Культурология. 1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода анимототемные, мировых стихий, мирового древа
Скачать 81.33 Kb.
|
1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода: анимо-тотемные, мировых стихий, мирового древа. (желтый 1 ч. с.33) Василиса Васильева Мифологический культурный код – это способ самоорганизации архаического сознания, выработка базовых символов и обладающий универсальностью и открытостью к изменению и самопорождению новых культурных кодов. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей в качестве представителя некоторого предмета или предметов. Используется для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний). Естественный знак или признак - предмет, являющийся частью реального мира. Он определяет отличие одного от другого и сохраняет натуральное жизненное название Образ - это форма мифотворческого представления, результат высшей нервной деятельности (есть контекст) и социальных условий. Чувства преобладают над разумом Символ - это идейная, образная и идейно-образная структура, является обобщением и неразвернутым знаком. Символ в скрытой форме содержит в себе все возможные значения, создает перспективу для бесконечного развертывания смыслов, переходя от обобщенно-смысловой характеристики предмета к его отдельным конкретным проявлениям. Символ обладает возможно бесконечной валентностью значений, причем его значения многоуровневые: 1) явный смысл, сознаваемый всеми 2) частично осознаваемый, находящийся на грани сознания, но при определенных неординарных обстоятельствах способный быть полностью раскрывающимся 3) скрытый смысл, базовый, полностью бессознательный, возможно относящийся к детскому опыту, общему для всех людей. Базовые символы мифологического кода - набор знаков, выражающих главные ценности архаического общества. Первобытная культура была дописьменной, но имела свою знаковую систему, которая включала три основные типа знаков: 1) Знаки-признаки — это знаки, связанные с обозначаемыми предметами, как действия со своими причинами (характеристика окружающего мира, основа естественного языка, коммуникации); 2) Знаки-образы – это зачастую предметы (вещи) или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны (замещают объект). Знаково-образная деятельность способна замещать те виды предметных действий, которые она моделирует (например, ритуалы охотничьей магии замещают действия людей при окружении, погоне и убийстве зверя); 3) Знаки-символы – это условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. С точки зрения содержания кодово-символические знаки (символы) делятся: 1) на анимо-тотемные (представление о наследовании жизни, о смерти и бессмертии (душа и ее путь), о родстве с живой и неживой природой, осмысление взаимосвязи жизни и смерти) *найдут законченное выражение в верованиях 2) на знаки мировых стихий (хаос/космос, состоящий из огня, океана, земли, неба) * с этим блоком тесно связаны символы мироздания: солнце/луна – символ дня и ночи, умирания–воскрешения–жизни, света и тьмы и т.д. Мировой океан символизировал одно из начал мироздания (хаос). Из него возникает земля. Земля и небо дает начало космосу. Воздух разделяет землю и небо. Огонь выполняет двойную функцию: участвует в рождении мира, борясь с Мировым океаном, и в уничтожении космоса 3) на знаки, описывающие мироздание (мировое древо - базовый символ, объединяющий все сферы мироздания) Небо, землю и подземный мир символизирует крона, ствол и корни. Космические зоны верха, центра и низа воплощают мифологические символы (обычно животные): верх – птицы; центр или ствол мирового дерева – животные, иногда – человек; низ или корни – змей. Горизонтальный ракурс строения мироздания запечатлен в связке поселение–кладбище–святилище. Здесь поселение осмысливается как средний мир, кладбище – как нижний, святилище – как верхний. В этой системе связей задается ориентация верха и низа мирового порядка как добра и зла, света и тьмы, женского и мужского и т.д. Мироздание в язычестве включает в себя сложную систему взаимодействующих пространственных структур. Стабильность зависит от взаимоотношений тьмы и света в Среднем мире. Также появляются смыслообразы, для объяснения более сложных явлений. Это символические образования, возникающие в процессе создания мифологического текста 2. Мифология, религия и ранние формы духовной жизни человечества. Арина Хорошенкова (желтый часть 1 с. 5) Первобытные мифы представляют собой целую мировоззренческую систему. В ней отражено образное восприятие мира и «очеловечивание» окружающей действительности. Для мифологии свойственен тайный (эзотерический) характер, деление знания на сакральное и профанное (святое и обыденное), синкретизм (слитность, нерасчлененность), а также обряды инициаций (обряд, знаменующий переход человека на новую ступень развития) и система табу. Виды мифов: мифы о животных (тотемные); мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарные, астральные); мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические) и человека (антропогонические); мифы о мировом порядке, устройстве (космологические); повествования о рождении богов (теогонические мифы) и рассказы-пророчества о конце света (эсхатологические); мифы о культурных героях. Особенностью первобытной культуры является то, что мифология в ней тесно переплетена с ранней религией. Религия – одна из форм общественного сознания, содержанием которой является совокупность действий, предметов и идей, связанных с верой в сверхъестественное. Для первобытного общества типичными формами религии были фетишизм, магия, анимизм, тотемизм. Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы животных или человека. Анимизм – вера в существование души и духов. Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой в вере в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром, явлениями природы, неодушевленными предметами. Шаманизм – широкий круг анимистических верований и культов, специфической чертой которых является вера в возможность особых людей общаться с богами и духами предков. 3. Отражение ранних форм миропонимания в культурных памятниках первобытности: наскальная живопись, мегалитическая архитектура, палеолитические венеры и др. (желтый ч.1 с.44) Макс Мут Различают 2 причины возникновения первобытной культуры: 1) (отечественные ученые) Первобытные памятники - форма отображения мнения общества, реального мира в художественных образах. 2) (зарубежные ученые) Появление религии и способность к иррациональному мышлению (чувства, эмоции во главе). Начальная ступень изобразительного творчества человечества - ранний каменный век, первыми проявлениями изобразительной деятельности человека считают костяные и каменные предметы с простейшим орнаментом (геометрическими фигурами и фигурами животных). Древнейшим из обнаруженных предметов является костяной фрагмент с гравировкой. В позднем каменном веке появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, музыка, танец, ранняя архитектура. Причины - не известны. Характерные черты наскальной живописи: изображения животных рисовались на стенах пещер (черной, белой и красной краской). Животные изображались в натуральную величину, в движении с большой экспрессией. Памятники наскальной живописи: Каповая пещера. Россия. Урал. Примерно 12000 г. до н. э.; Онежская писанница. Россия. Кольский полуостров. Примерно 2000 г. до н.э.; Альтамира. Испания. Примерно 14000-10000 гг. до н. э.; Ласко. Франция. Примерно 17000 г. до н. э.; Тасилин-Аджера. Африка. Сахара. Примерно 3500-3000 гг. до н. э. и др. Например, в Каповой пещере изображены 7 мамонтов, 2 лошади и носорог. В пещере Фон де Гом во Франции изображены 40 диких лошадей, 23 мамонта и 17 оленей. Лучшей по качеству и сохранности является живопись в пещере Ласко, ее возраст 15516±900 лет. Первобытная скульптура представлена в основном статуэтками женщин (палеолитические венеры). Их отличает подчеркнутое изображение половых признаков, что свидетельствуют о осознании первобытным человеком пола. Широко распространены были бусы, перстни, браслеты из бивня мамонта (круглые символизируют мировые стихии). Все ритуалы сопровождались песнями и танцами. Первой формой песни был речитатив. Были созданы несколько видов музыкальных инструментов: ударные, струнные, духовые. Монументальная каменная архитектура. Самые известные первобытные мегалитические постройки: гигантский мегалитический памятник в Нью-Грейндже. Ирландия. Примерно 3100 г. до н.э.; Карнак в Бретани. Франция. Примерно 6000 г. до н.э.; Стоунхендж. Англия. Примерно 3000–1600 гг. до н.э.; Аркаим. Страна городов. Россия. Челябинская область. Примерно 3000–2000 гг. до н.э.; Дольмены Северного Кавказа. Россия. Примерно 3000 г. до н. э.; Гедекли тепе. Турция. Примерно 12000 г. до н. э. Мега- 46 литы условно делят на несколько видов – менгиры, дольмены, кромлехи и др. Архитектура: менгиры – вертикально врытые в землю длинные камни до 4–5 м, дольмены – сложенные из вертикальных каменных глыб, покрытых плоской плитой, кромлехи – культовые сооружения в виде круглых оград из огромных камней. Мегалитические постройки имеют сложную символику (сакральные знания мифологической картины мира). Использовались при проведении обрядов. Мегалиты – вид первобытных построек, представляющих собой сооружения из многотонных малообработанных каменных блоков с изображениями или без них. К мегалитам относятся: Дольмены– вид мегалитов, представляющий собой постройку из трех крупных камней в виде стола (триллиты). Кромлехи - вид мегалитов, представляющий собой круги из камней. В более поздней форме – лабиринты. Менгиры – вид мегалитов, представляющий собой отдельно поставленные камни со следами обработки в виде человеческих фигур или камни в естественном виде. Палеолитические венеры – комплекс памятников первобытной культуры в виде скульптурок женщин. Отличительной чертой является преувеличенное изображение половых признаков (признаком осознания человечеством двух полов). Первобытная живопись – это натуралистичные изображения животных, в динамике. (черной, белой и красной красок на стенах пещер или на скалах 35000 лет назад). Пещерные галереи были святилищами и служили ритуальным целям. Первобытная живопись носит повествовательный и воспитательный характер. В эпоху первобытности возникли все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративное искусство. Изображения людей: женщины с подчеркнуто женскими признаками. Фигурки людей предельно упрощены и состоят из одних прямых линий. изображались сцены из жизни первобытного племени – охота, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Изображения животных: были схематичны и статичны. Внешний вид и повадки животных – бизонов, лошадей, мамонтов – переданы с потрясающей точностью. 4. Античная культура: понятия, основные идеи. Илья Кузнецов Что это Под культурой античности понимают культуры Греции, Рима, Византии и страны византийского круга. Несмотря на то, эти цивилизации развивались одновременно с культурами древности (Египет, Месопотамия, Индия, Китай и другие), историки и культурологии выделяют период их развития в качестве отдельной эпохи, так как ими был создан совершенно другой тип культуры, новые типы мышления, формы науки, виды деятельности и каноны искусства. Условно античную культуру можно разделить на два этапа: Культура Древней Греции Культура Древнего Рима Идея: Главным стержнем античной культуры были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотъемлема от жизни это общества. Античная Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов. Характерные черты: 1) Рациональный подход к пониманию мира и в тоже время эмоционально-эстетическое его восприятие. 2) Космологизм - стремление понять сущность природы и мира в целом, в том числе, средствами искусства. Упорядоченность мировосприятия. 3) Антропоцентризм (Сократ): человек есть центр мира и цель всех совершающихся событий. Искусство воспевает гармонически развитую человеческую личность. 4) Алгональность (соревновательность): формирование индивидуального сознания культивирует стремление к победе. 5) Зрелищность: обилие празднеств, религиозных ритуалов, театральных представлений. 5. Характерные черты культуры Древней Греции. Андрей Куликов https://spravochnick.ru/istoriya/osnovnye_osobennosti_i_cherty_drevnegrecheskoy_kultury/ Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески – это мир, Вселенная, украшение, порядок, мировое целое, противопоставляющее Хаусу упорядоченностью и красотой. В общем подходе к миру, природе, космосу греки утверждали эстетические категории, тесно связанные между собой – красота, мера, гармония. Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела. Состязательность: Главную роль играли состязания художественные-поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческая культура празднична, внешне красочна и зрелищна. Пластичный, телесный характер: идеалом является гармонично развитый человек. Его формирование обеспечивала система образования и воспитания; Ведущими эстетическими категориями были красота, гармония и мера. Отсюда органичное единство элементов художественного произведения; Становление науки как самостоятельной сферы. Развилось опытное естествознание, сформировалось систематическое изложение медицины, геометрии и других наук. Любая производственная отрасль становилась областью прикладной математики; Создание современной формы философии. Переход к рациональному познанию мира означал изменение в человеческом разуме, появление способа мышления на основе доказательства; Равноправие граждан полисов, боровшихся за влияние, определили такую особенность, как агональность (состязательность). Она способствовала формированию индивидуального подхода, личного мнения, частной инициативы; Существование самостоятельных полисов. Полис был политическим, религиозным, торгово-экономическим и художественным центром. Граждане имели равные права на владение собственностью и землей, имели возможность получить образование. Развитие гражданского общества противоречила система сословных отношений, характерная для древних культур. 6. Трансформация идей древнегреческой культуры в эллинистическом мире. Лёва (ред) http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXXVII.htm#sel= Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта в 30 г. до н. э. В V—IV вв. до н. э. основой мировоззрения широких слоев гражданского населения небольших греческих полисов было яркое чувство патриотизма. В условиях постоянных перемещений больших масс людей по обширным территориям эллинистических держав рвалась связь отдельного человека с его родным городом. Не столько принадлежность к гражданскому коллективу составляла теперь основу благополучия человека, сколько милости богов, благодеяния монарха, личная инициатива и счастье. Все это подрывало основы коллективизма и рождало чувство индивидуализма, веру прежде всего в собственные силы. Изменилась и роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии выделяли значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. В Александрии было открыто учреждение, названное музеем. Значительная часть выдающихся научных открытий этой эпохи была сделана александрийскими учеными. Воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической культуры проявилось не столько в общем характере тех или иных направлений культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей, например идей мистицизма и глубокого индивидуализма в философии, внедрении ряда достижений древневосточной науки, в частности в медицине, астрономии и многих других. Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V—TV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину культы олимпийских божеств. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Артемиды и других приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств Ормузда, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды. Среди греческого населения получают признание и поклонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида. Ей присущи многие черты греческих богинь — Геры, Афродиты, Деметры, Селены, она становится своего рода универсальным культом единого женского божества. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление царствующего монарха. В эллинистический период в религиозно-политической жизни получают распространение идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя — мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей. Как правило, идеи мессианства распространялись среди малых народностей, насильственно включенных в состав крупных эллинистических держав, подвергаемых жестокому угнетению центрального и местного аппарата эллинистических монархий. Более соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы (стоиков, эпикурейцев и киников). |