1. Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах бытия
Скачать 259.5 Kb.
|
- идеализм - дуализм - монизм # 253. Методологический принцип, поставивший в центр изучения проблему человека: - антропология + антропоцентризм - эволюционизм - космоцентризм # 254. Правильное утверждение: - философия - универсальное учение + философия - учение об универсальном - философия - учение об универсалиях - философия - учение об универсальности # 255. Понятие, выражающее объективную, необходимую, всеобщую, повторяющуюся связь между явлениями: + закон - отношение - взаимодействие - причина # 256. Предметом логики выступает: - бытие - познание + мышление, его законы и формы организации - ценности # 257. Определение мировоззрения: - принцип жизни + совокупность взглядов, убеждений, представлений о мире и месте человека в мире - имидж человека - объективная, материальная основа жизни # 258. Центральной проблемой данного учения выступает понятие ценности: + аксиология - экономика - гносеология - буддизм # 259. Компонент в структуре мировоззрения, включающий себя идеалы, убеждения, верования, нормы: - познавательный + ценностно-нормативный - морально-волевой - практический # 260. Принцип антропоморфизма подразумевает: + наделение природного и мифологического мира свойствами и качествами, характерными для человека - приобретение человеком качеств мифологического существа - изучение строения организма человека - зависимость бытия человека от условий окружающей среды # 261. Функция философии, состоящая в определении общих правил и принципов познавательной деятельности: - мировоззренческая + методологическая - критическая - аксиологическая # 262. Философия есть "эпоха, отраженная в мышлении". Данное высказывание принадлежит: - Кант + Гегель - Маркс - Гераклит # 263. Философское учение о действии: - онтология - антропология + праксиология - этика # 264. Философское учение, утверждающее в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций: - дуализм - монизм + плюрализм - идеализм # 265. Неверное утверждение: - миф - это определенный способ освоения реальности + миф - это вымысел, мнимость, заблуждение - миф выражал принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживал и санкционировал определенные нормы поведения - миф отражал специфику мировоззрения данной эпохи # 266. Особый род сущего, высшая ступень живых организмов, творец культуры и исторического развития: - бог + человек - разум - логос # 267. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, в котором в знаковой форме выражены объективные связи и свойства мира: + знание - философия - мудрость - опыт # 268. Маркс кратко раскрыл сущность диалектико-материалистического понимания общественной жизни в работе - "Тезисы о Фейербахе" - "Экономическо-философские рукописи 1844 г." + "К критике политической экономии. Предисловие" - "Немецкая идеология" # 269. Определяющим элементом производственных отношений являются + отношения собственности - отношение обмена деятельностью - отношения распределения - отношения потребления # 270. Неинституционным является следующий вид идеологических отношений: - политические - правовые + моральные - эстетические # 271. К теоретическому уровню общественного сознания относится - общественная психология - привычки - традиции + политические доктрины # 272. Общество является предметом исследования такой философской науки, как - культурология + социальная философия - гносеология - политология # 273. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из - жизни людей согласно их речевым актам - истолкования + формы материального производства - соответствующего общественного договора # 274. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого "натуралистического" подхода, при котором общество - это - воплощение совершенной идеи справедливости - открытая система, действующая на основе "социальных технологий" и "социальной инженерии" + продолжение природы и космических закономерностей - "град земной", стремящийся к совершенству "града божьего" # 275. В основе диалектико-материалистического понимания общества лежит следующий тезис: - общество есть фиктивное тело, составленное из индивидуальных личностей, которые рассматриваются как составляющие его члены + общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей, отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу - общество есть собрание отдельных лиц - общество - группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной жизни и работе ... общество покоится на конвенции договора, одинаковой направленности интересов # 276. Не материальными являются такие отношения, как - объективные отношения людей к природе, возникающие в процессе производства материальных благ + эстетические - объективные отношения между людьми в процессе производства материальных благ - экономический аспект семейно-брачных отношений # 277. Идею о том, что развитие общества полностью предопределено и не оставляет места для понятия свободы, можно назвать - детерминизмом - догматизмом - монизмом + фатализмом # 278. "Общественная жизнь является, по существу, практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики". Автором данного суждения является - Фейербах + Маркс - Ницше - Гегель # 279. К основным сферам общественной жизни не относится - экономическая - социальная - политическая + идеологическая # 280. Утверждение о том, что общество есть система общественных отношений, сущностью которой является материальное производство, принадлежит + Марксу - Платону - Гоббсу - Гегелю # 281. В марксизме процесс развития общества описывался в виде - циклов - стрелы + спирали - маятника # 282. Представителем натуралистического подхода к исследованию общества является + Монтескье - Маркс - Сорокин - Аристотель # 283. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление - герменевтики - структурализма - постмодернизма + синергетики # 284. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. вейцеру принадлежит концепция - "заслужи любовь ближнего" - "путь ненасилия" + "благоговение перед жизнью" - "цель для человечества" # 285. "Знание и информация являются ведущими социальными императивами современного общества". Такое утверждение характерно для + теорий постиндустриального общества - формационного подхода - теорий общественного договора - натуралистических концепций общества # 286. Определение общественного бытия как реального процесса жизни людей принадлежит + Марксу - Гегелю - Ницше - Платону # 287. Концепцию осевого времени разработал - Маркс - Энгельс - Спенсер + Ясперс # 288. Принцип, согласно которому общественное сознание является отражением общественного бытия, поддерживают представители - идеализма - экзистенциализма + материализма - феноменологии # 289. Регулятивная функция является основной у такой формы общественного сознания,как - религия + мораль - политика - искусство # 290. Инородным для формационной концепции Маркса является понятие - капитализма - феодализма - традиционного общества + постиндустриального общества # 291. Взглядам Гегеля соответствует следующее утверждение: - общество развивается линейно от низших ступеней к высшим + общество развивается по спирали - общество развивается по кругу - общество не развивается # 292. Цивилизация с точки зрения системности - это - совокупность предметов материальной культуры - общество, развитие которого определяется техникой - общество, имеющее свою специфическую культуру + надкультурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства # 293. Социальная стратификация - это - разделение общества на классы - сложная неустойчивая структура в обществе - деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии + процесс разделения людей на социальные слои # 294. Представителем стадиальной теории развития общества является + Ростоу - Маркс - Тойнби - Бердяев # 295. Понятие "традиционное общество" означает + докапиталистическое, доиндустриальное общество 296. Автором терминов "постиндустриальное общество", "информационное общество" был - Парсонс - Парк + Белл - Беккер # 297. Процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории. Данное утверждение является истинным сточки зрения сторонников такого подхода, как - цивилизационный - натуралистический + формационный - культурно-исторический # 298. Первым дал/дали определение понятия "ноосферы" - Вернадский - естествоиспытатель XX века - вейцер - гуманист XX века - Геккель - естество испытатель XX века + Ле-Руа, де арден - французские философы # 299. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем - Циолковским - Флоренским + Вернадским - Чижевским # 300. Природа - огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина. Подобное толкование природы характерно для - античной философии - философии средневековья - философии возрождения + философии Нового времени # 301. Религиозное понимание природы сложилось в период - античности + средневековья - Нового времени - XX века # 302. Впервые в истории культуры потребительское отношение к природе сформировалось в + Новое время - XIX веке - век научно-технического прогресса - эпоху Средневековья # 303. Термин "коэволюция" означает - взаимодействие индивида и природы + совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы - современную эволюцию - рациональное воспроизводство населения планеты # 304. С точки зрения Маркса детерминирующим началом в развитии общества является - географическая среда - народонаселение + способ материального производства - климат # 305. Кризис современной цивилизации вызван - развитием науки - "холодной войной" + отсутствием разумной стратегии развития общества - научно-техническим прогрессом # 306. "Экологический императив" - это - разновидность нравственного закона - изучение глобальных моделей развития человечества + учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества - требование о прекращении гонки вооружений # 307. Экология - это + учение о местообитании, местопребывании - учение о биогеоценозах - учение о строении Земли - учение о путях разрешения глобальных проблем # 308. Экологическая проблема в XX веке является + глобальной - региональной - локальной - государственной # 309. Термин "ноосфера" обозначает - объединение человечества в единую мировую систему + сферу господства разума - систему глобального моделирования окружающей среды - глобализацию общества # 310. К целям работы Римского клуба не относится + коммерческая деятельность - забота о будущем человечества - прогностическая деятельность - исследование современного состояния планеты # 311. Искусственная (техногенная) среда вместе с естественной средой составляют - географическую среду - природную среду + окружающую среду - экологическую среду # 312. Совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе - это - экологическое право + экологическая культура - экономическая культура - ноосфера # 313. Основателем Римского клуба является + Печчеи - Вернадский - Галилей - Бруно # 314. Современные тенденции глобализации + усугубляют экологические проблемы - способствуют выходу из экологического кризиса - противоречат теории эволюции - соответствуют принципам синергетики # 315. Представителем географического детерминизма являлся - Гегель - Соловьев + Мечников - Аристотель # 316. Специфика традиционного и техногенного типов общества проявилась на следующем этапе взаимодействия общества и природы: - на первом этапе, после неолитической революции - на втором этапе, после научно-технической революции + на втором этапе, после промышленной революции - на третьем этапе, после научно-технической революции # 317. Автором теории этногенеза как составной части анторопосоциогенеза является + Гумилев - Печчеи - де арден - Зюсс # 318. Русской религиозной философии соответствует следующий взгляд на проблему бытия: - бытие - это материя - бытие есть "абсолютная идея" + бытие имеет духовную природу - бытие - это природа, физическая реальность # 319. Представитель немецкой классической философии, вставший на защиту природного начала в человеке - Гегель + Фейербах - Кант - Фихте # 320. Центральным понятием философии Соловьева является понятие - материи + всеединства - соборности - разума # 321. Мудрость не только логика и полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя целостность духа. Русским религиозным философов, понимавшим так мудрость был + Соловьев - Бердяев - Флоренский - Чернышевский # 322. Специфике русской религиозной философии не соответствует такая черта философского знания, как - соборность - онтологизм + рационализм - антропологизм # 323. Кроме неба нравственное совершенствование человека поддерживают его природные чувства: стыд, жалость, благоговение. Автором этой идеи является + Соловьев - Флоренский - Бердяев - Франк # 324. Проблему культурного развития России славянофилы видели следующим образом: - Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету тяготеет к Востоку и должна ориентироваться на него - Россия представляет собой специфический тип культуры - евразийский, связанный с ее географическим положением, взаимодействием с восточными и западными соседями - Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету тяготеет к Западу и должна ориентироваться на него + Россия идет совершенно самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточными вариантами # 325. Один из русских философов, рассуждая о предмете философии, приводил два толкования. Первое - философия есть только теория, есть школа второе - не только теория, но дело жизни. Первая точка зрения апеллирует только к разуму, познавательной способности человека. Вторая требует особого нравственного состояния и стремится сделать философию образующей и управляющей силой жизни. Этим философом был - Флоренский - Бердяев + Соловьев - Франк # 326. Создателем "Философии всеединства" является - Ломоносов + Соловьев - Достоевский - Бердяев # 327. Философию "Общего дела" создал философов-космист - Франк - Соловьев + Федоров - Флоренский # 328. К материалистическому направлению русской философии не относится + Бердяев - Герцен - Чернышевский - Ломоносов # 329. Во весь рост проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности встали в сочинениях + Федорова - Герцена - Чернышевского - естова # 330. Свою философию как профетическую (пророческую, устремленную в будущее) оценивал + Соловьев |