Главная страница
Навигация по странице:

  • 45.Г.Гегель «Энциклопедия философских наук». Т.З. «Философия духа».

  • 46.Вера, сомнение , знание .

  • 47.Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах. Ранние формы учения об элементах (теория флогистона, ятрохимия идр.)

  • Прогнозирующая роль периодической системы, показанная ещё самим Менделеевым, в XX веке проявилась в оценке химических свойств трансурановых элементов.

  • 48.Философия Древнего Востока. Общение и особенное между древнеиндийской и древнекитайской философией. Буддизм о четырех благородных истинах. Конфуций о трех основах правления.

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница11 из 36
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   36

    44.Культура и цивилизация , их взаимосвязь и различие . Критика учения А. Тойнби.

    Общественный прогресс и его критерии Первые теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, когда на историческую арену вышла буржуазия, олицетворяющая общественный прогресс. В 17 веке Вико выдвинул идею О.П., однако в целом его учения предполагает не бесконечное развитие общества, а общественный круговорот. Тюрго, Кондорсе, Гельвеций рассматривают всемирную историю как прогресс человеческого разума, который развивается через науки и просвещение (экономические аспекты прогресса не интересовали). Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы, а венцом исторического развития является конституционная монархия. Арнольд Тойнби заменяет теорию общественного прогресса «теорией цикличности». История человечества распадается на историю 21 цивилизации, которые внутренне не связаны между собой. Каждая из них проходит этапы возникновения, роста, надлома и гибели, то есть о прогрессе можно говорить в рамках одного замкнутого. Движущей силой каждой цивилизации является «творческое меньшинство», обладающее мистическим порывом. Шпенглер в «Закате Европы» отрицает исторический прогресс. История распадается на ряд замкнутых циклических «культур». Прогресс – поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Марксизм представляет прогресс как чередование ОЭФ, где новая формация – высшая ступень. Предпосылкой и основой общественного прогресса служит ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ при переходе от старого уровня общества к новому. Критерий общественного прогресса – точки зрения: разум; производительность труда или ПС; СП; отвергают общефилософский критерий, считая понятие прогресса оценочным суждением; человек, его положение в действительности; уровень гуманизации общества, степень свободы личности, удовлетворения ее потребностей, состояние здоровья. История не имеет конца в социальном смысле слова, то есть нельзя сказать, что вот конечная остановка истории. Исторический процесс – это бесконечный процесс – континуум.

    45.Г.Гегель «Энциклопедия философских наук». Т.З. «Философия духа».

    Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Иенском, а с 1818 - в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. В целом философия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом к-рой был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др. - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем. буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Эта двойственность получила выражение во всех произв. Г., в т. ч. и в «Феноменологии духа» (1807). Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме, «ухватывает сущность труда», т. е. мн. важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как «результат его собственного труда» (Маркс), а следовательно, догадывается о нек-рых реальных закономерностях истории. Г. обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г. - тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. (сжато изложенного в «Энциклопедии философских наук», 1817) состоит в следующем. В основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании, В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категории; 2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит, однако, обоснованием единства законов внешнего мира и мышления; он направлен против агностицизма Канта. Исключительно велик вклад Г. в теорию познания; в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений. Идеализм философии Г., а также его буржуазная ограниченность противоречили его собственным диалектическим идеям: признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики, примирение с существующим и оправдание его, признание прусской монархии венцом развития об-ва, националистические предрассудки и т. д. Философия Г. сыграла большую роль в формировании марксизма, к-рыи взял самоа ценное в ней - диалектику, переработав ее в строго научное учение о развитии природы, об-ва и мышления. Марксизм высоко оценивает борьбу нем. философа с агностицизмом, его историзм, веру в силы и способности человеческого разума, его логическое учение, в к-ром он сумел угадать связи реального мира и важные закономерности теоретической я практической деятельности. Философия духа Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для себя бытия» (1.3.32). Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая – «субъектный дух» – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию, психологию. Вторая ступень «объективный дух» – человеческое общество и три его главных формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень – «абсолютный дух» – включает искусство, религию и философию. «Философия духа» – труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» (1.3.41). действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков. События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из степеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остается за пределами прогресса, являются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то и финиш ее на Западе. Здесь осуществляется абсолютная цель мира. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается но и структурируется материал

    46.Вера, сомнение , знание .

    Знание претендует на адекватное отражение действи­тельности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реаль­ного мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказа­тельства. Знание рассматривается как результат познавательной деятель­ности. С глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и по­зволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объек­тивностью и универсальностью. В отличие от веры, которая есть созна­тельное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание претендует на общезначимость. Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и эле­мент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосред­ственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоя­нии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро. Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и вы­ступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения зна­ния и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера осно­вывалась на авторитете догматов и традиции. Считалось необходимым по­знать в свете разума то, что уже принято верой. «Верую, чтобы познать». Ему вторит хри­стианское: «Блажен не видящий, но знающий». Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, экономики. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досозна-тельная связь субъекта с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образ­ным фантастическим восприятием мира. Религия— это вера в сверхъ­естественное. М. Полани отмечал, что «вера была дискредитирована настолько, что по­мимо ограниченного числа ситуаций, связанных с исповеданием рели­гии, современный человек потерял способность верить, принимать с убежденностью какие-либо утверждения, что феномен веры получил ста­тус субъективного проявления, которое не позволяет знанию достичь все­общности»5. Однако сегодня, по его мнению, мы снова должны признать, что вера является источником знания и что на ней строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллек­туальная страстность, наследование тех или иных образцов и эталонов культуры — все это опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз спо­собен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке на­боров аксиом, постулатов и принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддаю­щееся познанию. Феномен веры, имея религиозную, гносеологическую и экзистенциаль­ную окраску, может выступать как основа саморегуляции человека. Самосо­знание каждого индивида имеет своим неотъемлемым компонентом экзис­тенциальную веру в себя, в факт существования окружающего мира, лич-ностно значимых ценностей: дружбы, любви, справедливости, благород­ства, порядочности и т.п. Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах: как самопознание и как саморегуляция. Установка «познай самого себя», которую, согласно легенде, провозгласил дельфийский оракул и которую Сократ сделал основным принципом своей философии, может работать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить основой саморегуляции или же ее антипода — самоде­струкции. Это подчеркивает, как тесно связаны самопознание и саморегуля­ция. Зачастую в интроспективном плане самопознание и саморегуляция как будто сливаются в едином феномене — в общении с самим собой. .Однако существуют достаточно определенные отличия самопознания и саморегуля­ции. Если самопознание всегда происходит в состоянии явного осознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее состояние, которая обеспечивает его «прозрачность», то саморегуляция, наоборот, совершается как бы перед порогом сознания. Это то «тайное брожение духа», о котором говорил Гегель, противопоставляя его процессу познания. Саморегуляция всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий, неудовлетво­ренности собой, внутреннего дискомфорта, т.е. тогда, когда самопознание затруднено. Можно сказать, что заинтересованное в себе самопознание, со­риентированное на психотерапевтический эффект, и есть частичная саморе­гуляция. Считается, что саморегуляция не приводит ни к чему новому, а лишь позволяет «разобраться в своем состоянии», «упорядочить свои переживания», «сориентироваться в себе». Чтобы саморегуляция имела конструктивный эф­фект, она должна опираться на духовные опоры веры, которые особенно востребуемы в условиях нестабильного и неравновестного мира.

    47.Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах. Ранние формы учения об элементах (теория флогистона, ятрохимия идр.)

    Периоди́ческая систе́ма хими́ческих элеме́нтов (табли́ца Менделе́ева) — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году.

    Периодическая система Д. И. Менделеева стала важнейшей вехой в развитии атомно-молекулярного учения. Благодаря ей сложилось современное понятие о химическом элементе, были уточнены представления о простых веществах и соединениях.

    Прогнозирующая роль периодической системы, показанная ещё самим Менделеевым, в XX веке проявилась в оценке химических свойств трансурановых элементов.

    Разработанная в XIX в. в рамках науки химии, периодическая таблица явилась готовой систематизацией типов атомов для новых разделов физики, получивших развитие в начале XX в. — физики атома и физики ядра. В ходе исследований атома методами физики было установлено, что порядковый номер элемента в таблице Менделеева (атомный номер) является мерой электрического заряда атомного ядра этого элемента, номер горизонтального ряда (периода) в таблице определяет число электронных оболочек атома, а номер вертикального ряда — квантовую структуру верхней оболочки, чему элементы этого ряда и обязаны сходством химических свойств.

    Появление периодической системы открыло новую, подлинно научную эру в истории химии и ряде смежных наук — взамен разрозненных сведений об элементах и соединениях появилась стройная система, на основе которой стало возможным обобщать, делать выводы, предвидеть.

    Ятрохимия, устар. иатрохимия (от др.-греч. ἰατρός — врач) — направление химической науки XVI и XVII вв., стремившееся поставить химию на службу медицине. Главная цель — приготовление лекарств.

    Зарождение и развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии и Нидерландах, связано с деятельностью Парацельса, Я. Б. ван Гельмонта (1580—1644), врача и анатома Ф. Боэ (Сильвиуса, 1614-72), сформулировавшего основные положения ятрохимии и открывшего при Лейденском университете первую химическую лабораторию для анализов.

    Представители ятрохимии уделяли особое внимание изучению процессов пищеварения, а также половых и других желёз; различали «кислотные» и «щелочные» болезни. По существу, ятрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной патологии. Критикуя ятрохимию, Р. Бойль указывал, что химия имеет самостоятельную задачу «определения состава веществ, что позволит обогатить и медицину». Сыграв положительную роль в борьбе с догмами схоластической средневековой медицины, ятрохимия во 2-й половине XVIII-го века перестала существовать как в химии, так и в медицине.

    Флогисто́н (от греч. φλογιστός — горючий, воспламеняемый) — в истории химии — гипотетическая «сверхтонкая материя» — «огненная субстанция», якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении.

    Термин введён в начале XVIII века Иоганном Бехером и Георгом Шталем в 1703 году для объяснения процессов горения. Флогистон представляли как невесомую жидкость, улетучивавшуюся из вещества при сжигании. В то время считалось, что металл — это соединение «земли» (оксида металла) с флогистоном, и при горении металл разлагается на «землю» и флогистон, который смешивается с воздухом и не может быть отделён от него. Открытое позже увеличение массы металла при прокаливании стали объяснять отрицательной массой флогистона. Способность выделять флогистон из воздуха приписывали растениям.

    48.Философия Древнего Востока. Общение и особенное между древнеиндийской и древнекитайской философией. Буддизм о четырех благородных истинах. Конфуций о трех основах правления.

    В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия. Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями. Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм. Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я". Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира. Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении. В древнекитайской школе выделяют шесть школ: конфуцианство; моизм; школа закона; даосизм; школа "инь-янь" (натурфилософы); школа имен. Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность. Советы, или заповеди Будды известны как «четыре великие (в другом переводе — благородные) истины»: 1) страдание, 2) причина страданий, 3) избавление от страданий, 4) путь, ведущий к этому избавлению (освобождению), — и истолковываются следующим образом. 1. Первая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. 2. Вторая истина говорит, что причина боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений. 3. Третья истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и желаний. 4. И наконец, четвертая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   36


    написать администратору сайта