Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Анализ понятия «семья» с позиций различных социальных наук.

  • 3.Исторические формы брака и семьи.

  • 4.Современные формы брака и семьи. Незарегистрированный брак

  • Гостевой брак.

  • Ограниченная временем семья.

  • Открытая семья.

  • Мусульманская семья.

  • 5.Функции современной семьи.

  • 6.Психологические задачи брака (по Валлерстайну).

  • 7.Современные тенденции в развитии брака и семьи.

  • 8.Понятие о человекоцентрированной и социоцентрированной семье.

  • Шпоры по семейной психологии. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 270.22 Kb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    АнкорШпоры по семейной психологии
    Дата28.06.2020
    Размер270.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_semeinoi_psihologii.docx
    ТипДокументы
    #133049
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1.Социально-психологическая сущность брака и семьи.

    Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители—дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. АИ. Антонов определяет семью как основанную на

    единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

    На наш взгляд, семья — это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

    Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и мораль­ной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание».

    В разных обществах устанавливается определенный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
    2. Анализ понятия «семья» с позиций различных социальных наук.

    Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.

    Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей».  В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

    Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

    Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

    Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

    Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве.

    3.Исторические формы брака и семьи.

    В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

    1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.

    3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

    Групповой брак, форму брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую собой исключение форму, как многомужество, которое в еще большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому не известно животным. Развитие семьи в первобытную эпоху состоит... в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Первый результат установившегося единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как показано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа – один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению.
    4.Современные формы брака и семьи.

    Незарегистрированный брак. Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25 — 35 лет. Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. Неполная семья. Семья из мамы и ребенка — самое обычное явление во многих странах. Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Серийные супруги бесконечно меняют своих жен и мужей «как перчатки». Традиционная семья. Эта форма семьи, оформленная гражданским или церковным браком, которая защищает права детей, но одновременно содержит много запретов для супругов.

    Изменение семьи в современном обществе происходит в двух направлениях:

    Связано с возрастанием утилитарно-экономического элемента в брачно-семейных отношениях.

    Связано с эмансипацией женщин, преобладанием равноправных отношений между полами, превращением брака в добровольный союз мужчины и женщины, свободный от свойственных частнособственнической моногамии антагонизмов.

    Модели современных советских семей в рамках социалистической семьи как исторического типа: (4 типа охватывают около 90% лиц, проживающих в семьях).

    Семьи с одной брачной парой и ее малолетними или взрослыми детьми, поддерживающие постоянные контакты с родителями.

    С одной брачной парой без детей (семья молодоженов, супружеская пара после отделения взрослых детей, имеющих собственное хозяйство).

    С одной брачной парой, ее детьми, бабушками и дедушками (представители трех поколений).

    Состоящая из матери (отца) и ребенка (детей) независимо от того проживают с ними или нет дедушка или бабушка, свояки, чаще всего это семьи матери-одиночки.


    5.Функции современной семьи.

    Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания.

    Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга.

    Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи.

    Коммуникативная (сфера семейного общения). Компоненты: организация внутрисемейного общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

    Досуговая (рекреационная) Организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

    Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

    психотерапевтических функциях:1. Это функция «поглаживания» (подобно детям супруги ждут и оказывают внимание, ласку друг другу). 2.«Резонирование» (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии. Новизна этих функций семьи заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки супружеских отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.
    6.Психологические задачи брака (по Валлерстайну).

    1. Отделить себя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в то же время, переоценить возможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во вторых браках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам, равно как и избавление от призраков первого брака.

    2. задача создания общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании, относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим - установление границ, защищающих автономию каждого партнера.

    3. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.

    4. Объединение усилий, связанных с пугающими обязательствами в связи с рождением ребенка, способность "держать удар" при драматическом появлении малыша в семье, при этом защита прав личности и близости супружеской пары.

    5. Умение противостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейных уз перед лицом неблагоприятных обстоятельств.

    6. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов.

    7. Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а также чтобы избежать скуки и отчуждения.

    8. Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а также удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иных типов поддержки.

    9. сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече с отрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.

    налаживание и поддержание полноценной сексуальной жизни - Сексуальная жизнь семейной пары необязательно бывает насыщенной страстью в первые годы брака. Рождение ребенка обычно снижает интерес к сексу у женщин, это, как правило, продолжается весь первый год после рождения ребенка. Модели сексуальной активности изменяются в зависимости от типа брака, который создала пара.

    обеспечение безопасного пространства для конфликтов и разногласий - Компромисс и обсуждение весьма желательны, но они не искореняют столкновения интересов и волнений. Кроме этого, семейную пару снова мощно начинают атаковать воспоминания и тревоги, уходящие корнями в детство. Вновь проявляющаяся зависимость от другого человека пробуждает конфликты, существовавшие ранее. Сексуальную любовь часто сопровождает сексуальная ревность. Первый важный шаг для создания безопасного пространства, где сильный гнев можно выразить без страха за последствия, состоит в том, чтобы открыто договориться, что высказывание разных точек зрения ("борьба партнеров") не может разрушить брак.

    способность каждого из партнеров сохранять двойное видение партнера - задач состоит в способности каждого из партнеров соединять воедино два образа супруга или супруги : идеализированный образ, сложившийся во время ухаживания, в который органически вписаны реалистические изменения, происшедшие с самим человеком и его половиной в течение многих лет супружества. Способность сохранять в памяти образы юности помогает удержать чудо влюбленности, прежнего сексуального влечения друг к другу и гордость от того, что рядом с тобой живет такой удивительный человек. Другая сторона этого двойного образа: каждый человек также должен четко понимать себя самого и своего партнера в условиях реальности настоящего.
    7.Современные тенденции в развитии брака и семьи.

    В современном обществе представления о семье связаны с моногамным союзом мужчины и женщины, которые имеют свободное право расторгнуть брак, несут совместную ответственность за детей, рожденных в браке, имеют право самостоятельно планировать семью, прервать беременность. Современное общество не требует от своих членов обязанности "обязательного религиозного скрепления брака. Даже пары, которые не оформили брак в соответствии с гражданским кодексом, при длительной совместной жизни могут рассматриваться в определенных аспектах как семья. Современная семья, как правило, нуклеарная, малодетная, а ее идеал характеризуется равенством свобод. Все это вместе создает как бы развернутую характеристику института семьи в современном мире.
    Индустриальная революция обусловила общие тенденции в изменении института семьи. Молодые люди становятся самостоятельны в выборе брачного партнера, освобождаются от контроля родителей. Они основывают собственный, отдельный от родителей дом. Облегчается развод. Основой брака все чаще становится взаимная привязанность и любовь. Снижается брачный возраст европейцев. Возрастает роль мужа в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Женщина ранее завершает рожать: она моложе, чем раньше, в то время, когда женится последний ребенок. Увеличивается время, необходимое для получения образования детьми: вступление в трудовую жизнь затягивается. Женщина больше привлекается к деятельности в экономической сфере. Домашняя работа облегчается за счет развития техники.

    Специфика современной семьи определяется по меньшей мере четырьмя особенностями:

    1. Особая роль родительства. В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей.

    2.Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей.

    3.Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись.

    4.Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы.
    8.Понятие о человекоцентрированной и социоцентрированной семье.

    Прежде всего специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.

        Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде "социум - семья - инидивид".
    Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).
        Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени.  Итак, основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.

    В случае человеко-центрированной семьи мы также имеем дело с избирательностью семьи при осуществлении ею своих функций. Однако эта избирательность предполагает повышенную чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. Человеко-центрированную семью можно определить как семью сущностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах развития в социуме сущности человека, его аутентичного творческого и жизненного начала, проявляющегося в мире уже не в качестве персоны-тени или личности-личины, но в качестве аутентичной личности или личности-лика. Тем самым можно сказать, что основная функция человеко-центрированной альтернативной семьи состоит в развитии сущности (внутреннего Я) человека. В этом состоит ее посредническая функция в триаде "социум - семья - индивид".
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта