Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура духовной сферы

  • Духовный мир личности включает в себя

  • Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности

  • Важнейшей духовной ценностью является совесть

  • Человеческое достоинство

  • 50. Социальная структура общества: классовый и стратификационный подходы. Социальные роли и статусы. Социальная мобильность. Социальная структура общества представляет собой

  • Основные компоненты социальной структуры общества.

  • Принята трех или шестиступенчатая стратификационная модель общества

  • По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

  • 1. Проблема взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке.

  • Биологическое

  • Со стороны своей биологической природы

  • Сторонники этой концепции

  • Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.

  • 52. Этнос как категория философской антропологии; её значение для медицины. Этногенез - происхождение народов.

  • фил. философия наши ответы. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии


    Скачать 188.18 Kb.
    Название1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии
    Дата10.12.2021
    Размер188.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия наши ответы.docx
    ТипОтчет
    #299592
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    49. Духовная жизнь общества.

    Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

    Структура духовной сферы:

    • религия

    • мораль

    • искусство

    • наука

    • право

    • политика,

    • философия.

    Они являются результатом и необходимым условия деятельности человека. Институты связаны и деятельным центром человеческого духа. Личность как деятельный центры духа является причиной и связывающим звеном всех социальных институтов как в сфере материальной, так и в духовной.

    Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
    Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.

    Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек. Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

    Духовный мир личности

    Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

    Духовный мир личности — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества.

    Духовный мир личности включает в себя:

    • Знания,

    • Чувства,

    • Потребности,

    • Способности,

    • Ценности,

    • Веру,

    • Переживания,

    • Стремления,

    • Убеждения,

    • Цели.

    Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

    • Деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.).

    • Деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей.

    Человек, живущий духовной жизнью, обладает духовностью. Человек, которому свойственна духовность, готов к самоотдаче и саморазвитию. Духовные потребности заставляют человека размышлять о мире, смысле жизни, любви, добре, справедливости и др.

    Важнейшей духовной ценностью является совесть — как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный самоконтроль.

    Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, жалость, потерять уважение к родителям и другие нравственные чувства.

    Для людей духовно богатых характерно осознание собственного достоинства.

    Человеческое достоинство — уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

    Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности.

    50. Социальная структура общества: классовый и стратификационный подходы. Социальные роли и статусы. Социальная мобильность.

    Социальная структура общества представляет собой:

    1. совокупность относительно устойчивых общностей людей;

    2. исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности;

    3. систему связей и взаимодействий между социальными группами.

    Основные компоненты социальной структуры общества.

    • индивид, обладающий социально-значимыми качествами, определяющими его личностную позицию;

    • социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.);

    • социальный институт как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.).

    Социальная стратификация представляет собой регулируемое неравенство с институциональными и нормативно-ценностными механизмами социального контроля.

    В социологии существует два подхода к изучению структуры общества.

    Первый подход – классовый – определяет в качестве структурных элементов общества классы – большие конфликтные группы (классовая структура общества). Следование классовому подходу означает признание антагонизма общественных групп. Начало такому пониманию структуры было дано К. Марксом. Согласно его теории, общество делится на два антагонистических класса. В основе такого деления лежит исторический процесс – общественное разделение труда. Классы формируются на основе разделения труда на умственный и физический, управленческий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный, творческий и стереотипный.

    Развернутое определение понятия «класс» дал В. Ленин: «Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по их отношению, закрепленному законодательно, к средствам производства, по их ролям в общественной организации труда, следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства, которой они располагают. Классы представляют собой группы людей, из которых одна может присвоить труд другой благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства5. Таким образом, можно говорить о классе эксплуататоров, обладающих правом на средства производства, и классе эксплуатируемых.

    Причинами трансформации социальной структуры в марксизме показаны противоречия между производственными отношениями и производительными силами, смена способа производства. Источником изменений, таким образом, являются экономические отношения.

    Второй подход к структуре общества – стратификационный. В рамках данного подхода раскрывается многообразие связей в обществе, подчеркивается не полярность или конфликтность, а дифференцированность общества. Стратификация предполагает некую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия (доход, образование, образ жизни и т. д.), признаются различия между людьми по количеству того или иного признака, имеющегося у всех групп (например, доход есть у всех, но он разный).

    Некоторые исследователи считают классовый подход частным случаем стратификационного. Действительно, понятие класса широко вошло в теорию стратификации, позволяя избежать некоторых ее недостатков. Принята трех или шестиступенчатая стратификационная модель общества:

    Высший класс

    Верхний

    Средний

    Нижний

    Средний класс

    Верхний

    Средний

    Нижний

    Низший класс

    Верхний

    Средний

    Нижний


    Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещения их из одного социального положения в другое.

    Социальная мобильность может обладать различными признаками.

    Различают:

      • демографическую, географическую и социальную мобильность

      • индивидуальную и групповую социальную мобильность

      • внутри поколенную и межпоколенную социальную мобильность

      • восходящую и нисходящую социальную мобильность

    Наиболее существенными являются пространственная характеристика, скорость и плотность протекающих стратификационных изменений.

    По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

    Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной соц. позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. Перемещение некого индивида из православной в протестантскую или иную религиозную группу, из одной семьи в другую, с одного завода на другой, при сохранении в этом случае того же самого профессионального статуса, - это примеры горизонтальной соц. мобильности.

    Иное дело мобильность вертикальная. Такой тип мобильности осуществляется тогда, когда индивид или соц. группа перемещается их одного соц. пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. В зависимости от направления такого перемещения существует 2 типа вертикальной мобильности:

    Первый – восходящая соц. мобильность, т. е. соц. подъем из одного соц. слоя в другой, более высокий. (Например, рабочий после соответствующей подготовки становится инженером, предпринимателем или директором завода)

    Второй – нисходящая соц. мобильность, т. е. соц. деградация. (например, предприниматель становиться безработным, затем находит работу вахтера, сторожа, а то и вовсе превращается в бомжа. Преподаватель, потерявший работу идет работать маляром или посудомойщиком).

    51. Проблема взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке.

    С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

    Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

    При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

    Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

    По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» . Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

    Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

    Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.

    52. Этнос как категория философской антропологии; её значение для медицины.

    Этногенез - происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических,

    лингвистических и антропологических особенностей.

    Этногенез занимает промежуточное положение между антропо- и социогенезом.

    Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

    По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, соц. и других интересов.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта