Билеты по социологии культуры. билеты культура. 1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры
Скачать 122.56 Kb.
|
Роль - Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Ритуал: совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, ИЛИ частный случай обряда установленный порядок совершения чего-либо; церемониал[1]. ЧЕРТЫ: символичность действий; строго установленная форма и демонстративность. Ритуалы сопровождают все важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки). Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Нормы выполняют в обществе очень важные функции. С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Роль культурных нормы: • регулируют общий ход социализации; • объединяют индивидов в группы, а группы – в общество; • контролируют отклоняющееся поведение; • служат образцами, эталонами поведения. Таким образом, традиции, ритуалы и нормы культуры: обеспечивают преемственность поколений; регуляцию и контроль общественных отношений; социализацию индивидов; формирование культурных стандартов – образцов поведения. 11. Мифология как компонент культуры. Миф — В УЗКОМ СМЫСЛЕ: это совокупность переживаемых категорий мысли и жизни, В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ: изображение связей природной и человеческой жизни Мифоло́гия — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности; своеобразный способ духовного освоения действительности Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение богов, космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов, космологические, описывающие построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе, сатериологические, имеющие своей темой спасение человека, и эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов. Функции Л.Г. Ионин: 1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. 2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. 3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. 4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. 5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство 12. Искусство в системе культуры. Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира И призванное удовлетворить универсальную потребность человека – воссоздать окружающую действительность в различных формах человеческой чувственности.
Социальные функции искусства. - Познавательная (гносеологическая) функция. Познание внутреннему миру человека + познание окружающего мира - Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. - Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их, удовлетворяет потребность в духовном развитии. - Эстетическая функция. искусство возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии -> формирует эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности. - Эвристическая функция. Приобритение опыта творчества, развитие творческих сил человека, его фантазии и воображения, пробуждение мыслей и чувств. - Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. -> воспитание. 13. Характеристика религии как подсистемы культуры. Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. подсистема культуры; совокупность человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок В самых общих чертах можно выделить следующие элементы в структуре религии: а) религиозное сознание (в котором существуют различные уровни: идеологический, ментальный, архетипический, рациональный, эмоциональный, и т.д.); б) религиозная деятельность (практически-духовное освоение мира, включающее в себя как культовые, так и внекультовые действия); в) религиозные отношения (предписываемые религиозными идеями и нормами); г) религиозные институты и организации (церковь, деноминация, секта, культы). Религиозная культура – это особая сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является постижение метафизических проблем человеческого существования, общества и мира на основе иррациональных догм. На ее основе вырабатывается мировоззрение, главной частью которого являются сакрализированные нормы и ценности, изложенные в священных текстах. Функции религии в системе культуры: мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира. В религии осуществляется рационализация мира. В религии осуществляется выработка определенной картины мира. смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления как смерть и страдания и достойно перенести их. – найти утешение в бедах. Регулятивная– религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру. Они выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека. 14. Наука как социальный институт культуры. Наука — это целенаправленная активность, целью которой является получение нового научного знания, соответствующего действительности, с помощью различных методов. Наука как социальный институт включает в себя 1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; 2. разделение и кооперацию научного труда; 3. четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; 4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; 5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Функции науки как социального института: интегративная - сплочение научного сообщества, коммуникации - обеспечение общения на 3х уровнях: внутри научного сообщества, с государством и обществом, с международным сообществом. культурно-мировоззренческая –создание особой научной картины мира и научного мировоззрения. деятельностная функция–практического использования научных достижений в общественной жизни; Наука также может выступать в качестве фактора повышения престижа человека, и являться каналом социальной мобильности. Современное научное сообщество обладает специфическими социокультурными характеристиками: научная этика, система ценностей, кодекс поведения (истина дороже, объетивность и тд) плюралистическая система научных взглядов символы науки: степени, звания, мантии, герб такие институты как научные школы и академии определенная иерархия взаимоотношений членов сообщества + Соц. роли и статусы: доценты, профессора, академики, доктора. своя система средств обмена научной информацией, профессиональный юмор, специальный язык (терминологию) – строгость, логичность, непротиворечивость. научная мифологию. 15. Многообразие типологий культуры как отражение ее многофункциональности. Историческая типология культур В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее. Национальная типология русская, японская, мексиканская, испанская, шведская и пр.). Восточная/ западная культура По формам культуры В культурологии принято выделять 3 культурные формы – элитарная, массовая и народная культуры. кем создается произведение культуры, какова аудитория (т.е. для кого создается это произведение), каков уровень мастерства и насколько это произведение доступно для понимания По сферам жизнедеятельности социальных групп: экономической или политической, художественной или социальной, правовая По масштабам: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контр культуру; По ареалу воздействия: сельскую и городскую культуры; по сфере жиздеятельности конкртеного человека обыденную и специализированную культуры. По форме выражения: духовный/ материальный Типы культур в трудах ученых О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. О Тойнби видит историю как существование «локальных цивилизаций», своеобразных независимых миров. Его типология включает 21 цивилизацию, причём сегодня остались существовать семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская. Питиримом Сорокиным, который научно обосновал 3 глобальных типа культуры – суперсистемы: чувственный, идеационный и идеалистический. Маршалл Маклюэн выделял культуры в зависимости от доминирующего способа кодирования информации: дописьменная, письменная, печатная, электронная. 16. Социальные институты культуры и управление культурой. Сфера культуры как саморегулирующаяся система включает следующие элементы: Творцы, создатели культурных ценностей - писатели, ученые, художники Потребители культурных ценностей - зрители, читатели, слушатели, для которых и предназначено культурное творчество. Культурные посредники, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход культурной продукции, создание условий для творчества, для контакта со зрителями. импрессарио, менеджер, продюсер, издатель, спонсор. Материальные средства – финансы, здания, оборудования Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют: 1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения); 2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи); 3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения). Главный институт управления культурой (проведение культурной политики) – государство. Министерство культуры РФ: развитие музеи, библиотеки, театры, кино, цирк + туризм Осн. Цель государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культуного развития. + укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культуного наследия, передача ценностей и норм, реализация человеческого потенциала, доступ гражан к культуным ценностям и благам. 17. Тенденции постмодернизма в современной культуре. Постмодернизм - направление в культуре 2-й пол. XX в., отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом. Постмодернистское искусство: утрата наследия европейских художественных традиций + провоцирует острые вопросы, затрагивая самые насущные проблемы морали. ПРИЗНАКИ: Противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда (который стремиться создать новое). Постмодернизм в отличие от него, напротив берет существующие формы. Использование готовых форм: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. Парадоксальная смесь стилей. Ирония. Игра - основополагающий признак постмодернизма. Любая работа, будь то картина или перфоманс подразумевает непосредственное участие зрителя в ней. В литературе и кино режисер / автор появляется в своих книгах/ фильмах. Плюрализм восприятия. Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призываетне верить или изображению, или подписи. Литература постмодерна: Основные приемы: Ирония, черный юмор, игровая форма Интертекстуальность - отсылкой к другому литературному произведению, сравнением с ним, может провоцировать его пространное обсуждение или же заимствовать стиль. Пастиш – комбинирование стилей и жанров – детективы/ фантастика/ вестерн Фабуляция —смесь вымышленного с реальным Фрагментация и нелинейное повествование Авторы: Берроуз, Барт, Воннегут, Набоков, Томпсон, Эко, Пелевин, Мураками. |