Культурология. 1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода анимототемные, мировых стихий, мирового древа
Скачать 81.33 Kb.
|
Достижения: созданиепервой поэмы, календаря, свода законов (Кодекс Хаммурапи), различные архитектурные сооружения (например, Вавилонская башня), шумерская математика. 15. Влияние конфуцианства и даосизма на основные идеи и достижения Древнего Китая. (Жёлтый учебник, часть 1 стр. 68) Курганов К III в. до н. э. междоусобные войны между отдельными царствами достигли особенного напряжения. Для Китая выход из сложной ситуации был возможен через интеллектуальное осмысление противоречивости разнородных интересов, подготовленное предыдущими веками разработки идеала гармоничного и упорядоченного государства и общества, приписываемого древним китайским мудрецам. От этого идеала и шли в своих поисках древнекитайские мыслители, первым и наиболее выдающимся среди которых был Конфуций. Конфуций (551-479 гг. до н.э.), опираясь на приоритет этической нормы в поиске путей к стабильности, предложил в качестве основы успешной эволюции великий принцип постоянного самоусовершенствования – человека, общества, государства. Методика заключалась в тщательное соблюдение этических и ритуально-церемониальных нормативов с ориентацией на общепризнанную мудрость древних. И хотя в своем учении Конфуций был подлинным творцом нового, все созданное им основательно и умело опиралось на традиции. Конфуций создал конфуцианство, т.е. доктрину, приспособившую древние мудрые этические нормы к требованиям изменившейся эпохи. Именно конфуцианская традиция определила менталитет, образ жизни и систему ценностей в Китае, что весомо ощущается и в этой стране, и в ряде других стран современного Дальнего Востока вплоть до наших дней. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ обожествленного предка «ди», умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для защиты интересов каждого человека. С точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены. Центральными для конфуцианства являются: 1) Понятие «жэнь» (или «чжэн»), которое можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». 2) принцип «ли», который сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным для организации жизни китайского общества. С точки зрения Конфуция усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией. Государство – это большая семья. Имелось в виду то немаловажное и для всех вполне очевидное обстоятельство, что в рамках любого социально-политического образования верхи брали на себя функцию отца в масштабе не только своего клана (где иначе никто и не мыслил), но и государства в целом. Низы же выполняли функцию многочисленных домочадцев большой семьи, в которой у каждого свое дело и свои обязанности, но где вместе с тем все осознают себя членами большого, спаянного общими интересами коллектива, возглавляемого всеми признанным главой, отцом-патриархом. Одновременно, во многом как противовес конфуцианству, в VI–V вв. до н. э. в Китае появляется даосизм как религиозно-философская система, отвергающая обязанности человека по отношению к государству. Основная идея даосизма – утверждение о том, что все подчиняется Дао (путь), из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао – это всеобщий Закон и Абсолют. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Основателем даосизма считается китайский философ Лао-Цзы (или «Старый мастер / философ»). Воззрения даосизма, восходящие к шаманским верованиям, изложены в трактате «Дао дэ цзин» (Трактат «Учение о пути и добродетели»). Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» Даосизм утверждал, что с помощью духовных практик можно обрести не только здоровое тело и ясность духа, но и вечную жизнь и вечную молодость, стать бессмертным небожителем. Для этого необходимо: 1)Питание духа — это совершение добродетельных поступков 2)Питание тела — это соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Все действия человека подчинялись законам Дао, требовали соблюдения множества конкретных ритуалов. Даосизм во многом отражает фатализм китайской культуры, т.к. с точки зрения китайца только высшие силы (Небо, Дао и т.д.) определяют судьбу человека (а сам он должен следовать утвержденным традициям и порядку), общества и мира. Влияние даосизма на культуру проявилось в области древней научно-технической мысли. В поисках «пилюли бессмертия» даосы проводили многочисленные эксперименты и обнаружили закономерности некоторых химических реакций, которые, в частности, привели их к изобретению пороха. Одно из направлений даосизма занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Создали даосы и так популярное сегодня учение как фэншуй, дыхательную гимнастику – цигун, а также боевые искусства, в частности ушу. Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая. В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих. Впоследствии в Китае даосизм и конфуцианство сближаются, а в I тыс. н. э. получает распространение буддизм, завершив формирование единой этико-политической и религиозной системы «три учения» (саньцзяо), которая оставалась господствующей идеологией в Китае вплоть до начала XX века. Её идеи, знания, всегда неразрывно связанные с этикой и политикой, всегда рассматривались как путь к самосовершенствованию. Вселенная понималась как взаимодействие двух противоположных начал Инь и Ян (символы). Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, бытовой утвари, в планировке культовых сооружений. Умение читать и понимать эти символы формирует определенный образно-символический уровень мышления. Поэтому главным отличием культуры Китая является ее символичность. 16. Культура Древней Индии и влияние на нее идей индуизма и буддизма. Майоров В. С. (желтый часть 1 с. 92-96) Индийская культура вокруг Инда и Ганда (на рубеже III-II тыс. до н.э.-до наших дней (самая традиционная культура)). Индия, как и Китай, – самая древняя из существующих ныне цивилизаций. Примерно в тот же период, когда в Египте и Междуречье возникли первые цивилизации, в Индии по течению рек Инд и Ганг возникли первые города-государства. Первые жители городов-государств были земледельцами, а также имели развитые ремесло, торговлю, строительство, парусный флот, то есть культура имела достаточно высокий уровень развития. После прихода ариев (1200 г. до н. э.) индийское общество резко меняется, все население делится на четыре варны, из которых позднее сформировались касты. Сложились варны брахманов, воинов, земледельцев и ремесленников, слуг, они представляли собой замкнутые группы, имевшие четкий социальный статус, определенный вид деятельности. Принадлежность к той или иной варне определялась происхождением и имела наследственный характер. Переход из одной касты в другую был невозможен. Касты (варны) закрепляли иерархичность социального мира и влияли на выработку специфического мировоззрения индийцев. Жизнь для людей сосредоточилась не во внешнем мире, а внутри сознания. Поскольку внешний мир поменять было практически невозможно, человек был сосредоточен на внутреннем самосовершенствовании. Религиозно-философские взгляды, так же, как и в Китае, имели огромное влияние на формирование духовной культуры этой цивилизации. Существеннейшую часть мировоззрения людей составляла вера в бесконечную цепь смертей и перерождений души человека в разных обликах (реинкарнация), причем будущий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно (или в чем угодно – дереве, камне, животном). Индиец обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители – дети, муж – жена, вышестоящий – нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. В индуизме важнейшим понятием является идея сансары. Сансара погружает человека в земное бытие. Сансара – это колесо жизни и смерти, круговорот страдания в физических мирах. Избавление от ее плена является целью человека, метафорически оно описывается как переправа через океан. У индусов считаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения, животные (обезьяна, слон, змея, корова). В Индии считается, что каждый человек имеет право на свой Закон, свой путь к Богу. Из этого осознания происходит толерантность индийского мировоззрения, принятие других религий. Одной из идей ранней индийской философии-была мысль об избавлении от страданий путем отделения духовного от материального, достижения нирваны, бесстрастия и свободы. Эта школа стала идейной предпосылкой формирования будущей мировой религии – буддизма, сформировавшегося в Индии. В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и ислама) буддизм – религия, отрицающая существование Бога-творца и вечной души. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах: Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары – круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и, в конечном счете, нирваны, то есть состояния 96 блаженного небытия. В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спасительную мудрость. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте. Тем не менее буддизм не стал господствующей религией на родине. Индуизм постепенно, без потрясений и религиозных войн потеснил буддизм. Лучшие вековые традиции индо-буддийской культуры: отказ от насилия, благоговение перед жизнью, нравственная чистота, – легли в основу общечеловеческой культуры. 17. Специфика арабо-мусульманской культуры. Ее основные культурные идеи и достижения. Матэс Леонид Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. В VII–IX вв. в результате арабских завоеваний образовалось государство Арабский халифат, в котором зародилась арабская культура. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата. Вера в единого бога – Аллаха – стала главной отличительной чертой арабской культуры, которая на протяжении всей истории своего существования имеет религиозный характер. Уже на раннем этапе развития религии и культуры появились две основные ветви ислама – шииты и сунниты, представители которых конфликтуют уже на протяжении многих веков. Их противостояние стало причиной многочисленных вооруженных конфликтов, но в культуре это разделение прослеживается слабо. Наиболее тяжкими грехами у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность. Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв. С точки зрения мусульман, Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истиной, они пригодны «для всех времен и народов». Под знаменем ислама арабский народ создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от предшествующих народных, культурных и религиозных традиций. Исламская культура мужская, т.к. женщины занимают в обществе подчиненное положение, в основном находятся под контролем мужчин и государства. Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Развитие письменности привело к появлению такого вида искусства, как каллиграфия. Своеобразными университетами были мечети. В них обучали всем религиозным и светским наукам. Различные технические новшества заимствовались арабо-мусульманской культурой из Византии и Китая. Часть их (компас, бумага, порох, косой парус и др.) также были потом «переданы» арабами в Европу. В IX–XI веках в Багдаде и других крупных городах Халифата начали формироваться научные направления, решающие прикладные проблемы (например, астрономия, минералогия, описательная география). Из индийской научной традиции арабскими учѐными была воспринята десятичная позиционная система счисления и цифры (включая ноль). Среди основных направлений, наиболее успешно изучавшихся в средневековой арабской медицине, – хирургия, офтальмология, терапия, психиатрия. Нужды торговли, налогообложения и управления стимулировали развитие географии, достижения которой в развитии арабомусульманской культуры не имеют аналогов в других частях средневекового мира. Ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству Арабы создали особый тип узора – арабеску, используя его в декоре зданий, посуды, тканей, чеканке, гравировке и инкрустациях на предметах быта. Арабеска – специфический мусульманский орнамент, типичный пример арабо-мусульманской художественной культуры. К общим особенностям мусульманского искусства следует отнести: религиозный характер; малую долю новаторства, использование приемов и тем искусства завоеванных народов; отсутствие единого стиля, существование местных школ: турецкой, персидской, испано-арабской и т. д.; декоративный характер, отсутствие реализма, ибо ислам запрещает изображение живых существ. |