Фомин Культурология Глава 1. 1. теория культуры
Скачать 80.39 Kb.
|
Основными компонентами предмета культурологии являются:онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; морфология культуры, формирование структуры культурного пространства, раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность. анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации; антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; социология культуры представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; социальная динамика культуры представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; историческая динамика культуры представления об эволюции форм социокультурной организации; прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны от простого противопоставления природе до дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫКультура (от лат. colere-cultura возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».Культуру можно представить в единстве трех ее непрерывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности, степени развития личности. Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез. Понятие «культура» имеет множество оттенков смысла. Обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952 г.) подсчитали, что с 1871 по 1917 гг. было дано всего семь определений культуры (первое – Э. Тайлора), а за последующие тридцать лет в научный оборот введено еще сто пятьдесят семь. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже двести пятьдесят определений. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления. «Культура» в современном социогуманитарном знании – открытая категория. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». В современной культурологии культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих». Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимых действий. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. В ХХ в. стало совершенно очевидным, что культура, во всех своих масштабных модификациях – от культуры личности до культуры человечества, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи,является целостным и самоорганизованным образованием, т.е. системой, причем системой функционально и исторически развивающейся в силу связей с природой и обществом. |