1 Сущность цивилизационного подхода к изучению общественной жизни. Понятие цивилизация
Скачать 353.88 Kb.
|
Нравы, обычаиЕще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу, Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их "прочитать", знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западно европейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм — важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества. Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: "теперь ты помолись за нас, а мы попляшем". Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и в отношении к преступникам не было середины — их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было "животное, тупое веселье толпы". Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех — и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин. Средневековье — время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинно убиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним. Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества. ' Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII—XVIII вв. — и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западно европейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов — экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам. 15)основные этапы в развитии феодальной государственности в Европе 5.2. Раннее Средневековье (V - Х вв.) Становление феодальных отношений В период раннего Средневековья — начала становления средневекового общества — значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации:если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь — через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. — и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод —свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно -аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен. Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы — практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиций)давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиций. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. ,Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину. Преданность ценилась дорого, и бенефиций все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен,или феод,владелец феода — феодал,а вся система этих общественно-экономических отношений — феодализм. Бенефиций становится феодом к IX—XI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в. Классы раннего феодального общества В Средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские — собственники земли и крестьяне — держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьянемогли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держании: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа — лично-зависимые крестьяне.Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный — при вступлении в наследство, брачный — выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина. Феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: "Нет человека без господина". |