Культурология. 1. Язык первобытной культуры. Базовые символы мифологического культурного кода анимототемные, мировых стихий, мирового древа
Скачать 81.33 Kb.
|
Новые формы самосознания: Больший акцент на этических проблемах Учения о свободной воле индивида, направленной на добро Суть учения о достоинстве человека - восстановление человека и его разума; оно отбрасывало отношение к человеку как "греховному сосуду", обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение, провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала "совершенной", всесторонне развитой, гармоничной личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. Идеал этот в значительной мере создавался под влиянием реальности: в бурную переходную эпоху меняется менталитет человека - теперь это личность, наделенная отвагой, страстной жаждой знания и действия, прочно утверждающая свое место в мире. Сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Главные идеи гуманистов: Идеал личности - добродетель Человек - свободная личность Человек - центр мироздания, а не "божий раб" Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье. Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания. Культура Возрождения не однопланова: она не была полностью антирелигиозной. Эта эпоха состоит из противоречий и контрастов. Новые ценности сталкиваются и пересекаются со старыми традициями. Культура Возрождения полна средневековых пережитков: большое значение имели теология, магия и астрология, влияние монашеских проповедников. Процесс становления и развития культуры Возрождения обычно делят на три главных хронологических этапа. Первый период называют "Проторенессансом", т.к. культура этого периода является как бы подготовкой, предчувствием смелых проблем Возрождения. Второй период охватывает весь XV в. и носит название "раннего Ренессанса". Это - время наиболее острой борьбы нового со старым, полное смелого анализа, тяги к реализму и к математической точности, но лишенное цельности художественного мировоззрения. Третий период называют "Высоким Возрождением", хотя в Италии он продолжается недолго, в других странах Европы он растянулся до конца XVI века. Основными чертами культуры Возрождения являются: Антропоцентризм (человек - в центре всего мироздания) Гуманизм (человек - полноценная и свободная личность, а не раб) Модификация средневековой христианской традиции Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии Новое отношение к миру (человек играл все большую роль в природе, становился центром мироздания) 12. Особенности формирования и характерные черты культуры Нового времени. Складывание новой картины мира. Дамир Журавлёв Новое время — это эпоха, начинающаяся с Реформации и буржуазных революций (XVI-XVII вв.) и заканчивающаяся Первой мировой войной (1914-1919 гг. Лидером культурного развития это время является Западная Европа, с XVIII в. все большую роль играет Россия. В XIX в. она становится одной из ведущих держав и одним из первостепенных культурных центров. Культура постепенно утрачивает традиционный характер, все большую роль в ней играют инновации, индивидуальное творчество. На первом плане в культуре Нового времени стоит человек как творец культуры: культура перестает быть анонимной и становится авторской -это во многом связано с развитием индивидуализма, осознанием ценности человеческой личности. Как объект культурного творчества: литература и изобразительное искусство изображают прежде всего человека со его достоинствами, недостатками и волнующими его проблемами, наука ориентирована на познание мира ради освоения человеком - и на познание самого человека. В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения (барокко и классицизм). Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире. Индустриализация общественного производства, начинается с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выражение в росте городов, развитии предпринимательства, повышении уровня технической культуры общества. Культура Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатываются новые, более совершенные формы организации общественной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. «Знание — сила» Человека Нового времени уже не так, как средневекового, привлекают чудеса и мистика. Он стремится объяснять происходящие процессы с помощью разума и фактов. Таким образом, важнейшей чертой новой культуры становится рационализм. Немало сил было положено на борьбу с засильем церкви. В XVIII в. Вольтер призывал «раздавить гадину» в лице католической церкви. В XIX в. ученые работали, не боясь ни костра - и притом многие из них были верующими, отделяя свои религиозные взгляды от научной работы (в том числе и Ч. Дарвин, теория эволюции которого пришлась не по вкусу церкви - но запретить ее, как в доброе старое время, у священнослужителей не было ни сил, ни возможности). Все сферы культуры освобождаются от религиозных канонов и приобретают светский характер. При этом христианство оставалось важным фактором духовной жизни Европы Еще одна характерная черта культуры Нового времени - ее многоязычность. В Средние века языком богослужения, науки и культуры была латынь, теперь же она уступила место национальным языкам. Благодаря этому достижении культуры стали доступны широким слоям населении и началось стремительное развитие национальных культур. Благодаря этому наука в Новое время делает стремительный рывок вперед, который оказался не одномоментным - для научного знания Нового времени характерен постоянный прогресс. Благодаря работам Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера произошел переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. И. Ньютон, следом за ними сформулировал базовые принципы новой научной картины мира. Через 150-200 лет после этого физики уже изучали атом и открыли радиацию. Наука перестает оперировать аргументами наподобие «так было угодно Богу» и ставит во главу познания рациональные методы исследования. В XIX в. возникло три важнейших направления философской мысли, оказавшие огромное влияние на развитие духовной культуры, а одно из них (марксизм) - на развитие политических, экономических и социальных процессов. Первое из них - немецкая классическая философия, представленная идеалистами И Кантом, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллингом, I Ф В. Гегелем и материалистом Л.А. Фейербахом. Каждый из них создал свою систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем, общим для всех было то, что философии они отводили Центральное место в истории человечества и развитии культуры, называя ее «душой культуры». Все они уделяли большое внимание человеку, который провозглашался господином природы и духа, утверждали могущество разума. В рамках немецкой классической философии была разработана целостная картина диалектики с ее бонами (закон количественно-качественных изменении, взаимодействия противоположностей и отрицания отрицания). Для учения всех данных мыслителей характерны абстрактность, отвлеченность, стремление создать всеобъемлющее философское учение. В Середине XIX в. возник марксизм. На основе идей Просвещения, утопического социализма и особенно немецкой классической философии К Маркс создал оригинальную концепцию, названную диалектическим материализмом (диалектика его предшественников была идеалистической). Материализм марксисты распространили не только на природу, но и на общество, и на понимание истории. Историю человечества они разделяли на пять формаций (этапов, каждый из которых характеризуется определенным способом производства), в качестве двигателя исторического прогресса предлагается классовая борьба. Одновременно с марксизмом возникло третье влиятельное направление научной и общественной мысли – позитивизм. В противовес немецким классикам и марксистам (с их сложными абстрактными построениями и высоким уровнем обобщения материала) позитивисты утверждали, что истинным является только конкретное эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании - без всяких обобщений и теоретических выкладок, которые идут не от опыта, а от личности ученого, а потому необъективны и неистинны 13. Основные этапы развития художественной культуры Нового времени. Отражение основных идеалов эпохи в стилях и направлениях в искусстве. Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. Эпоха Нового времени охватывает три века: 17, 18, 19. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: 17 век – эпоха зарождения, укрепление рационализма; 18 век — «третье сословие» и век Просвещения; 19 век – расцвет и кризис буржуазии; век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно. Эпоху нового времени принято делить на два больших этапа: Эпоха Просвещения. Охватывает 17 и 18 века. Толчком к началу ее развития послужил отказ общества от укоренившегося феодального образа жизни и переход к демократическому строю. Основная цель эпохи Просвещения – это образование не отдельных слоев общества, а всего народа. Благодаря этой идее стало возможным развитие прогресса во многих отраслях. Одной из главных особенностей эпохи Просвещения – это внедрение в общество понятия равенства. Идеалом этой эпохи стал человек, предприимчивый, образованный, трудолюбивый, сдержанный. Культура ХIХ столетия. Для этого периода характерны глобальные изменения в общественно-политической жизни. Во многих государствах вспыхивают народные выступления, буржуазные революции. Так народные массы боролись с политической и социальной несправедливостью. Художественные стили 17-19 вв: Во второй половине 17в. наблюдался расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и аристократической культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия. Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство. Характерные черты барокко: напряженный динамизм, экспрессивность, усложненность художественной формы, перегруженная декоративность; концентрация эмоций и контраста. Художники барокко тяготели кфф изображению чудес, видений, религиозных экстазов, мистических сюжетов. художественная концепция пессимистична, полна сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом. Рококо получил развитие в первой половине 18в. Искусство рококо отличалось стремлением укрыться в царстве мечты, отгородиться от грубой реальности легкомыслием. Однако в лучших произведениях за легкомыслием и иронией угадываются душевная усталость, отстраненность от жизненных тревог. В изобразительном искусстве выразился в изогнутых линиях, прозрачных светлых красках, любовных и эротических сюжетах, подчеркнутой декоративности и орнаментальности. Художниками создавались яркие изображения для украшения интерьеров, сюжетные произведения на бытовые и мифологические темы, портреты, пейзажи. в архитектуре стиль рококо больше касался интерьеров, но также создавались объекты малой архитектуры (беседки, павильоны), декоративно-орнаментальные украшения которых отличались большим разнообразием. С середины и до конца 18в. господствовал классицизм, для которого характерны обращение к классическому античному наследию, патриотизм и гражданственность, строгое соответствие внешней формы внутреннему содержанию. Искусство классицизма было ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов. Оно призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу. Его черты: в архитектуре - пропорциональность, симметрия, строгость линий, колонны и фронтоны (Малый Трианон); в скульптуре и живописи - античные и исторические сюжеты героического и патриотического характера, любовь к парадным портретам, показывающим «Отечества достойных сынов» и мудрецов. в литературе - патриотизм, нравоучительность, воспевание Добродетелей и высмеивание пороков, деление жанров на «высокие» (трагедия, ода) и «низкие» (комедия, басня). 3. На рубеже 18-19вв. получил распространение сентиментализм, для которого характерен интерес к человеческим чувствам. в архитектуре - всевозможные «храмы дружбы», «обители меланхолии» и прочие подобные павильоны; в скульптуре и живописи - пейзажи, камерный портрет в литературе - «пастушеская поэзия», сентиментальные повести и романы. 4. Первая половина 19 в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Распространение получил романтизм - во главу угла ставились чувство, воображение, одухотворенность, необычность, приключения. Произошел поворот от внешней жизни и деятельности человека к проблемам его внутреннего мира. Романтический герой, как правило, незаурядный человек, одинокий и не понятый окружающими людьми. Он стремится к бесконечной свободе, обычно несчастен и часто трагически гибнет. Романтизм нашел выражение прежде всего в литературе (произведения В. Скотта, И. В. Гете), изобразительном искусстве и музыке (Л Бетховен, В.А. Моцарт, Дж. Россини, Р. Шума Р. Вагнер). 5. Романтизм сменился реализмом со стремлением изображать жизнь такой, как она есть. Окружающий мир изображается во всей его многогранности. Удивительно точно отражается психология человека и взаимоотношения между людьми. Общественные пороки вскрывались. Очень ярко реализм выразился в литературе и живописи. 6. К концу 19в. искусство как будто «устает» от реализма, творческим людям становится тесно в его рамках. В такой обстановке возникает направление модернизм (или декадентство), для него характерны отход от реалистического изображения, погружение автора в свой внутренний мир, поиск способов выразить свои мысли и чувства. 14. Специфика культур древневосточных цивилизаций: основные культурные идеи и достижения Древнего Египта и Двуречья. Евгений Бобров Характерные черты восточных культур: 1) Человек по-прежнему сильно зависит от природы, сохраняется частичный синкретизм, культурной нормой становиться установка на гармонию человека и природы.Но частичный!!! Так как человек начинает воспринимать себя как отдельную личность 3) Интересы государства приоритетны; 4) Развитая бюрократия 5) Особая форма правления – восточная деспотия 6) Фетишизация государственной власти 7) Символический способ мышления и символизм 8) Религиозность и сосредоточенность на духовном Древнеегипетская культура - в бассейне Нила (конец III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.) Особенности: Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни. Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги. Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы. Основные культурные достижения: создание письменности, египетская религия и искусство Междуречье (между рек Тигр и Евфрат (конец IV тыс. - до н. э. VI в. до н.э.)) Особенности: 1) Менее сильная вера в загробный мир, по сравнению с Египтом. 2) Коллективизм 3) Государственный порядок, формируемый законом, отражает гармонию космоса и упорядочивает хаос. 4) Цель человека – занять свое место в космическом порядке через детальное соблюдение законов, подчинению вышестоящим и предписаниям государства. |