дуговую лампу открыла П.Н. Яблочкова, лампу накаливания открыла А.Н. Лодыгина, что стало важным событием в электрическом освещении. Золотую медаль за открытие радио получил А.С. П.Н. Лебедев доказал электромагнитную природу света. Н.Е. Жуковский придумал теорию гидравлического удара и разработал теорию воздушного винта. К.Э. Циолковский своей работой в сфере ракетодинамики доказал, что космические полёты возможны. Большие Труды В.И. Вернадского поспособствовали возникновению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Большими достижениями стали учения и разработки И.М Павлова, а именно о нервной системе и её деятельности, а также в пищеварении. На тот момент учёные достигли большого роста в медицине и биологии. В это время была основана школа, которая была направлена на изучение физиологии царства растений, её основал К.А. Тимирязев. Наши географы продолжили изучать маленькие страны, которые мало кому известны. У нас есть человек, который совершил 2 кругосветных плавания, описал Мраморное, Северное и Чёрное моря, он предложил нашел метод исследования Северного пути с помощью ледокола, его звали С.О. Макаров. Очень повлияли на общественные науки такие открытия как: рентгеновские лучи, радиоактивность. В то же время философы начали переосмыслять понятие природы, общества, людей и все другие связи между ними, начались большие недовольства насчёт теории Дарвина, что достаточно противоречиво. Люди очень сильно начали интересоваться историей своей страны, других стран. В этом им помогли многие работы различных историков нашего времени, их было большое количество, множество работ способствовали развитию.

    Таким образом, я вам рассказал множество важных достижений в сфере науки во время «серебряного века».

    1.2. Литература

    В это время в русской литературе образовалось множество направлений, сейчас я о них вам буду повествовать.

    Реалистическое направление было на краю 20 века. Его олицетворяли такие писатели как: Л.Н. Толстой и его произведения- «Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», А.П. Чехов- «Палата №6», «Ионыч», И.А. Бунин- «Деревня», «Господин из Сан-Франциско», А.И. Куприн- «Олеся», «Яма». Вместе с этим появились неромантические произведения, например, «Макар чудра», «Челкаш» и многие другие.

    Появились такие направления как: символизм, акменизм, футуризм. И это все модернистские.

    Символизм в литературном направлении получился во время 19-20 века. Что такое творчество со стороны символистов. Это- подсознательно-интуитивное созерцание различных смыслов, доступных лишь художнику либо же творцу.У каждого писателя были свои корни вдохновения, и все из разных сфер, например, философская. В. Брюсов посчитал, что символизм это только художественное направление, но это далеко не так. Такая личность как Мережковский делал опору на учение о христианстве, Вячеслав Иванов искал теоретическую опору в философской стороне античного мира, преломленных через Ницше. Органом символистов был журнал «Весы» 1904-1909 годов.

    Нам необходимо знать, что существуют старшие и малдшие символисты, поэтому давайте я приведу примеры.

    К старшим относятся: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Они пришли в литературу в 90-ых годах, проповедовали свободное самовыражения.

    К младшим относятся: А. Блок, А. Белый, Иванов, С. Соловьев. Они выдвигали философские суждения.

    Символисты давали читателям мир полный красоты и мифов, в этом есть своя прелесть и свой интерес.

    После символизма у нас пришёл акменизм, если я не ошибаюсь то в 1910 году. Н.С. Гумилев и С.М. Городецский стали людьми, которые положили основу этого направления. Отличие акмеистов и символистов в том, что они говорили о культе земного бытия. Но вместе с этим они утверждали эстетико-гедонистическую функцию искусства, уходя от таких проблем как социальные, общественные. Конечно же не все писатели, относящиеся к этому направлению придерживались этих правил, некоторые из них не шли по ним, они имели другие представления об этом направлении, но было то, что их объединяет, общей основой был идеализм, а точнее философский. Люди, которые шли по-другому пути чтобы найти другие идеи. Творчество А. Ахматовой имеет особое место в поэзии акменизма. Первые сборники «Вечер» и «Четки» принесли ей известность.

    Одновременно с этим направлением появился футуризм. Который в свою очередь распался на группы: «Ассоциация эгофутуристов» И.

    Северянин, «Мезонин поэзии» В. Лавренев, Р. Ивле, «Центрифуга» Н .Асеев, Б. Пастернак, «Гилея», участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников назвали себя кубофутуристами. То есть людьми из будущего.

    Футуризм давал новое мировозрение, о будущем, он требовал свободу слову для поэтов, революцию форм.

    Так же существовали яркие личности, которые не относятся ни к какому из напрвалений, этими людьми были М. Волошин, М.

    Таким образом могу сказать, что литература того времени поменялась и обрела большое количество направлений, каждое из которых имело свои направления, свои идеи, свои стили, свои требования. И все писатели были классифицированы по этим направлениям.

    1.3. Театр и музыка

    Очень важным событием в нашей культуре стало открытие театра в Москве в конце 19 века. Его основали К.С. Станиславский и В.Н. Немировичем-Данченко. Театр далеко не сразу получил популярность, потребовалось много времени. Сначала люди просто не понимали и не ценили это, не было актёров и постановки были не самые лучше. Расходы никак не покрывались от продажи билетов, а значит они уходили в минус. Савва Морозов смог исправить ситуацию, он вложил большое количество денег, целое состояние, за счёт этого основался ансамбль очень хороших актёров, который начал приносить успех. Актёров хвали: В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книпер-Чехов и многие другие. В новых постановках Чехова и Горькова, формировались новые актерские и режиссерские навыки, приёмы, тем самым получались очень хорошие спектакли. Данное новшенство, встреченное демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. Потом в Санкт-Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской. Его репертуар показывал стремления демократической интеллигенции. Режиссерские умения и само творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова показано поисками форм, которые всем подходили. В итоге его представления оказались очень яркими и зрелищными. А.Я. Таиров являлся

    Реформатором театра. Он хотел создать более романтический, синтетический, трагический репертуар театра. В то время русский театр был театром одного актёра, самое сложное было составить единый ансамбль, состоящий только из хороших актёров.

    Со временем появились актеры которые умели хорошо петь, ими были: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Их невероятный вокал возвышал их, они не только умели пропевать свои оперные сцены, но ещё и умели мастерски отыграть актера, отыграть его роль. С.П. Дягилев стал тем, кто смог сделать популярным театрально-музыкальное искусство, оно даже вышло на Европейский уровень, что стало очень большим толчком к развитию страны. Что же он сделал. Он смог организовать в Европе тур, который назывался «Русские сезоны» в (1907-1913). Он произвел невероятное впечатление на жителей стран. Наши актёры, танцоры, певцы, их имена стали мелькать в зарубежных газетах. Например, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Представители Могучей кучки: М.П .Мусоргский, Н.А. Римский-Корсако и другие русские композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов сделали большое количество оперных, балетных, вокальных и симфонических произведений. В начале 20 века поиск новых талантов продолжил А.Н. Скрябин, он продолжил искать новые постановки, новые идеи и многое другое.

    Таким образом могу сказать, что культура получила мировое признание, вышла на мировой уровень. Начался расцвет театра.


    1.4. Архитектура и скульптура

    Перед зодчими стояли новые задачи, это было во время второй половины 19 века. Раньше мы строили только лишь однообразные здания и храмы, а тогда пришлось учиться строить большие дворцы, вокзалы, корпуса, новые университеты, рынки, государственные учереждения и еще много чего. С этого момента началось расширение в разнообразии материалов, бетон, металлы, стёкла стали неотъемлимыми участниками строительства. За счёт применения этих материалов стало возможным строить интересные дома, с художественной задумкой, архитектурными приемами. Это привело к созданию такого стиля как «модерн». Основной задачей этого стиля была идея, чтобы обычные украшения несли исторический и традиционный характер. Выпуклые стёкла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток- все эти приёмы взяты из стиля «модерн». В творениях Ф.О. Шехтеля в большей мере получились основные направления развития русского модерна. Было два направления стиля: национально-романтический это например Ярославский вокзал в Москве. И рациональное направление, опять же например, типография А.А. Левенсона. Больше всего черты модерна проявились в архитектуре, например, особняк Рябушинского у Никитских ворот, в этом здании архитектор применил нетрадиционный метод, он взял ассиметричный принцип планировки. Стихийность была характерна для раннего модерна. А в позднем модерне была спокойность, точнее это называли апполонистическое начало. Так же интересным возращением стало возвращение элементов классицизма. Р.И. Клейн был московским архитектором и он построил музей, а так же всеми известный Бородинский мост.

    Так же как и архитектура, наша скульптура стала освобождаться от эклитизма. Что эе такое эклетика. Эклектика- это разнообразие направлений и смешанные стили. Импрессионизм повлиял на художественно-образную систему, тем самым обновил её. Одним из первых, кто последовал этому направлению стал П.П. Трубецкой. Первые его работы уже имели что-то новое, появился метод «взрыхленность», динамичность формы. Одно из самых захватывающих произведений стал памятник Александру III. Другим же, более «младшим» современником был Коненков. У него получилось внести в скульпутру народные образы и элементы. Основным местом их применения была резьба по дереву, на избах, на игрушках. С.Ф. Нефедов-Эрьзя был интересным скульптором, он мог передать всю красоту внутреннего и внешнего мира человека в своих произведениях. Он работал по мрамору, цементу и различным видам бетона.

    Таким образом я могу сказать что с появлением этого нового стиля и его направлений. Наши постройки стали носить определенный характер и смысл, стали в разы красивее. Конечно, кроме тех известных людей, которых я привел ранее были и другие, но именно эти сумели внести большой вклад в развитие.

    1.5. Живопись

    В 19-20 веках в сфере живописи стали происходить большие перемены. Жанровые сцены теряли свою популярность, пейзажи теряли фотогрфичность становился более демократичным. В портретах орнаментальная условность фона и скульптурная часть лица часто сочетались. Все эти перемены привели к образованию историко- бытового жанра. Были и художники этого стиля, например, А.П. Рябушкин, А.В. Васнецов, М.В. Нестеров. Было направление под названием – импрессионизм, был изображён в работах художников, И.И. Левитан- «Березовая роща», К.А. Коровин был один из самых ярких представителей импрессионизма. Главная фигура искусства была фигура В.А. Серова- «Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». М. Врубель и В. Борисов-Мусатов были представителями символизма. Врубель умел работать с разных сторон, например, монументальные росписи, картины. Главный образ творчества Врубеля был демон. В. Борисов-Мусатов мог создать прекрасный мир. Он всегда отличался масштабом своих работ и их яркостью. И так со временем появилось объединение художников, которое назвали « мир искусства». Главными в этом направлении были: К.А. Сомов, Н.А. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, С.П. Дягилев. Их волновал приход промышленной эры, то есть образование больших городов, без искусства. Они боялись, что с этой эрой мы забыли бы что такое искусство и помнили бы о нём только лишь единицы. Искусство книги напрямую связано с их творчеством. Эти писатели кроме введения иллюстраций начали добавлять концовку в стиле модерн. Все начали осознавать, что оформление книги очень важный компонент, который должен быть связан с содержанием. И в соответствии с этим начали подбирать размер, цвет, вид бумаги и тд.

    Позже образовалось новое художественное объединение под названием «голубая роза». Её основали символисты, их имена: П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян. Они использовали стиль модерна, который потом был хорошо виден в их работах.

    Позже образовалось художественное объединение под названием «бубмновый валет». Его основали: Р.Р. Фальк, И.И. Машков. Они работали с опорой на постимпрессионизм, кубизм и наши традиционные формы. Принципом их искусства являлось то, что исходный составлял предмет в противовес пространственности. Так и появилось понятие, что натюрморт- это изображение неживой природы.

    Примитивистское направление появилось в живописи в 20 веке. Суть данного направления в том, что она связана с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Основателями были: М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, М.З. Шагал, П.Н. Филонов. В то же самое время были первые эксперименты художников в абстрактном искусстве.

    Таким образом я могу сказать, что эти направления смогли вывести нашу культуру на мировой уровень, получить признание различных стран. Многие русские ученые были приглашены в Европу, наша наука была богата достижениями, имена наших путешественников остались в истории, картины художников висят во многих странах, во многих музеях. Русскую литературу читают на мировом уровне. Так же на новые уровни выходят театры, музыка. И в общем и целом наша культура обретает новые направления, новые формы, новые традиции и новых людей.

    Самых больших высот достигла религиозная философия. Она получила название «ренессанс», с ним мы познакомимся в следующей главе моего реферата.

    Глава № 2. «Ренессанс»

    Что же такое 19-20 век. Я считаю это в свою очередь проявление художественного ренессанса, который показывает большой рост культуры 19-20 века.

    Наша культура смогла возродить бессмысленность в политике. Неопределённость, индивидуализм- это все было осуждено людьми представляющими демократическую культуру. Данное возрождение идеала и принципов классики и является причиной, почему современники назвали это время ренессансом. Так же туда была вложена полнота, универсализм и тд. Для понимания закономерности, что привело к революции, нам очень помогает характеристика приведённая выше.

    Народ который стоял на стороне ренессанса поняли, что революция является большой опасностью для будущего России. И для того чтобы спасти матушку Россию они решили, что необходимо реанимировать христианство, чтобы оно стало основой, так же возрождение идеала и ценности религиозного гуманизма. Приход этой опасности не поддавался никакой логике и оправдывался лишь духовной составляющей культуры. Н. Бердяев характеризовал данный приход, как борьбу между традиционной интеллигенций и сторонниками ренессанса. Так это являлось реабилитацией духовной культуры к вершине.

    Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкий являются известными гуманитариями и вместе с тем стоят на стороне религиозного ренессанса. Как известно, в 1909 году был поставлен вопрос о ценностях интеллигенции, его поставил сборник статей «вехи».

    Фундамент религиозно-философского ренессанса, был заложен В.С. Соловьевым. Его фундамент начал складываться, только после большого количества работы над философией и изучением разной литературы.

    Главным условием создания культуры 19-20 века, было то, что мы отталкиваемся от предшествующей эпохи, устраняем все пункты, которые ограничивают нашу свободу, свободу творчеству. Так же Н.А. Бердяев напоминает нам о том, что в их число входят существующий позитивизм, атеизм, реализм и так далее.

    Главные задачи:

    • У художников и мыслителей этого времени это самосознание в творчестве.

    • Обновление традиций, их переосмысление.

    • Демократической мысли общества: Этому наследию противопоставляется элитарные образы культуры. То есть их основная идея в том, что важнее индивидуальное искусство, творческая личность.

    • Если говорить о принципе демократической культуры. То можно сказать, что они умели противопоставить любому понятию своё. Например, социальному утилитаризму- стремление к отвлеченной философской истине либо же добру.

    • Противопоставление православию- творческую религию, новое религиозное понятие.

    • Самому классическому, традиционному противопоставляли разнообразный модернизм, который содержал, художественное новаторство.

    Таким образом хочется сказать, что появилась земля для культурного синтеза.

    «Ренессанс» показал мировозрение народа, который творил на границе 19 и 20 веков. Религиозно-философская мысль в то время искала действительность. А так же пыталась объединить материально и духовное.

    Заключение

    На основе представленного материала можно сделать следующие выводы:

    Я считаю, что я сумел своей работой ответить на поставленные мной задачи в самом начале, и выполнить целю своего реферата. Я первой главе я повествовал вам о серебряном веке. Я анализировал какую роль он сыграл в нашей культуре, я рассказал о достижениях в разных сферах деятельности, например, литература, живопись, музыка, театр, архитектура и тд. Во второй главе я познакомил вас с Русским «Ренессансом».

    Конец 19 века и начало 20 века является временем, когда наша культура выстрелила. Она поимела невероятный рост и обрела мировое признание. Тем самым росла и мировая культура. В то время отношение между цивилизации и культурой имело опасный характер, а для предотвращения было необходимо возродить духовность.

    Так же в это время уходила опера, жанровая живопись, но пришли новые художественные стили, новые формы театра, появилась символическая и футуристическая музыка, литература, балет, модерн.

    В начале 20 века были сформированы художественные объединения, которые становились этапами развития живописи. Основными личностями в объединении занимали М.А. Врубель, М.В. Нестеров и Н.К .Рерих. Неотъемлимой частью развития культуры является развитие наук.

    Ещё интересной особенностью начала 20 века является расцвет философии и религии. Суждения религии теперь подтверждены наукой, так же наука взаимодействует с искусством. Русский религиозно-философский Ренессанс, отмечен несколькими интересными личностями – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.

    Самом важным в этом времени было то, что наша культура стала частью мировой культуры, имена наших людей мелькали в газетах разных стран. В различных сферах мы показали множество достижений. Русская культура все больше и больше разивается.


    Список используемой литературы

    1) Багдасарьян Н.Г. авторский коллектив. Культурология, 2002

    2) Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996

    3)Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000

    4) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.1996

    5) Кравченко А.И. Учебник по культурологии, 2004.

    6)История и культурология. Учебное пособие под ред. Н.В.Шишковой. – М: Логос, 1999

    7)Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала ХХ века: хрестоматия, 2001

    8)Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.

    9)Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4

    10)Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.



    написать администратору сайта