Рус рк. 1. Язык специальности
Скачать 0.87 Mb.
|
28. Посох Асклепия, Красный крест и Красный полумесяц – основа всех медицинских символов. Посох Асклепия – известный медицинский символ. Он изображается в виде суковатой палки, вокруг которой обвита змея головой вверх. Эта эмблема возникла в Древней Греции, примерно в VIII веке до н.э. По преданиям, покровитель медицины Асклепий (в римской мифологии –Эскулап), имевший божественное происхождение, был искуснейшим врачом и мог даже воскрешать мертвых. Однажды его пригласили во дворец критского царя – Миноса, чтобы воскресить его мертвого сына. Асклепий шел, опираясь на посох, вокруг которого обвилась змея. Он испугался и убил ее, но вдруг появилась вторая змея, несущая во рту какое-то растение. Этой травой она воскресила убитую. Асклепий понял, что это растение – целебное, собрал его и воскресил сына царя. В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой ВОЗ при ООН. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы. Красный крест и красный полумесяц — эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК). МККК - это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны. Движение Красного Креста считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» и объединяет более 100 миллионов добровольцев (волонтёров) по всему миру. Международное общество Красного Креста основал швейцарский предприниматель и общественный деятель Анри Дюнан в 1863 году в Швейцарии. После битвы при Солферино 24 июня 1859 года, когда в сражении погибли более 40 тысяч солдат, Анри Дюнан был шокирован практически полным отсутствием медицинской помощи на поле боя. Он решил посвятить себя заботе о раненых солдатах. В 1884 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста. На этой конференции была принята эмблема общества - красный крест на белом фоне. Цветовое оформление логотипа организации представляет собой обратную расцветку национального флага Швейцарии из уважения к родине Движения. 29. Язык и его основные функции. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка – общение (взаимный обмен высказываниями), сообщение (передача информации) и воздействие (выражение чувств, эмоций, волеизъявлений). Функции языка: коммуникативная - средство общения людей, обмена информацией; номинативная – средство называния предметов, обозначения понятий, явлений окружающей действительности; познавательная – способ познания окружающей действительности; кумулятивная (накопительная) – способ сохранения и передачи полученных знаний; эмоциональная –средство выражения эмоций, чувств, переживаний. Язык выполняет свои функции благодаря языковой системе. Слова, фразеологизмы и предложения участвуют в выполнении функций языка. 30. С.Д.Асфендияров – основатель КазНМУ. Санжар Джафарович Асфендияров родился 20 октября 1889 года в Ташкенте. В 1907 году он закончил Ташкентское реальное училище, а в 1912 г.- Санкт– Петербургскую военно-медицинскую академию. В годы первой мировой войны работал военным врачом. С 1919 — 1925 гг. работал на руководящих должностях: 1. Народный комиссар Здравоохранения Туркестанской АССР (1919-1920 гг); 2. Народный комиссар Земледелия Туркестанской АССР (1921 – 1922 гг.); 3. Народный комиссар Здравоохранения Туркестанской АССР (1923- 1924 гг.); С 1927 — 1928 гг. С.Д.Асфендияров-директор института Востоковедения им. Н.Н.Нариманова (г.Москва), был избран профессором Московского государственного университета. В 1928 году выступил одним из основателей Казахского педагогического института (ныне Казахский национальный педагогический университет им. Абая). Первый ректор Алматинского медицинского института (1930-1931 гг.) — ныне Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова. Будучи ректором он открыл отделения: общей химии, биологии, физики, анатомии, физиологии внутрених болезней, гистологии, микробиологии, фармакологии, биологической химии, гигиены и кафедру хирургии. С.Д.Асфендияров много труда вложил в дело профилактики инфекционных заболеваний, по оказанию бесплатной медицинской помощи населению республики, организовал активную деятельность по борьбе с распространенными среди населения болезнями, как туберкулез, оспа, чума, кожные заболевания. Санжар Асфендияров свободно владел русским, английским, французским, латинским языками и языками восточных народов. Научные труды С.Асфендиярова:«История Казахстана» (1935г.), «Причины возникновения ислама» (Самарканд — Ташкент, 1928 год), 1935-1936 гг. совместно с П.А. Кунте выпустил в двух томах «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», в 1936 году опубликовал монографию «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане». В 1937 году был арестован в Москве и перевезен в Алмату, где его содержали во временном изоляторе. 25 февраля 1938 года в Алмате на выездной сессии коллегии Верховного суда СССР был приговорен к расстрелу. По решению Верховного суда СССР от 26 мая 1958 г. С.Д. Асфендияров был реабилитирован. В соответсвии с Постановлением Совета Министров КазССР от 11 января 1989 года Алматинскому медицинскому институту было присвоено имя С.Д. Асфендиярова. Вдоме, где жил С.Д.Асфендияров, была установлена мемориальная доска. В 1962 году улица Набережная города Алматы была переименована в улицу имени С. Д. Асфендиярова. 31.Медики-академики Казахстана. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А. Айтбакин и М. Карабаев. Амре Дурманулы Айтбакин (1861-1919 гг.) окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть- Каменогорского уезда. Ему принадлежит научное исследование "Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса", которое было удостоено серебряной медали. В Северном Казахстане работал врач Мухамеджан Карабаев (1858-1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Костанайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде. В 1909 г. окончил военно-медицинскую академию ХалелДосмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начале XX в. им был написан ряд статей для газеты "Казак,", в том числе "По поводу болезней" (1913 г.) и "Заразные болезни" (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Халела Досмухамедулы была продолжена и в советское время. Решение об открытии медицинского института в Алма-Ате было принято Постановлением СНК РСФСР от 10 июля 1930 года .Приказом Наркомздрава КАССР за № 260 от 30 ноября 1930 года директором медицинского института был назначен Санжар Джафарович Асфендияров, окончивший в 1912 году Военно-медицинскую академию в Петербурге Штат института в 1931 году был следующий: 5 профессоров, 4 доцента, 13 ассистентов и 2 преподавателя. Профессора: Асфендияров С.Д. (зав. каф. общественных наук), Авербург В.В. (зав. каф. гистологии), Захваткин В.А. (зав. каф. биологии), Исаев П.О. (зав. каф. морфологии, позднее каф. нормальной анатомии), Литвинова Н.Н. (зав. каф. химии). Острый дефицит детских врачей потребовал открытия в 1938 году педиатрического факультета. Его организатором и первым деканом стал проф. А.И. Малинин - выпускник медицинского факультета Саратовского университета. 32.Деонтология Деонтология — это термин, произошедший от греческого слова Deontos, которое переводится как «необходимое». Она охватывает достаточно широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений между медперсоналом и пациентом. В частности, считается, что врач должен прикладывать все свои усилия, чтобы принести пациенту пользу, и отказываться от любых действий, которые могли бы навредить больному человеку. Деонтология регламентирует специфику общения не только с пациентом, но и с коллегами, младшим медицинским персоналом и родственниками больного. Принцип милосердия подразумевает чуткое отношение к потребностям пациента. Каждое действие врача или медсестры должно приносить благо, а не вредить. Принцип автономии заключается в необходимости уважать личность пациента. Сюда входит правило анонимности и конфиденциальности, информирование о грядущем медицинском вмешательстве, а также предоставление пациенту возможности решать свою судьбу самостоятельно. Принцип справедливости подразумевает оказание медицинской помощи всем нуждающимся вне зависимости от их профессии, социального положения и других обстоятельств. Наконец, принцип полноты оказания помощи заключается в том, что каждому пациенту должна быть оказана необходимая ему помощь в полном объеме. Деонтология в медицине — это свод правил, которые регламентируют правила отношений между пациентом и врачом. Тактика отношения врача к пациенту должна быть индивидуализирована. Она зависит от тяжести болезни пациента, его культурного уровня, образования и т. д. Некоторым пациентам требуется достаточно мягкое обращение, другим же больше подойдут строгость и даже командный стиль. При этом доктору следует помнить о том, что любому человеку важно ощущать личную заинтересованность медицинского персонала в успешном лечении. Во всех случаях врач должен ставить пациента в известность о тяжести его состояния и потенциальных осложнениях. Исключение составляют пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания: следует отмечать любые, даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимость информирования пациента о наличии у него онкозаболевания является дискуссионной. С одной стороны, любой человек имеет право знать свой диагноз. С другой стороны, информация о наличии рака может негативным образом сказываться на прогнозе, ведь многие люди уверены в том, что онкология не поддается лечению. 33.Логотип КазНМУ В основе обновленного логотипа КазНМУ геральдический щит, в обрамлении второго щита, по форме напоминающего шанырак. Концепция двух щитов символизирует собой следующее. Внешний щит, размещенный в форме шанырака, символизирует собой принцип корпоративности медицинского сообщества, все врачи – это одна большая медицинская семья. Внутренний щит означает прежде всего защиту, олицетворяя миссию университета – подготовку врачей, стоящих на страже здоровья нации, медицинское обслуживание пациентов. Защищая своих выпускников и преподавателей, предоставляя гарантированные услуги, КазНМУ тем самым вносит свой вклад в обеспечение благополучия государства. В нижней части щита размещен стилизованный главный символ медицинской профессии – посох Асклепия. На протяжении практически всей истории медицины, посох с обвитой вокруг него змеей являлся ее главным и самым узнаваемым символом. Змея символизирует мудрость и опыт, факт того, что она обвилась вокруг дерева, символизирует господство чистого знания над силами природы. Посох обозначает природу и саму жизнь. Это символ смелых, самоотверженных, умных и талантливых людей, которые изо дня в день бросают вызов опаснейшим болезням, для того чтобы в очередной раз одержать победу. По бокам от символа медицины размещены символические горы, изображенные в виде элементов казахского народного орнамента — кошкар муйиз, означающие географическое расположение Университета в предгорьях Заилийского Алатау, а также отражающие закон триединства прошлого, настоящего и будущего, объединенные кольцом вечности. Это также отражает славную историю Университета, преемственность традиций и поколений, а также устремленность в будущее. В верхней части внутреннего щита размещен Mascot КазНМУ снежный барс— snowleopard . Каждый ведущий вуз мира имеет свой маскот — талисман как важнейший элемент социального позиционирования. Снежный барс в качестве маскота подчеркивает величие медицинской профессии и как нельзя больше отражает сущность идеального врача – выпускника КазНМУ, который должен быть уникальным в своей компетентности, всегда быть рядом от пациента, быть решительным и отважным. Снежный барс является также национальным символом Казахстана и города Алматы, и в этой связи является наиболее подходящим животным в качестве маскота (талисмана) национального университета. На одном уровне со снежным барсом размещено стилизованное изображение яблочного дерева, символизирующего собой древо познания (образование в течение всей жизни врача), древо жизни. Выбор в качестве элемента логотипа именно яблочного дерева указывает на расположение Университета в городе яблок – Алматы. Согласно геральдике яблоня является символом жизни, возрождения, нового начала и светлого будущего. Кроме того, яблоки на ветвях символизируют основной продукт университета – высококвалифицированных специалистов. В целом же дерево как символ развития — один из центральных символов мировой традиции. Подобно другим растительным формам, оно связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако прежде всего оно является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «корнями дерево уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом». Внизу логотипа размещен год основания КазНМУ – 1930. Основные цвета логотипа фиолетовый и золотой. Фиолетовый цвет – цвет инноваций и знания. Золотой – цвет процветания и благополучия. 34.Культура общения фармацевта-провизора с пациентом Социально-психологический подход к взаимоотношениям провизора (фармацевта) и больного (посетителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения. Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности. Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного. 1. Общая психотерапия: информирование, разъяснение каких-либо вопросов, успокоение больного, эмоциональная поддержка и т.д. 2. Специальная психотерапия: убеждение и внушение. 3. Социальная терапия больного: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь. Правильный психологический подход к больному - это своего рода уже психотерапия. При общении с посетителями аптек работник аптечной организации (первостольник) должен проявить следующие качества: 1. Уважение к личности больного: внимательность, вежливость, культура обслуживания, доброжелательность, чуткость. 2. Взаимопонимание с посетителем. 3. Терпимость: выдержка, спокойствие, ровное настроение, приятное выражение лица, умение противостоять утомлению. 4. Направленность психотерапии. Провизору (фармацевту) надо уметь различать посетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них. Больные по восприятию своего заболевания подразделяются на три группы. К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства. Ко второй - больные, которые переоценивают серьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу. Третью группу составляют люди, адекватно воспринимающие свою болезнь. Таких больных (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медикаментозной помощью. Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Структура первичной беседы с больным должна быть следующей: 1. Установление контакта, атмосферы доверия, откровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворения общением. 2.Предоставление больному доступной информации о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов. 3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних условиях (ОСТ от 2003 года). 4. Нацеливание больного на эффективность лекарственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему действие препарата должно нормализоваться кровяное давление») . 5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного. 6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помощью обратной связи»: расспросить больного и уточнить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.). Вся беседа с больным должна носить коммуникативный характер и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку. Информационная эффективность общения провизора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующими факторами: - неумением провизора вызвать расположение больного; -дефицитом времени (как у провизора, так и у больного); - отсутствием интереса у больного к общению с провизором; -репликами стоящих в очереди к провизору других больных или здоровых посетителей. Провизор может быть усталым, по свое утомление он не должен показывать больному, быть ровным и внимательным. |