Социология 10 тема. 1 Типы культуры народная, элитарная, массовая. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Понятие элитарная
Скачать 21.44 Kb.
|
1 Типы культуры: народная, элитарная, массовая. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» - «лучший») - это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход. Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна - это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям. Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования. Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п. В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры - экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная - нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна - она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений. Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве. 2. Причины появления массовой культуры Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов как: –технический прогресс (например, технические достижения способствовали появлению и распространению кинематографа и фотографии); –механизация труда; –секуляризация культуры (отделение от церкви); –урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах); –распространение рыночных отношений на область культуры; –становление системы всеобщего образования. Таким образом, появление массовой культуры связано с глубокими общественными изменениями, а не резкой «порчей вкуса» огромного числа людей. Основная задача появления массовой культуры – позволить работающему человеку отдохнуть, морально и эмоционально восстановиться после трудового дня. 3 Массовая культура: определение и основные характеристики. Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей. Признаки массовой культуры Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной): –создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д; –цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них; –для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес. –массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними; –массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры; –авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она: –позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях; –произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов; –соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения. Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать: –снижение общего уровня духовной общественной культуры; –Стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты; –пассивное потребление; –формирование стереотипов в сознании человека; –создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ; –навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни. 4 Направления и проявления массовой культуры. Функции массовой культуры. Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются: Индустрия «субкультуры детства» (игрушки, художественные произведения для детей, товары детского потребления, детские лагеря, клубы, организации и т.д.) Предназначена для внедрения в сознание детей унифицированных форм личной и социальной культуры, закладывающих базовые ценностные установки, пропагандируемые в обществе. Основные функции массовой культуры: · адаптационная · коммуникативная · социализирующая · рекреативная · идеологическая · ценностно-ориентационная Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, не способным к самостоятельному, реалистическому видению мира. В новой социокультурной реальности современной России массовая культура выполняет роль цементирующего фактора общества, поскольку она предлагает единые продукты для большинства социальных групп, она понятна и потребляема большинством населения. Массовая культура систематизирует, «упаковывает» социокультурные стандарты в упрощенные и понятные формы развлечений, массовых шоу, игр, в поведенческие и мыслительные стереотипы. Массовые языковые практики отражают стремление к эвфемическому и образному обозначению привычных действий — своего рода «эзопов язык» повседневности. Языковая среда повседневного общения носит характер игры. К примеру, бессмысленные, но приятные занятия могут обозначаться как «выпас ежиков», «стрижка фонтанчиков», «ловля покемо- нов». Определенные и всем понятные действия обозначаются эвфемизмами «кинул», «напрягает», «достал», «прикололся» и т.п. Речь дикторов телевидения и радио все чаще отходила от языковых канонов, приближаясь к разговорному жанру «балагурства». Электронная коммуникация вообще выработала свой язык сокращений, не признавая заглавных букв и знаков препинания. Современная массовая культура оказывает могучее воздействие на все области культурных практик. Можно выделить тенденции, которые проявились с достаточной ясностью. Первая тенденция перемен состоит в сближении и даже смешении продуктов культуры разных областей. Один и тот же культурный факт, имя, продукт могут принадлежать разным типам культуры. Например, собрание сочинений А.С. Пушкина принадлежит фундаментальной культуре, а силуэт поэта или строчка из его стихотворения на пластиковом пакете — явление массовой культуры. Деревянная матрешка принадлежит фольклорной культуре, но та же деревянная кукла, изображающая политических лидеров, и предназначенная для продажи является предметом массовой культуры. Жанр «рэпа» принадлежит не только собственно музыкальной культуре, поскольку предполагает определенный стиль одежды, поведения, манеры исполнения. Вторая тенденция состоит в расширении и размывании границ культуры вообще. Нахождение предмета в музее или на выставке традиционно означало его явную принадлежность к культурному творчеству. Но современное массовое искусство вовлекает в культурный оборот предметы и явления, прежде не имевшие отношения к творческой деятельности. На вернисажах и выставках составляются композиции из веревок, старых газет, предметов обихода. Повседневность в формате правил этикета и знакомства превращается в виртуальное общение в соцсетях, появилась тяга к публичности своей жизни в выкладывании «селфи», погоне за «лайками» и т.п. Различного рода перфо- мансы, флешмобы вовлекают в культурное пространство вещи и явления, прежде стоящие вне его. Смешение культурных полей, с одной стороны, обогащает все области культуры, но с другой — снижает творческий уровень каждой из них. |