1. Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах бытия
Скачать 259.5 Kb.
|
- Франк - Ильин - Чаадаев # 331. К западническому направлению относились - Ильин и Хомяков - Флоренский и Карсавин + Чаадаев и Герцен - Вернадский и Соловьев # 332. Представителем русского экзистенциализма являлся + естов - Ильин - Флоренского - Булгакова # 333. К направлению русской религиозной философии не относился - Бердяев + Чернышевский - Соловьев - Флоренский # 334. Автором концепции "цельного знания" являлся + Соловьев - Федоров - Герцен - Ломоносов # 335. Русским философом, который ввел в оборот понятие "ноосфера", был + Вернадский - Чернышевский - Бердяев - Соловьев # 336. Панморализм является существенной характеристикой - философии русских гегельянцев + русской философии - советской философии - марксизма-ленинизма # 337. Понятие соборности обозначает + свободное собирание индивидуальностей вокруг духовных ценностей - религиозная община - научное сообщество - политическая организация # 338. Автором концепции "разумного эгоизма" является + Чернышевский - Бердяев - Соловьев - Ломоносов # 339. Средневековью был присущ такой тип мировоззрения, как - антропоцентризм + теоцентризм - космоцентризм - антропокосмизм # 340. Универсалии - это - обозначение чего-либо - форма "чистого разума" - понятия, отражающие любые типы связей + понятия, отражающие всеобщие, существенные связи и отношения # 341. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи - мистике - рационализму + схоластике - диалектике # 342. Средневековой философской мысли не характерен - эсхатологизм - авторитаризм - экзегетичность + сциентизм # 343. Название периода творческого служения "отцов Церкви" (III - VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия, в трудах которых шло формирование системы христианской догматики: - апологетика + патристика - схоластика - экзегетика # 344. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего, называется - монотеизм + креационизм - дуализм - диалектика # 345. Учение, снимающее ответственность Бога и оправдывающее его за существование зла и греха в мире, называется + теодицеей - теософией - теофилией - апологетикой # 346. В средние века жанр философско-богословской энциклопедии назывался + суммой - леммой - опусом - фолиантом # 347. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к - науке + богословию - психологии - этике # 348. Пять доказательств бытия Бога разработал - Иоанн Скотт Эриугена - Пьер Абеляр - Уильям Оккам + Фома Аквинский # 349. Провиденциализм и эсхатологизм средневековой христианской философии проявляются в следующих положениях: + мир развивается согласно промыслу бога, предопределившего все события, факты и судьбы людей, к конечной цели - "царству божиему" - мир никем не создавался, он существует вечно, меняя лишь формы своего существования - общественный процесс движим волей выдающихся личностей, изменяющих его направление и темпы развития - божественная воля направляет людей к устроению царства божьего на земле # 350. Концепцию о трех видах существования универсалий ("до вещей" в божественном разуме, "в самих вещах" как их сущность или формы и "после вещей", т.е. в человеческом разуме, как результат абстракции) сформулировал - Августин + Аквинский - Абеляр - Кузанский # 351. По мнению Августина главной частью души является - разум + воля - память - воображение # 352. В средневековой дискуссии о природе универсалии (общих понятий) философы разделились на два направления: - эмпиризм и рационализм - материализм и идеализм - монизм и дуализм + номинализм и реализм # 353. Средневековая европейская культура обязана началом исповедального жанра в философии + Августину - Фоме Аквинскому - Абеляру - Тертуллиану # 354. Вариант христианской концепции развития всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения, Августин предложил в своем трактате - "Без веры нет знания" - "Град Христов" + "О граде Божьем" - "Сумма теологии" # 355. Зло не имеет самостоятельного (субстанционального) бытия. Оно есть недостаток добра или его отсутствие, - полагал + Августин - Фома Аквинский - Абеляр - Бруно # 356. Номиналисты утверждали, что общие понятия - это - комплексы ощущений, источник которых неизвестен + "имена" вещей, сформировавшиеся в результате абстрагирующей и обобщающей деятельности познающего человеческого разума - самостоятельные сущности, возникшие до вещей - результат "договора" ученых между собой о названии явлений материального и духовного мира # 357. Реалисты утверждали, что общие понятия - это - комплексы ощущений, источник которых неизвестен - результат "договора" ученых между собой о названии явлений материального и духовного мира - "имена" вещей, сформировавшиеся в результате абстрагирующей и обобщающей деятельности познающего человеческого разума + самостоятельные сущности, возникшие до вещей # 358. Влияние Аристотеля в большей степени проявилось в - патнеизме - патристике - ереси манихеев и ариан + схоластике # 359. Греческое слово "диалектика" первоначально означало: - двуличие + искусство спора - театральное представление - магический ритуал # 360. Метод познания, рассматривающий мир как целостность, где все взаимосвязано и находится в беспрерывном движении, развитии: - метафизика - дедукция + диалектика - индукция # 361. Первоначально термин "категория" по-гречески означал: + обвинение - сравнение - сомнение - упражнение # 362. Сущность принципа объективности: - принцип познания, предполагающий изучение причинной обусловленности всех явлений - принцип познания, предполагающий изучение предмета в совокупности всех его связей и отношений + принцип познания, предполагающий изучение предмета, соответственно собственной логике развития, независимо от воли и желания познающего - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями # 363. Закон диалектики, характеризующий направленность процесса развития и связь между старым и новым: - закон перехода количественных изменений в качественные - закон единства и борьбы противоположностей + закон отрицание отрицания - закон тождества # 364. Философ, который впервые ввел в философию слово "диалектика": + Сократ - Платон - Аристотель - Ницше # 365. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода: - Лейбниц + Гегель - Кант - Фейербах # 366. Самый существенный признак метафизического метода в философии: - отрицание всякого движения и развития + отрицание внутреннего источника развития - отрицание бесконечности развития - понимание развития как качественного изменения # 367. Период в философии, характеризующийся как период господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода: + средневековая философия - философия эпохи Возрождения - философия Нового времени - постклассическая философия # 368. Закон диалектики, указывающий на источник процесса развития: - закон перехода количественных изменений в качественные + закон единства и борьбы противоположностей - закон отрицания отрицания - закон тождества # 369. Диалектика, первичная с точки зрения диалектического материализма: + объективная диалектика - субъективная диалектика - эклектика - софистика # 370. Сущность принципа историзма: + принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями - принцип познания, предполагающий изучение предмета, соответственно собственной логике развития, независимо от воли и желания познающего - принцип познания, предполагающий изучение причинной обусловленности всех явлений - принцип познания, предполагающий изучение предмета в совокупности всех его связей и отношений # 371. Античный философов, в трудах которого наиболее ярко представлены начала диалектики: - Демокрит - Сократ - Парменид + Гераклит # 372. Всякое развитие протекает по форме. Эта форма - триадОна включает в себя утверждение (тезис), отрицание утверждения (антитезис) и отрицание отрицания (синтез). Философ, так понимавший процесс развития: - Кант - Фихте + Гегель - Маркс # 373. Верное определение категории: - обозначение чего-либо + форма "чистого разума" - понятие, отражающее связь любого типа - форма мыслительной деятельности, отражающая существенные, универсальные связи и отношения # 374. Сущностное отличие марксистской диалектики от гегелевской: + материалистический характер - спекулятивность - умозрительность - идеализм # 375. Верное определение закона: + закон - это объективная всеобщая повторяющаяся необходимая связь явлений и процессов - закон - это случайная единичная связь процессов и явлений - закон - это связь между явлениями - закон - это совокупность ощущений субъекта # 376. Современная теория саморазвития и самоорганизации мира: - метафизика + синергетика - эклектика - софистика # 377. Принцип мышления, не являющийся диалектическим: - принцип объективности + принцип верификации - принцип историзма - принцип системности # 378. Направление в медицине XVII-XIX веков, в рамках которого болезнь понималась как поломка в механизме человеческого тела: - монокаузализм - конденционализм + механицизм - метафизика # 379. Правильное определение детерминизма: + детерминизм - это учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений - детерминизм - это учение отрицающее всеобщий характер причинности - детерминизм - это учение, отождествляющее причинность с необходимостью и отрицающее объективный характер случайности - детерминизм - это учение о развитии # 380. Сущность принципа конкретности: - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями + принцип познания, предполагающий изучение предмета в совокупности всех его связей и отношений - принцип познания, предполагающий изучение предмета, соответственно собственной логике развития, независимо от воли и желания познающего - принцип познания, предполагающий изучение причинной обусловленности всех явлений # 381. Категориями диалектики не являются: - сущность-явление - причина-следствие + время-пространство - качество-количество # 382. Направление в медицине XIX веков, главным принципом которого является равносильность объяснения одной причины возникновения болезни объяснению самой болезни: + монокаузализм - конденционализм - механицизм - метафизика # 383. Закон диалектики, указывающий на механизм развития: + закон перехода количественных изменений в качественные - закон единства и борьбы противоположностей - закон отрицания отрицания - закон тождества # 384. Направление в теории познания, которое основным источником знания считает данные чувственный опыт, называется: - рационализм - мистицизм - сенсуализм + эмпиризм # 385. "Гносеологический поворот" в философии характерен для следующей эпохи: - современная эпоха (XX-XXI в.) - эпоха Возрождения - Средневековье + Новое время # 386. Соответствие утверждения фактам, истинность которых уже доказана, есть: + эмпирический критерий истины - теоретический критерий истины - логический критерий истины - практический критерий истины # 387. В основу определения истины как полезности, эффективности знания положен такой критерий истинности, как: - герменевтический критерий + прагматический критерий - критерий практики - критерий логической полноты и непротиворечивости # 388. К формам чувственного отражения действительности относятся: - понятие + представление - суждение - умозаключение # 389. Философская концепция, выдвигающая сомнение в качестве главного принципа познания, называется: - агностицизм - релятивизм + скептицизм - идеализм # 390. В качестве основных познавательных способностей человека в иррационализме выдвигается: + вера - разум - рассудок - надежда # 391. Среди предположенных суждений выберите верное: - практика - чувственное восприятие мира - практика - только материально-производственная деятельность людей + практика - логическое обоснование действительности - практика - многообразная и разносторонняя, целеполагающая и целесообразная, чувственно- предметная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира # 392. Классической в истории философии является следующая трактовка истины: - истина- это полезность знания, его эффективность + истина - это соответствие знаний действительности - истина - это свойство самосогласованности знаний - истина - это соглашение между учеными # 393. Не является формой чувственного познания: - представление - ощущение - восприятие + суждение # 394. Не является формой логического уровня познания: - понятие - суждение + ощущение - умозаключение # 395. Согласно неопозитивизму истина - это: - знание действительности - свойства самосогласованности знаний - полезность знаний, его эффективность + соглашение между учеными # 396. С точки зрения Фейербаха, познание есть: - результат чувственного созерцания - результат рационального осмысления действительности - чувства и разум есть самостоятельные, отличные друг от друга познавательные способности человека + единство чувственного созерцания и рационального мышления # 397. Соответствие утверждения теориям, истинность которых уже доказана, есть - эмпирический критерий истины + теоретический критерий истины - логический критерий истины - практический критерий истины # 398. Немецким философом, осуществившим своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта, был: - Гегель - Фихте + Кант - Фейербах # 399. Термин "агностицизм" означает: + представление о непознаваемости мира - представление о несовершенстве знаний и их изменчивости - представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность - представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере # 400. Представителем немецкой классической философии, подчеркнувшим неотрывность теории познания от проблемы человека, от философской антропологии и этики, был: |