Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Вопрос: Предмет и объект философии. Особенности философских категорий. Основные разделы философии Предмет философии

  • Основные философские категории

  • 3 Вопрос: Основной вопрос философии и две его стороны. Материализм и идеализм. Основные разделы философии. Итак, главный вопрос философии

  • Итак, выделяются такие основные разделы этой науки: этика; эстетика; социальная, политическая и религиозная философия; онтология; логика; метафизика; аксиология.

  • 4 Вопрос: Система и метод в философии. Основные методы философии. Функции философии в обществе.

  • Система философии Гегеля

  • Метод философии Гегеля – диалектика

  • Функции философии: Мировоззренческая функция

  • Культурологическая функция

  • Методологическая функция

  • 5 Вопрос: Понятие истории философии, её место и роль в системе философского знания. Одним из важных разделов философского знания являетсяистория философии

  • Философия. философия. 1 Вопрос философия и мировоззрение, исторические типы мировоззрения


    Скачать 28.42 Kb.
    Название1 Вопрос философия и мировоззрение, исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата07.11.2020
    Размер28.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #148734

    1 Вопрос: философия и мировоззрение, исторические типы мировоззрения

    Филосо́фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

    Мировоззрение — система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем.

    Исторические типы мировоззрения:

    1-мифологическое

    2-религиозное

    3-философское

    Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение– это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

    Вторая форма мировоззрения – религиозное. Оно вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении есть разделение на знание и веру. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

    В философском мировоззрениис древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д.

    Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Опирается на разум человека.

    Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Философия размышляет не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, как должен жить человек, как должно быть устроено общество и т. д. Все сказанное показывает сложность философского знания, объясняет существование разнообразных философских учений (которые часто противоречат друг другу).

    2 Вопрос: Предмет и объект философии. Особенности философских категорий. Основные разделы философии

    Предмет философии-это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями

    Объекты или предметы могут быть:

    1-материальными-вещи, явления

    2-идеальными-понятия, мысли, идеи, дух, субстанция

    Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

    Категории - это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.

    Основные философские категории:

    1) бытие и ничто;

    2) материя и сознание;

    3) пространство и время;

    4) причина и следствие;

    5) необходимость и случайность;

    6) возможность и действительность;

    7) содержание и форма;

    8) сущность и явление.

    В философии основополагающей категорией является бытие.

    Бытие - это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

    Материя - это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia - вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20 в, когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания.

    Сознание - это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга.

    Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.

    Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

    Философская категория - пространство и время.

    Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.

    Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования.

    Пространство и время обладают своими свойствами.

    Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

    Время - длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по- разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.

    Структура философии:

    1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

    2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

    3)логика- учение о законах и принципах мышления

    4)Этика – учение о нравственности, морали

    5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

    6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

    7)Философ.антропология- учение о чел-е (существование чел-а как личности)

    8) философия науки – учение о науке

    9) философия техники

    10) аксиология – учение о ценностях

    3 Вопрос: Основной вопрос философии и две его стороны. Материализм и идеализм. Основные разделы философии.

    Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.

    Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

    Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

    Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир - вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

    Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

    Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

    Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное "Я", мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, - проблематично.

    Существует очень много разделов философии (количество превышает 50 единиц), они отличаются, прежде всего, предметом изучения. Так, философия антропологии дает ответы на вопросы о человеке: его роли в мире, происхождении, самосознании и многие другие. Религиозная занимается изучением вопросов религий: сущности Бога, представлений о нем, рассматривается природа верования и др. Изначально разделы философии можно разделить на группы: общефилософскую, философию средств познания, теоретическую и практическую.

    Итак, выделяются такие основные разделы этой науки:

    этика; эстетика; социальная, политическая и религиозная философия; онтология; логика; метафизика; аксиология.

    4 Вопрос: Система и метод в философии. Основные методы философии. Функции философии в обществе.

    Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

    Система философии Гегеля состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

    Учение о природе изложено им во второй части системы — в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

    Гегелевская теория общественной жизни составляет третью часть его системы — "Философию духа". Здесь "абсолютная идея" становится по Гегелю "абсолютным духом".

    Философская система делится Гегелем на три части:

    • логика

    • философия природы

    • философия духа

    Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».

    «Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании.

    Процесс самопознания «абсолютной идеи» включает три этапа:

    1. Пребывание «абсолютной идеи» в самой себе, в стихии чистого мышления (логика, в которой «абсолютная идея» находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).

    2. Развитие природы как иного бытия «абсолютной идеи» (природа — «окаменевший дух» представляет собой внешнюю реальность «абсолютной идеи», ее проявление; философия природы — наука об идее иного бытия «абсолютной идеи»).

    3. Развитие общества и человеческого сознания (духа) (снятие природного проявления— «окаменевшего духа», возвращение идеи к самой себе, познание «мировым духом» самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия – «абсолютный дух»).

    Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

    Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

    Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

    Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

    У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля. Восходящее движение «абсолютной идеи» прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

    Метод философии Гегеля – диалектика.

    Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

    Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.

    Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

    В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

    Все эта конструкция называется триадой.

    Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное - разумно, все разумное - действительно».

    Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диа­лектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

    Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точ­ки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт посто­янных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется по­иск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    В истории философии прослеживаются два основных философ­ских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия

    между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

    Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи яв­лений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возво­дит в абсолютную автономность, самостоятельность вещей.

    Диалектика исходит из принципа развития, качественных измене­ний явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в ми­ре только к количественным.

    Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономер­но присущей любому явлению или процессу, метафизика же счи­тает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

    Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, поня­тий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Час­то эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

    Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была рас­пространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а по­беды в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и исполь­зовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполага­ет «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдель­ных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно-ду­ховной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевти­ке человек предстает как существо, бытие которого заключается в по­нимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Ме­тод герменевтики широко распространен в западной философии.

    Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которо­му в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получае­мый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ни­чего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощу­щениях»).

    Рационализм — философский метод и направление в филосо­фии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

    2. Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

    3. Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов определяет место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его деятельности.

    4. Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

    5. Интеграционная функция философии состоит в том, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

    6. Познавательная функция связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием ума. Заключается в том, что философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная конкретная культура или жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как: бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура.

    5 Вопрос: Понятие истории философии, её место и роль в системе философского знания.

    Одним из важных разделов философского знания являетсяистория философии. Она рассматривает творчество мыслителей прошлого и настоящего, выделяет эпохи в развитии философии, выявляет основные тенденции развития философской мысли, анализирует связь философских идей с особенностями социально-исторического и культурного развития общества.

    ИФ как особая область знания зародилась уже в древности. Сочинения Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников. Первым специальным историко-философским трудом принято считать сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Первые историко-философские работы имели описательный характер, постепенно формируется научный подход к анализу философских учений. Гегель впервые показал развитие философской мысли как единый, исторически обусловленный процесс, связанный с социально-историческим развитием общества, прогрессом науки и духовной культуры в целом.

    История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания. Ее значение определяется тем, что история человеческого общества не может быть осмыслена без изучения истории общественной мысли. ИФ в концентрированном виде выражает духовный опыт человечества.

    В философском знании выделяются отдельные разделы. Основные из них следующие:

    1)онтология – учение о бытии;

    2)гносеология – теория познания;

    3)философская антропология – раздел философии, в центре внимания которого проблемы сущности человека, человеческого бытия, категории человеческого существования;

    4)социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики и закономерности развития общественной жизни;

    5)философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью человеческой истории, с ее движущими причинами;

    6)этика – учение о нравственнности;

    7)эстетика – учение о прекрасном, о его смысле и проявлении в жизни и в искусстве;

    8)история философии – рассматривает этапы исторического развития философской мысли.

    Для современной философии и науки характерны процессы дифференциации и интеграции. С одной стороны, в философском знании выделяются все новые, относительно самостоятельные разделы (*философия науки, техники, медицины, искусства и др.), с другой – многие области философии включают в себя достижения других разделов философии, а также науки и культуры в целом (*философия и методология науки выделилась из теории познания, одновременно вобрала в себя достижения социальной философии, истории философии, а также истории науки; *философия глобальных проблем обобщила знания из области социальной философии, экономики, экологии, политики и др.)

    Одним из важных разделов философского знания являетсяистория философии. Она рассматривает творчество мыслителей прошлого и настоящего, выделяет эпохи в развитии философии, выявляет основные тенденции развития философской мысли, анализирует связь философских идей с особенностями социально-исторического и культурного развития общества.

    ИФ как особая область знания зародилась уже в древности. Сочинения Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников. Первым специальным историко-философским трудом принято считать сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Первые историко-философские работы имели описательный характер, постепенно формируется научный подход к анализу философских учений. Гегель впервые показал развитие философской мысли как единый, исторически обусловленный процесс, связанный с социально-историческим развитием общества, прогрессом науки и духовной культуры в целом.

    История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания. Ее значение определяется тем, что история человеческого общества не может быть осмыслена без изучения истории общественной мысли. ИФ в концентрированном виде выражает духовный опыт человечества.

    Главным источником ИФ являются философские произведения прошлого.

    Задача историко-философского исследования – критический анализ философских теорий, выявление общественно-исторической обусловленности их возникновения и связи с другими учениями. Философское мышление – логико-понятийное, категориальное. Философские категории – это формы мышления и одновременно ступени его развития. Поэтому ИФ предполагает также исследование категорий в их историческом развитии.

    Основным принципом историко-философского анализа является принцип историзма, согласно которому любое философское учение рассматривается в контексте общественно-политических, экономических, культурных условий, обусловивших его возникновение и развитие, определивших его национальное своеобразие.

    Философия возникла на Древнем Востоке (Индия, Китай) в середине 1 тысячелетия до н.э. в условиях утверждения системы социального неравенства и формирования государственности.


    написать администратору сайта