Главная страница

фил. философия наши ответы. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии


Скачать 188.18 Kb.
Название1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии
Дата10.12.2021
Размер188.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия наши ответы.docx
ТипОтчет
#299592
страница12 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

42. Ценности и оценки.

Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценки выражают отношение человека к объеюу, его свойствам. Они неразрывно связаны с ценностями человека, с ценностным отношением человека к объекту.

Ценность – понятие, определяющее человеческие, социальные и культурные значения определенного явления. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т. п.; всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Оценка – это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Есть оценки абсолютные (хорошо, плохо, безразлично), а сеть – сравнительные (лучше, хуже, равноценно).

Оценка, так или иначе, связана с практикой в широком понимании этого слова (как общественно-исторической практикой человечества). Но практика в любой своей форме и на любом уровне тоже предпо­лагает оценку и порождает оценку. Практика, будучи опосредована через потребности, интересы и цели, направляет внимание на то.что полезно для удовлетворения интересов субъекта.

Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка организует практическую деятельность.

Ценность есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Многие ценности зависят от познавательной и практической деятель­ности обусловливаются ею. Если тот или иной предмет нужен, полезен для практики, то очевидно он ценен, представляет собой некоторую ценность.

Классификация ценностей:

1. • материальные ценности (средства труда и вещи непосредственного потребления);
духовные ценности (ценности науки, морали, искусства, философии, права);
социально-политические ценности (социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях);
2.индивидуальные (это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека);
групповые (это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей);
общечеловеческие (жизнь, свобода, справедливость, совершенство).
3. ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества;

ценности повседневного спроса и повседневного обихода;

высшие ценности.

Процесс постановки диагноза можно рассмотреть как оценочный процесс, но его всегда трактуют как познавательный. Появляется соотношение: знания и оценки. Во-первых, знания помогают нам в наших оценках. Когда у человека больше информации о предмете, то и оценить его он может лучше. С другой стороны, знания выбираются интересом. Мы стараемся получить больше информации именно о тех вещах, которые нас заинтересовали, т.е. о вещах, ценных для нас.

! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».



ЗНАНИЯ

ОЦЕНКИ

I

истинные

правильные

II

истинные

неправильные

III

ложные

правильные

IV

ложные

неправильные

I. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение);

II. Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение (действия неэффективны, мало опыта);

III. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний;

IV. Очень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки.

43. Деятельность как преобразование мира и человека. Основные виды деятельности Специфика медицинской деятельности.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.

Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.

В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя — свои способности, привычки, личностные качества.

В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908—1970) охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Структура деятельности может быть представлена следующим образом.

• Субъект деятельности: отдельный индивид, социальная группа.

• Объект деятельности.

• Цель – модель того, что может быть в результате деятельности.

• Способ (метод) деятельности.

• Акты деятельности – отдельные действия.

• Средства деятельности – совокупность материальных (или идеальных) орудий деятельности.

• Результат (продукт) деятельности.

Достижение цели предполагает волю, которая ориентирует на достижение цели, преодоление возникающих препятствий. Здесь нужно отметить, что в общем случае нет полного совпадения целей и результатов действий. Деятельность обычно приводит к двум результатам: прямым, которые соответствуют сознательно поставленной цели, и побочным, которые заранее не предвидели и даже не осознавали. Побочные результаты иногда могут быть не только неожиданными, но и нежелательными.

Деятельность может быть репродуктивной, воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое. В сознании могут формироваться образы, в известном смысле опережающие действительность. На основе отражения возможностей, тенденций действительности человек обладает способностью предвидения и соответствующей организации своей деятельности.

Деятельность людей весьма разнообразна. Сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности. Если подойти к вычленению и классификации ее видов с точки зрения развития отдельного человека, то можно исходить из следующих соображений.

Первый вид деятельности, ведущий в раннем детском возрасте, – игровая деятельность. Она имеет большое значение, в играх дети познают действительность, осваивают нормы поведения, развивают физические и умственные способности. Игровая деятельность сопровождает человека всю его жизнь, являясь важным элементом проведения досуга.

Сущностные характеристики игровой деятельности:

  • Правила

  • Санкции

  • Борьба

  • Безопасность

Второй вид деятельности – учебная деятельность. В учебе приобретаются знания, умения, навыки для всей будущей жизни. Человек готовится для самостоятельной жизни. Учеба не кончается в юношеском возрасте; человек учится всю жизнь.

Сущностные характеристики учебной деятельности:

  • Получение знаний

  • Источник знаний и субъект

  • Санкции

  • Навыки и умения

Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность. Она направлена на создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Труд здесь понимается в широком смысле слова, включая в себя как физический, так и умственный труд.

Сущностные характеристики трудовой деятельности:

  • Удовлетворение потребностей

  • Предмет и орудие труда

  • Социальный характер труда

Основная форма трудовой деятельности – производство материальных благ. Цели, которые люди ставят перед собой в процессе производства, определяются материальными потребностями. Достичь цели, которые человек ставит перед собой, нельзя, оставаясь в сфере разума. От того, что человек поставил ту или иную цель, само собою ничего не делается. Чтобы внести изменения в действительность, достичь цели, нужно воздействовать на окружающий мир материальными средствами, практически.

Медицинская деятельность возникает практически одновременно с возникновением общества. Она вытекает из объективной необходимости людей в сохранении и воспроизводства их телесного бытия. Деятельность общества по охране здоровья своих членов, борьба с болезнями как любая материальная, объективно-практическая деятельность была более эффективной, поскольку был развит её духовно-теоретический компонент. Другими словами, медицинская деятельность предполагает два главных компонента: объективно-практический и духовно-теоретический. В обыденном сознании часто возникает дискуссия относительно медицинской деятельности – является ли она ремеслом, искусством или наукой. Имея эти два компонента, медицинская деятельность (медицина) является и искусством и наукой.

Специфика медицинской деятельности состоит в том, что врач имеет дело с информацией о больном, которая «зашифрована» в различных симптомах и синдромах и её надо расшифровать и интерпретировать. Предмет медицины - здоровье и болезни человека - исключительно сложный феномен (сложнее, чем предмет современной физики). В нормальной и патологической деятельности проявляются и взаимодействуют все формы движения материи, в том числе и единство биологического и социального. Поэтому решение медико-биологических, санитарно-гигиенических и клинических проблем невозможно без философской методологии.

Медицинская деятельность имеет сложный противоречивый характер, в котором переплетаются объективный и субъективный фактор, сознательный и стихийный, необходимый и случайный. В процессе своей практики врач субъективно воспринимает объективное состояние больного. В субъективных ощущениях пациента отражаются объективные изменения организма, которые в определенных моментах не могут быть обнаружены при помощи аппаратов, а должны быть обнаружены и учтены врачом. В то же время, некоторые методы исследования больного организма являются в определенной мере субъективными, так как их результаты зависят во многом от опыта и квалификации врача, от его отношения к своей профессии.

Специфика медицинской деятельности состоит в научном и ценностном подходе при изучении человека. Важное отличительное свойство медицинских знаний – их ценностная ориентация. Человек и его здоровье высшая ценность и оно определяет характер субъект-объектных отношений в медицине.

44. Общество как предмет социальной философии. Развитие взглядов на общество (историко-философский аспект).

Социальная философия- это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Предметом социальной философии являются отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

  1. Доиндустриальная цивилизация (традиционное, аграрное общество) — существовало до XIX в.

В экономической сфере данное общество характеризуется:

    • значительной зависимостью от природно-климатических факторов;

    • господством традиционного типа экономических процессах, основанных на земледелии и скотоводстве;

    • зависимостью распределения материальных благ от положения личности в социальной иерархии.

В политической сфере для данного общества характерно преобладание деспотической, авторитарной власти, передающейся по наследству. Власть принадлежит одному (абсолютная монархия) или немногим (аристократическая республика).

В социальной сфере данную цивилизацию характеризуют коллективизм, замкнутость социальных групп, малая динамика, полная зависимость личности от прихоти правителя.

В духовной сфере для доиндустриальной цивилизации характерно господство традиционной культуры:

    • фиксация устоявшегося социального и политического порядка через мифы, предания, религию;

    • преобладание устной информация над письменной;

    • подавляющая неграмотность населения (социальных «низов»).



  1. Индустриальная цивилизация (индустриальное, промышленное общество) возникла около 200 лет назад, в XIX в., — в период промышленной революции.

В сфере экономики здесь характерно независимость от природы, преобладание индустриального производства, мощные промышленные технологии, господство частной собственности и рыночных отношений.

В политической сфере формируются демократия, законность, гражданское общество и правовое государство. Власть не рассматривается личностью как данность, от руководителя требуются доказательства, обоснования лидерства. Ставится проблема легитимности власти и управления.

В социальной сфере индустриальное общество демонстрирует большую подвижность, открытость социальных структур, их упрощение. Положение личности зависит не от близости к лидеру, а от собственных заслуг.

В духовной сфере данное общество воспроизводит модернизированный (современный) тип сознания. Человек осознает себя как личность и способен противостоять коллективу, высказывать инакомыслие. Личность, закон, свобода, равенство, справедливость становятся идеалами человека новой эпохи. Достигается всеобщая грамотность населения. Человек индустриального общества все больше осознает единство мира, признает идею прогресса.

  1. Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) — переход к данному типу цивилизации начался с 1980- — хх гг.

В экономике данного общества происходит тотальное распространение информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники; создание и функционирование разветвленной сети различных банков данных; превращение информации в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда.

Для политической сферы информационного общества характерны свободное движение информации в обществе.

В социальной сфере достигнутая информационная целостность служит определенной основой социальной целостности. Для данной цивилизации характерны быстрое внедрение инноваций и значительная скорость происходящих в обществе изменений.

В духовной сфере процессы информатизации требуют нового уровня понимания бытия, мироустройства, роли разума, этики, эстетики. Большое значение придается творческой деятельности человека, развертывается диалог различных идей и учений.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта