Главная страница
Навигация по странице:

  • 40.Проблемы и сущность социального прогнозирования и его научные методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование , сценарии будущего, экспертные оценки).

  • 41.Проблемы национальных и религиозных отношений на современном этапе. Толерантность. Социально-политические значение Ассамблеи народов Казахстана.

  • 42.Категории единичного, особенного, всеобщего.

  • 43.Проблема, гипотеза и теория как формы развития науки.

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница10 из 36
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   36

    39.Предмет задачи социальной экологии.

    Социальная экология - область знаний, изучающая различные аспекты взаимодействия об-ва и природы (в этом же смысле иногда говорят об экологии человека, глобальной экологии и т. д.). В эпоху научно-техническай революции обмен веществ между человеком и природой все более опосредствуется создаваемыми человеком техническими средствами и системами, вследствие чего усиливаются процессы обособления человека от природы. Наряду с существующими возникают и развиваются новые формы вовлечения естественных ресурсов в производственную деятельность, к-рая становится мощным фактором, влияющим на состояние биосферы и в ряде моментов сопоставимым с действием геологических сил. В результате хозяйственная деятельность человека все более оказывает прямое и побочное влияние на химический состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, Мировой океан И'Т. д< Следствиями этой деятельности являются эрозия и истощение почв, зат грязнение водоемов, уменьшение зяа пасов пресной воды, а также невозобновимых сырьевых и энергетически» ресурсов, выделение в биосферу не перерабатываемых биологически и токсичных отходов, воздействие антропогенных, особенно урбанизированных» ландшафтов, влияние экологические факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций и т. д. Совокупный их результат подчас оказывается настолько внушительным, что о нем говорят как об экологическом кризисе. Разрабатываемые буржуаз-; ными теоретиками различные концепции этого кризиса большей частью игнорируют связь наз. явлений с глубинными социально-классовыми условиями. Марксистская теория видит ии социальные истоки прежде всего в особенностях капиталистического способа производства с присущими ему стихийностью, анархией и антагонизмом производственных отношений. Свойственная буржуазному об-ву система ценностей, определяющих деятельность человека и его ориентацию в мире, характеризуется хищническим отношением к окружающей среде. В условиях этого об-ва невозможно выработать достаточно эффективные механизмы рациональной регуляции обмена веществ между об-вом и природой, к-рые позволяли бы учитывать и экономически оценивать наряду о прямыми побочные последствия хозяйственной деятельности человека. Социализм создает предпосылки для того, чтобы поставить обмен веществ между человеком и природой под обЧ шественный контроль прежде всего путем ликвидации частной собственности на средства, производства, на землю и др. естественные ресурсы. В условиях социализма осуществляется целенаправленная государственная политика в сфере охраны окружающей среды я рационального использования природных ресурсов, к-рая включает как оптимизацию с экологической т. зр. существующих и вновь создаваемых предприятий и тезсноло-, гических процессов, так и проведение комплекса специальных экономических мероприятий. В отличие от капиталистических стран» где экологические мероприятия неизбежно носят частичный, ограниченный характер, социалистический общественный строй позволяет осуществить комплексные долгосрочные программы, направленные на сохранение и улучшение среды обитания, на преодоление и предотвращение отрицательных экологических последствий научно-технического прогресса. Сохранение окружающей среды является одной из важнейших глобальных проблем современности, а потому для ее решения требуется тесное сотрудничество всех стран и народов мира.

    40.Проблемы и сущность социального прогнозирования и его научные методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование , сценарии будущего, экспертные оценки).
    МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ - основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений). Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления (прежде всего, экспертные оценки).В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т. д., вплоть до строго формализованных математич. моделей-уравнений). Все три способа выделяются условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении. Любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.

    Все методы прогнозирования (а их только в соц. прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различн. комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным - напр., прогноз по аналогии (логич. экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитич. или синтетич. характера. Практически в арсенал М.с.п. входят все методы социологич. исследований - изучение документальных источников и литературы, включенное и стороннее наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и экспостфактум, моделирование схематич. и математическое. Многие методы относятся к интернаучным, применяемым в ряде научн. дисциплин - напр., методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Некоторые методы являются частнонаучн., т.е. относятся лишь к к.-л. одной научн. дисциплине - напр., опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.

    41.Проблемы национальных и религиозных отношений на современном этапе. Толерантность. Социально-политические значение Ассамблеи народов Казахстана.

    В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана. Народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство.

    Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.

    Казахстан, на территории которого мирно сосуществуют представители более 130 национальностей, 3 тыс. религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий, идеально подходит для проведения Съезда мировых религий. На протяжении многих столетий территория Великой степи отличалась мирным сосуществованием многих народов, которые исповедовали разные религии - тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам. С древних времен и до наших дней казахская земля выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой, она и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий.

    За долгие годы в стране накоплен уникальный опыт мирного проживания разных народов, и к нему все чаще и чаще обращают свое внимание другие государства мира. Становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества во многом способствовала Ассамблея народа Казахстана - уникальный институт, деятельность которого направлена на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия.

    Идея создания Ассамблеи народа Казахстана, отметившей в 2005 году свое десятилетие, была выдвинута Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым на I этническом форуме страны в 1992 году, выступая на котором Глава государства подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние - дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».

    Сегодня Ассамблея народа стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечившим неукоснительное соблюдение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Определяя свои приоритетные направления, Ассамблея народа Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народа и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества.

    С годами возрос международный авторитет этой организации. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, назвавший Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств», считает, что «благодаря деятельности Ассамблеи народа Казахстана разнообразные этнические, культурные, религиозные группы, составляющие великую нацию, могут участвовать в процессе принятия важных решений, влияющих на их жизнь».

    Конкретными акциями Ассамблеи по обеспечению условий для развития культур и языков, проживающих в Казахстане этносов, являются проведение фестивалей народов Казахстана, фестивалей языков, смотров-конкурсов учащихся воскресных школ на знание государственного и родных языков, международных и республиканских научно-практических конференций и семинаров по вопросам языковой политики, «круглых столов», посвященных актуальным проблемам этнокультурного развития.

    Во многих областях и городах республики открыты этнографические музеи различных народов, проживающих на территории Казахстана, а такие народы как уйгуры, немцы, корейцы и узбеки имеют свои национальные театры. Почти в каждом национально-культурном объединении имеются свои, уже известные даже за рубежом, художественные этнографические коллективы.

    В мае этого года Парламент РК принял ряд конституционных поправок, существенно меняющих роль всей представительной ветви власти. Одно из важнейших нововведений конституционной реформы - увеличение числа депутатов в Мажилис Парламента до 107 человек, 9 из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана. Этот шаг, несомненно, поднимает роль Ассамблеи на более высокий уровень.

    Кроме того, введение специальных мест для Ассамблеи путем увеличения количества депутатов дало возможность представительства в Парламенте наиболее крупных этносов, проживающих на территории Казахстана.

    Таким образом, созданная в Казахстане при непосредственном участии Ассамблеи народа Казахстана образовательная, культурная и языковая среда для всех этнических меньшинств, наличие информационно-культурных объектов, расширяющиеся международные связи вносят свой посильный вклад в общее дело общественно-политического и культурного развития Казахстана.

    42.Категории единичного, особенного, всеобщего.

    Нет повторений в жизни и в истории: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно. События бывают сходными, подобными, но не абсолютно тождественными. Повторное событие отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, стало быть, в новых условиях, накладывающих на него свой отпечаток. Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пуш-кин, Москва, Солнце, Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка. Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Все звезды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого. То же можно сказать про минералы, растения, животных и т.д. Общее — это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т.д. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное к понятию «человек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Тот или другой предмет приобретает конкретную форму своего существования в зависимости от того процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным. Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности. Единичное умирает, но род живет. Вместе с тем единичное служит предпосылкой общего. Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего правила, будь то рождение нового биологического вида, новых общественных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Единичное, будучи вначале случайным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, приобретая власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее превращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, пребывания, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеиваются и исчезают, взаимно погашая друг друга» дают среднюю равнодействующую, общую закономерность. Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Таким образом, особенное богаче общего и единичного.

    43.Проблема, гипотеза и теория как формы развития науки.

    Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.

    Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы (этот этап называется проверкой гипотезы). К критериям обоснованности гипотезы относят такие условия как:

    - принципиальная проверяемость гипотезы (возможность опытным путем проверить истинность положений гипотезы, даже если наука сегодняшнего дня еще не располагает техническими средствами для опытного подтверждения её идей);

    - совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, а так же с утвердившимися теоретическими положениями;

    - «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

    Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотезы играют и логические критерии истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

    Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам. Например, классическая механика может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса («вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется»), тогда как другие законы, в том числе известные каждому студенту законы динамики Ньютона, являются конкретизациями и дополнением основного принципа. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется исследуемая связь. Обобщая факты и опираясь на них, теория согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие. В истории науки нередки случаи, когда теория и ее отдельные положения отклоняются научным сообществом не в связи с противоречием фактическому материалу, а по причинам мировоззренческого характера.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   36


    написать администратору сайта