Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаками института

  • образование

  • 19. Анализ культуры, её предметное поле в социологии А.Вебера.

  • 20. Социологическая концепция культуры К. Мангейма.

  • Предмет социологии культуры

  • Задача социологии культуры

  • 21. Социология музыки Т.Адорно

  • Типы отношения к музыке: Тип эксперта

  • Буржуазный тип (образованный слушатель)

  • Тип эмоционального слушателя

  • Рессантиментный слушатель

  • Развлекающийся слушатель

  • Равнодушный к музыке. Функция музыки

  • 22. Массовая культура: природа и сущность (определение, функции, специфика).

  • Ф-и мас культуры

  • Р. Хоггарт выделяет в массовой культуре «мертвую» и «живую» части.

  • К основным составляющим массовой культуры относят

  • 23. Особенности взаимодействия массовой, элитарной и народной культуры.

  • Билеты по социологии культуры. билеты культура. 1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры


    Скачать 122.56 Kb.
    Название1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры
    АнкорБилеты по социологии культуры
    Дата11.03.2020
    Размер122.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты культура.docx
    ТипЗакон
    #111602
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Искусство, жанры:

    1. Основной – авангард (антитрадиционное):

    • Сюрреализм - Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

    • Абстрактный экспрессионизм (спонтанное выражение внутреннего мира в хаотических формах) – Джексон Поллок

    1. Концептуализм (интеллектуальному осмыслению увиденного)


    Музыка: В эпоху постмодерна музыка скорее является зрелищем, продуктом массового потребления и индикатором групповой идентификации (поп, хип-хоп, электро-техно, электрофутуризм, эмбиент, грув)

    Кино: фрагментарность, участие режиссера, много отсылок, иронии - Земекис, Тарантино

    18. Образование как социальный институт культуры.

    Образование – единый целенаправленный организованный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыковценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций[1].

    Образование, как социальный институт, включает в себя

    • Учебный процесс как вид социокультурной деятельности;

    • социальные организации – учебно-воспитательные учреждения;

    • соц7 общности – педагоги, управленцы, учащиеся.

    Признаками института образования являются:
    1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
    2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
    3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
    4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
    5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

    Функции образования как социального института культуры:

    1. Трансляция и распространение культуры в обществе – передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям).

    2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

    3. Образование как средство социального контроля.

    образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

    4. Образование – фильтрующее устройство. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности.

    5. образование оказывает влияние на статус. Диплом=престиж

    6. Образование способствует восходящей социальной мобильности.

    19. Анализ культуры, её предметное поле в социологии А.Вебера.

    20-60е гг. 20 века

    Необходимость новой науки - социологией истории, либо социологией культуры, которая включает вопросы философии истории (установка взаимосвязей в рамках истории и выяснени результата, но решает их с помощью позитивисткой методологии.
    Выделение трёх сфер исторического процесса — общественного процессапроцесса цивилизации и движения культуры — как раз и является установлением структуры каждого конкретного «исторического тела», выделением того, что остаётся неизменным во всех своих модификациях.
    Альфред Вебер создатель культурсоциологии – науки, главной задачей которой является целостное постижение истории человечества, понимаемой как история культуры.

    Культурсоциология представляет собой новую науку во всеобщей истории человечества. Ее главной задачей является доказательство того общего, что присуще истории культуры различных стран и народов, анализ исторического процесса как тотальности, обусловленной существование человека как целостности. Из этого вытекает представление об особом месте культурсоциологии в структуре гуманитарного знания, на которое не вправе претендовать ни одна наука из тех, что занимается изучением социальной реальности.

    В пользу культурсоциологии свидетельствуют 3 равнозначных аспекта (измерения) тотального исторического процесса: культурный, цивилизационный и социальный, каждому из которых отводится особая роль.

    По мысли А. Вебера, культура и цивилизация — это два тесно связанных, но различных феномена. Если культура то, что возникает тогда, когда мы приподнимаемся над уровнем нашего витального бытия, то цивилизация теснейшим образом связана с рационализацией бытия; овладением силами природы, эффективностью применяемых орудий и средств производства, наличием, как пишет Альфред Вебер космоса практически интеллектуального знания и интеллектуально сформированного опосредующего аппарата господства над существованием. Согласно мнению А. Вебера, то, что возникает в процессе развития цивилизации, не создается в процессе креативной деятельности человека, а открывается в результате получения ответов на вопросы, которые задаются субъектом исторического действия. Отличтельной чертой цивилизации, по Веберу является то, что ее плодами пользуются люди проживающие на различных континентах – носители ценностей различных культур. (грубо говоря это общественный прогресс). Использование достижений цивилизации является предпосылкой и непременным условием развития культуры того или иного народа, перехода исторического тела на более высокую ступень развития.

    Цивилизация поступательный процесс, а культура ломанная линия взлеты и падения.

    20. Социологическая концепция культуры К. Мангейма.

    К.Манхейм (1893 – 1947) – немецко-английский философ, социолог венгерского происхождения

    Создатель социологии знания («Идеология и утопия» 1929)
    Факторы, способствующие формированию современного представления о культуре:

    • релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на их совокупности;

    • понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры;

    • осознание принципиально процессуального характера культуры;

    • соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования;

    • антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы

    • осознание общественного характера феномена культуры.

    Последний фактор наиболее важен для социологии культуры!

    Тезисы теории культуры:

    1) культура представляет собой автономное образование, только номинально связанное с экономическим базисом.

    2) Культура представляет один из самых сложных объектов для научного анализа.

    3)Культурная жизнь общества регулируется исходя из принципов конкуренции и сотрудничества.

    4) Идея конфликтности – столкновение рационального и иррационального.

    5) Культура - а продукт «зодчества гения». Отсюда вытекает, что тем слоем, который создает культуру, является интеллигенция – их Роль исключительно велика. Именно на нее возлагается миссия критической рефлексии, созерцания, осмысления всего происходящего.
    Предмет социологии культуры: «Поскольку общество является общим полем взаимодействия, формирования идей и коммуникации, социология духа представляет собой исследование духовных функций в контексте практической деятельности».

    Задача социологии культуры: попытка определить социальный характер духовных процессов.
    Виды социологии культуры:

    1. Чистая (почему произведения могут стать социальными факторами, и насколько глубоко в них внедрилось социальное)

    2. Общая (Индуктивное исследование конкретного фактического материала. Попытка выстроить систему общих связей между исторически сложившимися социальными и культурными структурами, пытаясь познать эту систему)

    3. Синопсис («Изложение в общем обзоре, сжато, без деталей». Объединение отдельных явлений в комплексы, составляющие определенную эпоху в развитии, объединение в рамках одной сферы, одной системы культуры).

    4. Динамическая (выявление периодов для истолкования).


    21. Социология музыки Т.Адорно

    В работе «Социология музыки» (1962 г.) он довольствуется пониманием музыки как искусства, выражающего дух времени.

    Т. Адорно не дает четкого определения «музыки»:

    •музыка как искусство, выражающее дух времени;

    •музыка - это язык, но не язык понятийный;

    •музыка -- это субинститут реальных процессов;

    •музыка как шифр социального, ибо «в музыке нет ничего такого, что сохраняло бы свое значение, не будучи истинным в социальном смысле»
    •Что такое социология музыки? «Познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой»

    Задача социолога - научить людей понимать музыку, а через нее и само общество, ибо «вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются, в частности, в противоречиях между производством музыки и ее рецепцией обществом и даже в структуре слушания музыки как такового»

    Поэтому социолог должен изучать опыт рецепции, т. е. восприятия музыки современным развитым обществом.
    Типы отношения к музыке:

    1. Тип эксперта: вполне сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет в том, что слышит. Он отчетливо воспринимает все усложнения и хитросплетения данного момента, т.е. сложную гармонию и многоголосие.

    2. Тип хорошего слушателя: слышит не только отдельные музыкальные детали, он спонтанно образует связи, высказывает обоснованные суждения — судит не только по категориям престижа или произволу вкуса.

    3. Буржуазный тип (образованный слушатель) много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние,

    4. Тип эмоционального слушателя: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации. Представители этого типа особенно охотно обращаются к чувственной, эмоциональной музыке, например, Чайковского; их легко

    5. Рессантиментный слушатель: воспроизводящий проверенные временем формы реакции на музыку, это противоположность эмоционального слушателя. Ему импонирует статическое слушание музыки.

    6. Тип слушателя джаза: этот тип часто прогрессивен; естественно, что он чаще всего встречается среди молодежи, Среди слушателей джаза нет единства, каждая группа культивирует свою разновидность.

    7. Развлекающийся слушатель: музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Всё поглощено и опошлено потребностью в музыке как в комфорте, нужном для того, чтобы развеяться.

    8. Равнодушный к музыке.


    Функция музыки

    • Коммуникативная функция

    • Функция утешения

    • Функция рекламирования

    • Функция окрашивания

    • Функция «спорта»

    • Идеологическая функция
    22. Массовая культура: природа и сущность (определение, функции, специфика).

    Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

    Массовая культура появилась на рубеже XIX—XX столетий. Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию.

    Широкое распространение массовой культуры стимулировала НТР. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества, которая явилась своеобразной реакцией на теорию классовой борьбы. Согласно этой доктрине, классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса».

    Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

    Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.

    Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды.

    Ф-и мас культуры:

    -развлекательно-компенсаторная.

    -мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, они становятся предметом не познания, а веры. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

    -иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.

    Р. Хоггарт выделяет в массовой культуре «мертвую» и «живую» части.

    а) Мертвая масскультура – коммерциализированная по духу и продукции, рассчитанная на пассивное потребление, стандартна, антигуманистична, используется властями и держателями средств массовой информации в целях массового внушения нужных стереотипов поведения.

    б) Живая масскультура – обращается к личности, стремится ответить на многообразные вопросы и запросы. Массы стали более образованными, более организованы в различные субкультурные общности, информированы.

    МК формируют в основном СМИ. Именно их язык, манера интерпретации, поверхностные знания комментаторов о социальной жизни порождают у аудитории огрубленное, искаженное представление о социальной реальности.

    МК создается для того, чтобы канализировать энергию масс в сторону от социального протеста. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

    Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.

    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

    К основным составляющим массовой культуры относят:

    информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;

    индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

    систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

    тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
    23. Особенности взаимодействия массовой, элитарной и народной культуры.

    Формы культуры

    1. Массовая

    Время появления массовой культуры — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.

    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта