Главная страница
Навигация по странице:

  • Отчужденность от основного производителя

  • Иерархичность

  • 9. Христианство – теоретическая и нравственная основа средневековой европейской культуры. Идеал человека в средние века.

  • 10. Отражение средневековых представлений о мире в искусстве Западной Европы: а) романский и готический стили в искусстве; б) куртуазная литература.

  • 11. Культура Возрождения: предпосылки возникновения; рождение новых представлений о мире и нового идеала человека. Основные черты ренессансной культуры.

  • Культурология. 1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода анимототемные, мировых стихий, мирового древа


    Скачать 81.33 Kb.
    Название1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода анимототемные, мировых стихий, мирового древа
    АнкорКультурология
    Дата23.12.2021
    Размер81.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипДокументы
    #316289
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    7. Своеобразие культуры Древнего Рима. Даниил Афанасьев

    Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой — долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д.

    Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим — центр Мира».

    В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству.

    Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

    8. Условия формирования, истоки, особенности средневековой западноевропейской культуры. Мировоззрение средневекового человека. Дмитриева Дарья.

    Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

    Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

    Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

    Таким образом, средневековая культура — это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства

    Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

    Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:

    • Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

    • Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

    • Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

    На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья:

    1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты

    2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

    Средневековая культура формировалась в условиях:

    • господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

    • замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

    • слабой центральной власти;

    • феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

    Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный - небесный, которые неотделимы друг от друга. Примирение или противопоставление этих двух миров - проблема, занимавшая средневековое сознание на всех уровнях: и высших, и низовых.
    Согласно теологическому миропредставлению, мир делится на две части и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства.
    Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Христианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению насилия, идеям всеобщего равенства.
    У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стали верность и вера.
    Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Практически все его творения служили религиозному культу. Архитектура, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка. Средневековое искусство, в отличие от античного, почти не выражало радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира.

    9. Христианство – теоретическая и нравственная основа средневековой европейской культуры. Идеал человека в средние века.

    Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

    Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.

    Высшая цель христианства - спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа.

    В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека.

    Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

    Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

    В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство.

    Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.

    В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей.

    После периода резкого ослабления (X - середина XI вв.), когда папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

    В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви.

    Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

    10. Отражение средневековых представлений о мире в искусстве Западной Европы:

    а) романский и готический стили в искусстве;

    б) куртуазная литература.

    а) романский и готический стили в искусстве;

    Романский стиль возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.

    В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стилей являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам: архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство, обработка металлов.

    Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.

    Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

    В романском стиле внешний и внутренний виды зданий придерживались аскетизма (отказа от материального для возвышения и развития духовного). Храмы являются отражением человека: снаружи скромный и праведный, внутри - богатый и утончённый.

    Основными постройками в этот период становятсяхрам-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

    На смену романскому стилю приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

    Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

    Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    б) куртуазная литература.

    Кодекс рыцарского благородства – куртуазность (фр. cour – двор). Рыцарь должен быть вежливым, воспитанным, грамотным, должен уметь слагать стихи в честь дамы. Соприкосновение восточной и кельтской фольклорной стихии.

    В основном Куртуазная литература отражает психоидеологию сосредоточенной при дворах крупных владетелей-сеньоров прослойки служилого рыцарства, вместе с тем Куртуазная литература является орудием борьбы за новую идеологию с феодально-церковным мировоззрением предшествующей эпохи. Создателями куртуазной лирики были трубадуры – провансальские поэты и певцы.

    11. Культура Возрождения: предпосылки возникновения; рождение новых представлений о мире и нового идеала человека. Основные черты ренессансной культуры. Тёма Молчанов

    Возрождение (Ренессанс) - важный этап развития европейской культуры, переход от Средних веков к новому времени, от феодального общества к буржуазному.

    (Предпосылки) Цивилизационными факторами Возрождения стали: расцвет городской культуры; великие географические открытия (открытие Америки Колумбом); переход от ремесла к мануфактуре (появляются первые зачатки капиталистической промышленности).

    Основой культуры Возрождения служила античность, однако ее идейная база была значительно шире. Это светские традиции средневековья (особенно в Италии и Франции) в богатой культуре городов, где издавна формировалось независимое гражданское сознание; свободомыслие, оппозиционное догматике католической церкви.

    Основным двигателем культуры Возрождения было народное творчество, которое вносило в нее свежую струю, перерабатывалось гуманистами, художниками, писателями, придавало ей яркие черты народности. Поколение европейцев XVI в. создавало новые общечеловеческие ценности и не ставило цели подражания античной культуре.

    Ренессанс был не устойчивой и спокойной эпохой, а бурной и противоречивой. Молодая культура городов, полная радостного жизнеутверждения, проникнута материализмом и культом человеческого тела. Если средневековому искусству человек представлялся существом слабым, ограниченным и зависимым, то в искусстве Возрождения человек становится единственной реальной и независимой ценностью.

    Ценностной основой культуры Возрождения стал гуманизм - высшее культурное и нравственное развитие человека. Гуманизм выступил в это время как широкое течение общественной жизни. Гуманистические идеи вторгаются даже в заповедную зону - теологию. Уже в конце XVI в. гуманистическое движение охватило большинство стран Западной и Центральной Европы и продолжало распространяться. Содружество гуманистов ("республика ученых") объектом своего изучения сделало все отрасли знания, но всех их объединяло понимание гуманизма как культа человека, поставленного в центр мироздания, признания его творческого гения и гигантских сил. Происходило своеобразное "обожествление" человека - богоравного существа, создающего и творящего самого себя.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта