Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.4. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ

  • 2.5. ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ

  • 2.6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • 2.7. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

  • 2.8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

  • 2.9. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI-XII вв.

  • 1. Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории


    Скачать 0.82 Mb.
    Название1. Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории
    Дата20.07.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlekcii_po_istorii_otechestva.doc
    ТипДокументы
    #84297
    страница2 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

    В IX в. у восточных славян появляется государство.

    Предпосылки для его создания складывались на про­тяжении многих столетий. В VI—VIII вв. у восточных славян существенные сдвиги произошли в экономической жизни. Помимо подсечного земледелия, которое было связано с коллективным трудом, развивается еще и пашенное, по­зволявшее вести хозяйство отдельными семьями. Хозяйствен­ная самостоятельность отдельных семей послужила толчком к распаду родовых коллективов и появлению соседских общин.

    Теперь люди объединены не родством, а общей территорией. Стало возможным покинуть родовую общину без риска оказаться изгоем.

    Родовые отношения дольше всего со­хранялись в глубине лесов. Самостоятельность некоторых се­мей привела к имущественному разделению общины. Появля­ется частная собственность на орудия труда и землю.

    Таким образом, формированию раннефеодального государства способствовали, следующие факторы:

    1. развитие земледелия;

    2. отделение ремесла от земледелия;

    3. распад родовых связей внутри общин;

    4. рост имущественного неравенства;

    5. развитие частной собственности.

    Союзы племен, которые объединялись в суперсоюзы, представляли собой начальную форму государственности. Одним из них был союз во главе с Кием. Он счи­тается основателем города Киева и Киевского княжества.

    Русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Северные племена славян платили дань варягам, и в 859 г. новгородцы «изгнали их за море», что привело к междоусобной борьбе. Чтобы прекратить столкновения, нов­городцы послали за варяжскими князьями. В 862 г. под Нов­городом появился Рюрик с небольшой дружиной. Его брат Синеус занял Белоозеро, а Трувор — Иэборск. Преемник Рю­рика — Олег в 882 г. предпринял поход на Киев, где княжили Аскольд и Дир. Олег обманом и хитростью убил обоих, за­хватил власть и сделал Киев своей столицей. В свое правле­ние Олегу удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.

    Важнейшим этапом развития древнерусской госу­дарственности было объединение Киева и Новгоро­да. После Олега княжить стал Игорь, сын Рюрика. Он подчинил себе угличей, совершил два неудачных похода на Царьград. Итогом следующего этапа стало подписание мирно­го договора. Сын Ольги и Игоря Святослав мало интересовался делами внутри государства. После его смерти началась междо­усобная борьба, в которой победителем стал младший сын Свя­тослава Владимир. Именно в годы его правления завершилось оформление древнерусской государственности. Он назначил на княжение в девяти центрах Руси своих сыновей.

    Дискуссии о появлении государства Русь породили большие разногласия между норманистами и антинорманистами. Норманская теория утверждает, что госу­дарство на Руси создано скандинавами. Однако у историков имеется много доказательств, что у восточных славян устой­чивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.
    2.4. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ

    Географическое положение Древней Руси на восто­ке европейского мира и на границе со степью обусло­вило многовековые контакты с кочевыми народами, населявшими обширные пространства в низовьях Волги, Дона и Днепра. На протяжении веков ситуация в степи не оставалась неизменной: одна волна наступавших из глубин Азии кочевников сменяла другую. Наиболее известны пече­неги, торки, половцы (все они представители тюркской группы) и монголы.

    Хозяйственный уклад и особенности условий жизни кочевников резко отличались от существовавших в то же время у оседлых народов. Как правило, степ­няки не имели постоянных поселений и перемещались вме­сте со стадами скота к новым пастбищам, перевозя все свое имущество на повозках. Производство развивалось медлен­но, дольше держались родовые отношения; уровень обще­ственного и культурного развития был ниже, чем в соседних более цивилизованных государствах. Кочевники не могли существовать изолированно: они нуждались в продукции, производимой земледельцами и ремесленниками. Способы ее получения были различны в зависимости от создавшейся си­туации. Главным образом это — торговый обмен или захват в результате грабежа. Степняки отличались воинственностью. Обладая большим количеством лошадей и более легким, чем у европейцев, вооружением, они совершали внезапные опу­стошительные набеги на территорию земледельческих стран.

    Влияние столь беспокойного соседства на эконо­мическое и политическое развитие Руси было весь­ма существенным. Во время набегов неприятели ра­зоряли села и города, захватывали созданное чужим трудом, убивали или угоняли в плен людей. Эти потери и неизбеж­ные затраты на оборону сдерживали развитие экономики. Однако ввиду постоянного вооруженного противоборства Русь крепла в военном отношении.

    Меры, направленные на оборону русских земель, были различны. Наиболее активным способом ведения борь­бы была организация походов русских дружин в степь. В случае успеха участники походов обо­гащались за счет грабежа и захвата пленных.

    Еще один способ обезопасить себя от ударов со стороны степи и даже найти союзников — заключение мирных соглашений и династических браков.

    Взаимоотношения Древней Руси с соседними кочевниками — это взаимоотношения двух миров с различ­ными природными условиями и различным типом хо­зяйства.

    Русь и степь связывали дипло­матические контакты, взаимопроникновение культур. Так, зна­менитый Андрей Боголюбский (по линии матери — внук по­ловецкого хана) не прекращал дружбы со своими степными родичами и наряду с христианским носил тюркское имя. В кон­це XII — начале XIII в. среди половцев стало распространяться христианство.

    В начале 20-х гг. XIII в., когда из Азии нагрянула новая волна кочевников, половцы обратились за помощью к русским князьям, и те откликнулись на призыв.

    Ситуация изменилась, когда в степях к юго-востоку от Руси обосновался новый, неведомый прежде против­ник то монгольское нашествие привело к опустошению большей части русских территорий, гибели множества русских людей. Следствием этой катаст­рофы явилось утверждение на два с лишним столетия ига ази­атских завоевателей.
    2.5. ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ

    Ближайшим южным соседом Древнерусского государства являлась Византия. Мирные отношения сменялись военными конфликтами. В 860 г. Русь впервые «пошла» на Константинополь. Но император Михаил III был занят совсем другим — войной с арабами, поэтому результа­том похода стало мирное соглашение. В 907 г. киевский князь Олег собрал многочисленное войско и отправился к столице Византии. Итогом этого похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 г. Русь заключила выгодный для себя мирный договор, предусматривавший существование постоянных колоний русских купцов в столице Византии. В 941 г. в ответ на нарушение византийцами договора князь Игорь отправился на Константинополь, однако потерпел не­удачу. В 944 г. он предпринял новый поход, во время которо­го откликнулся на предложение греков и подписал с ними до­говор о мире. Его жена княгиня Ольга укрепила отношения между двумя странами, совершив в 955 г. дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство.

    Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава —сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить.

    Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государ­ство восточных и южных славян, с которыми Византия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болгарии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз е болгарским царем Борисом против Византии. Началась война.

    Военные действия проходили с переменным успехом.

    Киевскому князю пришлось согласить­ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по­лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени­ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

    При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью хрис­тианства.

    Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за­хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им­ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им­ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.
    2.6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    Система наказания в Древней Руси свидетельству­ет о том, что еще царят пережитки родоплеменного строя — существует кровная месть. Определен чет­кий круг родственников, которые могут мстить, — это отец, сын, брат, племянник. Но в Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а за убийство введен денежный штраф. В Древнерусском государстве существовала община —вервь, которая уже не являлась родовой, в ней выде-

    лялись отдельные семьи. Крестьяне XI—XII вв.' имену­ются как люди и смерды. За убийство людина платился штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда — 5 гривен. Смер­ды были зависимыми от князя, поэтому после их смерти все имущество отходило хозяину. Военная служба также входи­ла в обязанности смерда. Все зависимые люди, которые ра­ботали на дворе, назывались челядью. К челяди относились рабы (холопы), задолжавшие крестьяне, люди, которые нуж­дались в защите и работе. Холоп, который ударил свободно­го, мог быть убит обиженным, а в более позднее время жес­токо наказан телесно. Пойманный беглый холоп подвергался наказанию господина, а те, кто помог беглому советом или едой, обязаны были платить большие штрафы.

    В XII в. существовали два вида холопства — полное и неполное. В полное холопство попадали пленные, люди, вынужденные пойти на самопродажу, женивши­еся на рабыне. В XII в. распространена такая группа населе­ния, как закупы. Это были люди, которые вступали в зависи­мость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное по­ложение между холопами и свободными людьми. Если закуп предпринял попытку сбежать от господина, то это превра­щало его в холопа. Хозяин мог прибегать к телесным наказа­ниям. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. Рядовичи — еще одна категория зависимых людей, которые из-за нужды заключали договоры («ряды») с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Рядови­чи часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

    Различные категории неполноправного населения, ли­шившегося своего социального статуса, порвав связь с общиной, назывались изгоями, пущенниками, прощенниками (рабы, которых отпустили на волю) и др. В про­цессе роста имущественного неравенства возникла феодаль­ная собственность на землю. Это привело к образованию двух классов: феодалов и зависимых от них крестьян. В XII в. появляются феодальные вотчины.

    В дружине существовала внутренняя иерархия. Самое верхнее положение принадлежало старейшей дружине, члены которой назывались боярами. Самую нижнюю иерархическую ступень занимала «молодая дружи­на», члены которой именовались отроками.

    С образованием единого государства происходит формирование разветвленного аппарата управления. Должностными лицами государственной администра­ции являлись представители дружинной знати. Наместниками в городах князь назначал посадников; предводителями воен­ных отрядов — воевод; высшими должностными лицами — тысяцких; сборщиками поземельных податей — данников; судебными чиновниками — мечников, вирников; сборщика­ми торговых пошлин — мытников.
    2.7. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

    Основой для развития культуры Древней Руси явля­лась славянская культура. Тематика художествен­ного творчества древнерусского государства форми­ровалась под влиянием таких политических процессов, как:
    0 объединение восточнославянских племен;

    0 распри между Киевом и Новгородом;

    0 формирование древнерусской народности;

    0 укрепление границ древнерусского государства;

    0 успехи в отражении набегов кочевников;

    0 принятие христианства на Руси;

    0 феодальные усобицы.

    Самые крупные достижения в области культуры — это строительство и расширение городов Древней Руси. Воздвигались величественные сооружения: Со­фийские соборы в Новгороде и в Киеве, Золотые ворота во Владимире.

    Высокого уровня достигли ремесленники. Они созда­вали прочные мечи, украшая их орнаментом; кольчу­ги, ювелирные украшения.

    Широко распространилась письменность. К середи­не X в. относится первая русская надпись кириллицей, которая была обнаружена на обломке горшка. О рас­пространении грамотности говорят записи на шиферных пряслицах, кувшинах и других изделиях XI—XII вв. К XI в. от­носятся первые русские книги. Правда, их было немного, так как материал для их изготовления был слишком дорогим. Это вынуждало писцов работать с особой осторожностью и очень медленно. Были заложены основы летописания. Самая древ­няя из дошедших до нас — «Повесть временных лет». Она описывала этапы зарождения и начальный период становле­ния древнерусского государства.

    В Древней Руси князья и бояре жили в каменных или боль­ших бревенчатых хоромах, горожане — в небольших дере­вянных домах, самые низшие категории населения — в зем­лянках.

    Различия существовали и в одежде. Все без исключения носили рубахи, плащи, лапти, сапоги. Однако материал, ко­торый шел на пошив, указывал на социальное положение хозяина.

    Самыми излюбленными развлечениями были охота, хоро­воды, игра на гуслях, забавы. Христианство еще не так глу­боко проникло в сознание людей. Языческие обряды по-преж­нему продолжали занимать главенствующее место.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что 5 Ш культура Древней Руси — это сокровищница единой древнерусской народности. В удельный период раз­вития Руси она стала основой для процветания культуры от­дельных земель, что позволяет наряду с единым языком гово­рить о русских территориях как об одном целом.
    2.8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

    Еще в VII—X вв. восточные славяне были язычниками. Их божествами были:

    0 Сварог — бог неба;

    0 Дажьбог — бог Солнца;

    0 Стрибог — бог ветра;

    0 Перун — бог грома и молнии, покровитель дружины;

    0 Белее — бог скота и покровитель пастухов;

    0 Ярила — бог весны;

    0 Купала — бог лета;

    0 Мокошь — богиня рукоделия.

    К земледельческим богам относились древнейшие боже­ства Род и рожаницы. Славянское язычество не имело сход­ства ни с античным, ни со скандинавским язычеством — сре­ди славянских богов не было главного.

    В 986 г. была предпринята попытка осуществления пер­вой религиозной реформы. По приказу Киевского князя Вла­димира в городе установили идолов шести божеств, которые включались в государственный пантеон.

    Крещение князя Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., положило начало широкому распространению христианства на Руси. Крещение же остальной Руси заняло довольно длительное время. Только к концу XI в. на Северо-Востоке завершилось обращение населения в хри­стианство. Само крещение не раз встречало сопротивление населения. Крупное восстание произошло в Новгороде. Го­рожане дали согласие на крещение лишь после того, как княжеские дружинники попытались поджечь город.

    Принятие христианства имело большое значение для Руси. Оно способствовало расцвету материальной культуры.

    -Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпич­ных стен, возведения куполов, камнерезное дело и др. — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

    -Благодаря христианству появилась письменность на славянском языке, которая была создана болгарски­ми просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться первые на Руси рукописные книги.

    -При монастырях возникали школы, постепенно рас­пространялась грамотность. Церковь запрещала жер­твоприношения, стремилась ограничить рабство, бо­ролась с работорговлей.

    -Для европейцев Русь перестала быть варварской страной и уже считалась равной среди равных евро­пейских держав. Укрепление ее международного по­ложения выразилось в многочисленных династиче­ских браках.

    Принятие христианства поспособствовало объедине­нию восточнославянских племен в единую древнерус­скую народность. На смену сознанию племенной общ­ности пришло осознание общности всех русских вообще.
    2.9. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI-XII вв.

    На рубеже XI—XII вв. произошел распад Древнерус­ского государства на ряд отдельных княжеств и зе­мель. Русь переживала период феодальной раздроб­ленности. Негативные последствия политического дробления Руси проявились в ослаблении военного потенциала, что спо­собствовало иноземному завоеванию, междоусобным вой­нам. Но с другой стороны, феодальная раздробленность при­вела не к упадку культуры, а, наоборот, к бурному росту городов (развивается торговля) и яркому расцвету русской культуры XII — начала XIII в. во всех ее проявлениях. Улучшается техника обработки почвы, появляются водяные мель­ницы, наблюдается расцвет ремесла.
    Процесс феодального дробления Руси обусловлен ук­реплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Одной из причин ослабления власти киевских князей стал спад транзитной торговли. В результате крестовых походов установились связи стран Западной Европы с Востоком по Средиземному морю, так что путь «из варяг в греки», который проходил через Киев, потерял былое значение, а Киев утра­тил роль крупного центра европейской торговли с Востоком.

    Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности являлись следующие.

    Галицко-Волынское княжество располагалось на се­веро-восточных склонах Карпати между реками Днестр и Прут. Карпаты отделяли Галичину от Венгрии; на за­паде, между Бугом и Вислой, шла граница с Польшей. Галицко-Волынское княжество унаследовало полити­ческий строй Киевской Руси. При принятии важных решений князья учитывали мнение бояре ко -дружин­ной знати и городских собраний. Но к середине XIII в. княжество стало слабеть. Этому способствовали внут­ренние смуты, частые войны. Результатом стало вступ­ление Галицко- Волынского княжества в состав Вели­кого княжества Литовского и Польши. |ЙГ Владимир о -Суздальское княжество находилось в междуречье Оки и Волги. Поток людей хлынул сюда в XI — XII вв. Переселенцев привлекали безопасность от набегов, плодородные земли, судоходные реки, вдоль которых строились крупные города, т.е. Владимиро-Суздальское княжество переживало экономи­ческий и политический подъем. Владимире -Суздаль­ские князья для принятия решений не советовались с боярами и городскими самоуправлениями, а всецело полагались на преданных им княжеских слуг. Значительного расцвета княжество достигло при правлении Андрея Боголюбского, который вел активную вне­шнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новго­роде, и при его брате Всеволоде Большое Гнездо. Новгородская республика занимала территорию от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Ее процветанию способст­вовали торговля и ремесло. Большое влияние имело новгородское вече. На нем проходили выборы долж­ностных лиц, решался вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадников выполнял функции военного руководителя. Новгород был аристократической республикой, хранителем вечевых традиций.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта