Главная страница
Навигация по странице:

  • Насилие в семье

  • 82.Понятие о родительских установках и стиле родительского воспитания . Типология неправильного воспитания.

  • 83.Феномен отцовства: психологический анализ.

  • 84.Психологическое сопровождение беременности и родов.

  • 6.Психологические задачи брака (по Валлерстайну).

  • 8.Понятие о человекоцентрированной и социоцентрированной семье.

  • Шпоры по семейной психологии. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 270.22 Kb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    АнкорШпоры по семейной психологии
    Дата28.06.2020
    Размер270.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_semeinoi_psihologii.docx
    ТипДокументы
    #133049
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    81. Насилие в семье.

    Насилие - психологическое и физическое давление на человека с целью принуждения его к определенным действиям. Насилие может быть физическим, психологическим и половым. В психологии насилие расценивают как проявление агрессии. Склонность к насилию может быть наследственной или приобретенной в результате негативного жизненного опыта, например, в асоциальной среде. Распространению насилия способствуют не только проявления насилия со стороны отдельных личностей, но и отношение к этой проблеме общества в целом. Например, насилие в семье зачастую обусловлено стереотипом, что мужчина - глава семьи, поэтому женщина должна ему подчиняться. С молчаливого одобрения общества совершаются многие преступления в семье (изнасилования, побои и т.п.). Одной из основных причин насилия является неспособность людей при возникновении конфликта просто поговорить и прийти к компромиссному решению проблемы. Зачастую люди склонны решать проблемы только с помощью силы, считая насилие лучшим аргументом.

    Насилие в семье является одной из наиболее распространенных проблем современного общества. Чаше всего насилие направлено против жены или спутницы жизни. Женщины нуждаются в защите, поэтому растет число приютов, дающих им кров и защиту от озлобленных супругов. Дети в семье также достаточно часто подвергаются насилию: их бьют, насилуют, морят голодом и т.п. Такие преступления очень часто скрываются и окружающие зачастую даже не догадываются, что происходит за порогом дома внешне вполне приличной и благополучной семьи.

    Обычно жертвой насилия в семье становится женщина. Около 60% женщин, погибших насильственной смертью, были убиты своими партнерами. Говоря о тех случаях, когда жертвой насилия становится один из партнеров, необходимо учитывать причину данной ситуации. Партнеры в критической ситуации часто прибегают к насилию, что значительно ухудшает их совместную жизнь. Морально и физически причиняют боль, угрожают убийством обычно при возникновении следующих проблем: отсутствие жилья, работы, незапланированная беременность, болезнь или финансовые трудности. Это обычно усугубляется злоупотреблением алкоголя. Такое агрессивное поведение возможно и в том случае, если у одного из партнеров есть серьезные психические нарушения.

    В мировой практике существуют два основных подхода к проблеме предотвращения домашнего насилия: ресторативный, направленный на урегулирование конфликта и сохранение семьи, включающий модерируемые товарищеские суды и принудительные программы медицинской и психологической помощи, и карательный, направленный на разрушение цикла насилия путём расторжения отношений между конфликтующими сторонами. Карательный подход доминирует в большинстве стран с развитой законодательной базой и предусматривает разную меру ответственности за совершенное домашнее насилие.

    82.Понятие о родительских установках и стиле родительского воспитания. Типология неправильного воспитания.

    Родительские установки, или позиции,— один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич­но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить; термин «стиль» для обозначения установок и соответст­вующего поведения, которые не связаны именно с дан­ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб­ще.

    А. Болдуин выделил два стиля практики родитель­ского воспитания — демократический и контролирую­щий.

    Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готов­ностью родителей прийти на помощь, если это потребует­ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея­тельности ребенка; ограничением собственной субъектив­ности в видении ребенка.

    Контролирующий стиль включает значительные огра­ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар­ных мер.

    В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

    Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особеннностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

    Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

    Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

    83.Феномен отцовства: психологический анализ.

    Отцовская любовь — требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца — носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возмож­ность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти («Я люблю тебя, потому что ты похож на меня»). Отцы в большей степени приветствуют появление наследника (мальчика) и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки. Бездетность является одной из причин острого переживания' мужчинами кризиса середины жизни, когда «социальные часы» требуют отчета о том, «воспитал ли ты сына».

    Отец, согласно Фромму, выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, чем матери.

    Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка.

    Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей.

    Формирование отцовства и отцовской Любви — достаточно сложная задача. Иногда говорят о «кризисе становления (начала) отцовства», особенно в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца — это достаточно длительный кризис переосмысления себя и своей роли В жизни, связанный с новой ответственностью за благополучие семьи и детей, переосмыслением и перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами. Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец—ребенок в качестве профилактической меры необходимо как можно раньше вовлекать отца в процесс воспитания ребенка, используя разнообразные формы — от общения с ребенком в период внутриутробного развития до присутствия при родах.

    Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них будущих товарищей. Дети для мужчин — последующая после женитьбы естественная ступень в браке. Однако «стать отцом» и «быть отцом» — не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие мужчины не допускают мысли, что они будут вовлечены в кропотливую ежедневную работу по уходу за детьми. На пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины и межличностными отношениями в семье влияет также и память о собственном отце, в зависимости от того, уделял ли он своему сыну внимание или был в семье сторонним наблюдателем.

    Многие современные отцы, исправляя ошибки своих отцов, хотят быть эмоционально ближе к своим детям, однако беда в том, что они часто не находят моделей для своего поведения в той среде, в которой они выросли.

    84.Психологическое сопровождение беременности и родов.

    Особый интерес для психотерапевта может представлять исследование семьи, ожидающей ребенка. Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения родственников, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было предложено понятие «гестационной доминанты». Оно наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беремен женщины. Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов.

    Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. Гипогестогнозический тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Эйфорический тип ПКГД, отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных.

    Перинатальная психотерапия — новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Взаимоотношения, складывающиеся в семье, ожидающей ребенка, во многом определяются особенностями ПКГД женщины. Одной из важнейших задач психотерапевта, работающего с такой семьей, является формирование оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты. Предпочтение при этом должно отдаваться краткосрочным методикам, например, краткосрочной позитивной, телесно-ориентированной, семейной психотерапии.

    В сеансах семейной перинатальной психотерапии участвует беременная женщина и ее муж. Существенным моментом в процессе работы с супругами является беседа с ними о будущем ребенке, обучение их приемам общения с плодом, установления с ним обратной связи.

    Не менее важно способствовать адаптации новорожденного к условиям постнатального существования и его интеграцию в семейную систему. После выписки из родильного дома важной психотерапевтической задачей часто является помощь в четком распределении между членами семьи новых функциональных обязанностей, возникших в связи с рождением ребенка. Чем гармоничнее отношения между отцом и матерью, тем лучше будет адаптироваться ребенок к новым для него условиям, тем лучше он будет развиваться.

    6.Психологические задачи брака (по Валлерстайну).

    1. Отделить себя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в то же время, переоценить возможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во вторых браках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам, равно как и избавление от призраков первого брака.

    2. задача создания общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании, относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим - установление границ, защищающих автономию каждого партнера.

    3. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.

    4. Объединение усилий, связанных с пугающими обязательствами в связи с рождением ребенка, способность "держать удар" при драматическом появлении малыша в семье, при этом защита прав личности и близости супружеской пары.

    5. Умение противостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейных уз перед лицом неблагоприятных обстоятельств.

    6. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов.

    7. Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а также чтобы избежать скуки и отчуждения.

    8. Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а также удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иных типов поддержки.

    9. сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече с отрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.

    налаживание и поддержание полноценной сексуальной жизни - Сексуальная жизнь семейной пары необязательно бывает насыщенной страстью в первые годы брака. Рождение ребенка обычно снижает интерес к сексу у женщин, это, как правило, продолжается весь первый год после рождения ребенка. Модели сексуальной активности изменяются в зависимости от типа брака, который создала пара.

    обеспечение безопасного пространства для конфликтов и разногласий - Компромисс и обсуждение весьма желательны, но они не искореняют столкновения интересов и волнений. Кроме этого, семейную пару снова мощно начинают атаковать воспоминания и тревоги, уходящие корнями в детство. Вновь проявляющаяся зависимость от другого человека пробуждает конфликты, существовавшие ранее. Сексуальную любовь часто сопровождает сексуальная ревность. Первый важный шаг для создания безопасного пространства, где сильный гнев можно выразить без страха за последствия, состоит в том, чтобы открыто договориться, что высказывание разных точек зрения ("борьба партнеров") не может разрушить брак.

    способность каждого из партнеров сохранять двойное видение партнера - задач состоит в способности каждого из партнеров соединять воедино два образа супруга или супруги : идеализированный образ, сложившийся во время ухаживания, в который органически вписаны реалистические изменения, происшедшие с самим человеком и его половиной в течение многих лет супружества. Способность сохранять в памяти образы юности помогает удержать чудо влюбленности, прежнего сексуального влечения друг к другу и гордость от того, что рядом с тобой живет такой удивительный человек. Другая сторона этого двойного образа: каждый человек также должен четко понимать себя самого и своего партнера в условиях реальности настоящего

    8.Понятие о человекоцентрированной и социоцентрированной семье.

    Прежде всего специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.

        Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде "социум - семья - инидивид".
    Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).
        Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени.  Итак, основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.

    В случае человеко-центрированной семьи мы также имеем дело с избирательностью семьи при осуществлении ею своих функций. Однако эта избирательность предполагает повышенную чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. Человеко-центрированную семью можно определить как семью сущностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах развития в социуме сущности человека, его аутентичного творческого и жизненного начала, проявляющегося в мире уже не в качестве персоны-тени или личности-личины, но в качестве аутентичной личности или личности-лика. Тем самым можно сказать, что основная функция человеко-центрированной альтернативной семьи состоит в развитии сущности (внутреннего Я) человека. В этом состоит ее посредническая функция в триаде "социум - семья - индивид".


    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта