Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Понятие права. Основные концепции понимания права

  • Классовая, марксистско-ленинская теория

  • Историческая школа права

  • Интегративная (современная) теория

  • Правовое государство

  • Основы для формирования правового государства

  • 33. Норма права: понятие и классификация. Нормы-дефиниции и нормы-предписания: общее и особенное. Но́рма пра́ва

  • ТГП. 1. Теория государства и права предмет, структура и методы


    Скачать 424.27 Kb.
    Название1. Теория государства и права предмет, структура и методы
    Дата01.12.2021
    Размер424.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP.docx
    ТипДокументы
    #287856
    страница12 из 18
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

    Содержание


      [убрать] 

    • 1 История становления и развития

      • 1.1 Ранняя эпоха (Древняя Греция и Древний Рим)

      • 1.2 Период после Кодификации Юстиниана

      • 1.3 Возрождение римского права в Европе

      • 1.4 Эпоха Просвещения и до наших дней

    • 2 Правовые группы

    • 3 См. также

    • 4 Примечания

    • 5 Литература

    История становления и развития[править | править вики-текст]

    Ранняя эпоха (Древняя Греция и Древний Рим)[править | править вики-текст]


    Первоначальным этапом для романо-германской правовой семьи можно считать период с IX века до н.э. до около 532 года новой эры (до компиляции Юстиниана). В этот период начинает формироваться право Древней Греции, несколько позднее основные начала которого были переняты правом Древнего Рима (работа Комиссии Децемвиров по составлению Законов Двенадцати таблиц). В данный период происходит возникновение права у греческих полисов, смешанное с древним восточным правом, а впоследствии, высоко развитое благодаря римской цивилизации, римское право. Вплоть до принятия компиляции Юстиниана, римское право имело тысячелетнюю историю своего развития, выразившуюся в работе различных научных школ, правоприменительной практики и законодательной деятельности царей, Сената и императоров, а также наличием многочисленных правовых обычаев. Именно в этот период и зарождается правовой фундамент, для возникновения в будущем романо-германской правовой семьи.

    Непосредственно римское право прошло ряд последовательных стадий в своем развитии[2][3]:

    • Доклассическое римское право;

    • Классическое римское право;

    • Позднеклассическое римское право;

    • Послеклассическое римское право (начиная с принятия Corpus iuris civilis).

    Период после Кодификации Юстиниана[




    Юстиниан I —византийский император, при котором была произведена кодификацияримского права

    Следующим этапом для развития европейского права и семьи романо-германского права является период от 532 года новой эры, т.е. от компиляции Юстиниана до начала XIII века, когда стали возникать первые университеты в Европе. Данная эпоха характеризуется своеобразным ренессансом римского права в Константинополе при Юстиниане Великом в 534 году новой эры и затем последующим его распространением на западную часть бывшей Западной Римской Империи (к тому времени уже рухнувшей) путем издания так называемой Прагматической санкции в 554 году, содержавшей положение о том, что право Юстиниана распространяется и на Италию (в то время завоёванную Византией).



    Титульный листCorpus iuris ciuilis, издания 1607 года

    Дальнейшая история римского права на Западе вплоть до начала XIII века является предметом дискуссий. Единого мнения о том, как действовало римское право на Западе в этот период не существует. По доминирующему взгляду, римское право было утрачено и лишь в XII было возрождено Ирнерием в Болонье[4], по другому мнению (Томсинов В.А.) римское право никогда не исчезало и было в Западной Европе всегда[5], наконец по третьему мнению римское право не исчезало, а лишь по разному себя проявляло в зависимости от времени, региона и политической конъюнктуры[6][7].

    Именно данный период в истории романо-германской правовой семьи является ключевым, так как тот материал, из которого и возникло собственно романо-германское право, ещё не был создан, а только начинал формироваться именно в том виде в каком мы сейчас его имеем. Для данного периода характерно, что юридическая география современной Европы была довольно разнообразна. Единого европейского права не было, повсеместно существовало обычное право. На территории европейских государств применялись самые разнообразные обычаи, а также местные законы германских, славянских, нордических и иных племён. Системы правосудия также не существовало, то что было вместо неё, имело примитивный характер.

    Наконец, не предпринимались попытки систематизации действовавших на то время правовых норм. В судебных процессах господствовало обращение к сверхъестественному с применениеминквизиционной системы доказательств. В этот период право существовало лишь формально, его реальное действие не имело места. Правовой науки как таковой и преподавания права в университетах не существовало, кроме того не было и самих университетов[8]. Исключение составляли лишь монастырские школы, работавшие прежде всего для нужд церкви.

    Споры между частными лицами и социальными группами разрешались, по мнению Рене Давида, по закону сильного либо по усмотрению вождя[8]. Христианское население Европы той эпохи, основывалось на идеях братства и милосердия, чем на праве.

    Возрождение римского права в Европе[]




    Студенты Болонского университета, с которого началось формирование школы глоссаторов

    Следующая эпоха в развитии романо-германской правовой семьи началась с XIII века, когда в Европе стали возникать университеты (сначала Болонский[9]), на юридических факультетах которых изучалось римское право (так называемое Юстинианово право) в виде толкований текстов Юстиниановой компиляции. Данная школа вошла в историю как школа глоссаторов (от др.-греч. glossa — устаревшее или редкое слово), занимавшихся толкованием значения той или иной нормы старого Юстинианового права. Несколько позже школу глоссаторов сменила школа комментаторов (постглоссаторов). Именно данный период, с начала XIII века в Европе, и является рождением того, что впоследствии многие ученые-компаративисты называют романо-германским правом[10].

    Собственно континентальные европейские университеты и выработали ту первооснову единого европейского права, доминирующую сегодня, а именно приоритет писаного права — закона и прочих нормативных актов перед судебным решением (прецедентом)[11]. В дальнейшем, на рубеже Средневековья и Нового Времени, право стало выходить из европейских университетов, и завоёвывать всё большее значение в светской жизни европейских государств, впоследствии ставших национальными европейскими государствами со своими национальными правовыми системами, основанными на рецепции римского права.

    Наконец, была просто осознана сама необходимость в возвращении права, и его функций регулирования взаимоотношений как в церковной, так и в светской жизни. Одной из первых отраслей, остро нуждавшейся в таком порядке вещей была торговля и торговое право, особенно активизировавшееся со времени крестовых походов и роста европейских городов. Выработка нового правопорядка в торговой сфере, основанного на позитивном праве, была необходимостью для купцов того времени, в этом также были заинтересованы и власти, получавшие большие доходы от торговли.

    Именно в XIII веке произошло разделение между религией и правом. В данную эпоху право приобрело как практический, так и теоретический характер. Право стало объектом научного изучения в университетах, возникла средневековая корпорация ученых-юристов, имевших ученые степени в праве и преподававших правоведение.

    Тогда же наметилась тенденция разграничения права светского (римского) от права канонического, регулировавшего деятельность церкви, которая играла в ту пору огромную роль в средневековом обществе Европы. По мере дальнейшего развития общественных отношений менялось также и право, его система, роль и функции. Постепенно в европейских университетах приоритетное отношение к римскому праву стало меняться на такие принципы, которые выражали бы не только академические, но и рационалистические начала[12]. Начиналась новая эпоха в развитии европейского права и романо-германской правовой семьи — эпоха естественного права.

    Эпоха Просвещения и до наших дней[


    Следующий период в развитии романо-германской правовой семьи характеризуется сильным влиянием естественного права на правовую доктрину стран Европы и, как следствие этого, усиленное развитие законодательства в европейских странах икодификацией целых отраслей права.

    Данный период, начиная с XVII-XVIII веков, хотя и продолжается до настоящего времени, однако, претерпевает существенную трансформацию в последнее время. В рамках развития романо-германского права получилось так, что победившиебуржуазные революции, стали полностью отменять феодальное право и связанные с ним правовые институты. Именно в данный период закон стал основным источником романо-германского права. Была изменена доктрина отсутствияправотворческих функций у суверена. Впервые стало допускаться, что суверен может создавать право и пересматривать его в целом. Считалось, что эти полномочия даются суверену для закрепления принципов естественного права, однако он мог уклоняться от данной цели и даже использовать власть для изменения основ государственного и общественного строя, нисколько не заботясь при этом о естественных правах[13].

    Зародившийся класс буржуазии требовал чётких правил взаимоотношений между властью и гражданином, в том числе и между гражданами. Именно эта потребность и послужила мощным импульсом к развитию позитивного права — закона и законодательства в странах Европы, а затем и систематизации позитивного права в целях упорядочивания.

    Одним из достижений европейской науки того времени стало создание сложнейших юридических документов путём систематизации норм одной отрасли, а именно кодифицированных актов. Кодификация позволила упорядочить действующее законодательство, избавиться от изживших себя архаизмов. Она способствовала преодолению существовавшего феномена партикуляризма, то есть избавлению от дробности права, множественности всевозможных обычаев, разрыва между правовой теорией и практикой[14]. Именно с этого времени окончательно оформилась романо-германская правовая семья. Во многих странах Европы были проведены кодификации законодательства, среди которых следует выделить две важнейшие гражданско-правовые кодификации: во Франции в 1804 году — Кодекс Наполеона и в Германии в 1896 году — Германское Гражданское уложение. Именно данные кодификации и повлияли на дальнейшее развитие европейского права, создав при этом две разные системы: институционную в Кодексе Наполеона, и пандектную в Германском Гражданском Уложении. При этом надо сказать, что Германское Гражданское Уложение повлияло на развитие российской национальной правовой системы, где и сегодня Гражданский кодекс России имеет пандектную систему.

    Франция и Германия являются системообразующими национальными правовыми системами в романо-германской правовой семье. Именно по ним и разделяется романо-германская правовая семья на две большие группы стран: группа романского и группа германского права. Связано это с мощной юридической наукой и практикой в данных странах, оказавших значительное влияние на развитие национальных правовых систем других государств Европы.

    31. Понятие права. Основные концепции понимания права

    Право - очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права. К ним относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естествен­но-правовая, историческая, марксистская и интегративная.

    В нормативистскойконцепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существова­ние нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный пра­вопорядок.

    Положительными чертами данной концепции являются:

    а) выделяется и подчеркивается основное свойство права - его норма­тивность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблю­дение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения.

    Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, яв­ляясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправед­ливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать уста­ревшие и т.д.

    Социологическая концепция возникла во второй половинеXIXвека, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики.

    Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы - всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, админи­страторы — государственные чиновники, сами граждане.

    Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, ре­альное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

    Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учет юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпе­тентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб сла­бому.

    Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

    Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утвер­ждал, что право – это эмоции, "обязательственно-притязательные пережива­ния", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и от­ношение к нему в этом психологическом состоянии.

    Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регули­рование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и пре­ступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

    Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произ­вол, самосуды, использование психологии толпы.

    Согласно теории естественного права, каждому человеку, с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие чело­веку права и свободы находят свое выражение в праве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения - нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

    Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

    Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с соци­альными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

    Недостаток теории выражается в односторонности права, его принад­лежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам дру­гих классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

    Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что:

    1) право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

    2) право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

    Достоинствами данной теории состояли в том, что, во-первых, впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Во-вторых, показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя. В-третьих, справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

    Недостатки данной теории состояли в том, что, во-первых, данная теория отрицала естесственные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены. Во-вторых, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

    Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допус­кает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права челове­ка, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновре­менно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, дру­гими обстоятельствами.

    Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все ос­новные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.


    32. Правовое государство: понятие и условия формирования.

    В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

    Правовое государство характеризуется тем, что:

    1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

    2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

    3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

    Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

    Выделяют следующие признаки правового государства:

    1) народный суверенитет;

    2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

    3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

    Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

    Принципы правового государства:

    1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

    2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

    3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

    4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

    5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
    33. Норма права: понятие и классификация. Нормы-дефиниции и

    нормы-предписания: общее и особенное.

    Но́рма пра́ва — это всеобщее, узаконенное государством и выраженное в письменной форме правило, исполнение которого обеспечивается институтом принуждения и воспитания граждан соответствующего государства. Из нормы права вытекают права, обязанности и ответственность участников соответствующих правоотношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права обладает признаком целостности и не может противоречить сама себе.

    Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.

    Правовые нормы имеют следующие признаки

    1. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

    2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали и нравственности.

    3. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

    4. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

    5. Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18


    написать администратору сайта