1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
Скачать 1.79 Mb.
|
31.Социальная философия. Взаимодействие социальной философии с общественными гуманитарными науками. Социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Предмет социальной философии.Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них. 1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. 2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук. Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества. Соотношение социальной философии с другими общественными науками носит диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социальной философии на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т.д., обусловлено прежде всего тем, что социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса. 32.Национальная идея. Ее стабильность и отличие от идеологии. В настоящее время, в условиях всё более глобализирующегося мира, необходимость выдвижения национальной идеи становится всё более актуальной задачей, стоящей как перед государством, так и перед всем казахстанским обществом в целом. Реализация задач, заложенных в стратегии развития Казахстана в XXI веке, требует консолидации всего общества вокруг определенных идей и парадигм общественного развития, которые могут составить основу национальной идеи. В этом смысле национальная идея должна способствовать достойному вхождению Казахстана в глобальный мир, оптимальному участию нашей республики в сложных глобальных процессах. Реализация национальной идеи должна стать адекватным ответом на современные вызовы глобализации с тем, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное и динамичное развитие государства. Программу Президента Н.Назарбаева «Казахстан 2030» в этом плане можно рассматривать как попытку выдвижения национальной идеи сверху, со стороны политической элиты. Общество же зачастую видит национальную идею в обращении к своим духовным корням, причём как религиозным, так и этническим. Однако уважая свою многовековую историю и испытывая по отношению к ней чувство гордости, индивид зачастую не находит в прошлом нужных примеров, способных повлиять на развитие современных отношений и составить программу на будущее. Следовательно, поиск путей построения национальной идеи следует направлять не в прошлое, а в настоящее. Для многих развивающихся стран (Бразилия, Мексика, Индия и пр.) одной из важнейших составляющих национальной идеи является стремление к политической и экономической модернизации общества. В том числе и в Казахстане Президентом на первый план была выдвинута мысль о модернизации государства через использование идеи конкурентоспособности. Это можно связать с тем, что успешные преобразования в экономической сфере стали залогом дальнейшего поступательного развития всего казахстанского общества. При этом повышение конкурентоспособности нашей страны было представлено как одно из важнейших условий полноценного и гармоничного вхождения республики в процесс современного глобального развития. Такая заявка Казахстана на вхождение в число наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира выглядит вполне оправданной, учитывая, что достижение конкурентоспособности через всестороннюю модернизацию и консолидацию вокруг этой идеи всего общества было и продолжает оставаться ключевым ориентиром для развития многих транзитных стран. Но сама по себе необходимость формирования национальной идеи автоматически не приводит к ее формулированию. Ряд исследователей отмечает: «Осознание потребности иметь национальную идею со стороны государства или какой-либо социальной группы, даже обладающей властным ресурсом, или со стороны общества в целом — важный момент, способствующий её формированию, но сама возможность иметь национальную идею укоренена глубже и связана не столько с субъективной потребностью в её наличии, сколько с объективными условиями, в которых функционирует общество». Мировой опыт свидетельствует о том, что во все времена появление подлинной и действенной национальной идеи было нужно для мобилизации населения той или иной страны на прорыв. Это является основополагающим и в этом контексте единственным историческим смыслом существования национальной идеи в качестве системообразующего цивилизационного феномена. . По мнению казахстанских политологов, «в полиэтнических обществах, а казахстанское общество именно таково, национальная идея не может быть идеей какого-либо одного этноса. Но национальную идею нельзя сконструировать и из совокупности национальных идей множества этносов. Национальная идея с самого начала должна быть общенациональной, гражданской. Но в этом и состоит самая значительная проблема: как сформулировать общенациональную идею, не сводимую ни к национальной идее отдельных этносов, ни к сумме их национальных идей. Сложность формулирования национальной идеи в Казахстане заключается именно в необходимости одновременного синтеза возможностей, чаяний и надежд всех этнических групп и превращения этого широкого спектра идей в единую общенациональную идею». Несмотря на то, что наша республика выделяется на всем постсоветском пространстве самой высокой стабильностью в плане межэтнических отношений, эта стабильность сформирована ещё с советских времён и пока не стала национальной идеей в полном смысле этого слова. 33.Концепция «информационного общества». Следует особо рассмотреть тот элемент внешней среды обитания человека, который к настоящему времени получил наибольшее развитие и влияние на все сферы человеческой деятельности и индивидуальной жизни. Мы говорим об информационной среде обитания человека. Эта среда формируется в сознании комплексом внешних источников информации, через каналы восприятия поступающих к человеку. Существует множество подходов к классификации и определению способов восприятия и отображения внешней среды. Эта система зависит от множества факторов и условий. Прежде всего, это уровень интеллектуального и умственного развития, система внутренних моральных ценностей и нравственных установок, индивидуальные особенности органов чувств, эмоциональные особенности, настроение в конкретный момент времени, личные навыки умственной деятельности и физиологические реакции организма на внешние раздражители. Поэтому существующий термин "отражение" применительно к сознанию не вполне уместен, поскольку каждое сознание имеет свою "кривизну", особенности. В ходе бурного научно технического прогресса в области электронных средств передачи и обработки информации, программирования последовательно, в течение нескольких десятилетий прошли три этапа развития информационной среды – создание корпоративных информационных сетей, создание единой общенациональной технотронной информационной среды и их последующее интернациональное объединение по признакам общности общественно-государственного устройства различных стран. Темпы развития информационной среды бурно растут и приобрели глобальный масштаб. Человечество вступает в новый период развития информационной среды обитания, а с ней и в новый период своей истории. Общественное бытие человечества в настоящее время характеризуется переходом в новое качество – глобализацией социальных процессов на основе применения новейших информационных технологий. Борьба с глобализацией бессмысленна, этот процесс объективен. Вопрос лишь в том, каким путём пойдёт глобализация – установлением всемирного господства транснациональных корпораций с целью их дальнейшего обогащения, или по пути консолидации всего человечества на сохранение и развитие среды обитания, совместного решения всех научно-технических, хозяйственных и социальных задач. Технический прогресс коснулся и средств массовой информации. На этой основе новое социальное явление – информационные технологии в социуме, в том числе, политические технологии получили свое дальнейшее развитие. Основное их содержание мы рассмотрели в предыдущих разделах. Здесь мы суммируем ранее поднятые проблемы. Итак, основным информационным достижением человечества следует считать Интернет. Его существование накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь общества, поскольку информация перестала быть монополией государства или корпоративных группировок. Интернет доступен каждому пользователю, а сам доступ относительно дёшев и прост. 34.Философия экзистенциализма и ее разновидности. Ж.П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм». Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным(Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.). Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Принципы экзистенциализма. 1. Приминительно к человеку,существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по-ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. 2. Существование человека-это свободное существование. Свобода подразумевается не как "свобода духа",а "свобода выбора",которую никто не может отнять у человека. 3. Существование человека включает в себя ответственность. Ответственность не только за себя,но и за окружающих. 4. Временное и конечное существование. Человеческое существование-это бытие обращённое в смерть. Содержание учения.Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля:Экзистенциальная философия — это философия бытия человека Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция (вопрос существования человека). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией(сущность человека). Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека.В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. 35.Герменевтика и структурализм как методы научного исследования. Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры. Структурализм. Структурализм, буквально, в переводе, означает: "учение о структуре". В качестве теории структурализм возник в 20-е годы ХХ столетия и представляет собой междисциплинарное направление, получившее, впоследствии, философскую интерпретацию. Главная цель структурализма - выявление структуры как совокупности отношений, остающихся неизменными при различных трансформациях. В противовес историзму, который рассматривает развитие как процесс разворачивания во времени некой исходной неизменной сущности, структурализм утверждает, что, имея правила преобразований, можно из исходной структуры получить множество объектов. И наоборот, существующее многообразие может быть сведено к исходным структурам. Важнейшей чертой структурализма является его связь с семиотикой как наукой о знаках. Считая любую культуру знаково-символическим оформлением действительности, представители структурализма пытаются вскрыть скрытые механизмы знаковых систем, которые и выступают в качестве закономерностей культурного процесса. История культуры в структурализме представляет собой периодически происходящие "перестройки" глубинных структур культуры. Зародившись в лингвистике, структурализм показал свою плодотворность в антропологии, фольклористике, социологии. Наиболее известными представителями структурализма считаются К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко. В начале 70-х годов структурализм перешёл в стадию постструктурализма. Этапы развития структурализма. В становлении и развитии структурализма выделяют такие этапы:
Метод структурного анализа. Метод структурного анализа включает в себя следующие процедуры:
|