Педагогика вопросы. педагогика. ответы на вопросы 16. 11. Великие цивилизации и их вклад в развитие теории образования (Древний Восток, Античность, Христианская цивилизация, Эпоха просвещения, и т д). Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)
Скачать 220.8 Kb.
|
Педагогика 11. Великие цивилизации и их вклад в развитие теории образования (Древний Восток, Античность, Христианская цивилизация, Эпоха просвещения, и т.д). Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). В Древнем Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих. В них пользовались иероглиффично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки В школе при дворце фараона занятия продолжались с ранку до позднего вечера Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальник начальники. В Древней Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым. Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати) Школу брахманов возглавлял учитель Обучение в ней длилось 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет) Во время обучения дети проживали в доме учителя. В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые свою жизнь посвящали изучению священных книг – Вед. В Древнем Китае письменность возникла во II тыс. до н.э., что начало обучения грамоте. Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей. До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета Обучение начиналось с шести лет. В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания. Первую частную школу в Древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель Конфуций. В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и, умение полемизировать, дискутировать. Именно в Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновником. Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах). СПАРТА. Воспитанием были охвачены только дети рабовладельцев, а дети рабов были лишены права обучения, поскольку их бесправных родителей рассматривали как «орудие, которое говорит». До 7 лет мальчики жили дома. После этого их забирали в - агелы, в которых они воспитывались и обучались до 18 лет. Здесь учили бегать, прыгать, метать копье, диск, бороться, приучали к простой пище и всевозможным лишениям: голоду, холоду, жажде, боли. Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов, в которой они несли военную службу: охране городов, участвовали в военных маневрах. Девушки в Спарте также получали военно-физическое воспитание, для того чтобы могли заменить мужчин. Брак в обществе распределялся равномерно: богатый жених – бедная невеста. Афины славились высокоразвитой культурой, ремеслами, торговлей. До 7 лет все дети воспитывались в семье с помощью кормилиц. Большая роль отводилась играм, сказкам, мифам, лепке, вырезанию т.е накапливался и обогощался сенсорный опыт ребенка, развивалось его воображение. После 7 лет мальчики поступали в школу грамматиста, где учили письмо, чтение, а затем или одновременно в школу кифариста литературно и эстетическое образование. В 13-14 лет переходили в пелистру, обучались пятиборию: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска и копья. В 18-20 лет юноши переходили в эфебию, где продолжалось военное и политическое воспитание и т.д. Воспитание девочек было совсем другим. Они и после 7 лет оставались дома, вели замкнутую жизнь. Только после 18 лет девушки могли иногда появиться на улицах во время больших гос. праздников. Спартанцы считали афинянок «безмозглыми куклами», полурабынями. Воспитание и школа в Древнем Риме. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем. Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. ЗА счет рабов и отпущенников, которым господа считал ненужным дать образование, росла интеллигенция. Школы по имущественному признаку и знатности происхождения делились на элементарные и грамматические. Несколько позднее возникли риторские школы. Возникновение христианства и его влияние на воспитание. Христиане –учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиции христианского вероучения. Основными способами обучения были устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнегреческого на арамейский и греческий. Содержание образования ориентировалось на Библию –собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей –Ветхого завета и Нового завета. Первая часть –иудейские священные тексты 2го и 1го тысячелетий до н.э. Древнейшие библейские тексты –это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, содержание которых было положено в основу воспитания. Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353-430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии. Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. Первые университеты появились в XIIв. В Италии, Франции, Англии, позже Чехии(пражский) и Польше(краковский). В XII-XIIIвв. всё чаще подвергаются сомнениям и критике религиозные трактаты, появляется потребность в развитии новой философии, способной защитить церковь. Задача первых университетов-развивать и пропагандировать угодные религии идеи. Средневековые университеты имели 4 факультета. На подготовительном или артистическом факультете преподавались «семь свободных искусств» и обучение длилось семь лет. По окончании студенты получали степень «магистра искусств» и могли продолжить образование на одном из трёх основных факультетов: богословия, медицины, юридическом, обучение продолжалось 5-6лет. Основными видами занятий были лекции, организовывались также диспуты на основе тезисов докладов, которые готовили самостоятельно. Выпускники получали звание «доктора наук». Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения. Педагоги-просветители (гуманисты) эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XVв.). Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети. Главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Идеологи Реформации стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Деятели Реформации быстро осознали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Они доказывали необходимость распространения образования, проникнутого духом реформированного христианства, значительно приближенного к жизни, чем традиционная школа, и ориентированного на охват более широких масс населения, чем это было ранее. Идеологи Реформации выдвинули прогрессивный лозунг о всеобщем образовании детей всех сословий на родном языке. В 1524 г. Мартин Лютер обратился к городскому самоуправлению с призывом открыть доступные начальные школы для всего населения. Он настойчиво убеждал родителей отправлять детей в школу, начиная с 6 – 7 лет. Организовал пребывание детей в школе не менее двух часов ежедневно. Указывал на необходимость специальной подготовки учителей. Для того чтобы сделать Библию доступной каждому, Мартин Лютер посвятил 15 лет своей жизни ее переводу на немецкий язык. Мартин Лютер выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Стремясь сделать источник Божественной истины (Священное писание) доступным каждому верующему, он утвердил обучение чтению и катехизису основой складывающейся протестантской народной школы. Большое значение Лютер придавал изучению древних языков (греческого и латинского), чтению классических текстов. В преподавании немецкой истории он видел важнейшее средство развития национального самосознания. В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. Педагогические идеалы Реформации реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики Контрреформации. Источник: История педагогики. Латышина Д.И .13. Дидактические идеи Античности, Средневековья и Возрождения, Просвещения, дидактики XIX – начала XX века, современности. Античность Пифагор. Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Организация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. Гераклит. «Многознание уму не научает». Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для познания истины надо быть усердным учеником. Два основных орудия познания: ощущения (через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать). Р Демокрит . Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Считал, что в обучении важно не количество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Подчеркивал роль семьи, положительного примера родителей. Сократ. Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.Платон воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире. Аристотель. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («политическое») животное. Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения. |