1. Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах бытия
Скачать 259.5 Kb.
|
- физическая антропология - социальная география # 172. Наиболее адекватно современному уровню представлений о человеке суждение: - человек - часть природного мира + человек - существо биосоциальное - человек - это машина, организованный механизм - человек - творение божественного # 173. Учение, рассматривающее душу и тело как разнокачественные субстанции: - антропологический монизм - антропологический материализм + антропологический дуализм - антропологический идеализм # 174. Философ, сформулировавший проблему "истинности" смерти, "подлинности" небытия, понятого как небытие вечно живущей Воли: + опенгауэр - Ницше - Сартр - Кант # 175. Характеристика, не соответствующая определению родовой сущности человека: - всеобщие качества человеческой природы, присущие ему во всех формах общества - общечеловеческое в человеке - общественная производственная деятельность индивидов, порождающая в них человеческое + совокупность персонифицированных общественных отношений # 176. Философ, рассматривавший человека как существо общественное, государственное, политическое: - Гераклит - Демокрит - Сократ + Аристотель # 177. Определением "сверхчеловека" не является: + "мера всех вещей" - прообраз освобожденного человека, "сильный человек", аристократ, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем "воли к власти" - "добродетель, свободная от морали" - богочеловек, жизненный путь которого основан на следовании Богу, добронравственности # 178. Человек - творец себя и своего места в мире природы. Данное суждение относится к следующему этапу развития философского мышления: - античность - средневековье + возрождение - новое время # 179. Сущность человека в действительности есть совокупность всех общественных отношений. Данное определение сущности человека принадлежит: + Маркс - Гегель - Сартр - Фейербах # 180. Существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм - это самостоятельно заводящаяся машина, подобно часовому механизму. Данный взгляд принадлежит: + Ламетри - Гельвеция - Гольбаха - Дидро # 181. Методологический принцип, поставивший в центр изучения проблему человека: - антропологизм + антропоцентризм - эволюционизм - гуманизм # 182. Философ, сформулировавший свои знаменитые вопросы, обращенные к каждому человеку: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я должен надеяться? 4) Что такое человек? + Кант - Фихте - Гегель - Фейербах # 183. Автор высказывания "Человек есть мера всех вещей": - Платон + Протагор - Горгий - Пифагор # 184. Представитель немецкой классической философии, утверждавший самоценность и значимость живого, эмпирического человека и понимает последнего как часть природы, чувственно-телесное существо: - Фихте - еллинг - Гегель + Фейербах # 185. Понятие, в котором воплотился характерный для конфуцианства идеализированный облик правителя, одновременно являющийся и эталоном общественного служения: - император + благородный муж - благородный гражданин - порядочный человек # 186. Мыслитель, считавший, что фундаментальным свойством индивида как личности является не приспособление к существующим обстоятельствам, а преодоление, преобразование их, поиск нового посредством глубокого осознания действительности: + Маркс - Фромм - Конт - Кант # 187. Философ, согласно учению которого сущность человека проявляет себя не в обыденной суете, а в "пограничной ситуации", болезни, смерти, борьбе, страдании: - Маркс - Кант + Сартр - Фрейд # 188. Человек - это душа, т.е. разум, мыслящая активность. Древнегреческий мыслитель, так решавший вопрос о сущности человека: - Гераклит - Демокрит - Сократ + Платон # 189. Термин, обозначающий позицию человека в обществе, наделенную определенными правами и обязанностями: - социальная роль + социальный статус - профессия - должность # 190. Природу человека составляют не сознание, дух и разум, а бессознательная необузданная жизнь, темный и хаотический избыток инстинктов, включающий его в общий поток становления жизни. Жизнь человека на земле и само существование лишены смысла. Данное суждение принадлежит: + опенгауэр - Ницше - Маркс - Кант # 191. Термин, обозначающий неповторимое, особое сочетание природных и социальных свойств конкретного человека, выделяющее его среди других индивидов: - личность + индивидуальность - социальная роль - социальный статус # 192. Человек - субъект и объект истории. Данное положение выражает смысл следующей концепции человека: - экзистенциалистская + марксистская - позитивистская - герменевтическая # 193. В содержание понятия отчуждения не входит: - растворение человека в абстрактных социальных качествах - утрата человеком контроля над результатами своей деятельности - утрата человеком идентичности + отшельничество # 194. "Самое страшное из зол - смерть - не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем". Это суждение принадлежит: - Гераклит - Сократ - Платон + Эпикур # 195. Существу неклассической антропологии соответствует следующая характеристика: - бытие человека рассматривается чрез понятия его природы и сущности - в основе лежит представление о неизменности и автономности человеческой природы - разумность человека выступает синонимом самостоятельности, свободы, активности отдельной личности + исходит из признания исторической изменчивости человеческих свойств, их производность от общества, инстинктов, культуры # 196. "Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено как средство, только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе". Автор этого утверждения: + Кант - Гегель - Маркс - Фейербах # 197. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит: - образование + социализация - адаптация - воспитание # 198. Направление современной западной философии, представители которого главное внимание уделяют духовной активности, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории: - прагматизм - феноменология + экзистенциализм - философская антропология # 199. Тело человека является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Данный механистический взгляд на человека получил широкое распространение на следующем этапе развития философии: - Античная философия - Средневековая философия + Философия Нового времени - Современная западная философия # 200. Направлением современной западной философии является: - патристика + неотомизм - агностицизм - буддизм # 201. "Познание - дело науки, свобода - дело философии". Это высказывание отражает философию: + экзистенциализма - неопозитивизм - герменевтики - прагматизма # 202. Философы Деррида, Делез, Гваттари, Лакан являются представителями: + постструктурализма - феноменологии - постпозитивизма - неотомизма # 203. Неопозитивистское понимание закона: - законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей + законы природы и общества - это соглашения, принятые научным сообществом - законы материального мира - это отраженные в сознании человека устойчивые, - существенные и необходимые связи, существующие вне сознания - законы природы и общества - это объективные связи, существующие в мире # 204. Французский философ Конт (1798-1857) является: + позитивистом - марксистом - неотомистом - экзистенциалистом # 205. В психоанализе перевод чувственных влечений и желаний в социально приемлемое русло обозначается термином: - катарсис + сублимация - аскеза - мазохизм # 206. Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Камю являются представителями: - неопозитивизма - феноменологии - персонализма + экзистенциализма # 207. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: - человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться + человек обречен быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность - в нашей жизни все случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение - что бы человек не предпринимал, все, в конечном счете, зависит не от него, а от судьбы, рока # 208. Отчуждение является основной характеристикой жизни человека в обществе для: - неопозитивизма + экзистенциализма - персонализма - герменевтики # 209. В основе прагматического понимания истины лежит утверждение о том, что: - истина - это соответствие знаний действительности - истина - это свойство самосогласованности знаний + истина - это полезность знания, его эффективность - истина - это соглашение # 210. Американские философы Пирс, Джемс, Дьюи являются представителями: - неотомизма - экзистенциализма + прагматизма - неофрейдизма # 211. Перед лицом смерти жизнь человека приобретает абсолютную ценность. Для представителей какого направления современной западной философии данное суждение является лейтмотивом творчества? - неопозитивизм - постпозитивизм - феноменология + экзистенциализм # 212. В переводе на русский язык латинское слово, от которого получило название философское течение ХХ века экзистенциализм означает: - сущность + существование - бытие человека - первооснова # 213. Рассел, Витгенштейн, Карнап являются представителями: - экзистенциализма - персонализма - неотомизма + неопозитивизма # 214. Европейский философ начала ХIХ века, которого считают родоначальником экзистенциализма: - Гегель + Кьеркегор - Фейербах - опенгауэр # 215. Направление неклассической философии, решающее традиционные философские проблемы посредством переведения их в сферу языка и на основе анализа языковых выражений и процедур: - феноменология - экзистенциализм - философия жизни + аналитическая философия # 216. В герменевтике основная задача философии, по Гадамеру, - это: - сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством - исследование философских письменных памятников + толкование и осмысление текста - современная интерпретация древних идей # 217. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Гадамеру, является: + понимание - объяснение - познание - интуиция # 218. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали: + трансцендентность - конечность жизни - положение "Бог умер" - возможность жить без бога # 219. Согласно философам-экзистенциалистам, бытие, направленное к ничто и осознающее свою конечность - это: - научный факт - переживание + экзистенция - мышление # 220. В феноменологии Гуссерля понятие интенциональность - это: - анализ символических аспектов социальных взаимодействий + существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект - зависимость истинного значения высказываний от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний - заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений # 221. Постмодернисты описывали "логику смысла" ботаническим термином: - протоплазма - меристема + ризома - плодоножка # 222. "Хочу жить для себя, а не для другого". Данный принцип характерен для: - экзистенциализма + прагматизма - марксизма - неопозитивизма # 223. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма: - бытие природы + индивидуальное бытие человека - бытие общества - бытие абсолютной идей # 224. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо: - фрейдизм - экзистенциализм - феноменология + прагматизм # 225. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии: - неопозитивизма + экзистенциализма - структурализма - прагматизма # 226. Принцип верификации является основным для: - герменевтики - рационализма - экзистенциализма + неопозитивизма # 227. Принцип верификации означает: - соответствие понятия о предмете самому предмету - самосогласованность знаний - полезность знаний + соответствие понятия о предмете самому предмету устанавливается в ходе эмпирической проверки # 228. Признак, не соответствующий характеру философских проблем: + обыденность - предельность - всеобщность - вечность # 229. Функция, не выполняемая философией: - мировоззренческая - идеологическая - методологическая + прикладная # 230. Мыслитель, благодаря которому синонимом философии на долгое время стал термин "метафизика": - Пифагор + Аристотель - Сократ - Фалес # 231. Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможности, формы и границы: + гносеология - аксиология - антропология - эстетика # 232. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами: + дуализм - монизм - плюрализм - материализм # 233. Метод, рассматривающий все явления мира в развитии: - герменевтика - софистика + диалектика - эклектика # 234. Слово "софия" по-гречески означает: + мудрость - щедрость - честность - глупость # 235. Принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок: - субъективность - мышление + рефлексия - познание # 236. Способ религиозного постижения мира: - созерцание + вера - эксперимент - понятие # 237. Совокупность взглядов, принципов, убеждений и ценностей, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем: + мировоззрение - диалектика - идеализм - дуализм # 238. Раздел философии, основной категорией которого является категория добра: - гносеология - онтология + этика - эстетика # 239. Сущность миропонимания: - миропонимание составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. + миропонимание составляет интеллектуальную сторону мировоззрения. - миропонимание есть образно-эмоциональное восприятие мира. - миропонимание не зависит от мироощущения. # 240. Характеристика, несоответствующая специфике мифа: - некритичность - антропоморфизм - отождествление образа и предмета + разделение мира на естественный и сверхъестественный # 241. Определение, несоответствующее характеру философского знания: - философское знание разрабатывается бескорыстно, знание ради самого знания. - философское знание развивается свободно. + философское знание - это мироощущение, образно-эмоциональное восприятие мира. - философское знание строится рационально, в логически разработанной системе понятий. # 242. Философия - это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Древнегреческий философ, так определявший философию: - Гераклит - Демокрит + Сократ - Платон # 243. Учение, не входящее в структуру философского знания: - гносеология - онтология - диалектика + морфология # 244. Сторонники философского направления, считающие первичным сознание (идею, дух): + Идеалисты - Материалисты - Романтики - Дуалисты # 245. Особый вид мировоззрения, специфическое, образное, синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни: - философия - религия + миф - наука # 246. Неверное высказывание: - метод - это способ достижения определенной цели. - метод - это совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности. + метод - это результат человеческого познания, итог постижения тайн мира. - метод - это путь познания # 247. Категория, предельно широко обозначающая сущее: + бытие - материя - истина - ценность # 248. Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах бытия, о наиболее общих, сущностных характеристиках отношений человека к миру: + философия - наука - искусство - религия # 249. Функция, не принадлежащая философии: + иллюзорно-компенсаторная - гносеологическая - методологическая - аксиологическая # 250. Первоначальное определение философии: - душа культуры - учение о мудрости + любовь к мудрости - идея совершенной мудрости # 251 Предмет онтологии: - человеческое сознание - религиозные проблемы - формы и законы логики + бытие # 252. Философское учение, исходящее из признания того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания: + материализм |