Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Развитие религиозного фактора в России и Беларуси в постсоветский период

  • политические системы россии и беларуси. 1 Социальноэкономические факторы, влияющие на эволюцию политических систем России и Беларуси


    Скачать 203.5 Kb.
    Название1 Социальноэкономические факторы, влияющие на эволюцию политических систем России и Беларуси
    Анкорполитические системы россии и беларуси.doc
    Дата13.01.2023
    Размер203.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаполитические системы россии и беларуси.doc
    ТипДокументы
    #884352
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    2. Историко-культурные особенности России и Беларуси при формировании политических систем
    Интерес к историко-культурной составляющей политических процессов и становления политической системы России и Беларуси продиктован характером современной российской государственности. В России, как стране переходного типа, историко-культурная тематика актуализируется и выходит на передний план, что во многом объясняется тем фактом, что без учета культурологических факторов не представляется возможным проведение адекватных времени политических реформ и трансформаций. К тому же на данный момент можно констатировать перманентный кризис общества, проявляющийся в существенной поляризации массового сознания – модель раскола стала популярной в 1990-х гг., согласно которым имеет место латентный конфликт между традиционными и инновационными ценностями, что во многом определяет развитие политико-общественной сферы22. Анализ политического развития Беларуси в первой половине 1990-х годов показывает, что, несмотря на наличие определенного заимствования западных институциональных механизмов государственного строительства, становление Республики Беларусь как суверенного государства не означало отрицание опыта государственного управления периода СССР23. Напротив, сохранение советской институциональной практики предопределило политическую трансформацию Беларуси.

    Для разных слоев населения Беларуси мотивы процессов Перестройки и процессов демократизации в 1900-х гг. воспринимались по-разному. Культурная элита воспринимала демократизацию в качестве плюрализации и принятия либеральных ценностей. Часть общества, которая на фоне указанных процессов и смены прежних элит сумела повысить собственный статус, вступая в политико-экономические группировки, вступила в острую конкуренцию, в процессе которой интересы общества отступали на задний план. Для широких масс процессы демократизации были только первоначально связаны с политическими изменениями и духовной, культурной свободой, национально-культурным возрождением, восстановлением большинства исторических фактов. На фоне же углубления экономического кризиса 1990-х гг. национально-возрожденческая мотивация постепенно сменилась экономической. В данной связи в процессе постсоциалистической трансформации политической системы страны проявились некоторые трудности и противоречия: необходимость создания одновременно демократических политических условий наряду с рыночной конкурентоспособной экономикой; потребность в формировании дееспособной государственности, которая будет способна осуществлять реформирование; преодоление низкого уровня политической и правовой культуры.

    В сравнении с Беларусью, в России же трансформация политической системы совпадала хронологически с экономическими реформами, сопровождавшимися более резким, нежели в Беларуси, падением жизненного уровня населения, а также существенным спадом экономического роста, соответственно признание демократии в РФ в период 1990-х гг. ставилось в зависимость от экономического благосостояния и общей преданности идеям рыночной экономики24. В период 1991-1999-х гг. официальная российская идеология декларировала принцип построения государства, свободного от каких-либо сверхценных идей, выходящих за пределы чисто утилитарных функций. Государство мыслилось как не связанное с какой-либо религией, политической программой или национальной идеей25.

    Тема политической культуры и идеологии России актуализировалась в начале 2000-х гг., что было обусловлено очевидной неудачей демократического транзита предшествующего десятилетия и поиском нового, органичного пути развития. Как отмечает Л.Н. Шлык, политическая культура способна придавать интегрированность и целостность политической системе равно как общенациональная культура общественной жизни в целом. С подобной точки зрения основные ценности политической культуры обладают первостепенным значением для сохранения жизнеспособности и преемственности общественно-политической системы26.

    С началом ХХІ в. невозможно не заметить наличия в структуре политической культуры России ряда противоположных векторов развития, что обуславливается наличием разных групп ценностей (коллективизм, индивидуализм, инновационность и инерционность, толерантность и национализм, радикализм и революционность). Все это дает возможность формулирования важной характеристики политической культуры в России – внутренней конфликтности и дезинтеграции. В Беларуси же в силу наличия в национальном менталитете такого элемента, как рациональный консерватизм, характерна ориентация не на радикальные, революционные, a на эволюционные, реформаторские преобразования общественных отношений. Данный фактор, в отличие от России, содействовал стабильному и устойчивому развитию белорусского общества в период преобразований, позволив избежать серьезных потрясений.

    Исследование культурной составляющей в процессах модернизации и демократизации политической системы России сталкивается с некоторыми сложностями, ввиду того, что Россия исторически является многонациональной и многоконфессиональной страной, в отношении которой необходимо говорить о взаимосвязанной системе культур, что обуславливает большой уровень региональных аспектов при рассмотрении взаимодействия культуры и политики в стране. Вместе с тем, культурологическая составляющая может быть переменчивой в зависимости от того или иного региона. Как справедливо отмечает Е.В. Морозова, специфика регионализма России, в некоторой степени заключается в том, что данный процесс ни что иное, как проявление тенденции мирового общественного развития, но с другой стороны – это своего рода способ самоорганизации социума, который находится в кризисном состоянии. Региональная идентификация все больше значима для людей, которые живут в затянувшемся «переходном периоде»27. Беларусь также можно отнести к стране переходного типа, однако региональные различия в политико-культурной идентичности в большей мере связаны с социокультурными особенностями населения западной и восточной Беларуси, где на западной части преобладает ярко выраженный социально-экономический фактор развития.

    Невозможно не отметить и правовые аспекты, так как развитие правовой системы приводит к неминуемому изменению общественных процессов, их усложнению, появлению и развитию новых социальных отношений, что оказывает самое непосредственное влияние на культуру. А в современном российском государстве именно правовая система определяет правила игры для участников политического процесса. Исторически, развитие права в России осуществлялось под воздействием Запада, а отечественная политико-правовая мысль в качестве самостоятельного феномена сформировалась только в XIX в. До этого времени развитие политических взглядов связано с тем или иным обоснованием политических и правовых решений или же интерпретацией западных идей28. Белорусская же правовая система всецело сформирована на отражении романо-германских общесемейных подходов, а самостоятельное внесение отдельных идентификационных элементов произошло только после обретения независимости.

    По словам Н.А. Бердяева, отношение к праву всегда было тесно связано с русским коллективизмом, что перемешивается с моралью, тем не менее, отрицание права, которое присуще русской общественно-политической системе, стоит рассматривать сквозь призму отрицания личности и ее порабощения коллективу и это можно характеризовать фактором ослабления личного самосознания – погруженность в безликий коллектив29. Во многом именно данные обстоятельства схожи в отношении русского и белорусского права, так как обусловили их позднее оформление: и в русском, и в белорусском сознании всегда в приоритете стоят интересы государства и всего общества в ущерб индивидуальным интересам.

    Итак, мы можем выделить четыре глобальные характеристики воздействия культурно-исторического фактора на политические системы России и Беларуси:

    1) Конфликтность – российская и белорусская культура и их составные элементы (правовая и политическая культуры) отличаются завышенным уровнем поляризации, порождая тем самым конфликты между противоположными ценностями, нормами, представлениями и их непосредственными носителями. Вместе с тем, мы можем выделить и два базовых противопоставленных типа полярностей: традиционные историко-культурные ценности, которые сформировались на протяжении многовековой истории двух государств, нормы и ценности, принесенные извне и в историческом масштабе – относительно недавно. Такая характеристика является общей для обеих стран, непосредственно влияет на политические процессы, зачастую придавая им противоречивость.

    2) Динамичность – нынешнее состояние российского и белорусского государств и обществ и их культур мы считаем целесообразным толковать в качестве переходного. Культура сама по себе представляет динамичное явление, а в переходные периоды, по нашему мнению, изменчивость культурного процесса только возрастает, что дает возможность заметить существенные изменения на протяжении относительно малого временного промежутка;

    3) Взаимозависимость – изменения в политической системе и политическом процессе, по сути, стимулируют трансформацию общей политико-правовой культуры, вместе с этим выступая и в качестве результат изменения социокультурных основ российского и белорусского обществ;

    4) Региональность – существенная зависимость историко-культурной составляющей политического процесса и системы от каждого конкретного региона (так называемая региональная специфика), что присуще в целом России, в Беларуси же это выражается только различием общественно-политических и социально-экономических интересов западной и восточной частей страны (запад тяготеет к экономическому развитию, восток – к интеграционным процессам).

    Историко-культурное окружение, которое проявилось в прерывистости исторического развития, а также в специфике формирования белорусской идентичности, оказало существенное влияние на процессы современного национально-государственного строительства. Проблематика политико-культурной идентификации белорусов обладает пограничным характером: национальное самосознание белорусов сформировалось лишь в конце XIX – начале XX вв., на момент, когда встал вопрос касаемо создания белорусской государственности.

    На основании вышеизложенного, резюмируем, что разные политические силы на различных этапах становления белорусской государственности сводили развитие белорусской идентичности к двум основным направлениям: этническое (языково-этнографическое) и общественно-гражданское. Политические элиты России же в период прихода к власти делали акцент в процессах строительства политической системы на ближайшем историческом прошлом, а также на гражданском, а не этническом понимании нации. С середины 1990-х гг. Беларусь взяла курс на развитие по пути формирования сильной авторитарной государственной власти в целях обеспечения порядка и управляемости, поддержки социальных гарантий. Россия же, несмотря на культурно-исторические особенности, тяготеющие к ценностям незападного контекста, а также черты менталитета, отличительные от западной культуры, пошла по пути развития демократической государственности западного образца, что обусловило переплетение элементов российской и западноевропейской форм политико-общественной жизни.
    3. Развитие религиозного фактора в России и Беларуси в постсоветский период
    В современных условиях, крайне тесная взаимосвязь религии и политики обуславливается тем фактом, что церковь в качестве института политической системы общества характеризуется всеми ключевыми атрибутами, которые присущи социальной организации. Исходя из количественных показателей, для большинства представителей мирового сообщества на данный момент именно религиозный фактор остается господствующим мировоззрением, так он способен формировать социальные идеалы и нормы, воздействуя тем самым на ход общественного развития30.

    Пришедшие к власти после распада СССР политические структуры России и Беларуси, не прибегая в процессе создания национальных государств к прежней идеологической базе, могли заменить ее только обращением к истории наций, включавшей в себя также и традиционные религиозные ценности. Использование религии в качестве одного из важнейших политических средств становления и укрепления политической системы является общим феноменом для РФ и РБ как постсоветских государств, однако в каждом из них этот фактор обладает специфическими особенностями. На тему взаимоотношений государства и церкви неоднократно рассуждал Патриарх Кирилл, утверждая, что церковь взаимодействует с государственными и политическими институтами равно также, как и с институтами гражданского общества31. Такая модель взаимоотношений религии и политики стала закладываться с 1992 г. с момента распада СССР и в России, и в Беларуси, и постепенно трансформируясь в систему настоящего времени.

    В начале 1990-х гг. в России стало реальностью политическое влияние и одновременно использование РПЦ государственными структурами. В период 1990-х гг. РПЦ придерживалась политики умиротворения в отношении противостоящих политических сил, что существенно поспособствовало ситуации в стране и было положительно оценено властными структурами (например, инициирование переговоров Б. Ельцина и его противников в период октябрьского противостояния 1993 г.)32. В дальнейшем политическое влияние РПЦ в России только усиливалось и от политики умиротворения в 1990-х гг. оно перешло к позициям важного участия проведения политики приоритетности в государстве «русского начала» в 2000-х гг33.

    В Беларуси результативным для власти видится ее сотрудничество с православием, бурный рост которого начался в период 1990-1992 гг. (активное строение церквей в этот период, увеличение численности священнослужителей). Сохранению влияния РПЦ в Беларуси в период 1990-х гг. способствовало несколько обстоятельств: Московский патриархат сумел своевременно перестроить свои структуры (создание Белорусского Экзархата в 1989 г.), поддерживая их на этапе выхода страны из СССР. Также большим значением для сохранения в Беларуси позиций православия стала традиция тесной дружбы с Россией, как характерная черта белорусского менталитета. Можно говорить и о том, что православие поспособствовало поддержке А. Лукашенко на выборах 1994 г. – в период геополитической и идеологической неопределенности первых лет после обретения независимости страны, когда противостоящие силы стремились к ориентации на Запад, усилению роли униатства и католицизма. В данном контексте вполне естественным видится, что, как и в России, в Беларуси Экзархат РПЦ пользуется поддержкой правительства, выступая опорой правящего режима.

    Советский период внес существенные коррективы в устоявшуюся веками модель существования религии в России, тем самым распалась и империалистическая модель родовой включенности религии в политику. Советский этап влияния религиозного фактора на политическую систему России явно можно охарактеризовать спекулятивным и функциональным отношением государства к церкви. В Беларуси же, религия, которая включает в себя систему установок, идей и убеждений, в постсоветский период являлась неким связующим звеном между духовным миром отдельного индивида и целями, которые ставило перед собой государство.

    Современный же этап взаимодействия можно охарактеризовать рядом тенденций, в основе которых лежит глобализация в роли процесса сужения мира, который все больше стремится стать единым целым и речь идет не только о глобальной политике, экономике, но и глобальной религии. Процессы религиозной глобализации вырисовывают картину сосуществования религий в едином поле и в данной ситуации индивид может связывать свою идентичность с определенной религиозной концессией, без оглядки на этническую или национальную принадлежность.

    Тем не менее, ответом на глобализацию религии становится тенденция вовлечения религии в политическую плоскость, в частности и в России, и в Беларуси. Активное участие религии в политической сфере в России и Беларуси проявляется в фундирующей функции религии, доктрины которой активно применяются в целях построения государственной идеологии и самоидентификации граждан. Это подтверждается рядом фактов:

    - весомая часть информационного и институционального присутствия религии в публичном пространстве;

    - присутствие религиозной нагрузки в информационной сфере (регулярные скандалы, связанные с нарушением чувств верующих, нападки церковнослужителей на произведения искусства ввиду несоответствия идеологическим догмам и пр.);

    - проникновение религии в образовательную сферу (введение курса основ религий на федеральном уровне, государственная аккредитация духовных учебных заведений в России, внедрение курса «религиоведение» в ВУЗах Беларуси, факультативные курсы по данному предмету в средней школе и пр.)34. Все это обуславливает взаимодействие учреждений образования с зарегистрированными религиозными организациями в обеих странах.

    И политики сегодняшней России, и рядовые граждане, принимая во внимание определенные исторические обстоятельства, как правило, имеют недостаточно знаний о религиях и богословии. Отдельных представителей общества манит перспектива воссоздать «монолитное единство» российской общественно-политической системы под новым знаменем. Религия для многих является синонимом идеологии и средством обеспечения собственной власти. Сторонники укрепления политического и культурного влияния церкви, со своей стороны используют чиновников светской власти, чтобы решать их руками проблему привлечения в церковь потенциальных верующих, так как предпочитают достигать своих целей путем слияния с государственными и политическими структурами, монополизацией религиозного вещания на телевидении и радио, и пр35. Процесс политизации религиозных организаций получает сильные импульсы извне. Многие политики, политические партии и движения, этнические элиты стремятся заручиться поддержкой тех или иных конфессий для расширения своей электоральной базы, использовать религиозный фактор как основу легитимации притязаний на власть. В то же время многие властные структуры как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях нередко используют конфессиональный ресурс для укрепления своей популярности и достижения политических целей. Соединение политических амбиций части представителей церковных кругов с попытками вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу в последние годы усилилось. Это выражается в стремлении части религиозных деятелей распространить свое влияние на политические отношения, культуру и образование, в требованиях пересмотра положений российского законодательства об отделении религиозных объединений от политики и государства.

    В сравнении с Россией, актуализация же религиозного фактора в политической системе и жизни Беларуси в большинстве своем тесно связана с новым интересом к религии, возвратом к утерянным в советский период религиозными нормам и ценностям. Как уже было отмечено, в реальной жизни религия и политика всегда тесно переплетаются и Беларусь не является в данном случае исключением. Рост значимости религиозного фактора в политической сфере Беларуси связывается с тенденцией «религиозного возрождения»: размежевание населения многонационального белорусского государства по принципу этноконфессиональности стало заметной характеристикой нашего времени36. Для части белорусских граждан религиозность является формой протеста и отхода от неприемлемой для них социально-политической действительности. К тому же, большинство жителей страны, воспринимает религию в качестве важнейшего элемента политической культуры. Религиозные организации на сегодняшний день занимают свою нишу в социальной структуре Республики Беларусь, и характер их отношений с государством позволяет судить о многом: о действительной реализации прав и свобод человека, связанных с религией; убеждениях граждан; отношении государства к негосударственным структурам с сильной идеологией, которой вряд ли обладают другие социальные образования. Изменившаяся политическая и общественная жизнь позволяет расценивать религиозные конфессии и в качестве субъектов зарождающегося в Беларуси гражданского общества, и в роли институтов политической системы общества, и в качестве полноценных субъектов политической жизни.

    Так, можно видеть две тенденции существования религии в общественно-политической жизни России и Беларуси: одну из которых представляет религиозная глобализация и плюрализм, а другую – проникновение религии в политику и их сплетение, что характерно для обеих стран. Рассмотрение институциональной структуры религиозного поля Республики Беларусь и его социальной динамики позволяют сделать вывод о том, что на определенном этапе развития конфессиональная структура общества, как и степень влияния конфессий, зависит от религиозной политики государства, модели государственно-конфессиональных отношений и других политико-правовых факторов. В России же связь политической жизни общества с религиозными воззрениями его граждан заключается в том, что от политического режима, установленного в государстве, напрямую зависит степень религиозной свободы общества. Общим для обеих стран выступает тот факт, что каждая религиозная организация также может оказывать опосредованное политическое влияние на своих адептов через политических и государственных деятелей страны, позиционирующих себя как приверженцев той или иной конфессии.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта