Главная страница

Билеты по социологии культуры. билеты культура. 1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры


Скачать 122.56 Kb.
Название1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания. Социология культуры
АнкорБилеты по социологии культуры
Дата11.03.2020
Размер122.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабилеты культура.docx
ТипЗакон
#111602
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1. Социология культуры как самостоятельная отрасль социологического знания.

Социология культуры - отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития и функционирования культуры в обществе, а также формы проявления закономерностей в человеческой деятельности, связанные с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

Социология культуры представляет собой средний уровень в общей структуре социологической науки.

Социологическое исследование культуры предполагает системное рассмотрение культуры в во всех ее проявлениях, характерными чертами культуры в целом могут считаться ее целостность, ее системность и историчность.

Предмет СК – культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы (Кравченко).

Объект СК - общество как социокультурная система.

Основные задачи СК – Проблемное поле:

  • определение сущности и многозначности категорий культуры

  • изучение культурной деятельности в социальных обществах

  • исследование особенностей функционирования социокультурных дисциплин

  • определение причин их противоречия в развитии и функционирования самой группы

Содержание СК:

  • Существующие в данном обществе формы и способы освоения создания и передачи объектов культуры

  • Устойчивые и подвижные процессы культурной жизни (жизни) и детерминирующие их социальные факторы

  • Конкретный культурный вклад той или иной соц. общности в развитие культуры

  • Оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп

  • Социокультурные нормы, которые регулируют отношения в социальных общностях между социальными группами и в обществе в целом

  • Технология функционирования различных элементов соц. системы и общества в целом

  • Специфические формы культурной жизни различных групп общества в целом и на каждом этапе его развития.


2. История формирования и становления социологии культуры.

Хронология становления:
Предпоссылки:


  • 1910 г. ценностный подход Г. Риккерта с учетом деятельностного подхода, рассматривающего культуру как творческую деятельность.

  • 10-20 гг Г Зиммель - жизнь — поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. 




  • 20е гг. является социология знания (М.Шелер, К. Манхейм, П. Бергер и Т. Лукман - социальная природа знания




  • 20е гг. М Вебер - (идея о социологии как эмпирической науке о культуре)




  • 20е гг – М. Адлер вводит термин «социология культуры». Предметом изучения социологии культуры Адлер считал социальные факторы становления и существования культурных ценностей и норм.

  • 40е гг. Сорокин – культура оказывает огромное влияние на индивида и общество




  • 40-е гг. Структурный функционализм Т. Парсонс (1902—1979), исходя из принципа культурного детерминизма, культура рассматривается как основа для существования и развития всех областей жизнедеятельности общества[

  • 50 - 60 гг. Л. Уайт. - основатель культурологии - не различал трактовки «общество» и «культура», считая, что невозможно отделить понятия «социальное» от «культурное». 


Непосредственное развитие:


    • 30-50 гг. А Вебер концепция

    • 30-е гг К. Мангейм




    • Возникновение отдельных направлений – социология искусства - социология музыки (Адорно – 60гг), социология кино (40е гг), социология театра (60е гг) + институализация – преподают в универах




    • 80е гг. – Ионин, Шендрик, Коган


3. Предмет, объект, проблемное поле, структура социологии культуры.

См. Билет 1
4. Многообразие определений понятия «культура». Основные подходы к определению культуры.

Слово "культура" (лат. cultura) обозначает обработку, возделывание, воспитание, почитание. В раннем периоде оно употреблялось в значении культивирования, выращивания чего-либо и касалось естественных, природных процессов. Со временем эти представления стали распространяться и на человеческое общество с постепенным расширением прежнего смысла.
Определения культуры с лекции:

- совокупность институтов, связанных с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с социальными отношениями, которые складываются в процессе духовного производства и коммуникативной направленности по отношению к культуре

- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, которые выражаются в способах организации жизни людей и создания ими материальных и духовных благ
Подходы:

1. Генетический подход. Культура рассматривается как результат развития общества.

Оствальд В.:

Культура - то, что отличает человека от животного.

2. Гносеологический подход. Культура основывается на постижении действительности; накопление информации

Моль А.:

Культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни.

3. Аксиологический подход (ценностный). Духовные и материальные ценности

Сорокин П.:

Культура - система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих социальных институтов.

4. Гуманистический подход. Культура - развитием человека, его духовных начал.

Межуев В.:

Культура - производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

5. Нормативный подход. Культура - система, которая регулирует социальные отношения.

Культура - система исторически выработанных норм, правил и запретов, регулирующих жизнь общества и обеспечивающих его историческое развитие

6. Социологический подход.

Степин В. :

Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения соц. жизни во всех ее основных проявлениях.
5. Основные социальные функции культуры и их содержание.

По лекции:

- Воспитательная (человекотворческая/гуманистическая): усвоение языка, норм, знаний, социализация; появление индивидуальных особенностей

- Интегративная: приобщение к культуре своего народа; чувство общности, сплоченности

- Дезинтегративная: сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

- Ценностно-ориентированная: общая система ценностей; определённая жизненная позиция

- Информативная: трансляция опыта/знаний; наследование; стабильность

- Коммуникативная: социальное общение; адекватность взаимопонимания

- Прогностическая: Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации

- Нормативно-регулирующая: культура как средство массового контроля за поведением

- Адаптационная: социализация; приспособление к разной среде/посылам из вне

Далее функция по Комиссарову:

10. Релаксирующая: могут быть определенные правила и формы снятия напряжения; праздники/мероприятия/обычаи

11. Гедонистическая: культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.
6. Взаимосвязь понятий “культура”, “цивилизация”, “личность”, “общество”.

КУЛЬТУРА

1. Совокупность материальных и ду­ховных ценностей, выражающая оп­ределенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфе­ра духовной жизнедеятельности об­щества, включающая систему обра­зования, воспитания, духовного твор­чества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятель­ности. 4. Формы соц. поведения чело­века, обусловленные уровнем его вос­питания и образования.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  • Уровень, сту­пень обществ, развития материаль­ной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализа­цией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.

  • Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).


ЛИЧНОСТЬ

  1. Отдельный человек как индивиду­альность, как субъект. отношений и сознательной деятельности, в процес­се к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность.

  2. Личность –это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки.


ОБЩЕСТВО —

1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойчивая система соц. связей и отношений меж­ду людьми на основе совместной дея­тельности, направленной на воспро­изводство материальных условий су­ществования и удовлетворение по­требностей;

3. В культ антропологии — группа индивидов, отличающихся осо­бой культурой (система ценностей, традиция) и существующая независи­мо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой.

4. Совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интере­сов (напр., акционерное О., О. книго­любов и т. д.).
2 точки зрения на соотношение культуры и цивилизации:

  • Культура = цивилизация так как оба понятия связаны с прогрессом человеческого общества

  • Культура противоставляется цивилизации (Шпенглер) – цивилизация рождается там, где умирает культура (след. Этап развития)


Соотношение цивилизация/ личность – культура/ личность:

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

7. СМИ как социальный институт культуры.

СМИ - соц. институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, Интернет медиаи т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе с помощью специального технического инструментария. Массовая информация – масштабная, общедоступная, быстрая, регулярная, стереотипизированная.
Основные функции СМИ как социального института: 
  

  1. Коммуникативная функция: СМИ – один из самых мощных инструментов массовой коммуникации - охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты.     

  2. Информационнаяфункция: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов

  3. Ценностно-регулирующая функция: процесс трасляции ценностей и идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения.

  4. Социально-организационная: Будучи каналами соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, т.е. социальные общности. (например, партии и другие общественные организации, коллективы предприятий, население города и т.п.

Негативное влияние СМИ на общество

• Пропаганда со стороны государства, направленная на поддержание режима

• Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

  • цензурирование инфорации, неполнота, искажение


8. Статус и место культуры в социальной структуре.

Главная функция культуры – интеграция всего общества!

  • Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

  • Индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.


Все структурные компоненты культуры

  • ценности - идеальными представлениями людей, социальных групп, общества + материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе.

  • социальные нормы - определенные правила, положения, регулирующие индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе.

  • образцы поведения - готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, которые соответсвуют социальным ожиданиям.

Все эти элементы, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему, которая и формирует человеческое общество. - интеграция
+ другие функции культуры:

- Воспитательная: усвоение языка, норм, знаний, социализация; появление индивидуальных особенностей

- Информативная: трансляция опыта/знаний; наследование; стабильность

- Коммуникативная: социальное общение; адекватность взаимопонимания

- Прогностическая: Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации

- Нормативно-регулирующая: культура как средство массового контроля за поведением

- Адаптационная: социализация; приспособление к разной среде/посылам из вне

- Релаксирующая: могут быть определенные правила и формы снятия напряжения; праздники/мероприятия/обычаи

- Гедонистическая: культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.
9. Диалог культур Востока и Запада: особенности взаимодействия.

Понятие «культура» на Западе и Востоке различно.

На Западе культура – это совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности.

На Востоке культура– это те продукты, которые делают мир и человека прекрасными, совершенными утонченными.


  1. Отношение к природе


Восток: Мир для восточных людей – единое целое и человек не господин, а часть этого целого Цель человека – пассивное подчинение жизненной силе природы; стремление быть в гармонии с ней. ЦЕННОСТЬ: созерцательность, невмешательство, природоцентризм
Запад: Человек – венец творения природы; природа- не храм, а мастерская. Цель человека – подчинить себе природу, преобразовать ее для своих нужд. ЦЕННОСТЬ: утилитаризм, материализм, антропоцентризм.


  1. Отношение к жизни:

Восток: устойчивость, неспешность во всем, несколько дел одновременно; главное не план, а общение к людьми;

Запад: динамизм, ускоренный темп жизни; главное следовать плану, а не поддерживать контакты.


  1. Отношение к познанию:

Восток: опора на жизненный опыт; высшая ценность - интуиция;

Запад: опора на теоретические, научные знания; высшая ценность – разум.


  1. Отношение к личности:

Восток: коллективизм; главная ценность – семья, род;

Запад: индивидуализм; главная ценность – человек, его права и свободы;


  1. Отношение к смерти:

Восток: душа будет жить вечно, перевоплощаясь на Земле в разные формы. смерть – это естественная и неотъемлемая часть жизни

Запад: смерть – страдание, трагедия, страх.


  1. Отношение к традициям, ритуалам:

Восток: стремятся поддерживать все старые традиции; церемониальность всех социальных контактов

Запад: стремятся преодолеть ритуальность


  1. Отношение к религии:

Восток: до сих пор восточное сообщество достаточно религиозно, при этом развит политеизм – множество религиозных течений (ислам, буддизм, даосизм, индуизм и тд)

ЗАпад: стремление к секуляризации, но при этом развит монотеизм - христианство
При этом сейчас из за глобализации происходит два процесса – вестернизация Востока и ориентализация Запада, но это достаточно поверхностые изменения.

На Востоке (Япония, Китай) – пользуются научно-техническим прогрессом и сами его развивают во всех сферах общества – экономика и социальная сфера (система социального кредита) + скорение темпов жизни +

На Западе (Европа, США) – модными стали восточное искусство, религия дзен-буддизма, а также восточные практики – нетрадиционные методы медицыны (иглоукалывание), спорт (йога), кулинария (суши).
10. Роль традиций, ритуалов и норм в социокультурном развитии общества

  1. Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта