фил. философия наши ответы. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии
Скачать 188.18 Kb.
|
теории происхождения человека
Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза. Отметим, что теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек будет творением сверхъестественного существа. К примеру, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов. Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Стоит отметить, что основания ϶ᴛᴏй теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882). Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Стоит заметить, что он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, ϶ᴛᴏ наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий. этапы эволюции человека При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, кᴏᴛᴏᴩая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Изучим этапы эволюции человека с ϶ᴛᴏй точки зрения. Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Отметим, что тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. При этом он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян. Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека. Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Стоит заметить, что он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь. В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, по϶ᴛᴏму представителей ϶ᴛᴏго переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным. Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции. Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, кᴏᴛᴏᴩые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря ϲʙᴏим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций. 24. Проблема сознания в философии и медицине. Сознание – одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Дословно под «сознанием» понимается «способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека» Для Р. Декарта в понимании сознания есть одна несомненная реальность: «Я мыслю, значит – сущствую» («Cogito, ergo sum»). Этим он показывает опосредованный характер нашего знания о сознании. Вот почему сущность сознания у него идентична его предметно-логическому содержанию. Декарт считал, что если нельзя думать о вещи логически, значит ее просто нет. Хотя он допускает, что отдельные знания о мире в целом и человеке в частности могут быть врожденными идеями, таким образом, философ не сводит знание только к продуктивному мышлению. С Р. Декартом в чем-то был согласен И. Кант, предложивший свою идею об априорном знании. И. Кант выдвинул версию, что в сознании есть особые знания о чем-либо как о целостности. Эти непосредственно данные знания составляют основу по- знания внешнего мира и самого себя. К. Маркс выявил, что сознание человека зависит от внешних факторов, и на основании этого сделал вывод: «Бытие определяет сознание» [6, с. 6]. То есть, по мнению К. Маркса, сознание вторично. Исходя из вышесказанного, мы видим, что в ис- тории философии в понимании сознания можно выделить два направления: 1) материализм, который понимает сознание как продукт деятельности мозга, в основе функционирования которого лежит механизм отражения и взаимодействия; 2) идеализм, понимающий сознание как самостоятельную субстанцию по отношению к мозгу, кото- рая способна существовать вне мозга и независимо от него. В первом направлении сознание вторично по отношению к материи, а во второй тенденции сознание первично. С развитием естествознания у ученых (немецкие врачи Якоб Молешотт, Людвиг Бюхнер, Карл Фогт и другие) появилась склонность рассматривать и изучать сознание как материальный продукт деятельности мозга. Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического отводят достижениям естествознания и медицины. Особую роль в этом сыграли взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естество испытателя [7]. Пристально изучив анатомию, он сделал вывод, что мозг является органом мышления и ощущения. Этим он разрушил идею Аристотеля, который утверждал, что мозг играет роль охладителя теплоты, идущей от сердца. В психологии проблема сознания вызывает много проблем, потому что к исследованию данного явления можно подойти с совершенно разных сторон. Например, В. Вундт полагал, что сознание заключается лишь в том, что люди сами находят в себе разные психические состояния [8]. Для У. Джемса сознание являлось хозяином психических функций [9]. К. Ясперс сравнивает сознание со «сценой», «…на которую выходят и с которой уходят отдельные пси- хические феномены» [10, с. 905]. Но наиболее необычный взгляд у Л.С. Выготского. Он полагает, что сознание – это рефлекс человека на окружающую его действительность и что оно создается не природой или появляется при рождении, а является результатом воздействий общества; то есть сознание есть как бы контакт с самим собой [11]. Таким образом, в психологии сознание можно охарактеризовать с точки зрения его активности, рефлексивности, самонаблюдению, различным проявлениям характера. Но все же оно не поддается стандартным исследовательским методам, поскольку науке подлинно неизвестно реальное местоположе- ние сознания. Как мы видим, сознание можно интерпретировать с разных точек зрения, поэтому проблема со- знания является актуальной как для философии, так и для медицины. Сознание с точки зрения медицин- ской науки – это наивысшая форма саморегуляции и субъективного восприятия реальности. Как утвер- ждают ученые, именно это отличает людей от всех остальных живых существ. Вопросы, связанные с сознанием, важны медицины в целом. Термин «сознание» в клинической медицине используют в более узком смысле – для обозначения нормального состояния высшей нервной деятельности человека (адекватное окружающей обстановки, способность к речевым контактам, активному мышлению и целесообразным произвольным поведенческим актам). В таком значении слово «сознание» выступает в формулировках типа «ясное сознание», «нарушения сознания», «больной без сознания». 25. Проблема идеальности сознания. Специфической особенностью, важнейшей чертой сознания является его идеальность. Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни физическими свойствами отражаемых в нем объектов, ни свойствами физиологических процессов, на основе которых они возникли. Его идеальность в том, что оно существует в форме идей, в субъективной духовной форме. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, переживаемая человеком субъективная реальность – носитель регулятивной и информационной функций. Рассмотрим специфику идеального по отношению к материальному: – идеальное не менее реально, чем материальное, но оно не может предшествовать материальному; – идеальное противоположно материальному по своей природе, но не абсолютно, поскольку без материального нет идеального; – идеальное противоположно материи как социально активное образование, порождающееся общественной практикой и претворяющееся в практическую деятельность людей. Итак, идеальное – это непосредственно осознаваемая субъективная реальность, существующая только в мозгу человека. Сознание человека возникло и развивалось в тесной связи с формированием центральной нервной системы и человеческого мозга. Мозг человека представляет собой сложнейшую систему нервных клеток, которые находятся во множестве связей друг с другом и с нервными окончаниями органов чувств. Вещи, их свойства и отношения воздействуют на органы чувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материальной базой ощущений, восприятий, представлений, составляющих основу абстрактного мышления. К идеальному можно отнести всё то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной жизни, алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п. Идеальное—это специфическое отображение, свойственное только человеку, это есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность, изменять их, модифицировать. Человек может на их основе создавать материальные объекты. Содержание сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове, знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества. Содержание сознания фиксируется в идеальных системах разного ранга: чувственных данных, абстрактных понятиях, художественных образах, духовных ценностях, нормах культуры, языка, мышления. 26. Структура сознания. Понятие о «бессознательном» Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии. Структура сознания Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие: Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний; Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности; Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.; Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу; Самосознание - репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание. Понятие бессознательного Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Для Фрейда бессознательное - это, прежде всего, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д 27. Основные свойства сознания. Творческая активность сознания. Сознание, будучи высшей формой отражения действительности, обладает следующими свойствами. Во-первых, оно объективно по содержанию, то есть то, что находится в поле сознания, задается прямо или косвенно (через память, текст, знаки) предметной, окружающей действительностью. При этом поле сознания зависит и от персонального, активного «Я». Кроме того, сознание является не только результатом отражения объекта, но и отношения к нему, то есть оно включает в себя ценностное «измерение», описываемое понятиями «желание», «стремление», «внутренний выбор» и другими. В современной философии и психологии существует специальный термин для характеристики свойства сознания зависеть от того, что оно отражает, – интенциональность сознания, то есть его направленность на определенные объекты. Вторым свойством сознания является то, что оно идеально по механизму функционирования: хотя существование сознания неотделимо от деятельности мозга, нервной системы, оно работает по специфическим строгим, четким законам, механизм функционирования которых ненаблюдаем. Сознание – невидимый, скрытый от внешнего наблюдателя непрерывный поток переживаний: чувств, мотивов, мыслей, убеждений, установок, ценностей. А.Бергсон, впервые обративший внимание на сознание как поток переживаний, указал на еще одно важное свойство сознания – длительность (каждое отдельное переживание может начинаться и заканчиваться, но поток переживаний не имеет ни начала, ни конца). Сознание как субъективный психологический временной процесс обладает качеством неделимости, целостности, взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего. По мнению другого выдающегося аналитика сознания – Э.Гуссерля, сознание – это «Гераклитов поток», который нельзя математически анализировать, расчленять на составляющие, охватывать понятиями. Тем не менее исследовать поток сознания необходимо и важно, это можно делать, в частности, на основе самоотчета о происходящем в сознании. Однако существуют косвенные методы изучения сущности сознания – это конкретное поведение, а также некоторые физиологические процессы, имеющие место в связи с «работой» сознания. Отсюда третье свойство сознания: сознание материально по форме выражения – «работу» сознания можно фиксировать по следующим показателям: изменение кожно-гальванического сопротивления, состава крови, давления, пульса, частоты дыхания, температуры, электростатических потенциалов отдельных участков мозга, имеющих определенный ритм. Однако данные фиксирующие физические, физиологические, химические процессы, происходящие в мозге, не раскрывают содержание мыслей, образов, идей, поскольку законы сознания не совпадают с законами физики, физиологии и химии. Процессы сознания являются следствием не столько физического состояния мозга, сколько функционального его состояния. Поэтому сознание является именно свойством (системным, функциональным) мозга. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель- это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. |