Шпоры по семейной психологии. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
Скачать 270.22 Kb.
|
39.Стили брака. Стадии развития брака в теории К. Витакера (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта») Стили брака. Первый тип брака – результат стремления двух семей, из которых произошли супруги, воспроизвести самих себя, выслав для этого "козла отпущения". Супруги становятся жертвами такой игры. Каждая семья предполагает, что чужой по крови партнер, половинка пары, просто исчезнет, и потомство будет принадлежать их семье. Второй стиль брака несет в себе то, что я называю контрактом о взаимном усыновлении. Он соглашается быть ее мамой, если она станет его мамой. Это означает, что каждый из них уважает потребность другого в "питании". Третий стиль брака возникает как развитие проекта взаимной псевдопсихотерапии. Он предполагает, что она – подходящая женщина для него, поскольку он поможет ей справиться с ее проблемами навязчивости. А он – идеальный мужчина для нее, поскольку она победит его склонность к выпивке или нездоровые пристрастия. Так двое ревностных любителей занимаются психотерапией, изображая из себя родителей и пытаясь превратить партнера в ребенка, поддающегося воспитанию. Четвертый стиль брака – симбиоз, когда бессознательное одного сцепляется с бессознательным другого, причем супруги не замечают этого. Стадии развития брака в теории К. Витакера Первая стадия развития брака – "треугольные отношения" с родственниками. Вторая стадия развития здорового брака – поиск супервизора для наблюдения за процессом двухсторонней психотерапии, идущей между супругами. Это может быть вовлечение друга или знакомого в проблемы пары или же обращение к профессиональной супружеской терапии. Третья стадия – разрушение скрытого барьера "родители-дети", который существует между супругами. Если предыдущие стадии пройдены, возникает четвертая стадия, когда пара сознательно стремится к единству. Пятая стадия заключается в присоединении к своим родным и повторной индивидуации от них. Шестая стадия, которую я обычно называю отношениями двух целостных личностей между мужем и женой. Любовь, не зависящая от сексуального возбуждения или сексуальной привлекательности. Седьмая стадия развития – сознательное вовлечение посторонних в треугольник взаимоотношений для совместного принятия решения. Восьмая стадия – это равные отношения сверстников, столь прочно установившиеся, что супруги могут отодвигаться друг от друга и придвигаться друг к другу, приняв некоторое двухстороннее вето, поскольку они открыли, что он и она не то же самое, что мы. Девятая стадия предполагает психологический развод и новое заключение брака. Десятая стадия это рождение первого ребенка и, разумеется, рождение второго. Последняя стадия брака – создание союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она. 40.Диалектика брака (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта») Основная диалектика – противостояние и синтез таких полюсов, как сопринадлежность и индивидуация. Эта полярность выражается в диалектическом парадоксе: чем больше человек идет путем индивидуации, тем он свободнее соединяется в сотрудничестве, взаимодействии и общей радости с членами своей семьи, родственниками, с коллега ми и сверстниками. Вторая диалектическая полярность – это полярность разума и интуиции. Легко увидеть, что одни люди интуитивны в большей мере, чем разумны, другие же более разумны, чем интуитивны. Третья полярность – роль и личность. Жизнь полна ролевой игры. Могу исполнять роль, но при достаточной цельности я – личность и живу своей жизнью. Четвертая диалектическая полярность включает в себя контроль и импульс. Мы стараемся сохранить это шаткое равновесие контроля и импульса, а диалектика тут прежняя: чем больше человек контролирует, тем больше может удовлетворять свои импульсы; чем сильнее импульсы, тем необходимей контроль. Пятая полярность – это сферы общественной и личной жизни. Общественная сцена предполагает сознательную манипуляцию ролями, когда человек пытается изменить группу, приписывая какие-либо роли себе и окружающим. На другом полюсе располагаются личные взаимоотношения: близость со своей женой и родителями, близость партнерства. Шестая пара противоположностей – любовь и ненависть. Седьмая полярность – полярность безумия и хитрости, иными словами, полярность высокого уровня индивидуации и высокого уровня адаптации. При установившемся балансе усиление одного полюса ведет к усилению другого. восьмая диалектическая полярность – полярность стабильности и изменения. 41.Причины супружеских дисгармоний в бихевиористической парадигме и пути их устранения С точки зрения бихевиористов, хорошие семейные отношения – это такие отношения, при которых происходит обмен приятным поведением, а неприятное поведение, которое не пиносит удовольствия – представлено минимально. Удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обманом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу. Как и на поведение вообще (согласно бихевиоризму) так и на супружеское поведение оказывают влияние: с одной стороны стимулы и ситуации, предшествующие (антицедентные) поведению; с другой – стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него. Предшествующие (антицедентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за непринесенные продукты, за невыполненные обещания тормозят ласку, внимание со стороны мужа. Весть от мужа о получении зарплаты и покупке путевки подымает настроение жены, она становится более общительной и т.д. Стимулы, появляющиеся после брака (следствия) оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они могут выступать как положительное подкрепление, (вознаграждение, подчеркивание приятного), или как отрицательное подкрепление (прекращение неприемлемого поведения, например упреков, брани), или как наказание (упреки, враждебность), или как угасание (отсутствие интереса, предоставление самому себе и др.) При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие – игнорируются. При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с “поощрительным” поведением партнеров по отношению друг к другу, т.е. удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга, удовлетворенность возрастает если это поведение радует другого и укрепляет уверенность в прочности брака. Бихевиористический подход в супружеской терапии предполагает, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Пути устранения: умение выслушать партнера; правильно и точно понять его; умение ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования; исключение оценочных, критикующих, обвиняющих высказываний. Критикующие высказывания могут даже включать в себя характеристики личностных качеств или мотивации партнера; умение говорить о своих чувствах; персонификация высказываний. обучение ясности изложения своих мнений; конкретности в формулировании позиций, требований, претензий; умению выслушать, не перебивая; 42. Генограмма как метод исследования семьи Генограмма - метод, позволяющий собрать данные о расширенной семье испытуемого и проанализировать наследственные (не только генетически заданные) факторы, влияющие на актуальную ситуацию клиента. Генограмма – это система записи взаимоотношений людей в поколениях. Семейная генограмма – это схематическое изображение семейной системы в нескольких (3-4 и более) ее поколениях и она дает возможность наглядно увидеть и проследить закономерности и повторения в данной семейной системе. Генограмма составляется начиная с Вас, как бы с низу вверх, т.е. Вы обозначаете себя в самом низу листа и от этого обозначения рисуете остальные связи – муж/жена и сестры/братья должны оказаться рядом. Внизу только Ваши дети и внуки. На уровень выше старшее поколение – родители, их сестры и братья. Еще выше родители родителей и т.д. И таким образом получается, что у каждого поколения свой уровень, свой этаж. После того как Вы обозначите все связи, все даты и все события можно будет проследить какие события повторяются из поколения в поколение, какие существуют закономерности в отношениях между родственниками (имеется ввиду эмоциональная составляющая отношений) и т.д. При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически. С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу. Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.» Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше. Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои. 43. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем. Согласно рационально-эмотивной теории, поведение человека опосредовано взаимодействием мыслей и чувств. Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуация людям, имеющим проблемы в семье. Основные положения рационально-эмотивной теории, используемы в консультативной и психотерапевтической работе с супругами, родителями сводятся к следующему: мышление, эмоции и поведение - это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. При этом именно мышление является главным фактором, обусловливающим эмоциональные переживания человека. Наши мысли о браке, о семье, партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Эмоциональные и поведенческие реакции на происходящие события в семье вызываются не самим событием непосредственно, а восприятием, пониманием и оценкой этого события. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье. Но не они являются прямой причиной человеческих эмоций. Их истоки _ в понимании событий прошлого, настоящего или будущего. Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: *мысли и чувства по поводу собственного брака; *образ идеального брака; *информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей. Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, еще больше разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает 44. 44.Типичные ошибка мышления как причина нарушения супружеских отношений. Тревога возникает вследствие следующих мыслей: (1) он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе, (2) я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится, и (3) он(а) ппохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем. Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения. Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги. Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий: 1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий; 2. выражения « следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям; 3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие; 4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан» 45.Понятие о семейных мифах. Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи. Вот наиболее распространенные из них: • миф о вечной любви; • миф о волшебной силе любви; • миф о внешней детерминации эмоции; • миф об абсолютности понятий (категоричность); • миф о «злой судьбе», «злой воле»; • миф о постоянстве супружеского счастья; • миф о том, что члены семьи досконально знают ДРУГ друга; • миф о необходимости жертвовать друг для друга; • миф о том, что супруги — это «одно тело и одна душа». Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления — на практическое решение актуальных проблем. Семе́йные ми́фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому ее члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов: проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе; Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей». расщепление — культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе; Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила. 46. Сущность человека в теории К. Роджерса как методологическое основание гуманистического подхода к семье В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой [Rogers, 1980]. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии. Роджерс считал, что основная тенденция человеческого существа – актуализировать свои потенциальные возможности. Это подразумевает, что в людях есть некая движущая сила, направленная на реализацию того, что заложено в природе конкретного человека. Все потенциальные возможности человека служат поддержанию и улучшению жизни. Тенденция актуализации – единственная движущая сила, все другие мотивы можно рассматривать как направленные на сохранение жизни и самосовершенствование. Потребность в самоактуализации частично берет свое начало в биологических процессах – клетки организма растут, дифференцируются, делятся, - «актуализация» на организменном уровне. |