Главная страница
Навигация по странице:

  • Парменидом

  • Объективная духовная реальность

  • 18. Материя и ее принципы структурирования

  • Основные свойства материи: а) системность и структурность; б) самоорганизация; в) движение; г) пространство и время;

  • фил. философия наши ответы. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии


    Скачать 188.18 Kb.
    Название1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. 1 Возникновение философии
    Дата10.12.2021
    Размер188.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия наши ответы.docx
    ТипОтчет
    #299592
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия.

    Представления о мире в целом начали складываться в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов. Онтология каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, духовной культуры и др. факторами. В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько основных видов онтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.

    Бытие – основополагающая философская категория, отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие, охватывающее все существующее.

    Понятие о бытии основывается на признании объективного существования человека, окружающих его вещей, природных явлений, мира в целом. При этом существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельные предметы и явления возникают и исчезают, а мир продолжает существовать.

    Проблема бытия с древнейших времен стала центральной философской проблемой. Уже в древнеиндийскомсборнике текстов «Ригведа» говорится о бытии, возникающем из «потенциального бытия».

    Понятие «бытие» введено Парменидом (IV в. до н.э.). в античной философии категория бытия стала одной из центральных. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие – «небытие».Парменид считал, что бытие – неизменное, неподвижное – это реальность, а небытие – иллюзия. Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить. Демокрит утверждал, что бытие – это атомы, а небытие – пустота. Пустота необходима для того, чтобы содержать в себе все существующее, поэтому она такая же реальность, как и атомы. Платон противопоставил иллюзорному миру вещей реальный мир идей, обладающий «истинным бытием», и тем самым распространил понятие «бытие» на область идеального. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов и явлений материальной и духовной жизни. Он утверждал, что всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях.

    В Средние века проблема бытия сводилась к доказательству существования Бога и выяснению соотношения Бога и мира.

    В эпоху Возрождения и особенно в Новое время бытие начинает осмысливаться как нечто вещественное, телесное, как объективная реальность. Природа и вся Вселенная мыслились как механическая система. В то же время в Новое время развивались и идеалистические концепции бытия. Уже Р.Декарт рассматривал бытие через возможность осознания его человеком: «Я мыслю, следовательно, я существую». Субъективный идеалист Дж. Беркли отрицал существование материи и утверждал: «Быть – значит быть в восприятии».

    Гегель рассматривал небытие и бытие как диалектические категории, как единство противоположностей. Небытие связано с наличием возможности появления «нечто» из «ничто», это свернутая форма будущего бытия. Поэтому нет абсолютного «ничто» - небытия, оно является исходной формой развития, становления.

    В философских учениях ХХ в. внимание акцентируется на бытии как человеческом существовании. Особенно это характерно для экзистенциализма. М.Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то внешнему по отношению к субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Только человек ставит вопрос о том, что такое бытие, стремится к пониманию бытия – значит, человек, в первую очередь, и есть бытие. Для экзистенциалистов духовное и материальное в человеческом бытии слиты в единое целое – это единое одухотворенное бытие. Особенно яркое выражение эта позиция нашла в религиозном экзистенциализме (Н.Бердяев, К.Ясперс и др.). Иначе, чем в предшествующей философии, в экзистенциализме рассматривается и проблема соотношения бытия и небытия. Главное в человеческом существовании, согласно экзистенциализму, - сознание его временности, конечности. Страх перед возможностью не быть порождает сознание ценности своей личности, придает смысл самому бытию.

    Современная материалистическая философия рассматривает «небытие» только как абстрактную категорию, противоположную категории «бытие». Ни одна вещь, явление или процесс не появляется из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, одни поколения меняются другими, вместо погибших цивилизаций появляются новые. Поэтому небытие относительно, а бытие абсолютно.

    По способу существования бытие разделяется на два мира:

    1. Мир физических явлений, или материальный природный мир. Этот существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Это мир живой природы, мир неживой природы, общество как материальная система;

    2. Мир человеческого сознания, или духовный мир. Этот мир, в свою очередь, тоже можно подразделить на объективный и субъективныйСубъективный дух – это внутренний психический мир человека, он является достоянием отдельного индивида. В то же время совместная деятельность людей в обществе порождает такие духовные образования, которые являются достоянием не отдельных индивидов, а общества в целом. Объективная духовная реальность – это общественное сознание и его формы (наука, философия, мораль, искусство, религия и др.).

    Вопрос о взаимосвязи этих двух способов существования бытия является основным вопросом философии. В зависимости от ответа на него выделяются основные философские направления:материализм, идеализм, дуализм.

    Специфика бытия человека состоит в том, что он одновременно принадлежит и к природному, телесному миру как его органическая часть, и к миру духовному, принадлежность к которому и делает его человеком. Бытие человека и мир человеческой культуры демонстрирует единство объективного и субъективного в бытии.
    18. Материя и ее принципы структурирования

    Материя (лат – «вещество») – одна из центральных философских категорий, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. В своем развитии понятие «материя» прошло ряд этапов.

    Первый – это этап наглядно-чувственного представления о материи. На этом этапе под материей понималось первовещество, из которого возникают и в которое превращаются все вещи. Такое представление характерно для античной философии (учения Милетской школы, гераклит и др.), где в качестве первоосновы мира рассматривались различные природные стихии.

    Второй этап – это этап вещественно-субстанционального представления о материи. Здесь материя понималась как вещество, исходным элементом которого являются атомы, наделенные рядом постоянных свойств, таких как неделимость, протяженность, непроницаемость и т.д. Такое понимание начало формироваться еще в IV в. до н.э. (атомистическое учение Демокрита) и просуществовало до конца XIX в., особенно ярко проявившись в философских учениях Нового времени. Это понимание материи послужило основой для открытия многих законов природы (закона всемирного тяготения, основных законов динамики, закона сохранения вещества, периодической системы элементов и др.) и формирования ряда научных теорий.

    Третий этап – это этап философско-гносеологического представления о материи, которое сложилось на рубеже XIX - XX вв. в условиях кризиса естественных наук, который был вызван рядом научных открытий (открытие электрона опровергло представление о неделимости атома и постоянстве его массы; открытие рентгеновских лучей и радиоактивности – о его непроницаемости и т.д.). Классическое определение такого понимания материи дано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Это определение гносеологическое – оно построено на противопоставлении материи и сознания. В онтологическом смысле материализм понимает материю как единственную субстанцию бытия, причину самой себя, несотвормую и неуничтожимую.

    Материя существует в виде отдельных материальных образований – вещей. Т.е. материальное бытие – это бытие вещей, их свойств, отношений, процессов. Вещи обладают таким характеристиками, как целостность, относительная самостоятельность, относительная устойчивость, а также пространственными, временными, качественными границами, они являются носителями определенных свойств и находятся во взаимосвязях и взаимоотношениях с другими вещами. Свойства вещи проявляются только во взаимодействии с другими вещами (*свойство магнита притягивать проявляется во взаимодействии с металлом; свойство товара – в его способности обмениваться на другой товар или денежный эквивалент и т.д.).

    Основные свойства материи: а) системность и структурность;

    б) самоорганизация;

    в) движение;

    г) пространство и время;

    д) отражение.

    Материя обладает целым рядом неотъемлемых свойств– атрибутов: системность и структурность, самоорганизация, движение, пространство, время, отражение.

    Системность – это способ существования материи, отражающий ее структурное многообразие. Под системностью материального бытия понимается тот факт, что все его элементы находятся не в хаотичном состоянии, а определенным образом организованы. Система – это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее устойчивость, называется структурой. Т.обр., структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, характеризующаяся совокупностью устойчивых отношений и связей между ее элементами.

    Материя всегда структурна. В мире существует множество различных материальных систем.

    По характеру связей между элементами можно выделить системы суммативные – в них элементы обладают достаточной автономностью по отношению друг к другу, связи между ними внешние, несущественные (например, штабель досок) – и целостные – в них существует жесткая зависимость элементов друг от друга, системы от каждого элемента и элементов от системы. В свою очередь, целостные системы подразделяются: по формам движения материи – на механическиефизические и химические,биологическиесоциальныепо характеру связей с окружающей средой – на открытыеизакрытыепо степени организации – на простыеисложныепо характеру происхождения – на естественныеиискусственные и т.д.

    Наиболее крупная система – это вся Вселенная. Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. В ней можно выделить три основных уровня структурной организации: микромир – системы предельно малых, не воспринимаемых непосредственно объектов; макромир – системы объектов, поддающихся человеческому восприятию и измерению; мегамир – мир предельно больших величин.

    Каждая из трех областей материальной действительности (неживая природа, живая природа, социальная действительность) на каждом из уровней структурной организации включает в себя ряд систем:

    - внеживой природе можно выделить такие уровни структурной организации: уровень элементарных частиц – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макротел – планеты – планетные комплексы – галактики – метагалактики;

    - уровни структурной организации живой природы: клетки – микроорганизмы – органы и ткани – организмы в целом – популяции – биоценоз – биосфера;

    - всоциальной действительности выделяются такие уровни структурной организации: индивид – семья – коллектив – социальные группы – классы – нации – государства – системы государств – человечество в целом.

    Каждый структурный элемент этих систем, в свою очередь, тоже выступает как система.

    Основной признак системы – целостность – означает, что система – это не просто сумма элементов и их свойств, а уникальное целое, обладающее новыми свойствами, возникающими в результате взаимодействия элементов. [*Молекула воды Н2О: водород сам по себе горит, а кислород поддерживает горение; система, образованное этими элементами породила новое, интегративное свойство – вода гасит огонь].

    Элементы системы всегда упорядоченно организованы. [*Солнечная система – группа небесных тел, различных по размерам и физическому строению. В нее входят: Солнце, 9 больших планет, более 30 спутников планет, более 2000 малых планет (астероидов, сотни комет и бесчисленное множество метеоритных тел. Все эти тела объединены в одну систему благодаря силе притяжения Солнца. Все планеты вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении и почти в одной и той же плоскости. Большинство спутников планет вращается в том же направлении и в большинстве случаев – в экваториальной плоскости своей планеты. Солнце, планеты, спутники движутся вокруг своей оси в том же направлении, в котором они движутся по своим траекториям. Каждая следующая планета удалена от Солнца примерно в 2 раза дальше, чем предыдущая]. Эта упорядоченность объясняется явлениями самоорганизации.

    Самоорганизация – это способность открытых материальных систем создавать под внешним энергетическим влиянием внутреннюю упорядоченную структуру. Явления самоорганизации изучает новая научная дисциплина – синергетика (ее основоположники – немецкий ученый Ганс Хакен, бельгийские ученые Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс). Синергетика по-новому объясняет такие понятия, как саморазвитие, порядок и хаос, необходимость и случайность. Синергетический подход позволил ответить на вопрос: почему мир демонстрирует высокую степень равновесия и организации.

    Движение – это способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.

    Представление о движении изменялось на протяжении истории философской мысли. Уже мыслители древности обратили внимание на изменчивость бытия (Гераклит). Французские материалисты ХVIII в. считали, что движение есть внутреннее, необходимое свойство материи. Гольбах писал: «Все во Вселенной находится в движении... Движение – это способ существования, ...вытекающий из сущности материи». Однако мыслители Нового времени сводили все формы движения материи к механическому движению. Гегель также говорил о единстве материи и движения, однако причина движения материи выводилась им из саморазвития абсолютной идеи. С точки зрения материалистической диалектики, движение неразрывно связано с матерей, является способом ее существования: нет движения без материи, как нет материи вне движения. Существует только движущаяся материя.

    Движение предполагает свою противоположность – покой. Движение абсолютно, а покой относителен. Движение в природе проявляется как самодвижение, т.е. импульс к изменению заложен в самой природе материального мира.

    В современной науке выделяют три типа движения:

    1) движение от низшего к высшему, или прогресс (*человеческая история);

    2) движение от высшего к низшему, или регресс (* старение организмов);

    3) движение, в котором нет ни прогресса, ни регресса (*круговорот воды в природе).

    Выделяют также ряд форм движения материи, которые отличаются своим носителем и уровнем структурной организации:

    механическая (ее материальный носитель – любое тело или предмет),

    физическая, химическая (материальный носитель – атом, молекула),

    биологическая (клетка),

    социальная (индивид, социальные группы, общество).

    Эта классификация была разработана Ф.Энгельсом во 2-й половине XIXв. И основывалась на научных знаниях того времени. Современная наука располагает данными и о других формах движения материи: о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.

    Движение характеризуется следующими признаками:

    - объективность,

    - неотрывность от материи,

    - абсолютность и относительность(т.е. движение универсально, но всегда проявляется в различных конкретных формах),

    - изменчивость и устойчивость (т.е. любое изменение предполагает сохранение прежнего состояния),

    - непрерывность и прерывность (т.е. движение носит всеобщий характер, но проявляется как движение отдельных материальных систем).

    Представления о пространстве и времени также прошли ряд этапов развития. Античные атомисты (Демокрит) рассматривали материю и пространство в отрыве друг от друга: все состоит из материальных частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Механистический материализм Нового времени также считал, что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь «вместилища», в которых расположены тела и происходят события. В субъективном идеализме (И.Кант) пространство и время рассматриваются как доопытные (априорные), врожденные понятия, которые даны сознанию субъекта для того, чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.

    В истории науки существовали 2 основные точки зрения на пространство и время:

    1 – субстанциальная концепция. Здесь пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с матерей и независимо о нее. Эта концепция восходит к учению Демокрита, свое обоснованное выражение получила в трудах И.Ньютона. Основополагающий труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии)» (1687 г.) более чем на 20 лет определил развитие естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения. Основные положения:

    - пространство считалось бесконечным, плоским, пустым и однородным, которое выступает «вместилищем» материальных тел, независимой от них системой;

    - время рассматривалось как абсолютное, однородное, равномерно текущее; оно протекает во всей Вселенной «единообразно и синхронно» и является процессом длительности, независимым от материальных объектов.

    2 – реляционная теория (лат. relativus – относительный). Пространство и время здесь рассматривались как формы существования материальных объектов, которые отдельно от них не существуют и зависят от характера взаимодействия материальных систем. Эта теория восходит к учению Аристотеля, в Новое время получила развитие в работах Г.Лейбница, получила свое логическое завершение и научное обоснование в теории относительности А.Эйнштейна. Сам А.Эйнштейн суть своей теории выразил так: «Раньше полагали, что если бы каким-нибудь чудом во Вселенной исчезла бы вся материя, то пространство и время сохранились бы, теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы пространство и время». А.Эйнштейн показал, что пространство и время на абсолютны и неизменны, а могут представать по-разному в различных системах отчета, зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем. [*С Земли стартовал космический корабль со скоростью, близкой к скорости света и вернулся обратно через 50 земных лет. Но по часам корабля этот полет продолжался бы всего год. Т.е. если бы 25-летний космонавт оставил на Земле только что родившегося сына, то 50-летний сын встречал бы 26-летнего отца. Т.к. в системе отсчета корабля время по отношению к Земле другое.]
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта