1. Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах бытия
Скачать 259.5 Kb.
|
+ Лао-цзы - Конфуций - Сунь Ятсен - Мо-цзы # 88. Главный рычаг управления народом, с точки зрения легистов: - гуманизм - мудрость правителя - совесть + страх # 89. Имя основателя буддизма: + Принц Сиддхартха Гаутама - Чандрагупта I - Царь Амон - Лао-цзы # 90. Положение, не относящееся к благородным истинам буддизма: - жизнь - страдание - причина страдания - желание + жизнь есть наслаждение - способ избавления от желаний - следование учению Будды # 91. Спецификой философии Древнего Китая не является следующее утверждение: - тесно связана с мифологией + проникнута духом материализма - не имела строгого понятийного аппарата - направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей. # 92. Противоположные начала, взаимодействие которых привело к упорядочиванию мира: - инь - янь - ин - Ян + инь - Ян - ин - Янь # 93. Название "И - цзин" означает: - Книга песен - Книга времен - Книга изменений + Книга перемен # 94. "Благородный муж" должен обладать рядом качеств. Среди приведенных ниже, качеством "благородного мужа" не является: + душа - джива - благопристойность - ли - разумность - чжи - гуманность - жень # 95. Понимание семьи, характерное для конфуцианства: + ячейка общества - микрокосм порядка в государстве и обществе - первичный коллектив - государство в государстве # 96. Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами: + фетишизм - тотемизм - анимизм - магия # 97. Одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке: + протестантизм - католичество - баптизм - православие # 98. Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них: + тотемизм - фетишизм - анимизм - магия # 99. К мировым религиям относятся: - зороастризм, синтоизм, даосизм - буддизм, христианство, индуизм - ислам, кришнаизм, бахаизм + буддизм, христианство, ислам # 100. Латинское слово "religare", от которого произошло понятие "религия", означает: - Бог - благочестие + связывать - таинство # 101. Вторая, христианская часть Библии называется: - Псалтирь - Евангелие + Новый Завет - Часослов # 102. Определение, соответствующее понятию "секуляризация", это: - отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение - всякая форма освобождения от религии и церковных институтов + высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния - распространение религиозного влияния на все сферы жизнедеятельности общества и личности # 103. Мировая религия, основным принципом которой является отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав "восьмеричный путь спасения": + буддизм - христианство - ислам - даосизм # 104. Сущность гедонистической функции искусства, в том, что: - искусство - учитель жизни - искусство - великий воспитатель - искусство - средство общения + искусство дарит эстетическое наслаждение # 105. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является: - вера в единого бога-творца - отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом - презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности + вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире # 106. Этика - это: - учение о развитии - учение о бытии - теория о нравственном превосходстве одних людей над другими + учение о морали и нравственных ценностях # 107. Интерес к живописи является конкретизацией: + Эстетической потребности - Нравственной потребности - Религиозной потребности - Познавательной потребности # 108. Искусство - это: - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры - совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития + неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты - способ нормативной регуляции действий человека, форма общественного сознания, опирающаяся на привычку, общественное мнение, воспитание # 109. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность: + нормы - ритуалы - законы - знания # 110. Элементом духовной культуры общества не является: - религия - мифология - искусство + политика # 111. Общественное правило, образец поведения или действия, опирающиеся на привычки, общественное мнение и воспитание: - мораль - моральное отношение + моральная норма - закон # 112. Способ нормативной регуляции действий человека, форма общественного сознания, опирающаяся на привычку, общественное мнение, воспитание: + мораль - моральное отношение - моральная норма - закон # 113. Отношение между людьми, опирающееся на их представление о допустимом, одобряемом общественным мнением, а также на их знание правил и образцов соответствующего поведения: - мораль + моральное отношение - моральная норма - закон # 114. Личностное качество человека, заключающееся в сознательном исполнении своих обязанностей, не взирая ни на какие обстоятельства: + долг - совесть - честь - достоинство # 115. Способ бытия художественного произведения, представляющий собой чувственно-индивидуализированное изображение мыслимого автором субъекта: - искусство + художественный образ - прекрасное - безобразное # 116. Нечто, обладающее внутренней значимостью, превосходящей по своему идеальному содержанию реальные формы своего выражения: - прекрасное + возвышенное - комическое - трагическое # 117. Совокупность особых магических обрядов, действий священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы: + культ - обряд - религия - вера # 118. Норма, согласно которой каждый человек имеет право придерживаться тех или иных религиозных взглядов, или же, наоборот, быть атеистом: - свобода воли + свобода совести - свобода выбора - свобода нравов # 119. К признакам научного стиля мышления относится: - метафоричность + рациональность - образность - догматичность # 120. Для научного знания не является специфичным: + описательный характер изложения - системность и логичность изложения - искусственный научный язык - методы научного знания # 121. К формам теоретического знания не относится: + факт - гипотеза - проблема - теория # 122. Аксиома - это: - знание, достоверность которого доказана + истинное исходное положение теории, не требующее логического доказательства - предположительное суждение о закономерной связи явлений - знание, требующее доказательства # 123. Понятие "парадигма" является центральным в модели развития науки: + Куна - Поппера - Лакатоса - Фейерабенда # 124. Парадигма - это: + совокупность теоретических положений, методологических принципов и эталонов исследования, принятых научным сообществом и составляющих фундамент данной научной дисциплины - система основных идей в той или иной отрасли знаний - совокупность мировоззренческих знаний о мире - уровень научных представлений своего времени # 125. Научный этос - это: - основополагающая этическая норма - совокупность определенных правил, приемов, способов познания и действия - сложная форма знания, выражающая основную направленность исследования + совокупность моральных императивов, норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение его членов # 126. К эмпирическим методам исследования относится: + эксперимент - идеализация - моделирование - аксиоматический метод # 127. Метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков называется: - индукция - обобщение - дедукция + абстрагирование # 128. К функциям науки не относится: - мировоззренческая - познавательная - функция социальной силы + иллюзорно - компенсаторная # 129. Научно-исследовательская программа - это: - совокупность дисциплинарных знаний + совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов - проблемное поле достигнутого к данному времени уровня культурного знания - сложная форма знания, выражающая основную направленность исследования # 130. Направление современной западной философии, связанное с исследованием природы и развития научного знания: - неотомизм + позитивизм - экзистенциализм - герменевтика # 131. К характерным чертам классического идеала научности не относится: - рационализм - объективизм - гносеологический нормативизм + релятивизм # 132. Автором концепции "методологического анархизма" является: - Поппер + Фейерабенд - Полани - Лакатос # 133. Из перечисленных ниже методологических принципов с программой позитивизма не согласуется принцип: - верификации - детерминизма - кумулятивизма + антикумулятивизма # 134. На современном этапе развития научного знания приоритетными являются методы и принципы: - истории + синергетики - физики - механики # 135. Научная революция в модели Куна истолковывается: - как смена научных картин мира + как смена парадигм - как изменение методов научного познания - как смена теорий # 136. Современному научному этосу противоречит - ориентация на истинность - эвристическая установка + догматизм - запрет на плагиат # 137. Выдвижение на первый план междисциплинарных форм исследовательской деятельности связано: - с классическим типом научной рациональности - с неклассическим типом научной рациональности + с постнеклассическим типом научной рациональности - с доклассическим типом научной рациональности # 138. Паранаучное знание - это: - знание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания + знание, несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, неубедительное с точки зрения принятых критериев научности - утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности - теологическое знание # 139. Сциентистская ориентация характерна для: - неотомизма + позитивизма - экзистенциализма - персонализма # 140. Концепция научно-исследовательских программ принадлежит: - Попперу + Лакатосу - Куну - Фейерабенду # 141. Структуру научно-исследовательской программы составляют: + ядро, защитный пояс, эвристики - гипотеза, теория, методология - проблема, решение, верификация - чувственный и рациональный уровни # 142. Этап развития науки в рамках одной парадигмы Кун называет: + нормальной наукой - паранаукой - инновацией - научной революцией # 143. Теория научного познания именуется: - онтологией - аксиологией + эпистемологией - гносеологией # 144. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании: - умозаключение + гипотеза - верификация - интерпретация # 145. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности: - апория - эмпирический базис - парадигма + теория # 146. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях: - наблюдение - измерение + эксперимент - идеализация # 147. Выведение общего умозаключения на основе обобщения частных посылок: + индукция - синтез - абстрагирование - дедукция # 148. Логический вывод частных следствий из общего положения: - индукция + дедукция - формализация - анализ # 149. Процедура мысленного расчленения целого на части: - дедукция - индукция + анализ - синтез # 150. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: + синтез - абстрагирование - аналогия - индукция # 151. Понятия "цивилизация" и "культура" противопоставлял: - Маркс - Тейлор + пенглер - Тойнби # 152. Понятие "вторая природа" в научной литературе означает: - общество + культура - техника - образование # 153. Понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели? - элитарная культура - молодежная культура - традиционная культура + массовая культура # 154. Философ, сформулировавший теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер: + пенглер - Данилевский - Бердяев - Тойнби # 155. Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирающаяся на общественное мнение и воздействие на убеждения, традиции и привычки: - искусство - религия + мораль - наука # 156. 3игмунд Фрейд феномен "недовольства", "удивительной враждебности к культуре" связывает с тем, что: + культура - система запретов и норм, ограничивающая деятельность бессознательного - культура - технология деятельности - культура - система знаков и символов - культура - совокупность материальных и духовных ценностей # 157. Философ, которому принадлежит представление о том, что культура - это организм, который в своем развитии проходит стадии: детства, зрелости, увядания, гибели: + пенглеру - Марксу - Бердяеву - Канту # 158. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести: - функцию преемственности - адаптивную (защитную) функцию - воспитательную функцию + деструктивную функцию # 159. Феномен, к которому относится данное определение: "Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому": - техника - цивилизация - практика + культура # 160. В рамках аксиологического подхода, культура рассматривается как: + мир ценностей - мир человека - мир разума - мир символов # 161. Функцией культуры, определяющей изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам является: + адаптивная - коммуникативная - познавательная - социализации личности # 162. Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в: - конце XIX в. + 70-80е гг. ХХ в. - начале ХХ в. - начале XXI в # 163. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является: - функция приспособление личности к окружающей среде - функция трансляции опыта + интегративная функция - познавательная функция # 164. Возможность неограниченного накопления и обработки информации, знакомства с любыми культурными традициями возникла в условиях культуры: - раннегородских цивилизаций - новой эпохи - первобытного общества + постиндустриального типа # 165. Впервые термин "культура" в значении воздействия на человеческий ум употребил: - Платон + Цицерон - Аристотель - Сократ # 166. Процесс скачкообразного преобразования качества духовной сферы жизни общества, той или иной ее важной составляющей: - культурный прогресс + культурная революция - культурная инновация - культурный шок # 167. Способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах умственного, духовного труда, нематериальных ценностях, идеологических взаимоотношениях людей: - материальная культура + духовная культура - культура речи - общечеловеческая культура # 168. Совокупность вещественных, материальных, объективных результатов человеческой жизнедеятельности: + материальная культура - духовная культура - культура речи - общечеловеческая культура # 169. Способы деятельности, достижения в материальных и духовной сферах, характерные для всех людей, всех стран и народов на Земле: - материальная культура - духовная культура - культура речи + общечеловеческая культура # 170. Философское определение личности: - личность - это устойчивая совокупность черт характера - личность - это способ связи сознания, воли и эмоций человека + личность - это совокупность персонифицированных общественных отношений" - личность - это единица социальной общности # 171. Антропология, как комплекс наук о человеке, обществе и культуре не включает в себя следующую область знания: + статистика - лингвистика |