Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Субкультура и контркультура: определение понятий, социально-исторические условия и причины возникновения.

  • Контркульту́ра

  • 50е гг. американский социолог Дэвид Рисмен

  • 80е гг. британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж

  • 90е гг. Французский социолог Мишель Мафессоли

  • 80-90 гг.СССР

  • 25. Особенности городской и сельской культуры.

  • 26. Кино как искусство массовой культуры.

  • При этом киноискусство может быть не только массовым – возможно и элитарным!

  • 27. Современное творчество как "культурное производство".

  • Современное творчество – эпоха постмодерна. Билет 17 28. Специфика экологической культуры.

  • 29. Мода в современном социокультурном обществе: понятие, роль, функции.

  • Компоненты моды (по Гофману)

  • Билеты по социологии культуры. билеты культура. 1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры


    Скачать 122.56 Kb.
    Название1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры
    АнкорБилеты по социологии культуры
    Дата11.03.2020
    Размер122.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты культура.docx
    ТипЗакон
    #111602
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    2. Народная. Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры.

    Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

    В структуру народной культуры входят фольклор, традиции, обычаи, нравы, табу, ритуалы и церемонии, обряды, а также широкий слой народных знаний, связанный с приметами, гаданиями, верованиями и суевериями, поверьями, легендами, преданиями, сказками, былинками, заклинаниями, заговорами и др. В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами, высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

    3. Элитарная

    Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись

    Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

    Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

    Три типа культуры — соответственно закономерностям социокультурного развития и своей функциональной природе — различным образом настроены на соотношении воспроизводства и творчества. Традиционная культура нацелена на такую стратегию существования, как простое воспроизводство, однако, предполагает и творческую компоненту этого процесса, обусловливающую пусть и медленное, но поступательное развитие системы. Элитарная культура, основанная, по преимуществу, на творчестве, принципиально инновативна, предельно динамична (в соответствии с основными параметрами ее конкретной исторической формы), предполагает наличие ярко выраженной индивидуальности в виде субъекта творчества. Наконец, массовая культура, выступающая в качестве адаптационной системы, ориентирована на воспроизводство в существенно ослабленной форме тех смыслов, которые рождены в рамках элитарной культуры.

    Характерно и различие социальных функций деятельности, доминирующих в этих культурах. Традиционная культура стремится, прежде всего, к сохранению и воспроизводству традиционных форм и смыслов. Она ведет к этнической локализации в культуре, к производству, хранению и трансляции основных значений. Элитарная культура преследует цель порождения новых форм и смыслов. В ее недрах происходит социальная локализация в культуре, производство, накопление и трансляция культурных ценностей. Массовая культура ориентирована преимущественно на потребление наличных форм и смыслов.

    Ориентация традиционной культуры, преимущественно, на воспроизводство и консервацию, а элитарной - на инновативность и развитие естественным образом приводит к рассогласованию этих типов культуры по времени и содержательному наполнению, которое по мере их развития не только не сглаживается, но экспоненциально увеличивается. В XX веке с его информационным взрывом, осуществленным в рамках специализированной культуры и проявившим себя наиболее ярко в науке и технике, а также в искусстве авангарда, это привело к столь существенному разрыву этих культур, что смыслы первой стали принципиально не доступными для не посвященных, а сама она стала рассматриваться как «элитарная» — то есть, принципиально закрытая. Такая ситуация рассогласования развития специализированной и неспециализированной культур была одной из существенных причин формирования массовой культуры, призванной наладить в социокультурной системе механизм циркуляции смыслов и значений.

    Процессы глобализации и информатизации в значительной степени стали первопричиной значительных социокультурных изменений, порояеденных новыми практиками функционирования традиционной, элитарной и массовой культур. Если говорить о выделенных в исследовании типах культуры, то они в условиях глобализации проявляют себя принципиально различным образом. «Агентами глобализации» выступают элитарная и массовая культуры, традиционная же активно противостоит ей.
    Однако сейчас есть тенденция к смешению этих видов культур:

    Народная-элитарная: опера «Снегурочка» композитора Н. Римского-Корсакова. Обладает всеми признаками элитарной культуры – создана профессионалом, не ориентирована на коммерцию, сложна в восприятии (рекомендуется прочитать программку). Но опера опирается на фольклорные сюжеты и в ней используются народные песни – это и есть влияние народной культуры.

    Эпическая опера Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Основана на германской мифологии и исландских сагах. Так же имеет признаки как народной, так и элитарной культуры.

    Массовая-элитарная: шоу-балет на льду. В широком смысле это массовая культура, потому что любое шоу ориентировано на коммерцию (вспомним шоу-бизнес). Но в ней есть элементы культуры элитарной, так как основа её все-таки балет.

    Массовая-народная: концерты Надежды Бабкиной. Для тех счастливцев, кто не в курсе – это эстрадная певица, специализирующаяся на исполнении народных песен. По форме это проявление культуры массовое. Бабкина собирает большие концертные залы, это коммерчески ориентированное шоу. Но содержание вполне народное, Надежда Георгиевна является исследователем народной песни, которая анонимна.

    Мультфильм «Три богатыря» от студии «Мельница», который собирает кинотеатры и коммерчески ориентирован, тем не менее основан на славянских былинах о богатырях. А былины анонимны и создаются народом.
    24. Субкультура и контркультура: определение понятий, социально-исторические условия и причины возникновения.

    Субкульту́ра (лат. sub «под» + cultura «культура»),  часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектам
    Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
    История появления субкультур:

    1. 50е гг. американский социолог Дэвид Рисмен

    В «Одинокой толпе» Рисмен проанализировал влияние модернизации на сознание и поведение современного человека (в западном обществе произошел переход от активного («ориентированного изнутри») субъекта эпохи к личности, «ориентированной извне», подчинённой бюрократической организации, поклоняющейся идолам потребления и развлечения. В такой переходный период рождаются субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

    1. 80е гг. британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж[

    Он опубликовал три книги: « Субкультура: значение стиля» (1979),

    В то время как предыдущие исследования были посвящены отношениям между субкультурами и социальным классом в послевоенной Британии, Хебдиг рассматривал молодежные культуры с точки зрения диалога между черно-белой молодежью. Он утверждает, что панк стал в основном белым стилем, когда черная молодежь стала более сепаратистской в ​​1970-х годах в ответ на дискриминацию в британском обществе. 

    1. 90е гг. Французский социолог Мишель Мафессоли

    Постмодернизм - феноменам глобальной массовизации, трансформациям политики и политической сферы, области повседневного и превращениям сакрального, праздничного в повседневности, феноменам подчинения и насилия, явлениям номадизма и новым основаниям идентичности в современном мире. Данные социальные изменения ведут к появлению новых «политических тел», которые называются «трибы» (или «неотрибы») и в большей степени формируются в условиях городской жизни[3]:4879. Концепт трибов изначально применялся к движениям в рамках молодежной субкультуры в условиях постмодерна[3]:4879—4880.

    Трайбализация означает возвращение от общества к общности, то есть к коммунитаристским идеалам.

    1. 80-90 гг.СССР

    В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». – против формальных объединений – комсомола и власти.

    Из за тотального контроля, цензуры, пропаганды идеологии

    • Металлисты

    • Панки

    • Рокеры (мотоциклисты)

    • Стиляги

    • Хиппи

    25. Особенности городской и сельской культуры.

    Городская

    Сельская

    1. Равномерное распредление трудовой нагрузки – нет сезонной безработицы, но при этом Частые стрессы и перегрузки

    2. Межличностные отношения чаще всего имеют деловой характер и есть тенденция к уменьшению контактов - инет;

    3. Большая свобода в поведении людей – нет неформального контроля

    4. Информацию используют только проверенную, из фоциальных источников, слухам чаще не верят;

    5. Богатый жизненный опыт – часто выезжают из города или за границу;

    6. Преобладает индивидуальная деятельность;

    7. широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры

    8. Из – за сидячего образа жизни в основном все озабочены здоровьем – часто обращаются к медицине, ведут зож, занимаются спортом




    1. неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года – зимой нет работы в основном

    2. персонификация межличностных отношений (вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными);

    3. плотный неформальный контроль за поведением каждого члена локальной общности;

    4. особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом (обращение на «Вы» - городская черта);

    5. в потоке информационного обмена ведущую роль играют местные - слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий; внутриобщинная информация доминирует

    6. всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт, т.к. они редко покидают границы своей деревни - локальная замкнутость сельской культуры

    7. более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности;

    8. ограниченный культурный выбор ограничивает культурные запросы и культурный кругозор;

    9. раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре; мало занимаются дополнительными упражнениями для поддержания здоровья

    26. Кино как искусство массовой культуры.

    Кинематограф – это многообразное явление, объединяющее в себе следующие составляющие:

    • киноискусство 

    • киноиндустрия – производит и демонстрирует

    • кинотехникиа.

    • кинокритика


    При этом киноискусство может быть не только массовым – возможно и элитарным!
    Кинематограф разрабатывается как объект культурологического исследования, а следовательно, как и культура в целом обладает следующими функциями:

    - регулирующей, которая способствует самоорганизации национальных культурных --ценностей и их самобытности;

    -познавательной, которая переплетается с оценочными критериями, что определяет выбор ценностных ориентиров личности;

    -информационной, от которой зависят формирование и определение приоритетов в национальных и общечеловеческих культурных ценностях;

    -познавательной и сравнительной, существующих в контексте разных государственных и негосударственных культурных образований;

    - трансляционной – передачей культурных ценностей одних этносов другим;

    - образовательной, воспитательной и эстетической;

    - социальной, обеспечивающей современную социальную интеграцию людей и формирующей основания для устойчивого коллективного существования по совместному удовлетворению интересов и потребностей в процессе приобщения к кинематографическим культурным ценностям;

    -интегративной функцией, направленной не на стирание культурных различий, а на объединение людей различных этнокультурных комплексов в рамках современного российского кино;

    -адаптационной, реализующейся посредством накопления кинематографического опыта и воплощающаяся в кинематографических культурных нормах, правилах, ценностях
    Функции массовой культуры – функции кино
    27. Современное творчество как "культурное производство".

    КУЛЬТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это
    1) создание новых идей, символов, ценностей и иных культурных артефактов, а также формирование массового сознания.
    2) коммерциализация культуры, развитие индустрии досуга, шоу-бизнес и прочих отраслей массовой или популярной культуры; 

    3) в узком смысле — деятельность СМИ по производству культурной информации и ее распространению.

    Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к всегда предполагает творца -- субъекта творческой деятельности.

    Творчество как культурное производство - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.
    Современное творчество – эпоха постмодерна. Билет 17

    28. Специфика экологической культуры.

    Экологическая культура —

    1. часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы

    2. гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;

    3. целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом

    в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путѐм его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как еѐ жизнепригодность).

    Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:

    1. Уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);


    2. Уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);

    
3. Запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).

    ТИпы экологической культуры:

    1) воспроизводящий - направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры;

    2) развивающий - направленный на развитие экологической культуры [13].

    Преобладающим в данный момент является именно воспроизводящий тип экологической культуры. Данный тип проявляется, прежде всего, в приспособлении экологического поведения к современным условиям жизни, без их значимой коррекции.

    особенности воспроизводящего типа:

    • окружающая среда воспринимается населением не как самостоятельная ценность, а как условие для определенного образа жизни;

    • состояние окружающей среды тесно увязывается с состоянием здоровья; требования к внешней среде исходят из личных интересов человека;

    • природное многообразие не воспринимается как обязательный фактор повседневной жизни;

    • восприятие экологии имеет схематический характер.

    
Развивающий тип экологической культуры характерен для небольшой части населения (не более 2%).Для данного типа экологической культуры свойственна способность человека осмыслить и отрефлексировать поступающую экологическую информацию, выработать набор поведенческих стандартов.

    Уровень развития экологической культуры становится в современных условиях одним из важнейших показателей зрелости и прогрессивности общественной системы» [4, с.7].

    29. Мода в современном социокультурном обществе: понятие, роль, функции.

    ПОНЯТИЕ.

    Понятие «мода»  имеет несколько значений: 1) совокупность вкуса и взглядов, господствующих в обществе в определенное (обычно недолгое) время и проявляющихся в увлечении чем-либо, формах быта, одеждк и т.п. 2) образцы предметов одежды, отвечающие господстующим вкусам данного момента 3) обыкновение, привычка.
    Компоненты моды (по Гофману)
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта