Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Основные теории происхождения государства Теологическая (божественная) теория

  • Теория насилия (завоевания

  • Марксистская (классовая) теория

  • Ирригационная (гидравлическая) теория

  • 8. Типология (классификация) государства

  • Феодальный тип государства

  • Капиталистический тип государства

  • Социалистический тип государства

  • Принято различать следующие виды цивилизаций

  • Светский тип государства

  • Клерикальный тип государства

  • Теократический тип государства

  • Атеистический тип государства

  • 9. Политическая (государственная) власть как особая разновидность социальной власти: понятие, свойства . Государственная власть

  • теория государства и права. Зачет.ТГП. 1. Теория государства и права как наука. Объект и предмет теории государства и права


    Скачать 63.84 Kb.
    Название1. Теория государства и права как наука. Объект и предмет теории государства и права
    Анкортеория государства и права.зачет
    Дата31.10.2021
    Размер63.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет.ТГП.docx
    ТипДокументы
    #260048
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Военный фактор. Многие государства были образованы в результате захватнических войн. Так, возникновение государства древних германцев связано с завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. Германские племена, завоевав римские провинции, должны были организовать власть над ними. Органы родовой организации преобразуются в государственные органы. Военачальник превращается в короля. Во главе областей вместо родовых старейшин становятся графы. В современной учебной литературе называются и иные факторы, оказывающие влияние на образование первых государств. Так, В. Д. Перевалов предлагает обратить внимание на такие факторы, как природно-климатический, антропологический, социальный и др. Отметим, что перечисленные ранее факторы не являются исчерпывающими и будут дополнены в следующем параграфе, где речь пойдет об основных теориях происхождения государства.

    3. Основные теории происхождения государства

    Теологическая (божественная) теория. Наиболее широкое распространение она получила в Средневековой Европе. Ее представителями были мыслители-богословы Фома Аквинский (Аквинат), Августин, Иосиф Волоцкий (Иван Санин), Ф. Лебюфф, Д. Эйве. Основная идея: государство вечно, как сам Бог, и существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Государь является представителем Бога на земле.

    Данная теория обосновывала превосходство церковной власти над светской, что было отражено в теории двух мечей (IX–X вв.), согласно которой для защиты христианства Бог передал церкви два меча (символ власти) – церковный и светский. Духовный меч церковь оставила себе, а светский передала монарху, который обязан был подчиняться церкви, так как именно церковь выступала источником его власти. Теория отражала идею о том, что первые государства были теократическими, а вступление монарха на престол освещалось церковью, что придавало власти монарха особый авторитет. Позднее данная теория использовалась для оправдания неограниченной власти монарха.

    Патриархальная теория. Получила распространение еще с древних времен. Ее представителями были Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский. Основная идея: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет сначала к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи (патер) становится главой государства – монархом. Так, в своей работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.) английский ученый Роберт Филмер доказывал, что власть монарха является неограниченной, поскольку она исходит от Адама, а он в свою очередь получил власть от Бога.

    Интересной выглядит идея древнекитайского философа Конфуция, который ассоциировал государство с большой семьей, где власть отца приравнивалась к власти императора, а семейные отношения рассматривались через призму властных отношений между правящими и подданными. Подданные такого государства, т. е. младшие члены семьи, обязаны были подчиняться правителям (старшим). А правители (старшие) обязаны проявлять заботу о подчиненных (младших), как это принято в семье.

    Ценность данной теории состоит в том, что она получила современную интерпретацию в идее государственного патернализма, т. е. идее о том, что государство обязано проявлять социальную заботу о собственных поданных (гражданах), что отражается в его социальной политике. Однако чрезмерная опека со стороны государства может оказывать негативное воздействие на гражданские инициативы, самостоятельность общества, формируя особое патерналистское правосознание граждан.

    Договорная теория. В отдельных положениях зародилась еще в V–VI вв. до н. э., в учениях софистов Древней Греции, однако более детально была конкретизирована в работах философов Нового времени. Представителями данной теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), А. Радищев (Россия), Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. Основная идея: до появления государства люди находились сначала в равном положении, затем права одних стали вступать в противоречие с правами других. Чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой общественный договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих полномочий. Государство на основании этого договора обязуется выполнять такие специфические функции, как обеспечение безопасности и правопорядка, принятие законов, управление обществом и др.

    Данная теория является антиисторической по той причине, что такого рода договор как документ не был обнаружен. Однако ценность ее заключается в том, что она впервые обозначает и отстаивает идею о народном суверенитете, согласно которому единственным источником государственной власти выступает народ, а правители обязаны подчиняться народу и отчитываться перед ним.

    Теория насилия (завоевания). Данная теория обосновывается в конце XIX – начале XX в. в трудах немецких и австрийских философов, экономистов, социологов и др. Ее представителями являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Основная идея: государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Из этих племен создается государство. По словам Л. Гумпловича, история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. Стоит признать данную теорию научно обоснованной и исторически оправданной, однако очевидно и то, что военный фактор не является единственным и доминирующим в сложном механизме образования государства.

    Марксистская (классовая) теория. Теория получила свое распространение в конце XIX – начале XX в. Яркими ее представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др. Основная идея: государство есть результат изменения социально-экономических отношений и способов производства в родоплеменной организации общества, что сопровождается переходом от присваивающей экономики к производящей, разделению общественного труда, появлению прибавочного продукта, товарообмена, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Перечисленные факторы способствовали исчезновению первобытного строя, что привело к появлению государства, выступающего в качестве организации экономически господствующего класса.

    Основоположники марксизма в целом положительно оценивали роль государства в обществе, так как оно должно было сдерживать противоречия между существующими классами. Однако представители данной теории считали, что с уничтожением классов отмирает и само государство. В современной теоретико-правовой науке относительно дальнейшего существования государства высказываются различные точки зрения. В то же время современные ученые единодушны в том, что государство будет существовать и в будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества. Современная практика показывает, что уже сегодня на смену единичному суверенному государству приходят различные объединения государств, существующие в форме различных международных сообществ, содружеств, союзов и т. д.

    Психологическая теория. Истоки ее были заложены в Древнем Риме (Цицерон), однако в качестве научно обоснованной теории она появляется лишь в конце XIX – начале XX в. Наиболее известными представителями данной теории являются профессор Петербургского университета Л. И. Петражицкий, английский ученый Д. Фрэзер, австрийский ученый З. Фрейд, французский социолог Г. Тард, русские ученые – Н. М. Коркунов и Ф. Ф. Кокошкин. Основная идея: возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностями индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Данная теория обращает внимание на то, что создание государства было обусловлено эмоциями и переживаниям человека, а не иными факторами (экономическими, военными и т. д.).

    Ирригационная (гидравлическая) теория. Эта теория была обоснована в начале XX в. немецким ученым К. Виттфогелем. Основная идея: в Древнем Египте вдоль реки Нил строились каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы могли выполнять люди, обладающие специальными навыками, которые и руководили ирригационным строительством, а впоследствии были первыми управленцами-чиновниками. Достоинством данной теории является то, что она была основана на реальных исторических фактах, однако она не учитывает факторы образования государств с иными климатическими условиями. В научной литературе выделяют и другие теории происхождения государства, такие, к примеру, как теория инцеста (К. Леви-Стросс), органическая теория (Г. Спенсер), расовая теория (Ф. Ницше), патримониальная теория (К. Л. Галлер) и др.

    8. Типология (классификация) государства. Понятие, основные подходы к типологии.Типология государств − совокупность существенных признаков государства, позволяющих отнести его к определенной группе государств в соответствии с тем или иным критерием. Классификация государств не является абстрактной конструкцией, не существующей на практике, так как она основывается на обобщении реально существующего материала исторического, социологического, экономического и иного характера, изучении общих признаков, свойств, сущности, процессов развития государств в современном мире.

    Формационный подход. Представителями данного подхода являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин и др. Формация представляет определенную ступень в развитии общества, которая отличается особым способом производства. Таким образом, важнейшим классификационным критерием в данном подходе выступают особенности экономических отношений (способа производства), свойственные для определенной ступени развития общества. Различают пять формаций (ступеней развития) общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует определенный тип государства. К таким типам государства можно отнести следующие.

    Рабовладельческий тип государства: первые государства возникли в IX–VII вв. до н. э. Характеризовался данный тип государства наличием частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, которые выступали в качестве вещей.

    Феодальный тип государства: впервые возник в Европе в VI–IX вв. (Англия, Франция, Германия, Россия, Чехия и Польша). Такой тип государства отличался тем, что экономической основой его выступала феодальная собственность на землю, которая укрепила экономическую зависимость крепостных крестьян от феодалов.

    Капиталистический тип государства: первые государства этого типа возникли в Европе и Северной Америке 200–300 лет назад. Этот тип государства характеризуется ростом промышленности и индустрии за счет свободного оплачиваемого труда рабочих и развитием производственных отношений, основанных на частной собственности и свободной конкуренции.

    Социалистический тип государства: появление данного типа государства связывали с осуществлением социальной революции, которую возглавляет рабочий класс для установления диктатуры пролетариата. Частная собственность запрещается законом и становится социалистической, что негативно отражается на развитии экономики.

    Цивилизационный подход. Представителем данного подхода является английский историк А. Тойнби, который полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государства. Под цивилизацией в данном случае понимается ступень развития духовной и материальной культуры. Таким образом, важнейшим классификационным критерием в этом подходе выступает культура в различных формах ее проявления, к которым можно отнести религию, мировоззрение, результаты интеллектуальной деятельности, особенности духовной жизни, общественный менталитет, историю, специфику географического местоположения, обычаи, традиции и иные социальные нормы, присущие конкретному обществу, образование, научно-технический прогресс и другие проявления духовной и материальной культуры. К сожалению, А. Тойнби типологию государства по цивилизационному подходу не разработал, что вполне объяснялось сложностью определения критериев типологии как цивилизаций, так и государств. Изначально он выделил около 100 самостоятельных цивилизаций, сократив их позднее до 20, доказав тот факт, что все цивилизации развиваются по спирали, так как имеют фазу зарождения, фазу расцвета и фазу упадка.

    Принято различать следующие виды цивилизаций:

    ‒ локальные, которые существовали в каком-либо конкретном месте (шумерская, эгейская);

    ‒ особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);

    ‒ древние, средневековые, современные;

    ‒ мировая (формируется на принципе глобального гуманизма).

    В теоретико-правовой науке фактически отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Однако если учесть, что религия является важнейшей составляющей цивилизации, частью культуры любого общества, то можно, на наш взгляд, использовать в рамках цивилизационного подхода классификацию государств, которая учитывает отношение государства к религии. На основании этого критерия можно выделить следующие типы государств.

    Светский тип государства. В таком государстве церковь отделена от государства (устанавливает режим взаимного невмешательства в дела друг друга), признается равенство конфессий, школа отделена от церкви, граждане освобождены от уплаты церковного налога и др. В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Россия является светским государством. Светскими государствами сегодня выступают Германия, Франция, все страны СНГ и др.

    Клерикальный тип государства. В подобном государстве признается равенство конфессий, однако одна из конфессий имеет статус государственной и обладает рядом привилегий, которые заключаются в том, что церковь получает от государства различные субсидии, может наделяться правом регистрироватьбрак, рождение, смерть, может принимать участие в реализации социальной политики, решении вопросов образования, здравоохранения и т. д. Клерикальными государствами сегодня являются Великобритания, Дания, Япония, Норвегия и др.

    Теократический тип государства. Для такого государства характерно то, что существует одна официальная религия, религиозные нормы носят характер законов, а глава государства является одновременно и высшим религиозным деятелем. Теократическими государствами выступают Иран, Пакистан, Марокко, Ватикан, Саудовская Аравия и др.

    Атеистический тип государства. В данном государстве религия запрещена законом, пропагандируется атеизм, церковь лишают собственности, в отношении священнослужителей и верующих проводятся репрессии. В настоящее время таких государств в чистом виде не встречается, даже там, где существует социалистический режим.

    Наряду с обозначенными ранее подходами классифицировать государства можно и по иным основаниям. К примеру, по доминирующему политическому режиму различают демократический, тоталитарный, авторитарный типы государства; по форме правления – монархический и республиканский типы; по форме государственного устройства – унитарный и федеративный.

    9. Политическая (государственная) власть как особая разновидность социальной власти: понятие, свойства. Государственная власть − это основная разновидность социальной и политической власти, реализуемая особыми методами, оказывающая определенное воздействие на общество посредством деятельности государственного аппарата (чиновников) и издаваемых ими юридически оформленных властных велений.

    К основным целям осуществления государственной власти можно отнести обеспечение стабильности и порядка в обществе, защиту его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Свойства

    1. Государственная власть является особой разновидностью социальной власти в обществе, которая носит ярко выраженный политический характер.

    2. Государственная власть носит универсальный характер, так как в отличие от иных разновидностей социальной власти она распространяет свое действие на все общество в целом.

    3. Государственная власть реализуется через деятельность государственного (бюрократического) аппарата.

    4. Государственная власть осуществляется различными методами. К основным из них следует отнести метод убеждения (например, через социальную рекламу происходит воздействие на сознание граждан), метод принуждения (меры юридической ответственности, меры пресечения и др.), методы стимулирования (к примеру, в рамках государственной политики реализуются определенные социальные программы (проекты) – «Доступное и комфортное жилье», «Материнский капитал», «Образование» и др.).

    5. Государственная власть должна быть легитимной и легальной (эти понятия не являются синонимами). Легитимность власти считается ее основным свойством. Изначально легитимность власти ассоциировалась лишь с ее законностью (XIX в., Франция). Однако позднее содержание данного термина существенно расширилось. Большой вклад в изучение легитимности как особого свойства власти внес немецкий ученый М. Вебер, который предложил свою типологию легитимности (традиционная, харизматичная, рациональная). употреблений.

    6. Государственная власть нуждается в идеологическом обосновании с целью оправдания ее властных велений, целей, методов, повышения ее престижа и авторитета. Идеологическое обоснование государственной власти тесно связано с идеологией, которая может обеспечить власти определенный авторитет. Идеология государственной власти должна опираться на исторические, социокультурные, национальные традиции общества и государства. Условно существующие идеологии государств в современном мире можно разделить на религиозные и светские. Религиозная идеология стремится придать власти таинственный, мистический и сакральный характер, внушая мысль о божественном ее происхождении и предназначении. Светская идеология опирается на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта