История социологии. История Социологии. 1 Вопрос 1
Скачать 314.67 Kb.
|
Тема 1 Вопрос 1 Ценностные предпочтения социологов прямым образом связаны с онтологическими истоками социологических концепций и основанными на них позициями относительно природы социального, следует рассмотреть факт возникновения социологии как науки именно в Европе и именно в XIX веке. При этом важно выяснить, в каком ценностно-культурном контексте социология вообще оказывается возможной. Отчасти этот вопрос связан с проблемой возникновения новоевропейской науки как таковой. Как новоевропейская наука вообще, социология зарождается именно в христианской Европе, а не на Востоке, который был преимущественно пантеистическим. Это может быть объяснено, прежде всего, тем, что для пантеиста не существует грани между Богом и миром, они слиты воедино, и мир как тело Бога изучать научно, то есть препарировать и анализировать – это кощунство. В христианстве же мы имеем дело с несовпадением мира и трансцендентного Бога-Творца. Человек предстает здесь как существо, созданное Богом по своему образу и подобию и наделенное властью над природой.Онтологическим основанием поворота в представлении о содержании социального знания стал распространившийся в Европе деизм: общество оказалось оторванным от Бога и, следовательно, независимым от Него, то есть живущим по своим собственным законам. Если у Гераклита закон социальный был лишь продолжением божест- венного закона (Логоса), то в рамках деизма они стали мыслиться независимо друг от друга. Отсюда и возникающее на фоне общего раздробления знания на фрагмен- ты, отделение социологии от метафизики. Можно сказать, что именно деистическое мировоззрение, ставшее результатом свободы мышления, данной Европе христианством, послужило отправной точкой рождения социологии как самостоятельной науки, свободной от метафизики и религиозного содержания. Позитивистская социология возникает в контексте деистического мышления, в эпоху, когда “в науке признаются только механические, а не телеологические и формальные причины” . Кроме того, с распространением деистического мировоззрения и под воздействием “воли, хотящей социологии без метафизики”, изменилось и представление о самом содержании социальных законов. Пафос и оптимизм первых социологов – результат действия возрожденческого ощущения безграничных сил и уверенности в победе, приведшего к воцарению цен- ностей просвещения, когда еще не видны плоды разрыва с традицией. Можно предположить, что многие концепции в то время возникают не только и не столько по причине сознательного следования позитивистской установке, сколько благодаря новизне и радости открытий в естественных науках, выражения идей, которые “витают в воздухе”. Вспомним хотя бы о позитивистско-натуралистических школах “одного фактора”: достижения в биологии сами по себе представляли огромный интерес, и вполне понятны восторженные попытки вооружиться новым биологическим знанием для создания сенсационных социологических концепций. Новорожденная социология, несмотря на свой гордый статус науки, появившись в Европе, ознаменовала собой ценностный переворот, не подкрепив при этом свои идеи эмпирически и осуществив своеобразный пафосный рывок в неизвестность. Кроме того, очень важно отметить, что позитивной социологической науки, строгой, свободной от ценностей, в XIX веке так и не состоялось. Состоялась смена ценностей: позитивизм перевернул традиционную ценностную вертикаль таким образом, что новорожденное понятие “социология” уже само в себе несло ценностную окраску и заведомо означало антирелигиозное и антиметафизическое обществознание. ХХ век внес свои коррективы в картину ценностных приоритетов. Вряд ли можно констатировать, что позитивистская установка полностью изжила себя. К примеру, в России к началу ХХ века в социологии как заимствованной науке она была преобладающей. Тем не менее, новая волна идей захлестнула Европу, и оказалось, что “забытые” сферы человеческой жизни стали вновь востребованными. То “метафизическое”, что пугало первых социологов и по причине ненаучности (или невозможности быть вписанным в те рамки научности, которые казались незыблемыми в ХIХ в.) почти не находило себе места в ранней социологии, стало занимать прочные позиции. Поскольку мода на упрощенное понимание мира, человека и социальной реальности сошла на нет, то и социология, как зеркало, отразила эту новую смену ценностных ориентиров. Роль сознания в формировании социальной реальности стала не только констатировать, но и изучаться досконально. Тема 1 Вопрос 2 Основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798–1857). Он ввел в научный оборот сам термин «социология» в 1839 г. Его основными произведениями являются «Курс позитивной философии» (1830–1842) и «Система позитивной политики», или социологический трактат об основах религии человечества» (1851–1854). Введение в лексический обиход термина «социология» было продиктовано рядом причин, по большей части внешнего свойства: Конт хотел отмежеваться от иных (более специальных, также имевших хождение в его время) трактовок термина «социальная физика». Он не хотел, что бы его сравнивали ни с Сен-Симоном, ни с Кетле, ни с кем-либо еще из авторов. Он желал быть во всем сам по себе, хотел утверждать свою позицию как уникальную, оригинальную и новаторскую. Для этого ему понадобилось новое слово, никем не занятое, свободное от какого-либо специфического имиджа и каких-либо побочных ассоциаций. Таким, словом для О. Конта стало слово социология. Однако отказ от использования термина «социальная физика» в качестве титульного понятия не сопровождается у О. Конта отказом от общей линии теоретических рассуждений. Методологической основой зарождения западноевропейской социологии стал разработанный Контом позитивизм – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», т. е. данного, фактического устойчивого, несомненного, чтобы создать «позитивную социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Понятие «позитивного» (или «положительного») употребляется в произведениях О. Конта в разных значениях: методологическом, мировоззренческом, идеологическом, практически-политическом, этическом и т. д. Нам представляется, что речь должна идти в первую очередь об определении таких словосочетаний как «позитивное знание», «позитивное мышление», «позитивная наука». Позитивное знание есть знание научное. согласно О. Конту порядок размещения наук в этой иерархии, своеобразной «пирамиде»? В основании ее лежит наиболее общая и применимая ко всем областям знаний математика. Затем следует наука о Вселенной — астрономия. На их базе строится и развивается физика. Еще более сложная наука о строении мира и его закономерностях — химия. Познав основы четырех названных дисциплин, можно понять и сконструировать закономерности еще более сложной науки — биологии. И, наконец, венчает эту пирамиду социология. Тема 1 Вопрос 3 Конт рассматривал общество как эволюционирующую систему и сравнивал его с живым организмом, став, таким образом, основоположником органицизма в социологии. Общество как организм изучается «социальной статикой». Наименее возвышенные и наиболее эгоистичные инстинкты, по мнению Конта, преобладают у людей над самыми благородными социальными склонностями. Но именно социальные инстинкты влияют на общее благо и обеспечивают относительно стабильное существование общества, поскольку лежат в основе социальной жизни и поддерживают ее, несмотря на разлад между индивидуальными инстинктами. Важным созидательным инстинктом Конт считал инстинкт доброжелательства, позволяющий человеку взять верх над страстями и делающий отчетливым сознание его зависимости от общества. Инстинкт доброжелательства лежит в основе любви к порядку и поэтому содействует социальной гармонии. Интеллект, по мнению Конта, не может развиваться без инстинкта доброжелательства, поскольку этот инстинкт сообщает ему высокую цель и находит ему достойное применение. Поэтому развитие интеллекта, уровень которого рассматривается как показатель социального прогресса, Конт связывает с возрастанием инстинктов доброжелательства и усилением чувства симпатии. Тема 1 Вопрос 4 Социальная физика - исторически первое название науки, которая впоследствии была названа социологией. Сначала Конт полагал, что законы развития общества подобны физическим законам, вот почему отдельную науку, которая должна была изучать общество в целом и человеческий вид, составляющий это общество, он первоначально назвал "социальной физикой". Идея уподобить науку об обществе физике или биологии долго не оставляла Конта, даже когда он осознал, что "социальная физика" как наука об обществе – более сложная область знания, чем физика. По аналогии с физикой, Конт назвал разделы социологии "социальной статикой", изучающей общество в состоянии покоя, и "социальной динамикой", исследующей динамику общества. Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении, связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения Методы и особенности эмпирической социологии Социальная динамика - отрасль, изучающая социум в его развитии. Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс: военное господство ( теологическая стадия); феодальное господство (метафизическая стадия); промышленная цивилизация (позитивная стадия). Тема 1 Вопрос 7 Я ВЫДЕЛЮ ЖИРНЫМ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ВАЖНО, А ОСТАЛЬНОЕ НА ВСЯКИЙ. Социальный факт как объект эмпирического исследования Социальный факт – это обоснованное знание, полученное в результате описания отдельных фрагментов социальной действительности в определенном пространственно-временном интервале. К социальным фактам относятся: поведение социальных общностей или отдельных индивидов, продукты человеческой деятельности, вербальные действия индивидов (мнения, суждения, взгляды и т.д.). Массовые социальные события подлежат любому научному описанию и анализу. Они относятся к социально значимым актам группового или индивидуального поведения, к продуктам деятельности людей. Значение таких актов определяется целью и проблемой исследования, состоянием теоретической базы, в понятиях которой изучается данная социальная ситуация. Содержание и последовательность сбора и обработки данных эмпирического исследования включает несколько уровней: Общая предпосылка обоснованности социального факта (существующие представления о сущности мировоззрения, природной и социальной действительности. Заблуждения и просчеты данного уровня накладывают отпечаток на все последующее эмпирическое исследование. Состояние и разработанность социологической теории – система достигнутого научного знания об объектах исследования. Исходя из сопоставления этой системы с новыми наблюдениями выдвигаются гипотезы о неизученных процессах и явлениях. Переход от теоретических представлений к эмпирическим исследованиям составляет эмпирическую интерпретацию понятий. Процедурный уровень – система знаний о методах и технических приемах исследования, предоставляющих устойчивую и надежную фактуальную информацию. Особенности эмпирической социологии Для эмпирической социологии характерны следующие особенности: отождествление с научной социологией; разрыв с теоретическими исследованиями вследствие разных уровней обобщения и особенностей концептуального аппарата теорий; чрезмерное использование математических методов анализа данных, приводящее к сужению исследования и отказу от теоретических обобщений. Эмпирическая социология включает академическое и прикладное направление. Задача академического направления – создание системы научного знания об отдельных явлениях и областях общественной жизни (социология молодежи, города, искусства), которые применяют как методологическую основу конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические исследования направлены на решение конкретных практических задач. Они напрямую связаны с реализацией функций социальной инженерии. Эмпирическая социология может обеспечить получение точного результата, потому что использует методы, логические доказательства, количественные оценки, материал некоторых наук, таких как, теория вероятности, математика, статистика. Но, одновременно, эмпирическая социология направлена на изучение конкретных социальных общностей, людей, их субъективного мнения и деятельности. Отличие объектов социологии – проявление в поведении целеполагания, наличие самосознания, что приводит к определенным отклонениям. Поэтому социологическое описание нельзя считать совершенно точным и строгим. Методы эмпирической социологии Методы и процедуры социологического исследования – это система правил сбора, обработки и анализа социологической информации. Способы сбора и анализа информации о социальных фактах включают: область сбора первичной информации включает регистрацию единичных событий (наблюдение, изучение документов, опросы) и систему сбора информации (монографические, сплошные и выборочные обследования); область анализа первичной информации, включающую описание и классификацию (типологизация, статистический анализ, экспериментальный анализ (мысленный и реальный эксперименты), системный анализ, генетический анализ, социальное моделирование). Классификация методов эмпирического социологического исследования: Метод опроса – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте при непосредственном (интервьюирование) или опосредовансоциального порядка. (Социальная статика - это социологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения элементов общества, сохраняющиеся при всех исторических условиях) Метод наблюдения – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем прямой регистрации событий, непосредственного восприятия, значимых для исследователя. Основное назначение метода – получение объективной информации, доступной восприятию исследователя и регистрируемую в виде категорий, выявление их повторяемости и типичности. Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленных на извлечение информации, имеющей значение для целей исследования. Назначение метода: получить информацию о рассматриваемом объекте, содержащуюся в документе; зафиксировать ее в виде категорий анализа; обозначить надежность полученной информации; выработать с ее помощью объективные и субъективные оценочные характеристики изучаемого объекта. Метод социального эксперимента – метод получения данных об изменении показателей деятельности социального объекта вследствие воздействия на него заданных и контролируемых переменных. Главное назначение метода – выявление данных о причинно-следственных связях между рассматриваемыми явлениями, процессами, их свойствами, получение нового, более точного знания о тенденциях и закономерностях социальных процессов. Анкета – структурно-организованный набор вопросов, представляющих целостную совокупность. Это основной инструмент в ходе сбора информации, может фиксироваться в устной или письменной форме в виде ответов респондентов. Контент-анализ – особый метод анализа текстовой информации документов, формализованный и частотный. Включает: выделение смысловых категорий в тексте; подсчет частоты их употребления; определение соотношения разных текстовых элементов друг с другом, с общим смыслом, объемом, назначением, информацией данного текста. Тема 1 Вопрос 5 КУРСИВОМ НЕ ОСОБО ВАЖНОЕ Роль социальных инстинктов в обеспечении стабильности социального целого. Социальные «инстинкты»: военный, производительный, изобретательский. инстинкты — это наследственные программы поведения, в случае высших животных и особенно человека — преимущественно открытые программы. Наши представления об инстинктах человека можно резюмировать следующим образом: 1. Наследственность человека, определяющая его наиболее важное отличие от всех других видов животных, является результатом взаимодействия двух систем: системы генетической наследственности и системы культурной наследственности. Инстинкты — это врождённые программы поведения, записанные в геноме вида. Открытые программы инстинктов человека заполняются подпрограммами, выработанными не только его личным опытом, но и его культурой. 2. Каждый человек принадлежит некоторой культуре, первым признаком которой является его родной язык. Культурная традиция определяет своими подпрограммами реализацию инстинктов, мотивирующих его поведение. 3. Система инстинктов, стимулирующих поведение человека, сложилась в доисторические времена, не позже, чем в эпоху неолита. Изменения в наследственном материале этих инстинктов, происшедшие с тех пор, можно считать незначительными по сравнению с культурными изменениями, определяющими их реализацию. Никакие культурные влияния не могут подавить действие инстинкта, но могут в той или иной степени определять форму его проявления. Конечно, «большие» инстинкты, общие всем животным — в особенности инстинкт самосохранения — присутствуют и во всех формах поведения человека, взаимодействуя со специфически человеческими формами инстинктов, о которых дальше будет речь. У человека социальный инстинкт принял особый характер, не наблюдаемый у других животных. Лоренц не говорит об этом в решительной форме, но многие места в его работах свидетельствуют о том, что он допускал у людей инстинктивный характер солидарности. Он приводит ряд фактов взаимной поддержки и совместной деятельности у многих видов, в том числе у приматов. Было бы странно, если бы подобный инстинкт отсутствовал у человека. Далее, Лоренц много раз подчёркивает специфически человеческие, не встречающиеся у других животных реакции на поведение «асоциальных паразитов», несомненно связанные с «солидарностью» членов группы. ТУТ НАДО ПОПИЗДЕТЬ ПРО ПЛЕМЯ Поскольку состав племени вводился в открытую программу социального инстинкта как подпрограмма, выработанная культурной традицией — что возможно только у человека, — то социальный инстинкт приобрёл особый характер человеческого инстинкта. Военный инстинкт - это инстинкт, который содействует преодолению нами препятствий, индустриальный - напротив, побуждает нас к созиданию жизненных благ. Сюда он добавляет еще два чувства, без труда узнаваемых: гордость и тщеславие. Тщеславие - в определенном отношении уже переход от эгоизма к альтруизму. |