Билеты по социологии культуры. билеты культура. 1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры
Скачать 122.56 Kb.
|
1.Модные стандарты - это разновидность культурных образцов, т.е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. 2.Модные объекты - это любые объекты, которые оказываются в моде. 3.В качестве последнего компонента моды выделим поведение участников моды, т.е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды. Функции. Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые культурные образцы. 2. Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. 3. Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. 4 Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей. 5. Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. 6. Коммуникативная — мода - одна из форм массовой коммуникации. 7. Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. 8. Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. 30. Культура в СССР и социокультурные характеристики российского общества. 1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции. Архитектура: рационализм и конструктивизм[2]. 2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры (социалистический реализм) с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых Литература: соц. Реализм / дисседенты (Солженицын, шаламов) Жанры:фантастика, детективы, приключения, детская литература Архитектура: Сталинский ампир 3) 1956 - 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.(Хрущёвка и Брежневка) В искусстве: второй русский авангард Соц. Арт – направление постмодернизма (соц.реализм + поп-арт) Нуар (литература, кинематограф) Социокультуные характеристики российского общества Социокульутрные характеристики российского общества: из хорошего: высокий уровень научно – технического прогресса, но незвестны последствия развитая ситема непрерывного образования, но тенденция к платному высокий уровень СМИ – особенно интернет медиа – но при этом контроль и цензура развитый уровень здравоохранения – но не в регионах Из нейтрального: Широчайшее распространение массовой культуры западного образца почти во всех сферах жизни (макдонализация), включая не только образ жизни, моду, но а также ценности и нормы. При этом достаточно крепко сохраняются русские традиции и ритуалы.- память поколений Мода, экология – все запад. Секуляризация общества и разрушение базовых христианских ценностей – больше агностиков и атеистов – люди становятся более рациональными, увлечены наукой. Разрешение христианских ценностей – меняется институт брака и семьи – новая форма партнерские отношения. Массовое потребление переходит и на межличностные отношения Широко развернутая пропаганда общественно – политического строя РФ через СМИ, цензура. Из за нестабильности внешнеполитической ситуаци и вутриэкономической у людей нет чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне Из за 4й промышленной революции экономически активном населению необходимо менять модель трудового поведения, однако никто не знает как, что, где – нет единой политики в области просвещения Если в городской местности, круг интеллектуального меньшинства достаточно велик, то в сельской местности (бОльшая часть России такого явления нет) Также в городской культуре бурно развивается элитарная часть культуры в кино и искусстве Бурно развивается досуговая культура – кинотеатры, музеи, выставки, ТРЦ. Плохо развита межкультуная коммуникация на микро уровне в городской среде, а на макро все ок. 31. Особенности межкультурной коммуникации (на примере различных стран). Межкультурное общение представляет собой процесс коммуникативного взаимодействия между индивидами, являющимися носителями разных культур и имеющими свой собственный языковой код, конвенции поведения, ценностные установки, обычаи и традиции [2, с. 296]. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. 2 уровня межкультуно коммуникации: макро и микро. Межкультурная коммуникация на макроуровне представлена в виде культурных связей – это постоянный и существенный компонент общения между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное обогащение разных культур. Межкультурная коммуникация на микроуровне представляет собой несколько типов взаимодействия: • межэтническая коммуникация – это общение между лицами, которые представляют разные народы (этнические группы). • контркультурная коммуникация – происходит между представителями традиционной культуры и теми ее элементами и группами, которые не согласны с господствующими ценностями и идеалами. • коммуникация среди социальных классов и групп – основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. • коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных (между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). • коммуникация между городскими и сельскими жителями – основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения; • региональная коммуникация – возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители одного американского штата могут испытывать затруднения при общении с представителями другого штата; • коммуникация в деловой культуре – возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание. Типология Ф.Бока: 1) геттоизация – ситуация, когда индивид или группа индивидов в силу религиозных или других причин создаёт свою культурную среду в чужом обществе с доминирующей культурой. Он реализуется, когда человек оказывается в другом обществе, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Примеры геттоизации. Это русский район в Бруклине Брайтон Бич. Район должен был быть курортным, но в середине 20 века туда нахлынула волна русских из-за низкой аренды жилья. Американские историки даже говорят, что русские поселились там, потому что этот район напоминал им родную Одессу. Говорят, там на русском, вывески магазинов на русском языке, многие так и не выучили английский язык. Следующий пример — это чайна таун тоже в Америке, но такие районы есть во многих странах мира. А также многочисленные турецкий районы в Германии. 2) Следующий тип межкультурного взаимодействия — это ассимиляция и частичная ассимиляция. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Это не всегда получается, например русский в европейских странах таких как Германия, выучив язык все равно воспринимаются обществом как чужие. частичная ассимиляция, означающая успешную аккультурацию в какой-либо сфере, например принятие всех норм принимающей культуры на работе и осуществление родной культуры дома, в конфессиональных учреждениях; 3) Далее культурный обмен - промежуточный способ, предполагающий благожелательность и открытость обеих сторон друг другу; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах 4) И последнее - колонизация. Активное навязывание чужой культуре собственных ценностей, норм и моделей поведения. Примеры, ● Студенты из Таиланда перестали посещать лекции по русской литературе. «Она на нас кричит», - сказали они о преподавательнице, говорившей, в соответствии с русской педагогической традицией, громко, четко и ясно. Эта манера оказалась неприемлемой для студентов-тайцев, привыкших к иным фонетическим и риторическим параметрам. ● «Подарочный» конфликт часто портит деловые и личные отношения. У нас в России принято дарить подарки, цветы, сувениры гораздо чаще и щедрее, чем на Западе. Западные гости обычно воспринимают это не как широту души и гостеприимство, а как эксцентричность, как скрываемое материальное благополучие или как попытку подкупа, то есть усматривают в таком поведении мотивы, обидные для бескорыстно старавшихся русских. 32. Анализ всероссийской газеты «Культура», телеканала «Культура», радиостанции «Культура». 33. Основные тенденции культурной модернизации Для современного (индустриального) общества характерны: ■ преобладание ориентированных на достижение, универсалистских и специфистских моделей мотивации; ■ высокая степень социальной мобильности, чаще всего вертикального характера; ■ высокоразвитая и отделенная от других социальных структур система профессий; ■ "эгалитарная" стратификация, основанная на достигаемых статусах; ■ доминирование "ассоциаций", т.е. функционально специфичных, неаскриптивных структур. Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. Тендеция на экологию, бережливое производсвто, раздельный сбор мусора, развитие эко мышления Тенденция зож и спорт Урбанизация, все стремятся в город тк центр занятости, центр развлечений + развитая инфраструктура Тенденция непрерывности образования, повышения квалификации и тд Развитие технологий везде и всюду 34. Феномен культурного одиночества как отражение действительности современного общества. 35. Особенности культуры повседневности и культуры быта. В различных определениях понятия «культура повседневности» часто проводится разграничение обыденной культуры и культуры повседневности по объему опыта и его хронотопическому оформлению. Обыденная культура связана с бытовыми аспектами жизнедеятельности субъекта, незначительна по объему (в противном случае следовало бы говорить о культурной памяти социального субъекта) и ограничена обыденными представлениями (в противоположность специализированным формам). Это незначительный по объему опыт, имеющий устойчивые (рутинные) формы, определяющий ход обыденной повседневной деятельности субъекта. Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. Культура повседневности − это весь совокупный опыт культурного субъекта, актуализированный в ситуации «здесь и сейчас. Поэтому и обыденные, и специализированные представления в нее включены, но относятся к различным порядкам. Важнейшим для культуры повседневности является понятие культурных практик, ее конституирующих. Практиками определяются и познавательные задачи, и инструментарий, их описывающий. Таким образом, под «обыденной культурой» логично понимать ту сферу культурной жизни, которая связана с бытом и обыденным сознанием. Под «культурой повседневности» — весь объем культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас. 36. Специализированные методы социологии культуры. Традиционные социологические методы 1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др; 2. специальные (собственные, специфические) методы: опрос, в виде анкетирования и интервьюирования; наблюдение; анализ документов; контент-анализ; эксперимент; социологический тест; социометрический опрос (социометрия). Методы др. Дисциплин (герменевтика, история, культурология, культурная антропология) Метод герменевтики – толкование текстов. Метод исторического исследования – ИСТОРИКО – ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта» Методы культурологии: Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон. Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре. Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры. Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса. Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами. Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта. Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур. Методы культурной антропологии: Этнографический – наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, кросс- культурный анализ |