Диплом. Дипломная работа Личностные особенности девушек с невротической зависимостью в любовных отношениях
Скачать 0.58 Mb.
|
Агентство общего и профессионального образования РФ Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики Дипломная работа Личностные особенности девушек с невротической зависимостью в любовных отношениях Выполнила: студентка ФПО и ДП отделения «Психология» Михайлова Анна Владимировна Научный руководитель: Н.А. Цветкова – профессор, к.ф.н. Псков, 2007 Содержание Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Психологический анализ любви………………………………..….5 1.1 Понятие о любви в психологии…………………………………………..…5 1.2 Психологические особенности развития женщин и их отношение к любви ……………………………………………………………………………14 Глава 2. Анализ невротической зависимости в любовных отношениях.19 2.1Структура невроза…………………………………………………………....19 2.2Невротическая зависимость………………………………………………....23 Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик девушек с невротической зависимостью в любовных отношениях………………………………………………………………….….31 3.1 Характеристика выборки и базы исследования………………………….31 3.2 Характеристика методов исследования…………………………………...31 3.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………….….33 Глава 4. Методические рекомендации..........................................................54 Выводы................................................................................................................64 Заключение.........................................................................................................67 Библиография ...................................................................................................68 Приложения Введение Целью, которой я руководствовалась при написании этой работы, было дать описание живущих среди нас девушек, страдающих неврозами, описать конфликты, которые движут их поведением, понять те переживания и многочисленные затруднения, которые они испытывают во взаимо-отношениях со своими партнерами, а также и в отношении самих себя. Я не останавливаюсь здесь на рассмотрении особых типах неврозов, но сосредотачиваюсь на описании структуры невроза и тех деформаций характера, к которым он приводит. Над данным вопросом работали такие известные авторы как Фрей З., Хорни К., Фромм Э., Юнг К., Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Для наилучшего понимания тех особенностей, которые отличают невротическую зависимость от здоровой любви, я также раскрываю понятие любви. Эрих Фромм в работе «Искусство любить» хорошо описывает неспособность многих к искренней любви. Для них потребность в любви выражается молением о том, чтобы их любили. Мой интерес к данной работе вызван не столько пониманием характера неврозов, сколько нахождение действенного способа борьбы с ними. Цель: выявление психологических особенностей личности девушек с невротической зависимостью в любовных отношениях. Объект: группа девушек в возрасте от 17 до 27 лет. Предмет: особенности личности. Гипотеза: девушкам с невротической зависимостью в любовных отношениях свойственны высокий уровень депрессии, низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности, а также им необходим длительный период времени для забывания партнера. Задачи:
Методы:
В данной проблеме до сих пор не исследовано влияние неврозов на взаимодействия партнеров в любовных отношениях. Я попыталась найти характерные особенности поведения девушек с невротической зависимостью в любовных отношениях, что позволит ближе познакомится с трудностями которые они испытывают и тем как это возможно влияет на их отношения. Глава 1. Психологический анализ любви
Любовь в собственном и самом непосредственном смысле – это любовь к другому человеку, будь то материнская любовь, любовь ребенка к своим родителям, любовь к друзьям, супружеская любовь или любовь к Богу. Любовь к безличным объектам – такая как любовь к нации, родине, к искусству и т. Д. – хотя и является в известной мере аналогией, все же несравненно удалена от собственно любви. «Все привязанности к жизненным благам – пище, напиткам, деньгам и т.д. – не могут быть даже по аналогии обозначены как «любовь», потому, что они решающим образом отличаются от любви. Пьяница не любит алкоголь, скряга не любит деньги. Конечно они «привязаны» к ним, однако такая «привязанность» настолько своеобразна, настолько отличается от того вида привязанности, который имеет место в любви, что аналогия между ними могла бы ввести в заблуждение.» [16, с. 31.] Стоит указать на то, что возлюбленный является для любящего не только носителем достоинств и ценностей, - он сам находится в центре внимания: его красота, его благородство, - он воплощает соответствующие ценности со свойственной только ему индивидуальностью. Но настоящая любовь возможна только при условии, что есть желание давать, а не брать. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Эрих Фромм разделяет подвиды любви, в зависимости от объектов любви:
Необходимо отметить, что существуют формы подделок под любовь, сюда относятся невротическая любовь и псевдолюбовь.
Рюриков Ю.Б. в своей книге «Мед и яд любви» классификацию любви, которую предлагали еще древние греки. Они различали четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ. Эрос – это страсть больше для себя, чем для другого. Филиа – любовь-дружба, спокойная любовь, и именно она была возведена на высшую ступень в учении Платона. Агапэ – альтруистическая, духовная любовь. Сторгэ – любовь-нежность, семейная любовь. Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типов к одному классу любовных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логика выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке. Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства) Кемпер выделяет два независимых фактора — власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус — желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается, таким образом, не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре: 1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может “наказать” другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру; 2) братская любовь, основывающаяся на взаимном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью — отсутствием возможности к принуждению; 3) харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой — только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель — ученик; 4) “измена” — один партнер обладает и властью и статусом, другой — только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус; 5) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой — не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь; 6) “поклонение” — один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам; 7) любовь между родителем и маленьким ребенком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) — низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти. Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся). С традиционными представлениями о любви в разнополой паре близких по возрасту людей связываются, прежде всего, отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификации это отношения первых двух типов: романтическая и братская любовь (третий — харизматическая любовь — характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них — романтическая, связанная с выраженностью, сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблем особый интерес. В дальнейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви. Романтическая любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать множество переменных как психологического, так и непсихологического плана. Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов — установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и собственно феноменологию любви — с другой. Опыт показывает, что установки на любовь не просто реализуются в любовном поведении, — как и при изучении других областей человеческого поведения, здесь обнаружены большие установочно-поведенческие несовпадения. Так в дипломном исследовании Ширяевой (1984) было показано, что представления о любви могут существовать сравнительно независимо от реальных отношений, которые классифицируются самими участниками как любовь. При этом степень близости представлений и реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и структурированности поведения в рассматриваемых ситуациях стереотипных “настоящего мужчины” и “настоящей женщины” — там, где эти представления достаточно жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация субъектом определенных представлений о любовных переживаниях является необходимым условием развития чувства любви. Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсутствие в ней фактора удовольствия, радости — любовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо рассудочным и аскетичным. Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных. Такая же особенность наблюдается и в других эмоциональных отношениях, например, в дружеских. Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенного дефицита любовных отношений. Соответственно предполагалось, что любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет более адекватным. Идеализацию недостаточно рассматривать просто как нарушение в системе межличностного восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или иных черт партнера, с одной стороны, и отношение к этим качествам, т. е. оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или нетерпимых, сугубо временных или имманентно ему присущих — с другой. Ряд эмпирических исследований показывает, что идеализация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений, по крайней мере, стабильных. Что же касается идеализации как иного, более позитивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет существенную роль в жизни индивида и в функционировании пары как целого. Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстраординарных достоинств обслуживает удовлетворение каких-то важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три возможные реакции на осознание своих несовершенств — закрыть на них глаза, влюбиться в идеал, возненавидеть идеал. Способность к восхищению другим человеком, которая составляет важный компонент способности к любви вообще, помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является, несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е. способность к идеализации является непременным условием личностного роста. Слова “Мне нужно на кого-нибудь молиться” свидетельствуют о личностной зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как его неспособность к адекватному построению образа другого человека. Идеализация способствует и оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопринятия. В. С. Соловьев, например, считал, что идеализация — это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или, по крайней мере, может быть. На такую возможность указывают и наши эмпирические результаты, приведенные в предыдущем параграфе, — близкий человек оценивается в другой системе координат по сравнению с малознакомым. Интересно, что в дружеских отношениях именно ожидание завышенной оценки себя, обозначается молодыми людьми как понимание, которое и отличает дружбу от других типов отношений. Не случайно, что как обнаружила в своем диссертационном исследовании М. А. Абалакина, склонность к идеализации партнера свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития. Идеализация может выступать и важным фактором формирования отношений. Повышение “ценности” партнера в глазах субъекта служит дополнительным стимулом преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе общения. Отметим, что, по данным М. А. Абалакиной, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, чем женщина, должен преодолевать больше трудностей и поэтому нуждается в идеализации партнера. Обращением для объяснения любви как собственно человеческого феномена является теория романтической, или страстной, любви, разработанная Э. Уолстер. Эта теория базируется на ряде современных теорий эмоций, в которых подчеркивается момент самоинтерпретации своего состояния как составной части эмоционального переживания. Непосредственно эта теория связана с так называемой двухкомпонентной моделью С. Шехтера, согласно которой эмоции возникают лишь при одновременном сочетании двух факторов: физиологического возбуждения и возможностью для субъекта интерпретировать его для себя в терминах эмоций. В ставшем классическим эксперименте, который послужил основой для создания этой модели, С. Шехтер и Дж. Сингер с помощью инъекции возбуждающего препарата в одном случае, и плацебо — в другом, варьировали уровень физиологического возбуждения респондентов. Особым образом организованная ситуация эксперимента способствовала либо эмоциональному, либо неэмоциональному, сугубо физиологическому, объяснению респондентами своего состояния. Оказалось, что наиболее сильные эмоции переживали те испытуемые, которые были подвергнуты инъекции возбуждающего препарата и имели возможность объяснить себе свое состояние в эмоциональном ключе. Следует отметить, что связь любви и отрицательных переживаний закреплена и в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово “страсть” обозначает одновременно и чувство любви и (в современном языке, впрочем, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют и на страницах художественных произведений. Например, любовь между Ромео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейской культуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти. Реальность описанной Шекспиром ситуации была, кстати, подтверждена в исследовании Р. Дрисколла и К. Дависа, которые обнаружили, что оппозиция родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим возникновению романтической любви. Правда, вторая часть “эффекта Ромео и Джульетты”, как назвали авторы свои результаты, состоит в том, что через несколько месяцев инициированные таким “внешним” образом чувства затухают или даже сменяются на противоположные. Общепринятой является та точка зрения, что высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви; к другому человеку. Как говорил 3. Фрейд, “либидо, или либидо “я”, кажется нам большим резервуаром, из которого высылаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются”. Именно в отношении к самому себе оттачивается то искусство любви, о котором говорил Э. Фромм. Описанная А. Маслоу ситуация может быть иллюстрацией одной важной особенности любви, которая, в идеале всегда должна присутствовать в любовных отношениях. Фактически, устойчивая долговременная любовь есть всегда любовь, несмотря на недостатки, несовершенства партнера, как бы вопреки ним. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств партнера — согласно обыденной логике, выводящей любовь и симпатию из наличия у объекта экстраординарных достоинств, это делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви, несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга. Говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание, оценку своих отношений с другим человеком от любви как специфического процесса взаимоотношений с ним. Интимный характер любви, малодоступность ее для изучения неизбежно приводят к. фрагментарности наших знаний об этом явлении. Тем не менее, можно сказать, что понятие “любовь” репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешивается с другими близкими понятиями. Выделены различные типы любви и структуры любовных переживаний. Склонность к переживанию чувства любви связана с рядом личностных характеристик субъекта, в частности, с высоким уровнем самопринятия. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития. 1.2 Психологические особенности развития женщин и их отношение к любви Для того чтобы проследить, с какого момента начинается любовь-зависимость, необходимо обратиться раннему развитию личности. Нужно отметить очень важный факт: впечатления детства – от взаимоотношений с матерью, отцом, наблюдений за их отношениями – играют огромную роль в самостоятельной взрослой жизни человека, в том числе в сфере межполовых отношений. Иногда впечатления с детства вытесняются из нашего сознания, но они навсегда остаются с нами на бессознательном уровне. Но даже в неосознанном виде они влияют на наше мышление, поведение и отношение к жизни. Они могут способствовать или проявляться в комплексах неполноценности, в неврозах. Поскольку эти впечатления, так или иначе, проявляются в нашем поведении, их можно выявить. Характерно, что само их выявление – то есть переведение их в осознаваемую форму – имеет лечебное значение. Так как только после их осознания человек получает возможность их переоценить, то есть изменить отношение к ним и их значимость. Собственно в этом и заключается предложенный Фрейдом метод психоанализа. Хотелось бы напомнить, что, согласно гипотезе, либидо в своем развитии проходит несколько стадий: оральную, анальную, фаллическую и, наконец, достигает своего пика на генитальной стадии. В каждом случае преобладают определенные тенденции характера. На оральной стадии, например, это ожидание получать все необходимое от других, зависимость от других, тенденция к идентификации с другими в форме символического поглощения. Не так много говорилось о психических качествах, соответствующих «генитальному уровню», однако считается, что достижение «генитального уровня» равнозначно тому, что рассматривается как идеальная адаптация к требованиям окружающего мира. Сказать о ком-то, что он находится на «генитальном уровне», — все равно, что сказать, что он не невротик, а «обычный» человек в смысле среднестатистической нормы'. В соответствии с этой доктриной все наклонности, значительно отклоняющиеся от средней нормы, рассматриваются как инфантильные. Если у человека постоянно присутствуют подобные отклоняющиеся особенности, они рассматриваются как выражение фиксации на том или ином инфантильном уровне. Если же они развиваются у него после того, как он без особых трений преодолел предыдущие стадии, они расцениваются как регрессия. Стадии развития либидо, в которых произошла регрессия, объясняют специфику возникающих в результате различных типов неврозов и психозов. Меланхолия расценивается как проявление регрессии к оральной стадии, поскольку в этом случае нередко возникают проблемы, связанные с принятием пищи, каннибальские фантазии, страхи по поводу голодной смерти или отравления. Типичные для меланхолика самообвинения рассматриваются как результат «интроекции» другого человека, упреки к которому оказались вытеснены. Согласно Фрейду, меланхолик ведет себя так, словно он поглотил обвиняемого человека, и вследствие своей идентификации с обвиняемым объектом его упреки проявляются в виде упреков к себе. Неврозы навязчивых состояний рассматриваются как регрессия канально-садистской стадии. В основе этой интерпретации лежат наблюдения, что при неврозах навязчивых состояний зачастую имеют место такие черты, как раздражительность, жестокость, упрямство, чрезмерное внимание к опрятности, аккуратность, пунктуальность. Шизофренические психозы рассматриваются как регрессия к нарциссической стадии развития. В основе этого лежит наблюдение, что шизофренические личности уходят от реальности, эгоцентричны и зачастую имеют явные или скрытые идеи величия. Предполагается, что фактором, вызывающим регрессию, является фрустрация — прямая или косвенная — генитальных стремлений. В более общей формулировке: регрессию могут вызвать любые переживания, которые либо блокируют генитальные желания, либо делают их неприятными, например, разочарования или страхи, связанные с сексуальностью или любовной жизнью. [39, с. 242] Для более детального рассмотрения женской психологии необходимо раскрыть психологические особенности мужского и женского пола. Во-первых, это различия мальчиков и девочек, мужчин и женщин в их реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности их интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство. «Еще одна особенность женской психологии: способность отождествлять себя с успехом любимого человека, испытывать удовлетворение, как будто бы это ее личный успех (некая иррадиация на другого человека своего «Я»).» [21, с.46.] Существует еще множество различий между мужчинами и женщинами, но далее стоит разобраться более подробно с приведенными выше. У многих женщин способность отождествлять себя с любимым мужчиной очень выражена. В детстве такие девочки получали мало родительского тепла и внимания. Отношения родителей могли складываться не лучшим образом, и ребенок оставался один на один со своими страхами. Отсутствие теплоты и привязанности в детстве это главная причина, по которой развиваются неврозы. Не сформировав в детстве целостной картины своего «Я» женщина становится зависимой сначала от оценки ее окружающих, затем от оценки и отношения к ней мужа. Очень часто такие женщины уделяют делам своего избранника больше времени и внимания, чем своим собственным. Со временем мужчина становится для нее сверхценным. Ситуация может развиваться по-разному, но одно характерно – такая жертвенность со стороны женщины не приносит ей удовлетворения, она может забывать даже о детях, о здоровье, да и мужчину может не устраивать такая опека. В данных отношениях, если и можно говорить о любви, то только невротической. Любовь невротика – это любовь человека с обостренным чувством страха и одиночества. Одиночество его начинается в раннем детстве и поглощает всю личность. Человек хочет облегчить свое душевное состояние с помощью любви. Главные отличия от здоровой – это то, что невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива, а для здорового человека важно быть любимым уважаемым значимыми людьми. Любовь невротика можно проследить по следующим свойствам:
Очень часто среди невротиков встречаются люди, которые думают о том, что они величайшие из влюбленных и способны на колоссальные самопожертвования. Это является иллюзией, так как невротик не способен искренне любить и заботиться. Ели понаблюдать за действиями невротика можно отметить, что его действия имеют навязчивый характер. Да и само определение любви у невротиков резко расходится с общепринятым. То ценное, что заключено во взаимопонимании, терпимости, заботе, симпатии, не имеет места в его отношениях. Вообще невротик не хочет любви и привязанности со стороны других, он просто-напросто озабочен тем, чтобы другие люди не вели себя с ним агрессивно. |